- Коммерческое право

Что такое ирония — это скрытая усмешка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое ирония — это скрытая усмешка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если вы хотите понять, что это такое ирония, то нужно узнать слова, которые близки к ней по значению. Синонимами к нашему термину будут: насмешка, издевка и сарказм. Все они хорошо объясняют концепцию термина. Правда, замечательно синонимы иронии работают только в команде. А вот по отдельности они объясняют суть хуже. Ведь ирония — это не насмешка и не издевка, это своеобразное поучение, которое человек делает своему оппоненту.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Основные формы иронии

Вспомните ироничное выражение «НУ ТЫ МОЛОДЕЦ!». Его говорят в укор, имея в виду совершенное противоположное.

Чаще всего ирония состоит в формальном одобрении, когда на самом деле подразумевается осуждение и насмешка. В отличие от сарказма, который стремится больно уязвить объект насмешки, заявить о пороке во всеуслышание, ирония ближе к мягкому подтруниванию.

  • Прямая ирония — сатирический способ принизить, придать отрицательный характер описываемому явлению. Например, желая сказать человеку, что он чего-то испугался, часто говорят «НУ ТЫ И ХРАБРЕЦ!».
  • Самоирония — ирония, направленная на собственную персону. В самоиронии и антииронии отрицательные высказывания могут подразумевать обратный (положительный) подтекст. Пример: «Где уж нам, дуракам, чай пить».
  • Антиирония – ставится задача не высмеять человека, а показать, что его на самом деле недооценивают. Например, у Жванецкого есть такие строчки «Врачи делали все возможное, но пациент выжил».
  • Сократическая ирония — метод выявления невежества собеседника, широко используемый в майевтике; он состоит в приведении собеседника к противоречию с тем, что он утверждал ранее, или с тем, что подразумевается здравым смыслом (в Древней Греции человек, чьё мнение противоречило мнениям всех вокруг, назывался «идиотом», то есть «пребывающим отдельно»); в ряде случаев сократическая ирония выражается в самоиронии, изобличении собственного невежества (которое может быть способом изобличения аналогичных заблуждений собеседника или аудитории).
  • Ироническое мировоззрение — состояние души, позволяющее не принимать на веру расхожие утверждения и стереотипы, и не относиться слишком серьёзно к различным «общепризнанным ценностям».
  • Постирония — сатирический приём, в котором искренность сложно отличить от иронии.

Исследователи считают, что родоначальником этой риторической уловки был философ Сократ. Его способ вести ученый спор можно описать фразой «прикинуться простачком». В этом и состояло притворство — древнейшая форма иронии.

В письменной речи иронию обычно заключают в кавычки (ведь тут интонаций трудно показать ироничность), а в разговоре эти кавычки показывают пальцами (либо добавляют в конце — в кавычках).

Ирония – это не всегда «очернение» чего-либо, зачастую с ее помощью и «хорошее прячется за плохим».

Чем отличается сатира от иронии?

Первая – это вид комического в искусстве. От юмора и иронии она отличается резкостью обличения. Ее сила зависит от того, какую социальную значимость имеет занимаемая сатириком позиция и какой эффективностью обладают комические средства – сарказм, гипербола, аллегория, гротеск, пародия. Как жанр возникла в римской литературе, а после охватила другие виды искусства:

  • кино;
  • эстраду;
  • телевидение;
  • литературу (комедия);
  • ИЗО (шарж, карикатура);
  • публицистику (фельетон) и др.

Отличие сатиры от иронии состоит в том, что она ведет борьбу с комически изображаемым объектом. Для нее характерна активность, волевая направленность и . В сатире смех всегда соседствует с негодованием и возмущением. Очень часто они выходят на первый план, оттесняя смешное. К авторам, пишущим в сатирическом жанре относят:

  1. Салтыкова-Щедрина.
  2. Свифта.
  3. Вальтера.
  4. Бомарше и др.

Когда нужно использовать иронию?

Чтобы человека считали весельчаком, а не язвой, он должен дозировать свои усмешки и поучения. Как говорится, не стоит метать бисер перед свиньями. Если вы точно уверены, что ваш собеседник иронии не оценит и не поймет, то зачем расточать на него свой творческий потенциал?

Лучше использовать иронию дозировано, причем в компании хорошо знакомых друзей. Ведь одно дело, когда вы посмеетесь над другом, который упал в лужу, и совсем другое дело, когда в этой неловкой ситуации окажется абсолютно незнакомый человек.

Вообще лучше всего иронию использовать в качестве подведения своей мысли или для того, чтобы разрядить чересчур напряженную обстановку. В первом случае вы покажете себя как умный и харизматичный человек, а во втором — как этакий весельчак, который может быть душой компании.

Изображая отрицательное явление в положительном виде, ирония противопоставляет, таким образом, то, что должно быть, — тому, что есть, осмеивает данное с точки зрения должного. В этой функции иронии — ее сходство с юмором, тоже подобно иронии вскрывающим недостатки различных явлений, сопоставляя два плана — данного и должного. Подобно иронии и в юморе основанием, сигналом для сопоставления двух планов — данного и должного — служит откровенно, подчеркнуто демонстрируемое притворство говорящего, как бы предупреждающего, что его слов нельзя понимать всерьез; однако если ирония притворно изображает должное в качестве данного, то юмор, наоборот, притворно изображает данное в качестве должного. Юмор гоголевских повестей и поэмы «Мертвые души» осуществляется именно через притворно-серьезный тон рассказчика, якобы наивно приемлющего все нелепости и недостатки изображаемой жизни, якобы рассматривающего изображаемую жизнь глазами своих героев. И в иронии и в юморе даются два отношения автора к изображаемому: одно притворное, другое — подлинное, и в иронии и в юморе интонация противополагается буквальному смыслу высказывания, но в иронии интонация несет в себе подлинное дискредитирующее отношение, в юморе — притворное уважительное отношение.

Читайте также:  Финансовый, коммерческий и другие директора: разбираемся, кто чем занимается

Различимые теоретически, ирония и юмор часто переходят друг в друга и до неразличимости переплетаются в художественной практике, чему способствует не только наличие общих элементов, общность функций, но и общая интеллектуалистическая природа этих двух методов художественного дискредитирования: игра со смысловыми контрастами, противопоставление логически противоположных понятий требуют четкости мысли в процессе своего создания и к ней же апеллируют в процессе читательского восприятия.

Ведя к дискредитированию явления, т.е. выражая акт оценки, юмор лишь подсказывает эту оценку при помощи группировки фактов, заставляет факты говорить за себя, — ирония же высказывает оценку, передает в интонации отношение говорящего.

Принято отличать еще особый вид иронии — сарказм, который обычно характеризуется как злая ирония; однако определение «злая ирония» требует уточнения. Ирония может быть названа злой и в зависимости от своей меткости и в зависимости от проявляемого в интонации отношения говорящего. Точнее поэтому будет определить сарказм как иронию, выражающую страстно-отрицательное, негодующее отношение к чему-либо. Саркастически звучат полные социального негодования и морального возмущения монологи Чацкого.

Ирония не только подчеркивает недостатки, т.е. служит целям дискредитирования, но также обладает возможностью высмеивать, разоблачать неосновательные претензии, придавая самим этим претензиям иронический смысл, как бы заставляя высмеиваемое явление иронизировать само над собой.

Ирония как полемический прием была уже хорошо известна греческим риторам и римским ораторам. Ирония — испытанное орудие современных публицистов. В зависимости от серьезности задач, какие ставит себе полемика, ирония может приобретать большую или меньшую идеологическую углубленность, то замещая собой всякую иную логическую аргументацию, служа непосредственным выражением враждебности, то лишь венчая логическую аргументацию в качестве стилистического заострения.

В своем стилистическом осуществлении ирония пользуется целым рядом форм, охватывающих самый разнообразный по объему и характеру материал, — то локализирующихся в отдельном слове, то проникающих все произведение в целом.

Из форм, которыми пользуется ирония, самой распространенной и самой элементарной представляется антифраза — употребление слова в значении, прямо противоположном его обычному смыслу («Хорош, нечего сказать»). В крыловском “а философ — без огурцов” насмешка сосредоточивается на звании философа, любителя мудрости, мудреца, спасовавшего перед здравым смыслом крестьянина, но здесь нет антифразы, ибо звание философа не оспаривается за объектом иронии, высмеиваются лишь претензии такого рода философии на мудрость, на знание жизни, следовательно слово «философ» употреблено здесь одновременно и в прямом своем смысле, правильно обозначая человека, занимающегося философией, и в смысле ироническом — таким образом, дается как бы частичная антифраза, относящаяся лишь к некоторым признакам выражаемого этим словом понятия. Контраст между данным и должным может быть еще больше подчеркнут при помощи гиперболы, доводящей иронически утверждаемое явление до в высшей степени преувеличенных, с целью большей выразительности, размеров: так, вместо того чтобы маленький предмет иронически назвать большим, его называют огромным, гигантским, колоссальным. Все указанные только что формы иронии обладают тем общим признаком, что они основываются на особом словоупотреблении, касаются словесной семантики, построены на игре смыслов отдельных слов и выражений, т.е. дают ироническое называние предмета; однако называние предмета — лишь элементарнейший способ изображения, так сказать, минимальное изображение. Поэтому ирония может проявиться не только в словесном обозначении предмета, но и в характере его показа, даже при отсутствии иронического словоупотребления в обрисовке характера, в ситуации. Так, слова Хлестакова о посланных за ним из департамента тридцати пяти тысячах курьеров произносятся им, конечно, не иронически, но вся ситуация, созданная этими словами, развертывается Гоголем как ироническая. Простейший вид такой объективированной иронии заключается в инсценировке иронического суждения: она вкладывается в уста действующего лица и произносится им в своем первоначальном, прямом неироническом смысле, а ироническое отношение автора вытекает из всего контекста. Так построена ирония в приписываемой Пушкину эпиграмме:

“Сказал деспот: “Мои сыны,

Законы будут вам даны,

Я возвращу вам дни златые

Благословенной тишины”.

И обновленная Россия

Надела с выпушкой штаны”.

Для того, чтобы объективироваться в ситуации, в обрисовке характера и т.п., ирония требует прежде всего объективации авторского отношения к изображаемому. Это авторское отношение, иронический тон может быть иногда с необходимостью выведен из сообщенных автором особенностей изображаемого, не допускающих иного толкования, кроме иронического. Сообщенные Гоголем сведения не допускают никакой другой трактовки, кроме иронической, по отношению к рассказам Хлестакова об его петербургских успехах. Таким же способом подсказать ироническое отношение к явлению служат карикатура, гротеск и т.п. К гротеску как к излюбленной форме своей злой, беспощадной, издевающейся иронии прибегает знаменитый английский сатирик XVIII века — Свифт. Особую законченность и выразительность гротескная ирония Свифта приобрела в его «Путешествиях Гулливера», аллегорическом памфлете, в котором высмеиваются все устои тогдашнего общества.

Обратиться, в первую очередь, нужно к справочной литературе. Поскольку слово «ирония» – это термин, стоит прочесть статью из «Словаря литературоведческих терминов», автор которого С. П. Белокуров:

«Ирония – (от греч. eironeia – притворство, насмешка)».

В первую очередь, это вид комического, потому что осмеяние происходит с осуждающей оценкой; это критикуется с тонкой и скрытой насмешкой. Комизм ситуации достигается тем, что высказывается не то что подразумевается, а совсем противоположное ему.

Во вторую очередь, ирония – это троп, приём, основанный на контрасте того, что ясно видно всем и скрытого смысла высказывания, за счёт чего образуется насмешка: вопрос «Откуда, умная, бредёшь ты, голова?» И. А. Крылов адресовал ослу.

Создать иронию в литературе, которую читатель поймёт и оценит, довольно непросто. Автор должен отличаться талантом и своеобразным видением, которое подразумевает присутствие развитого интеллекта, концептуального образа мыслей и языковой чувствительности.

Например, всеми нами любимый А. С. Пушкин порицает малопривлекательное ему светское общество, с насмешкой именуя его «везде встречаемыми лицами», «необходимыми глупцами» или «цветом столицы»:

«Тут был однако цвет столицы,
И знать и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы;»

В басне Ивана Андреевича Крылова «Лисица и Осёл» Лиса обращается к Ослу, при этом на самом деле она считает его глупым:

А в его басне «Стрекоза и Муравей» Стрекоза слышит от Муравья иронию, так как для него пение — безделье:

Читайте также:  Проверяем квартиру перед покупкой: 5 вещей, которые надо сделать

Гоголь тоже любил использовать иронию. Например то, как он описывает с помощью мнимо восторженных фраз своих гнусных и подловатых героев:

«Итак, два почтеннейших мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой! И за что? За вздор, за гусака».

Ещё один пример из созданий Гоголя — в «Мёртвых душах» он характеризует Чичикова как «самого благопристойного человека, какой когда-либо существовал на свете».

Определение иронии в литературе можно дать после знакомства с историей возникновения приема. Он получил известность благодаря древним грекам, у которых слово «иронизировать» означало говорить неправду, насмехаться. Ирониками называли людей, которые обманывали с помощью слов. Основателем направления считают философа Сократа. Он иронизировал во время споров с конкурентами, разоблачая их самодовольство и самомнение.

Ирония для древних мудрецов стала глотком свежего воздуха. Она помогла противостоять самовольству и ограниченности обыденного сознания личности, получила развитие в античных комедиях и литературе. Во времена Средневековья прием использовали в народной смеховой культуре, причем люди смеялись над собой. В эпоху Возрождения иронию использовали в народной и праздничной культуре. Не обходили ее вниманием королевские шуты, которым нравилось обсуждать пороки королей в завуалированной форме.

В период барокко иронисты научились сопоставлять несопоставимое, что было важно для дальнейшего развития направления. В XIX веке ирония с трудом выдержала натиск научно-технического прогресса. В литературе это выражалось вялостью и неестественностью, что стало следствием разрушения привычных основ и простых человеческих ценностей.

С момента появления ирония имеет большое психологическое и литературное значение. У Сократа это самодовлеющее отрицание («Я знаю только то, что ничего не знаю»). У римских ораторов — вариант аллегории (иносказания), которую использовали в дальнейшем мастера эпохи Возрождения (Эразм Роттердамский) и Просвещения (Вольтер, Д. Дидро, Дж. Свифт). В наше время ирония в литературе передается через речь персонажей или автора. Она придает произведению ироничную окраску, но тема обсуждения получает не снисходительное одобрение, а неприятие.

Итак, ирония в литературе — сатирический прием, с помощью которого писатель дает оценку высмеиваемому предмету. Это одна из форм отрицания, отличительным признаком которой выступает двойной смысл. Истина заключается не в высказывании, а в противоположном ему значении. Нередко осмеивается не только сущность объекта, но и его отдельные черты и особенности. В первом случае это имеет уничтожающее значение, а во втором — корректирующее, совершенствующее.

Что такое постирония?

Словом постирония называют состояние, где искренность трудно отличить от иронии. Если п остмодернизм предполагает отказ от веры в «истину в последней инстанции», то постирония — отказ признавать, иронизирует автор или говорит всерьез. Публика не должна до конца понимать, что перед ней: издевка, шутка с двойным дном или искреннее признание.

К постиронии часто апеллируют те, кто претендует на интеллектуальный, сложный юмор. Она позволяет, с одной стороны, придать шутке дополнительный смысл, с другой — заставляет аудиторию задуматься о серьезных вещах.

Поэтому постиронию связывают с понятием о «новой искренности»: если говорить о важном с серьезным лицом не получается, это можно сделать в форме шутки. Это позволяет говорить пафосные или наивные вещи, но не подвергнуться осмеянию. Автор высказывания остается в безопасности — он всегда может сделать вид, что просто иронизировал.

Иронию можно разделить на несколько форм:

  • прямая – форма, когда с помощью иронии указывают на отрицательные качества героя, на его недостатки.
  • антиирония – является противопоставлением прямой иронии. Она наоборот показывает недооцененность героя.
  • самоирония – способность посмеяться над собой, увидить в себе недостатки и отрицательные качества. Самоирония часто используется, чтобы, наоборот, показать себя в положительном ключе («Да куда уж мне дураку до тебя»)
  • сократова ирония – направлена на то, чтобы открыть истину тому, кто обладает ложными знаниями.
  • ироническое мировоззрение – состояние, при котором человек не относится слишком серьезно к окружающим его вещам и к жизни в целом. Он скептически смотрит на все утвержденные постулаты и подвергает их сомнению.
  • постирония – форма иронии, при которой уже трудно отличить, говорит ли человек правду или иронизирует.

Место иронии в системе изобразительно-выразительных средств языка

Ирония, как языковая категория, играет важную роль в эстетической и литературно-художественной системах произведения; в художественных текстах она относится к элементам, обладающим особым весом.

В лингвистике существует несколько вариантов дефиниций иронии.

Исследователь О.С. Ахманова, которая относит иронию к тропам, считает, что «ирония состоит в употреблении слова в смысле, обратном буквальному с целью тонкой и скрытой насмешки; насмешка, нарочито облеченная в форму положительной характеристики или восхваления». Автор рассматривает иронию как изобразительно-выразительное средство, выражающее насмешку и лукавое иносказание, когда «слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение» [6, 9].

По мнению исследователя О.Г. Петровой, ирония, которая всегда является средством реализации субъективно-оценочной модальности, представляет собой художественную форму авторской оценочной позиции [4, 10].

Что такое постирония?

Термин «ирония» относится к ситуациям, когда трудно отличить честность от сарказма. Если постмодернизм означает отказ от веры в «абсолютную истину», то пост-ирония отказывается признать, саркастичен автор или серьезен. Аудитория не должна полностью понимать, издевается ли автор, двусмысленно шутит или делает честное признание.

Сарказм часто упоминается теми, кто предлагает умный и утонченный юмор. Это, с одной стороны, придает шутке смысл, а с другой — заставляет аудиторию серьезно задуматься.

Именно поэтому пост-ирония ассоциируется с концепцией «новой честности». Если нет возможности говорить о важных вещах с серьезными людьми, это можно сделать в форме шуток. Это позволит вам сказать что-то жалкое или наивное, но при этом не быть осмеянным. Автор высказывания в безопасности — он всегда может просто притвориться саркастичным.

Значение слова Ирония по словарю Брокгауза и Ефрона:

Ирония — оборот речи, основанный на способе мышления, противоположном идеализации, которая видит действительный мир в свете идеи (в субъективной окраске). И. смотрит на вещи с той стороны, с которой они представляются нам в отрицательных чертах, не соответствующих тому, что по внутреннему субъективному идеалу они должны были бы представлять. ироническое выражение подчеркивает несоответствие кажущегося с действительно существующим, прилагая к первому определения (эпитеты) последнего. Само слово И. — греческое, собственно означающее «притворство», — получило нынешнее свое значение благодаря Сократу, часто пользовавшемуся И. для уличения собеседника (И. Сократа, είρωνεία. Σωκράτους). По способу пользования И. можно отличать И. наивно-добродушную, какую мы находим в иных хорах Аристофана, в речах некоторых женских персонажей Шекспира и в большинстве случаев у Сократа. Другой вид И. — злостный, не брезгающий никакими средствами, к которому во франц. языке применяется термин pe r siflage. такая И. встречается, напр., в «Разговорах богов» Лукиана, местами у Вольтера и у Гейне. Гегель порицал И., как миросозерцание, порожденное произволом и тщеславием субъективного я. Особый культ И. проповедовал Фр. Шлегель, который видел в ней подъем гениального индивидуума над пошлым.

Читайте также:  27 кадровых документов, без которых не обойтись

Как научиться сарказму и иронии?

  • В первую очередь необходимо сформулировать для себя понятное определение обоих понятий и различия между ними. Желательно поискать примеры сарказмов и иронии в литературных произведениях, поинтересоваться фразами, которые в качестве примеров приводятся в интернете (ниже вы сможете прочесть список подобных высказываний).
  • Когда вы четко поймете, в каких случаях необходим тот или иной вид сатиры, попробуйте применить свои познания на тех собеседниках, которые в случае неудачи не обидятся и не будут смеяться – родственники или приятели. Главное – не обижайте их всерьез. Если процесс обучения успешен – можно переходить на применение саркастических высказываний в отношении тех людей, которые вам неприятны.
  • Сократ, этот старый лис
    Самой влиятельной моделью в истории иронии был Платонический Сократ. Однако ни Сократ, ни его современники не связали бы слово eironeia с современными концепциями сократической иронии. По словам Цицерона, Сократ всегда «делал вид, что ему нужна информация, и восхищался мудростью своего товарища»; когда собеседники Сократа злились на него за такое поведение, они называли его eiron , вульгарным термином упрека, относящимся к любому виду хитрого обмана с подтекстом насмешки. Лиса была символом eiron .
    Все серьезные обсуждения eironeia следовали за ассоциацией этого слова с Сократом.
    (Норман Д. Нокс, «Ирония», Словарь истории идей , 2003 г.)
  • Западная чувствительность
    Некоторые заходят так далеко, что говорят, что ироническая личность Сократа открыла особую западную чувствительность. Его ирония или его способность не принимать повседневные ценности и концепции, но жить в состоянии постоянного вопроса, является рождением философии, этики и сознания.
    (Клэр Коулбрук) , Ирония: новая критическая идиома , Routledge, 2004)
  • Скептики и академики
    Это не без всякой причины, по которой столь многие выдающиеся философы стали скептиками и академиками, отрицали какую-либо определенность знания или понимания и придерживались мнения, что знание о человеке распространяется только на видимости и вероятности. Это правда, что у Сократа это должно было быть не более чем формой иронии, Scientiam disimulando simulavit , поскольку он имел обыкновение скрывать свои знания, чтобы до конца расширить свои знания..
    (Фрэнсис Бэкон, Развитие обучения , 1605)
  • От Сократа до Цицерона майевтика ). Цицерон рассматривает иронию как риторическую фигуру, которая обвиняет хвалой и хвалит порицанием. Кроме того, присутствует чувство «трагической» (или «драматической») иронии, которое фокусируется на контрасте между невежеством главного героя и зрителями, осознающими его роковую судьбу (как, например, в Царь Эдип ).
    («Ирония», в Имагология: культурное конструирование и литературное изображение национальных персонажей , под редакцией Манфреда Беллера и Джоэпа Лерсена, Родопи, 2007)
  • Quintilian Onwards
    Некоторые риторы признают, хотя почти как бы мимоходом, что ирония была гораздо больше, чем обычная риторическая фигура. . Квинтилиан говорит [в Institutio Oratoria , переведенном Х. Батлер], что «в образной форме иронии говорящий маскирует весь свой смысл, маскировка скорее очевидна, чем исповедуется …»
    Но коснувшись этой границы, ирония перестает быть инструментом и рассматривается как самоцель, Квинтилиан отступает, что вполне соответствует его целям, к своему функциональному воззрению и, по сути, увлекает за собой почти двух тысячелетий риторов. Только в восемнадцатом веке теоретики были вынуждены в результате бурного развития использования самой иронии начать думать об иронических эффектах как о какой-то самодостаточной литературной цели. И затем, конечно, ирония настолько эффективно вышла за границы, что люди в конце концов отвергли чисто функциональную иронию как даже не ироничную или явно менее художественную.
    (Уэйн К. Бут, Риторика иронии , University of Chicago Press, 1974)
  • Возвращение к космической иронии
    В Концепции иронии (1841), Кьеркегор развил идею о том, что ирония – это способ видения вещей, способ взгляда на существование. Позже Амиэль в своем Журнале Intime (1883–1887) выразил мнение, что ирония проистекает из восприятия абсурдности жизни. . . .
    Многие писатели дистанцировались до выгодной точки, квазибогоподобного возвышения, чтобы лучше видеть вещи. Художник становится чем-то вроде бога, смотрящего на творение (и смотрящего на собственное творение) с улыбкой. Отсюда небольшой шаг до идеи, что сам Бог – высший ироник, наблюдающий за выходками людей (Флобер называл «blague supérieure») с отстраненной иронической улыбкой. В таком же положении находится и зритель в театре. Таким образом, вечное человеческое состояние рассматривается как потенциально абсурдное.
    (J.A. Каддон, «Ирония», Словарь литературных терминов и литературной теории , Бэзил Блэквелл, 1979 г.)
  • Ирония в наше время
    Я говорю, что, кажется, существует одна доминирующая форма современного понимания; что это по сути иронично; и что это происходит в основном из приложения ума и памяти к событиям Великой войны [Первой мировой войны].
    (Пол Фассел, Великая война и современная память , Oxford University Press, 1975 г.)
  • Высшая ирония
    Как ни странно, война за “сделать мир безопасным для демократии” [Первая мировая война ] закончился тем, что демократия стала более небезопасной в мире, чем когда-либо после краха революций 1848 года “.
    (Джеймс Харви Робинсон, Человеческая комедия , 1937)

Обратиться, в первую очередь, нужно к справочной литературе. Поскольку слово «ирония» – это термин, стоит прочесть статью из «Словаря литературоведческих терминов», автор которого С. П. Белокуров:

«Ирония – (от греч. eironeia – притворство, насмешка)».

В первую очередь, это вид комического, потому что осмеяние происходит с осуждающей оценкой; это критикуется с тонкой и скрытой насмешкой. Комизм ситуации достигается тем, что высказывается не то что подразумевается, а совсем противоположное ему.

Во вторую очередь, ирония – это троп, приём, основанный на контрасте того, что ясно видно всем и скрытого смысла высказывания, за счёт чего образуется насмешка: вопрос «Откуда, умная, бредёшь ты, голова?» И. А. Крылов адресовал ослу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *