- Налоговое право

Ввод нескольких участников в АНО и вывод части участников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ввод нескольких участников в АНО и вывод части участников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Выход из состава учредителей ООО может быть не только добровольным, но и принудительным, по решению суда. В данном случае происходит исключение участника из общества по инициативе других партнеров. Причём такая возможность закреплена статьёй 10 закона «Об ООО», то есть, в отличие от выхода, она не должна быть прямо указана в уставе.

Арбитражный суд может признать заявление о выходе из ООО недействительным. Для этого вышедший участник должен подать иск. Сделать это можно до получения компенсации доли.

Основанием для признания заявления недействительным может послужить внешнее давление или неспособность участника осознавать свои действия. В качестве внешнего давления могут выступать угрозы, насилие, шантаж и другие способы нежелательного воздействия, вынудившие участника написать заявление. Неспособность осознавать или контролировать свои действия может быть вызвана, например, состоянием опьянения или побочным эффектом от медицинских препаратов.

Учтите, что несогласие других лиц (супругов, учредителей ООО) на выход из общества не может быть основанием для оспаривания заявления.

Бухгалтерский учёт и налогообложение некоммерческих организаций в 2022 г

Если вы работаете в некоммерческой организации или являетесь её руководителем, предлагаем вам 17 февраля 2022 года посетить семинар «НКО в 2022 году: сдаём годовой отчёт, анализируем изменения законодательства, разбираем горячие вопросы с экспертом»

В рамках которого будут рассмотрены такие темы, как:

  • бухгалтерский отчёт в НКО;
  • бухгалтерская отчётность за 2022 году;
  • письма Минфина по НКО, практика арбитражных споров;
  • налогообложение НКО.

Участники семинара смогут задать все интересующие их вопросы ведущему эксперту по бюджетному учёту и НКО Баханьковой Екатерине Рудольфовне. Екатерина Рудольфовна является действующим членом экспертного совета при ИПБР, преподавателем и научным сотрудником Центра современных образовательных технологий Института повышения квалификации Российской академии госслужбы. Кроме того, Екатерина Рудольфовна также работает аудитором, является директором департамента учёта и налогообложения НКО.

Также можно получить 30 академических часов обучения и пройти семинар по программе 1С:Бухгалтерия.

Бухгалтерскую отчётность в 2022 году НКО сдаёт по иной схеме, так как появились изменения. НКО могут сдавать отчётность по УСН или привычным образом. Изменились правила внесения организаций в реестр, правила предоставления отчётности, обновились бланки.

  • сложные вопросы составления отчетности и все изменения 2021-2022 гг. для НКО;
  • какие меры господдержки предусмотрены для НКО;
  • специфику учета деятельности фондов, некоммерческих партнерств, общественных, религиозных и благотворительных организаций, АНО, частных учреждений, союзов, ассоциаций, СРО и др. форм некоммерческих организаций;
  • как НКО учитывать новые правила ФСБУ 5/2019 «Запасы»;
  • как перейти в 2022 г. НКО на новые ФСБУ по основным средствам и аренде, и нужно ли будет начислять амортизацию по ФСБУ 6/2020;
  • подробное описание нового ФСБУ «Некоммерческая деятельность»; как правильно оформлять целевое финансирование и вести раздельный учет;
  • какие специальные счета, проводки и отчетность должна использовать некоммерческая организация;
  • в каких случаях НКО платит налог на прибыль и НДС, можно ли перейти на УСН;
  • что изменилось в расчете страховых взносов, командировочных, больничных и отпускных в 2021 г.;
  • конец года – время проверок Минюста и налоговой по деятельности НКО: как подготовиться к контролю в 2021-2022 гг.

ФЗ №7 предусмотрел выход из некоммерческой организации по собственному желанию. Согласие других участников компании формально не требуется. Обычно вопрос решается после переговоров с компаньонами, но закон не прописывает сбор подписей «за» или «против».

Выход участника из состава некоммерческой организации

Автономная некоммерческая организация (АНО) не основана на постоянном членстве. Согласно п. 6 ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ выйти из АНО можно по собственному желанию, без предварительного согласия других участников.

Если сведения об участниках содержаться в ЕГРЮЛ, выйти из АНО можно следующим образом:

  • член НКО, желающий покинуть общество, отправляет письменное заявление о своем решении почтой или передает документ руководителю АНО;
  • заполняется заявление по форме Р14001, а подпись заявителя подлежит удостоверению нотариусом;
  • заявление подается в регистрирующий орган по месту нахождения АНО.

Если информация об участниках АНО не внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, то покинуть организацию можно в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом. Информация о решении участника выйти из АНО фиксируется протоколом соответствующего собрания или внутренним реестром.

Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях» любой участник НКО вправе осуществить выход из числа учредителей в любой момент по собственному усмотрению. Согласие других участников для этого не нужно. Выход из состава лиц-учредителей НКО можно осуществить несколькими способами:

  • если сведения об учредителях НКО не внесены в ЕГРЮЛ – процедура производится согласно Уставу;
  • если сведения внесены в ЕГРЮЛ – подается заявление по форме Р14001.

Выход единственного или последнего действующего учредителя и (или) участника НКО допускается, если назначается лицо, которому передаются права и обязанности учредителя.

Ликвидация некоммерческих партнерств

Ликвидация некоммерческой организации, как правило, занимает шесть месяцев и более. Кроме того, принятие решения о ликвидации организации является основанием для проведения проверок государственными органами (в частности, налоговым органом).

Ликвидация некоммерческого партнерства — сложный, многоэтапный процесс. Примерный перечень основных этапов этого процесса представлен в таблице.

Действие

Сроки (нормативные)

Примечания

Нормативные ссылки

1

Принятие решения о ликвидации НП и решения о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации

С момента утверждения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами НП

Статья 62 ГК РФ.

Статья 18 Закона о НКО

2

Проведение инвентаризации

По результатам инвентаризации будет составлена инвентаризационная опись

Пункт 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Пункт 22 приказа Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н

3

Уведомление регистрирующего органа (ГУ Минюста России по г. Москве) о принятом решении о ликвидации НП

3 дня
со дня принятия решения о ликвидации

(императивный)

Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации:

– налоговый орган может инициировать налоговую проверку;

– не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НП, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает НП, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которых является НП

Пункт 1 ст. 62 ГК РФ.

Пункт 7 ст. 32 Закона о НКО.

Пункт «и1» ч. 1 ст. 5, ст. 20 Закона о государственной регистрации.

Письмо ФНС России от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645@.

Приказ ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@

4

Уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора)

Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

Данный этап может быть совершен одновременно с уведомлением о принятом решении о ликвидации (этап № 3)

Статья 20 Закона о государственной регистрации

5

Представление в банки, в которых открыты счета НП, документов на ликвидатора (замена банковских карточек)

После внесения в ЕГРЮЛ записи о формировании ликвидационной комиссии и назначении ее руководителя (или о назначении ликвидатора)

6

Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации НП

Указанный в сообщении срок для заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации о ликвидации

Пункт 1 ст. 63 ГК РФ

7

Письменное уведомление кредиторов НП о ликвидации

Уведомление может быть осуществлено путем рассылки заказных писем с уведомлением о вручении или передачи под роспись. Необходимо сохранить доказательства отправки и вручения уведомлений кредиторам

Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

8

Выявление кредиторов НП и получение дебиторской задолженности

Не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации

(императивный)

Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

9

Подготовка промежуточного ликвидационного баланса

Составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами.

Содержит сведения о составе имущества НП, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации

Пункт 2 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 3 ст. 19 Закона о НКО

10

Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса

Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя)

Пункт 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации

11

Осуществление расчетов с кредиторами НП

Выплата денежных сумм кредиторам НП производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса

Пункт 5 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 5 ст. 19 Закона о НКО

12

Закрытие счетов НП

13

Получение справки из Пенсионного фонда РФ, подтверждающей отсутствие задолженности по обязательным платежам

Пункт «г» ч. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации

14

Составление ликвидационного баланса

Составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами (в том числе должны быть проведены все расчеты с налоговым органом и внебюджетными фондами).

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации НП.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами НП в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами НП.

Имущество НП, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляется в соответствии с учредительными документами НП на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества НП в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства

Пункты 5, 6 ст. 63 ГК РФ

Пункты 1, 2 ст. 20 Закона о НКО

15

Подача в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) документов (в том числе ликвидационного баланса) для государственной регистрации НП в связи с его ликвидацией

Форма № Р16001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

На практике лучше подавать в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) экземпляр ликвидационного баланса с отметкой территориального налогового органа

Статья 21 Закона о государственной регистрации

16

Снятие НП с учета во внебюджетных фондах и органах статистики

Перечень требуемых документов и информации рекомендуется уточнять в территориальных отделениях внебюджетных фондов

17

Уничтожение печати НП

18

Передача документов НП в государственный архив

Читайте также:  Как зарегистрировать частный дом по дачной амнистии в 2023 году

Смена учредителей в некоммерческой организации в 2022 году

Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган. Уведомление составляется в свободной форме.

Таким образом, для оформления выхода учредителя НКО из состава учредителя достаточно в большинстве случаев 2 документов: заявления о регистрации изменений в ЕГРЮЛ по форме № Р13014 и уведомления в свободной форме в НКО.

При смене учредителя образовательной АНО потребуется изменение устава АНО, так как указание учредителей в уставе образовательной организации обязательно.

Подготовьте в соответствии с уставом НКО решение (протокол) о принятии нового учредителя и внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Принятие решения о закрытии некоммерческой организации

Если возникла необходимость в закрытии некоммерческой организации, тогда ей необходимо будет соблюдать все процедуры, которые предусмотрены законодательством. Алгоритм ликвидации АНО из реестра юридических лиц предусматривает:

  • Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • Уведомить контрагентов о том, что организация закрывается;
  • Подготовить пакет документов для закрытия организации.

Особое внимание к деятельности АНО объясняется применением льготного режима налогообложения. Учредители имеют полное право не разглашать причину закрытия организации.

Важно!!! Одна из основных причин закрытия некоммерческих организаций — это то, что идет отклонение от основной цели созданной организации, а так же невозможность выполнять основных задач, нарастает финансовая нестабильность, что приводит к банкротству организации.

Прежде чем закрыть некоммерческую организацию, необходимо соблюсти определенные условия, а именно:

  • Подготовить документы на закрытие;
  • Собрать собрание, на котором будет решен вопрос о прекращении деятельности некоммерческой организации. В обязательном порядке действия по закрытию организации должны быть запротоколированы;
  • В средства массовой информации нужно подать объявление о прекращение деятельности организации;
  • После размещения объявления, то есть его опубликовали, можно считать, что процесс закрытия предприятия начался. Согласно законодательству срок закрытия составляет два месяца с момента размещения объявления в средствах массовой информации о закрытии организации;
  • Необходимо сформировать комиссию, которая будет наблюдать за процессом прекращения деятельности. Так же назначается ликвидатор АНО, то есть ответственное лицо или управляющий;
  • Подготовить бухгалтерскую отчетность, составить ликвидационный баланс;
  • Составить промежуточный баланс.
Читайте также:  Новые выплаты инвалидам 1, 2, 3 группы в 2023 году

Распространенные ошибки при закрытии некоммерческой структуры

Ошибка 1. Закрытие фондов производится не по общим правилам. Для них установлен отдельный порядок, обозначенный п.2 ст. 18 ФЗ РФ № 7.

В частности, отмечено, что закрыть фонд можно только через суд. Основания для ликвидации перечислены также в этом пункте. К ним относят, например, отсутствие источников финансирования, средств, осуществление запрещенной, противоречащей уставу деятельности и др.

Ошибка 2. Следует правильно понимать разницу между ликвидацией НКО и коммерческой структуры. Обе процедуры, хоть, по сути, и проводятся по схожему принципу, но существенно разнятся.

Ключевое отличие: при закрытии НКО документы следует подавать в Минюст РФ, а при закрытии коммерческой структуры – ИФНС.

Основания для ликвидации НКО

НКО можно ликвидировать добровольно, принудительно (через суд), в том числе в порядке банкротства. Процедура закрытия во многом зависит от того, на каком основании она проводится.

Основания для закрытия НКО (по ст. 61 ГК РФ)
добровольно через суд через банкротство

Решение участников (учредителей, органа юрлица), в том числе по причине:

окончания срока функционирования НКО;

достижения цели, для которой она создавалась

Иск госоргана (органа местного самоуправления) в ситуациях, когда:

госрегистрация юрлица признается не действительной;

отсутствует лицензия на ведение деятельности;

нарушены нормы законов, Конституции;

осуществлялась запрещенная деятельность и др.

Юрлица признаются банкротами судебным порядком и ликвидируются по этому основанию согласно ФЗ РФ № 127 от 26.10.2002, т. е. когда собственных средств не хватает и НКО не в состоянии загасить накопившиеся долги

Какие документы нужны при закрытии АНО

При закрытии АНО необходимо собрать определенный пакет документов и этому следует уделить особое внимание, если руководитель АНО не хочет попасть в неприятную ситуацию. В налоговую инспекцию необходимо предоставить, такие документы как:

  • Оригинал свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации (ОГРН);
  • Заявление, в котором организация выражает свое желание закрыть свою деятельность;
  • Квитанцию или иной документ, который подтверждает уплаты государственной пошлины за закрытие организации;
  • Документ, который подтверждает, что организация произвела все расчеты с негосударственными фондами;
  • Выписка из публикации о том, что предприятие прекращает свою деятельность;
  • Сведения обо всех учредителей и главном бухгалтере предприятия, а именно: паспортные данные, ИНН как физических лиц;
  • Копии устава организации и государственного реестра.

Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16

Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотрев в рамках компетенции обращение о разъяснении порядка заполнения заявления по форме Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческих организаций, сообщает следующее.

Минюст России действует в рамках полномочий, определенных действующим законодательством. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, разъяснение законодательства, практики его применения, включая оказание иной консультативной помощи по запросам граждан и организаций (за исключением вопросов исполнения Минюстом России государственных функций) к компетенции Минюста России не отнесено.

Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.

Порядок государственной регистрации некоммерческих организаций строго регламентирован действующим законодательством Российской Федерации.

Специальное правовое регулирование порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, предусмотренное пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации) и иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) и Федеральным законом от 19.09.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон об общественных объединениях), предполагает особенности такой регистрации.

Следовательно, положения Закона о государственной регистрации и изданных в соответствии с ним нормативных актов, в том числе приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — приказ ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), предусматривающего универсальные формы заявлений, используемых при государственной регистрации всех юридических лиц при государственной регистрации некоммерческих организаций применяются с учетом особенностей специального порядка их регистрации.

Так, перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и порядок их представления в Минюст России и его территориальные органы предусмотрены статьей 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьей 21 Закона об общественных организациях, а также пунктами 28 и 29 Административного регламента предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455.

Указанными нормами закреплено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций необходимо представление сведений об учредителях, которые указываются в соответствующих приложениях к заявлению, то есть в листах А, Б, В, Г и (или) Д заявления по форме Р11001, утвержденного от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Согласно статье 5 Закона о государственной регистрации данные сведения подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).

Согласно статье 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), статье 13 Закона о некоммерческих организациях учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшие решение о ее создании.

Изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) не возможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом — статьей 15 Закона о некоммерческих организациях.

При этом положения пункта 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации также подлежат применению с учетом порядка и случаев изменения учредителей некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 15 Закона о некоммерческих организациях и статьей 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежат применению ко всем без исключения некоммерческим организациям.

Так, статьей 15 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена возможность изменения состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Изменение данных сведений возможно в двух случаях: добровольный выход лица из состава учредителей и принятие в состав учредителей новых лиц с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава их учредителей в любое время без согласия остальных учредителей, направив в соответствии с Законом о государственной регистрации сведения о своем выходе в регистрирующий орган.

Перечисленные положения закона позволяют сделать вывод, что добровольный выход из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций по отношению к остающимся их учредителям данных организаций носит уведомительный характер.

Читайте также:  Налог на постройки на земельном участке 2023

Порядок оформления решения учредителя о своем выходе из состава учредителей законом не определен. Такое решение может быть оформлено в соответствии с порядком, установленным уставом при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса. В случае если уставом указанный порядок не предусмотрен, решение оформляется при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса.

В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом.

Порядок оформления передачи прав учредителя от одного лица другому законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей.

Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о выходе учредителей, лицо, выходящее из состава учредителей, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации).

Под регистрирующим органом, согласно статье 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статье 2 Закона о государственной регистрации и постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 «Об уполномоченном федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», понимается Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы).

Принятие решений по данному вопросу к компетенции территориальных органов Минюста России вышеперечисленными нормами закона не отнесено.

Следовательно, заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, в части изменения сведений об учредителях в связи с их выходом, подлежит представлению в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения некоммерческой корпорации, фонда или автономной некоммерческой организации. Заявителем в данном случае выступает лицо, выходящее из состава учредителей (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации, абзац первый пункта 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях). В пункте 1 листа Р заявления заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение «03»).

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны информировать об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, к которым в том числе относятся сведения об учредителях юридического лица, в течение трех дней со дня наступления таких изменений.

Особенности выхода учредителя из некоммерческой организации

  • Поправки в законодательстве направлены на защиту прав любого члена предприятия, поэтому подавать заявку в ЕГРЮЛ должен исключительно он. При выходе из состава согласие остальных лиц не требуется. Понадобится только решение учредителя. Пройти процедуру можно самостоятельно, назначив доверенное лицо или послав нотариально заверенное письмо в МинЮст.

  • Регистрация внесения изменений в ЕГРЮЛ имеет стандартный срок для каждого вида НКО. С подачей заявления об изменениях в уставе относительно состава участников необходимо уведомить всех заинтересованных лиц. Протокол не составляется – документ направляется напрямую в государственные органы (в отличие от порядка действий в ООО и других предприятиях).

Особенности и этапы проведения ликвидации НКО

Главная проблема процесса ликвидации НКО заключатся в возможном наличии долговых обязательств некоммерческой организации. Учитывайте, если сообщество и ее руководство не может погасить долги, необходимо использовать официальную процедуру банкротства.

Процесс ликвидации некоммерческого объединения осуществляется в несколько шагов:

  1. Руководство и члены НКО принимают решение о ликвидации.
  2. Создается специальная комиссия и назначается ответственный за процесс.
  3. Определяются сроки проведения.
  4. Публикуется официальное уведомление в СМИ.
  5. Создается промежуточный баланс.
  6. Организация выплачивает все долговые обязательства.
  7. Формируется окончательный баланс.
  8. Окончание ликвидации (регистрируется юрлицо).

Данная тема является достаточно узкопрофильной и подобные случаи встречались нечасто, но ситуация сильно обострилась в связи с нахлынувшей пандемией.

Итак, существуют разные формы Некоммерческих организаций и в зависимости от той или иной формы НКО учредители имеют разную компетенцию. В некоторых НКО — это лишь инициативная группа, которая создает организацию, а после все борозды правления переходят к ее высшему коллегиальному органу управления Фонд. А есть Автономные некоммерческие организации, где компетенция учредителя очень весомая.

Гражданским Кодексом Российской Федерации предусмотрено, что Автономную некоммерческую организацию может создать одно лицо (то есть АНО может иметь одного учредителя). Также в АНО может быть сформирован высший коллегиальный орган управления (совет, правление), а может и не формироваться и тогда функции высшего органа управления будет осуществлять единственный учредитель Автономной некоммерческой организации.

Кроме того, тот же Гражданский Кодекс разрешает нам назначить на должность единоличного исполнительного органа (руководителя АНО – Директора, Президента, Председателя) одного из учредителей-граждан.

Если сложить вышесказанное, то мы поймем, что в АНО может быть только один учредитель, который вправе быть ее руководителем.

Некоторое время назад мы столкнулись с тупиковой ситуацией, и связана она с внезапной смертью единственного учредителя Автономной некоммерческой организации, который, к тому же, являлся высшим органом управления и Директором Организации.

Смена учредителей в некоммерческой организации в 2023 году

С 2016 года появилась возможность изменения состава учредителей некоторых видов некоммерческих организаций. Вместе с тем, учитывая правовую природу некоммерческих организаций учредители НКО не вправе распоряжаться своим «правом участия» в НКО путем отчуждения третьим лицам по договору дарения, купли-продажи или иным образом. Смена состава учредителей может происходить только двумя способами: ввод нового учредителя и выход прежнего учредителя.

В каких НКО возможна смена состава учредителей?

  • в корпоративных НКО (ассоциации (союзы), общественные организации и движения)
  • АНО
  • фонды

Пояснения ФНС о выходе из некоммерческой организации

НКО – это общества, которые своей деятельностью охватывают разные сферы человеческой деятельности. Налоговая служба имеет право в некоторых случаях обжаловать выход учредителя из НКО в судебном порядке.

Если НКО продолжает существовать, то его единственный учредитель не может уйти просто так. Он должен передать дела и назначить другое лицо, которому передаются все его полномочия и обязанности. Выход из состава некоммерческой организации единственного или последнего учредителя не допускается.

Раньше учредители не имели права выходить из состава НКО, но изменения в ФЗ-7 от 31.01.2016 дали им возможность покидать фонды, некоммерческие корпорации и автономные некоммерческие организации.

ФНС подчеркивает, что это правило не действует для лидеров религиозных общества, их учредители получают статус на всю жизнь.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *