- Страховое право

Статья 18. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 18. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

1) биржевая арбитражная комиссия;

2) Морская арбитражная комиссия;

3) Внешнеторговая арбитражная комиссия.

Проверь себя

1. В каких организациях не образуется уставный фонд?

1) в унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения;

2) в унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления;

3) в муниципальных унитарных предприятиях.

2. В каких организациях образуется паевой фонд?

1) в фондах;

2) в государственных унитарных предприятиях;

3) в производственных кооперативах.

3. В каких организациях образуется уставный фонд?

1) в фондах;

2) в унитарных предприятиях;

3) на фондовых биржах.

4. Какая организация является некоммерческой?

1) производственный кооператив;

2) потребительский кооператив;

3) казенное предприятие.

5. Какая организация может быть создана единственным учредителем?

1) коммандитное товарищество;

2) артель;

3) казенный завод.

6. Унитарное предприятие действует на основании:

1) устава;

2) учредительного договора и устава;

3) положения.

7. Правом оперативного управления на свое имущество обладают:

1) производственные и потребительские кооперативы;

2) фонды;

3) казенные предприятия и учреждения.

8. Правом хозяйственного ведения на свое имущество обладают:

1) хозяйственные товарищества;

2) хозяйственные общества;

3) унитарные предприятия.

9. Какая организация не может быть признана банкротом?

1) благотворительный фонд;

2) казенное предприятие;

3) потребительский кооператив.

10. Какая организация может быть признана банкротом?

1) учреждение;

2) казенное предприятие;

3) товарищество на вере.

11. Минимальный размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия составляет:

1) 100 тыс. руб.;

2) 1 млн. руб.;

3) 5 млн. руб.

12. Минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия составляет:

1) 500 тыс. руб.;

2) 3 млн. руб.;

3) 5 млн. руб.

13. Унитарное предприятие может быть основано на праве:

1) собственности;

2) хозяйственного ведения, оперативного управления;

3) собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

14. Каково соотношение суммы сделки с размером уставного фонда унитарного предприятия при признании ее «крупной»?

1) более 10%;

2) более 20%;

3) более 25%.

Проверь себя

1. Аудиторская фирма может быть создана в форме:

1) автономной некоммерческой организации;

2) фонда;

3) полного товарищества.

Аудиторская фирма в форме закрытого акционерного общества

Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с предпринимательской деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. По этим признакам, содержащимся в п.1 ст. 96 ГК РФ, акционерные общества во многом напоминают общества с ограниченной ответственностью, хотя между ними есть существенные различия.

Акционерное общество — это объединение капиталов, уставный капитал которого, как указано выше, разделен на определенное количество одинаковых долей. Каждая из этих долей выражена ценной бумагой — акцией. Наличие таких ценных бумаг — принципиальная особенность именно этой формы предпринимательской деятельности, т.к. только акционерным обществам разрешено выпускать акции (п. 7 ст. 66 ГК РФ). Оформление прав акционера ценными бумагами выражается в том, что осуществление прав на общем собрании и передача прав другим лицам возможны только с помощью акций или путем их передачи.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц.

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах. При этом определяется: все ли активы и пассивы отражены в отчете; все ли документы использованы в отчете; насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики организации. Отчет о финансовых результатах аудитор проверяет для установления правильности расчета балансовой и налогооблагаемой прибыли.

Аудитор должен проверить: полноту выполнения решений собственников организации об изменении объема уставного капитала; тождество данных синтетического и аналитического учета по счетам актива и пассива баланса; полноту отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженностей.

Виды (формы) некоммерческих организаций

Рассмотрим ошибки в работе НКО, которые часто обнаруживаются в ходе проверки:

  • Неправильное оформление членства в фирме.
  • Незаконный наем сотрудников в НКО. Некоторые организации не могут нанимать на работу сторонних лиц.
  • Представительские траты, которые никак не подтверждены документами.
  • Поступление средств в НКО без оформления.

Для проверки рекомендуется нанимать аудитора, который ознакомлен со спецификой работы НКО.

Результаты аудита нужны, прежде всего, самому руководителю. Обнаруженные недочеты можно будет быстро исправить в соответствии с рекомендациями специалиста. Аудиторская фирма может разорвать контракт с НКО. Возможно это в том случае, если организация не исполняет своих обязанностей:

  • Руководитель не предоставляет документы, которые подлежат проверке.
  • Создаются препятствия, из-за которых аудитор не может нормально осуществлять свою работу.

В случае расторжения соглашения НКО должна компенсировать расходы аудитора.

ВАЖНО!
Если организация подлежит обязательной проверке, аудит будет проводиться раз в год.

Рассмотрим задачи, которые ставятся перед аудитором:

  • Установление направлений расходования.
  • Совпадение информации из первичных документов с записями учета.
  • Правильность оформления документов, которые сопровождают поступления и расходы.
  • Правильность налогообложения.
  • Соответствие действий НКО Уставу.
  • Соответствие полномочий руководителей организации уставным задачам.

Перед аудитором также могут ставиться узкие задачи, связанные с нюансами работы конкретной НКО.

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы и в обязанность проведения аудита некоторых фондов НКО. Какие фонды освобождены от аудита в условиях пандемии коронавируса?

От обязательного аудита за 2019 год освобождены фонды, являющиеся социально ориентированными НКО (Федеральный закон от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ, Информационное сообщение Минфина РФ от 09.06.2020 г. №ИС-аудит-33).

Какие фонды являются социально ориентированными? Прежде всего, это фонды, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также осуществляющие определенные виды деятельности. Таких видов деятельности — 18 (ст.31.1 Закона № 7-ФЗ). Среди них:

  • социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
  • деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан;
  • благотворительная деятельность, а также волонтерство.

Такие фонды могут не проводить аудит своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. Исключение составляют случаи, когда аудиторская организация или индивидуальный аудитор до 1 мая 2020 г. уже начали исполнение договора на проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда.

Образец устава микрофинансовой организации в форме некоммерческого партнёрства

1. При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

2. При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Порядок использования имущества некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами такого учреждения. (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

4. Имущество бюджетного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам бюджетного учреждения, передается ликвидационной комиссией собственнику соответствующего имущества. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

1. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации. (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

2. Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации. (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

3. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

4. Изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц. (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Материалы, производимые некоммерческой организацией, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалы, направляемые такой организацией в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, информация, касающаяся деятельности такой организации, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касаются деятельности такой организации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 481-ФЗ)

Читайте также:  Трудовое право

Материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации, при осуществлении ими политической деятельности на территории Российской Федерации, материалы, направляемые указанными лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации в связи с осуществлением политической деятельности на территории Российской Федерации, информация, касающаяся политической деятельности указанных лиц, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 481-ФЗ)

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

1. Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены право некоммерческой организации (за исключением казенного учреждения) формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 N 276-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2. Некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

Цель – изучение профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов.

Задачи:

  • рассмотреть историю создания, основные цели и задачи Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России)
  • определить роль и место ИПБ России в деле реформирования бухгалтерского учета;
  • рассмотреть основные цели и задачи деятельности профессиональных организаций аудиторов;
  • рассмотреть Международные бухгалтерские профессиональные организации.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

В законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации отмечается, что аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

  • высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;
  • наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в учебно-методических центрах (центрах по аттестации аудиторов).

Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов в области:

  • общего аудита;
  • аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  • аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти на территории Российской Федерации (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреждениях на территории иностранных государств).

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов Российской Федерации через учебно-методические центры следующие документы:

  • заявление;
  • заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

Для обеспечения проведения аттестации Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации создаются комиссия по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов, а также комиссия по формированию и обновлению экзаменационной базы билетов и тестов, и утверждается состав указанных комиссий.

Квалификационные экзамены по направлениям аудита, соответствующим отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы.

Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно-устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке без помощи переводчика.

Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендентов учебно-методическими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации утверждает программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора. Претенденты сдают квалификационные экзамены в соответствии с программами.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата (продления на неограниченный срок либо обмена), проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации.

Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух типов и более, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждому направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме.

Министерство финансов Российской Федерации один раз в 3 года подтверждает повышение квалификации аудитора. На оборотной стороне бланка квалификационного аттестата производится соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации. При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более 4 лет квалификационный аттестат аудитора аннулируется.

Квалификационный аттестат также аннулируется в случаях, если:

  • установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
  • вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
  • установлен факт несоблюдения требований по неразглашению аудиторской тайны, а также требований независимости;
  • установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
  • установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;
  • установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность;
  • аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное федеральным законом.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по причине его получения по подложным документам, разглашения аудиторской тайны, несоблюдения требований независимости, несоблюдения требований закона об аудиторской деятельности и аудиторских правил (стандартов), подписания аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Читайте также:  Налоговая декларация по ЕНВД 2023: кто должен подавать и как правильно заполнить

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по приговору суда, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

Лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, получают аттестат аудитора единого образца. Если аудитор в течение двух лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.

В законе об аудиторской деятельности отмечается, что аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании аудиторской деятельности», которое вступило в силу 16.02.2008 (ред. от 31.03.2009).

В Положении определены требования и условия, которые обязаны соблюдать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, описаны процедуры контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации (далее — лицензирующий орган). Лицензия на осуществление аудиторской деятельности (далее — лицензия) выдается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществле­нии аудиторской деятельности являются:

  • наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;
  • наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;
  • наличие в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;
  • осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;
  • соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с представлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • представление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;
  • участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;
  • наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее 2 лет.

Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности.

Основанием для проведения проверки являются:

  • распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;
  • план проверок, утвержденный лицензирующим органом;
  • нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
  • обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

При проведении проверок лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы.

Проверка проводится в соответствии с программой проверки, утвержденной уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.

Срок проведения, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней.

Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов.

По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается лицензиату.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов, используемых им для Осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

  • наименование лицензирующего органа;
  • лицензируемая деятельность;
  • сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
  • наименование, организационно-правовая форма, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, место нахождения, номера и типы квалификационных аттестатов штатных аудиторов — для аудиторской организации (в ред. постановления Правительства РФ от 03.10.2002 г. № 731);
  • фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера и типы квалификационных аттестатов — для индивидуального аудитора;
  • срок действия лицензии;
  • номер лицензии;
  • дата принятия решения о выдаче лицензии;
  • сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
  • основания и даты переоформления и продления срока действия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии.

Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий.

Лицензирующий орган руководствуется при проведении лицензирования и предоставлении информации из реестра лицензий Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением «О лицензировании аудиторской деятельности».

Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии.

Аудиторская деятельность лицензируется также в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации в этой области.

Аудиторы, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также аудиторские организации, в том числе созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Лицензирование аудиторской деятельности предусматривает предоставление соискателям единой лицензии на осуществление аудиторской деятельности на 5 лет (без разделения на различные виды аудита), включающей и право проведения аудита кредитных организаций (при наличии у аудиторской организации соответствующих аттестованных специалистов).

Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности, основанием для чего являются:

  1. план проверок, утвержденный лицензирующим органом;
  2. распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;
  3. нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
  4. обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Какие виды НКО обязаны проводить ежегодный аудит?

На подготовительном этапе должна быть утверждена программа действий, шаги, которые будут проделаны в рамках процедуры.

С точки зрения закона, НКО — это юридическое лицо, которое должно иметь свой устав и отчетность. Отмечу, что юрлица тоже могут создать НКО: например, некоммерческое партнерство или ассоциацию.

Помимо договора об оказании услуг мы составляем и подписываем соглашение о конфиденциальности (NDA), это позволяет юридически закрепить договоренность о неразглашении информации о нашем клиенте. Выставляем счет на оплату, в некоторых случаях возможно авансирование. После поступления оплаты, мы назначаем ответственного менеджера, при необходимости создаем рабочую группу.

Для регистрации придется собрать пакет документов. Главный — устав. Прежде чем его писать, необходимо решить, как, где и чем будет заниматься организация.

Список всех необходимых услуг для НКО в одном месте. Более 40 специалистов во всех необходимых направлениях. Эксперты для решения сложных задач и недорогой аутсорсинг сотрудника для решения простых. Перечислим каждую из услуг и зачем она нужна.

Аудит НКО. Правила и стоимость аудиторской проверки в некоммерческих организациях.

  1. Аудит НКО проводится для достижения следующих целей
  2. Аудиторская проверка обязательно проводится в следующих НКО
  3. Подготовка к аудиторской проверке НКО
  4. Как проводится аудиторская проверка НКО?
  5. Аудиторская проверка НКО состоит из следующих этапов
  6. На основном этапе аудита НКО происходит проверка
  7. Заключения об аудиторской проверке бывают
  8. Когда может быть расторгнут договор на выполнение аудита?

Аудит некоммерческих организаций может быть обязательным или проводиться с инициативы руководителя или учредителей НКО. Поскольку ряд некоммерческих объединений параллельно с основной деятельностью ведут еще и коммерческую, то при ведении бухгалтерского учета в НКО могут возникнуть некоторые сложности. Таким организациям аудит просто необходим, так как его проведение разрешает проверить корректность ведения бухучета и избежать дальнейших проблем и, в частности, с контролирующими органами. Аудит фондов, СРО и еще ряда НКО является обязательным. В ходе аудиторской проверки некоммерческих организаций определяется, насколько проведение фактических бухгалтерских операций соответствует порядку ведения бухучета, предусмотренному требованиями законодательства и устава. Аудит НКО проводится для достижения следующих целей

  • чтобы проверить, насколько фактическая деятельность организации, принципы ее финансирования, формирования и распределения материальных и денежных средств соответствуют задачам и целям, указанным в уставных документах и определенным управляющими органами НКО;
  • для проверки учетной политики, применяемой в бухучете и анализа ее правильности;
  • чтобы проверить и подтвердить целевые расходы полученных грантов;
  • для проверки целевых использований получаемых денежных средств. В процессе аудита устанавливается, насколько расход финансов отвечает ранее утвержденным программам и сметам. Также проверяется соответствие суммы расходов запланированным показателям и установленным ограничениям;
  • чтобы проверить и подтвердить целевое использование поступивших средств, указанных в отчетности;
  • чтобы проанализировать правильность раздельного ведения учета, если организация наряду с некоммерческой занимается еще и коммерческой деятельностью. Основная задача аудита – подтвердить корректность полученного финансового результата;
  • чтобы проверить, насколько учетные записи отвечают информации, указанной в первичных документах;
  • для анализа правильности оформления в документах операций, связанных с получением и расходом денежных активов или имущества НКО;
  • чтобы определить, насколько налоги от доходов, получаемых от некоммерческой деятельности, отвечают налогообложению, установленному законодательством;
  • для проверки правильности договоров, заключенных с другими организациями, коммерческими структурами и наемными сотрудниками, другой документации.
Читайте также:  Как оплатить штраф налоговой через Сбербанк Онлайн

Лица, имеющие право на проведение аудита

Право на поведение аудиторской проверки имеют организации и ИП, имеющие членство в саморегулируемой организации аудиторов. Членство в СРО заменило лицензирование аудиторских компаний и частных аудиторов. Обязательным условием включение в состав членов СРО является наличие профессионально обученных специалистов, имеющих аттестат аудиторов. Проверка производится группой лиц (юристов, бухгалтеров), руководство которыми и составление заключения осуществляет аттестованный аудитор.

Деятельность аудиторов регулируется ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Одним из условий привлечения компании или ИП к аудиту является независимость по отношению к проверяемому предприятию. Проверяемые лица не должны быть учредителями, родственниками должностных лиц аудируемых лиц, производить ранее постановку, восстановление, ведение учета и отчетности в течение 3 предшествующих лет.

Пошаговая инструкция проверки НКО

Проверка некоммерческих организаций имеет отличия от аудита коммерческих предприятий. При аудите НКО проверяется целевое назначение поступления и расходования средств.

Участки проверки Дополнительные сведения
Учредительные документы Проверяется соответствие деятельности уставной, наличие дополнительных видов, разрешенных законодательством
Поступления денежных средств и имущества от учредителей, членов Проверяются поступления в рамках уставной деятельности для исключения необходимости налогообложения
Финансирование прочими организациями, включая гранты Определяется документальное подтверждение (договор, удостоверение комиссии при Правительстве РФ) безвозмездного характера финансирования
Пожертвования физических лиц Устанавливается наличие приемного акта, распределение средств
Поступления внереализационного характера Наличие раздельного учета, верность исчисления налогов
Расходы организации Определяется наличие сметы, первичных документов, соответствие назначения затрат уставной деятельности
Поступление от ведения коммерческой деятельности Устанавливается законность ведения деятельности, налогообложение, назначение расходов
Оплата труда работников Анализируется правомочность привлечения наемных работников, документальное оформление приема и выплат

Объем проверяемой информации при аудите НКО зависит от специфики деятельности и организационной формы.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

В зависимости оттого, кто проводит проверку, аудит подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется службой внутреннего контроля предприятий и организаций. Он направлен на повышение эффективности управленческих решений ио экономному и рациональному использованию ресурсов хозяйствующих субъектов. Конкретные задачи служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер.

Внешний аудит — это независимый финансовый контроль. Его осуществляют аудиторские организации (фирмы) или физические лица, прошедшие соответствующую аттестацию и получившие лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

Основными целями аудиторских проверок являются: проверка достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности, экспертиза финансового состояния субъекта хозяйствования, разработка рекомендаций по повышению его финансовой устойчивости и платежеспособности. Внешние аудиторские проверки проводятся в точном соответствии со стандартами и требованиями федерального законодательства, строго регламентирующего обязанности и ответственность аудиторских организаций.

Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится на основании закона, в соответствии с которым обязательную аудиторскую проверку ежегодно должны проходить все банки (в том числе и ЦБ РФ), другие кредитные организации, страховые компании, биржи, внебюджетные фонды (образуемые за счет обязательных взносов и отчислений), благотворительные фонды, а также коммерческие организации, функционирующие в форме акционерных обществ, и совместные предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранных инвесторов. Обязательная аудиторская проверка может проводиться по решению органов государственной власти и управления (такие решения в необходимых случаях принимают органы следствия, суда и прокуратуры).

Инициативная аудиторская проверка проводится на добровольной основе по просьбе хозяйствующих субъектов. В западных странах проведение инициативных аудиторских проверок получило широкое распространение. Руководители коммерческих организаций заказывают проведение таких проверок, так как наличие положительного аудиторского заключения повышает престиж фирмы, ее конкурентоспособность. В России инициативные аудиторские проверки проводятся пока не так часто.

Аудиторские фирмы наряду с проведением проверок могут оказывать и другие услуги:

  • постановку и ведение бухгалтерского учета;
  • составление налоговых деклараций;
  • проведение финансового анализа;
  • обучение персонала по финансовым и бухгалтерским вопросам;
  • консультирование по вопросам хозяйственного, финансового, налогового законодательства.

Все услуги аудиторских фирм являются платными. Стоимость их определяется по соглашению сторон.

Основные задачи аудиторской проверки:

  • установить правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства;
  • установить достоверность финансовой отчетности, насколько адекватно она отражает истинное финансовое состояние проверенной организации;
  • проверить законность осуществленных финансовых операций;
  • проверить правильность составления налоговых деклараций.

    Результаты аудиторской проверки оформляются в виде аудиторского заключения, которое может быть:

    • положительным (без замечаний), когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется по всем правилам и финансовая отчетность отражает истинное финансовое состояние организации;
    • с замечаниями, когда аудиторы, давая в целом положительное заключение, отмечают в нем отдельные недостатки в постановке бухгалтерского учета и в финансовой отчетности, а также вносят предложения по их устранению;
    • отрицательным, когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется не по правилам, а финансовая отчетность недостоверна.

    Общие требования законодательства

    Требования в отношении годовой отчетности регулируются Гражданским кодексом Нидерландов (NCC), основанным на Директиве Европейского Союза 2013/34 / ЕС.

    Годовая отчетность включает:

    • отчет директоров;
    • финансовую отчетность;
    • баланс;
    • отчет о прибылях и убытках;
    • пояснения к балансу;
    • дополнительную информацию.

    Вместе с финансовой и налоговой отчетностью компании также обязаны предоставить годовой отчет Annual Return. Поскольку в российском праве отсутствует аналог Annual Return, мы считаем необходимым пояснить это понятие.

    Annual Return – это краткая справка о текущей структуре компании, которая готовится ежегодно. Она, как правило, включает:

    • установочные данные (дату регистрации, юридический адрес);
    • сведения о директорах и их отставках;
    • сведения о секретарях и их отставках;
    • сведения об установочном капитале, номинальной стоимости акций, количестве выпущенных акций;
    • сведения об акционерах и передаче акций.

    В Нидерландах компании обязаны ежегодно подавать Annual Return, в котором содержится информация об акционерах и директорах. В случае неподачи годового отчета регистратор может сделать вывод, что компания больше не ведет деятельность и предпринять шаги по удалению компании из реестра.

    Следующие организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов обязаны подавать финансовую отчетность:

    • Частные общества с ограниченной ответственностью (BVs).
    • Открытые публичные компании с ограниченной ответственностью (NVs).
    • Кооперативы (cooperatives).
    • Обществавзаимногострахования (Mutual insurance societies).
    • Полные товарищества (vof: vennootschap onder firma) и товарищества с ограниченной ответственностью (cv: commanditaire vennootschap) в которых все управляющие или генеральные партнеры являются иностранными акционерами.
    • Иностранные юридические лица с представительством в Нидерландах, которые также обязаны ежегодно публиковать финансовую отчетность в своей стране происхождения. Они должны подавать финансовую отчетность в той же форме, что и в стране происхождения, вместе с выпиской из иностранного реестра.
    • Ассоциации и фонды с предприятиями, которые достигают товарооборота не менее 6 000 000 EUR в год за два финансовых года подряд.
    • Общественные благотворительные организации (ANBI: algemeen nut beogende instelling) обязаны публиковать информацию на Интернет-сайте. Это требование публикации отличается от требования к подаче.
    • Предприятия, подпадающие под действие Закона о компаниях, официально зарегистрированных за рубежом (Wfbv: Wet op de formeel buitenlandse vennootschappen). От них требуется подавать финансовую отчетность в соответствии с голландскими правилами и финансовую отчетность — в соответствии с правилами страны происхождения.
    • Пенсионные фонды, жилищные корпорации и вещательные организации.

    Индивидуальные предприниматели не обязаны подавать отчетность.

    Дочернее предприятие не обязано подавать собственную финансовую отчетность, если оно соответствует следующим условиям:

    • Материнская компания принимает на себя ответственность по долгам дочерней компании посредством декларации об ответственности (так называемой декларацией 403). Эта декларация должна быть подана в Торговую палату Нидерландов.
    • Члены Совета или акционеры заявили о своем согласии после начала финансового года и до утверждения финансовой отчетности отступить от правил. Это заявление о согласии необходимо ежегодно подавать в Торговую палату Нидерландов.
    • Материнская компания подает финансовую отчетность группы (консолидированную финансовую отчетность), в которую включена финансовая информация дочерней компании.

    Консолидированная финансовая отчетность

    Материнские компании должны включать финансовые данные контролируемых дочерних компаний и других компаний группы в свою консолидированную финансовую отчетность. В соответствии с законодательством Нидерландов контролируемая дочерняя компания — это юридическое лицо, в котором компании могут прямо или косвенно осуществлять более 50% прав голоса на собрании акционеров или уполномочены назначать или увольнять более половины управляющих и наблюдательных директоров. Партнерство, в котором компания является полноправным партнером, также подпадает под определение дочерней компании. Группа компаний — это юридическое лицо или товарищество, входящее в состав группы компаний. Решающим фактором при консолидации является управленческий контроль над предприятиями, независимо от доли принадлежащих им акций.

    Балансовая дата консолидированной финансовой отчетности должна совпадать с балансовой датой компании. Консолидированная финансовая отчётность не может быть подготовлена на основе данных более чем за 3 месяца до или после отчетной даты. Таким образом, компании, подлежащие консолидации, у которых дата окончания финансового года отличается от материнской компании, могут быть включены в консолидированную финансовую отчетность материнской компании, при условии, что данные этих компаний датируются менее чем за 3 месяца до или после отчетной даты материнской компании.

    Следующие компании не подлежат консолидации:

    • компании группы, общая значимость которых не имеет значения для группы в целом;
    • компании группы, финансовые данные которых сложно получить;
    • компании группы, которые предназначены только для выбытия;
    • консолидация не требуется для микро- и малых групп (в соответствии с критериями для микро- и малых компаний);
    • ромежуточная холдинговая компания не обязана готовить консолидированную финансовую отчетность, если финансовые данные были полностью включены в финансовуюотчетность более крупной группы.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *