- Льготы

Социальное обслуживание пожилых граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное обслуживание пожилых граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По данным центра НАФИ, в России живет около 7 миллионов одиноких пожилых людей. Они не ведут активную социальную жизнь: после 60 лет больше половины из них — 70% — замыкается на доме и быте. Усложняется ситуация и тем, что из-за проблем со здоровьем пожилые люди теряют мобильность. Фактически человек остается один, при этом остро нуждаясь в помощи извне.

Пожилые люди как объект социального обслуживания

Европейское отделение Всемирной организации здравоохранения при рассмотрении различных возрастных групп к пожилым людям относит тех, кто находится в возрасте от 65 до 74 лет. Начиная с 75-летнего возраста, граждане считаются старыми людьми, а после 90 лет – долгожителями.

Если ВОЗ еще в 1982 году определила 65-летний рубеж для пожилого возраста (по классификации Организации Объединенных Наций после 65 лет люди переходят в категорию старше трудоспособного возраста), то в нашей стране пожилыми принято считать людей с 60 лет. В начале двухтысячных годов количество населения старше 60 лет в РФ выросло более чем на 4 млн. Согласно прогнозам экспертов к 2025 году в пожилом и старом возрасте будет пребывать более ¼ всего населения нашей страны.

Кому полагается на социальный вид обслуживания, что предлагает исполнительный орган

Согласно законодательству, на соцобслуживание претендуют граждане, входящие в две категории:

  • люди, возраст которых выше черты престарелости (от 80 лет для граждан России);
  • лица, имеющие подтвержденную справку о наличии серьезной болезни.

Подтвердить инвалидность сложнее. Для этого гражданин должен пройти экспертизу, где будут учтены следующие обстоятельства:

  • у обратившегося имеются стойкие проблемы, причиной которых стали полученные увечья, а также различные дефекты (врожденные или приобретенные);
  • обратившийся потерял навыки обслуживания самого себя и самоконтроля, не может передвигаться, общаться или вести трудовую деятельность;
  • человек нуждается в реабилитационных мерах и социальной защите.

Органы власти могут обеспечить поддержку, как инвалидам, так и людям пожилого возраста. Главный критерий – трудности в своем самостоятельном обеспечении.

Документы для оформления

Чтобы получить государственную помощь, необходимо обратиться в территориальную социальную организацию с заявлением о предоставлении услуги. Подать комплект документов человек может самостоятельно или через доверенное лицо. Доверенность оформляется нотариально.

Комплект документов, необходимый при подаче заявления на услуги бесплатной сиделки:

  • паспорт нуждающегося в помощи;
  • пенсионное удостоверение;
  • справка из поликлиники с указанием возможности самостоятельного обслуживания, для инвалидов – с приложением ИПР (индивидуальной программы реабилитации);
  • удостоверение ветерана ВОВ или инвалида;
  • выписка из паспортного стола о месте постоянного проживания;
  • доверенность, если бумаги подает иное лицо;
  • заявление.

Утвержден профессиональный стандарт “Социальный работник”. Он применяется при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, при разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности. В данном случае – для оказания социальных услуг. Последние подразделяются на социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-экономические.

Для каждого вида социальных услуг приведен перечень трудовых действий, указаны необходимые умения и знания.

У социального работника должно быть среднее профессиональное либо среднее общее образование. Требуется пройти профессиональную подготовку (стажировку) на рабочем месте, а также учебный курс по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи.

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством. Нужно проходить медосмотры.

Социальный работник обязан сохранять конфиденциальность сведений о клиенте и соблюдать требования этического кодекса.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Права граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг могут ограничиваться в случаях, предусмотренных законом. Ограничения прав могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания, если они лишены ухода и поддержки родственников или иных законных представителен и не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителен решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Отказ в предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг в этом случае подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.

Законодательство предусматривает пять форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

  1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
  4. срочное социальное обслуживание;
  5. социально-консультативная помощь.

Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Читайте также:  Уменьшение УСН и ПСН на страховые взносы в 2023 году

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством, относится:

  1. организация питания, включая доставку продуктов на дом;
  2. помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  3. содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
  4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  5. содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
  6. содействие в организации ритуальных услуг;
  7. другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме перечисленных выше надомных социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому предоставляется нуждающимся в надомных социальных услугах гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) на поздних стадиях, за исключением карантинных инфекционных заболеваний, хронического алкоголизма, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимает руководитель учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья. Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

  1. обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
  2. уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;
  3. социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;
  4. добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;
  5. медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;
  6. свободное посещение адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;
  7. бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;
  8. предоставление помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;
  9. сохранение занимаемых по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а если в жилых помещениях остались проживать члены их семей — в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение;
  10. участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых, в том числе, в учреждениях социального обслуживания.

Срочное социальное обслуживание направлено на оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

  1. разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
  2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  3. разовое оказание материальной помощи;
  4. содействие в получении временного жилого помещения;
  5. организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
  6. организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
  7. иные срочные социальные услуги.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Социальное сопровождение граждан пожилого возраста и инвалидов

Выход на пенсию воспринимается многими пожилыми людьми болезненно. Они испытывают стресс, психологический дискомфорт. Человек чувствует свою ненужность, понижается его самооценка, появляется чувство неуверенности в себе, ухудшается самочувствие. В таких обстоятельствах людям необходима поддержка, содействие в организации их жизнедеятельности.

При отсутствии родственников помощь окажут специально созданные для этого организации. Особенности их работы по сопровождению прописаны в Федеральном законе, в стратегических документах и программах. Заботливое отношение, уход за теми, кому он необходим — приоритетное и востребованное направление.

Факт. Система предоставления услуг определяется органами управления.

Лица установленной категории могут получить такие формы обслуживания:

  • надомное;
  • полустационарное;
  • стационарное;
  • срочное;
  • социальное консультирование.

Деятельность по оказанию содействия таким гражданам проводится постоянно или временно. Это зависит от желания человека и показаний для предоставления услуг.

Особенности ухода за пожилыми пациентами в больнице

Для любого человека попасть в больницу – это стресс, а для пожилого человека, особенно если это больной с деменцией, это стресс вдвойне. Смена места нахождения, новая незнакомая обстановка, зачастую, не очень обходительное обращение персонала может резко негативно сказаться на психо-эмоциональном фоне пожилого человека и его общем состоянии.

Уход за пожилым человеком – это непростой труд, требующий определенных навыков, знаний и умения найти контакт с пожилым человеком. Почти каждый второй, обращаясь в наш Центр за помощью, обязательно скажет, что у подопечного (-ой) очень сложный характер.

Если Вы оказались в ситуации, когда Вашему близкому человеку необходима квалифицированная помощь на дому или нужно организовать индивидуальный пост сиделки в больнице в Санкт-Петербурге, то Вы попали как раз по адресу. В нашем Центре «Жизнь плюс» мы готовы подобрать Вам опытного помощника и стать для Вас надежным партнером. Мы контролируем работу сиделки, работаем по принципу «одного окна», по максимуму решая все возникающие вопросы, связанные с уходом за подопечным.

Читайте также:  Нормативы потребления при отсутствии приборов учета

Целью курсовой работы было изучение теоретических и практических аспектов оценки социальных услуг.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью совершенствования базы социального обслуживания населения, усиления социальной поддержки наиболее уязвимых слоев общества.

Социальные услуги носят комплексный характер и включают в себя разнообразные виды социальных услуг, направленных на граждан для удовлетворения их специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью, воспитанием детей.

В рамках курсовой работы сложно указать все проблемы и тенденции в развитии социальных услуг для уязвимых слоев общества. Проведенное исследование позволяет резюмировать поднятые вопросы следующим образом:

1. социальная защита населения должна быть одним из основных направлений государственной политики.

2. необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательной и нормативной базы, внедрить стандарты организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт.

3. общественные науки должны активнее заниматься прогнозированием и разработкой на основе предсказания эффективных управленческих решений, исключающих негативные социальные последствия в исследованиях, в большей степени опираться на практический материал.

4. невозможно создать эффективную систему социального обслуживания населения без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных групп населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.

5. финансирование центров социального обслуживания, как государственных учреждений, направленных на защиту населения, должно быть обеспечено и за счет бюджета.

6. необходимо пересмотреть подход к оценке работы руководителей центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре заработной платы социальных работников и административно-хозяйственного персонала центров.

7. сделать социальные услуги более доступными путем внедрения новых эффективных методов социальной работы с пожилыми людьми. Для расширения сети учреждений и более эффективной помощи населению необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами, через тесное сотрудничество со СМИ и коммуникациями.

Важность проведенного исследования подтверждает растущее число пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи, а существующая система не способна в полной мере защитить их и требует дальнейшего совершенствования, поэтому России необходимо постепенно строить новую модель системы социального обслуживания, отвечающую современным потребностям общества и экономическим возможностям государства.

Нормативно-правовое регулирование

Вопросы соцпомощи населению регламентируются федеральным законом №442-ФЗ от 28 февраля 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан». В соответствии с его нормами, лицам, имеющим инвалидность либо пожилым людям может предоставляться необходимая помощь, на постоянной или временной основе.В статье 15 перечислены критерии, по которым осуществляется признание человека нуждающимся в поддержке, т.е обстоятельства, ухудшающие условия его жизнедеятельности.

Услуги гражданам оказываются на основании договора, заключенного органом социальной защиты с учреждениями соцобслуживания, в зависимости от формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов подразделяются на надомные, полустационарные, стационарные, социально-консультативные.

Социальное сопровождение пожилых или патронаж?

Обслуживание лиц пожилого возраста социальными работниками проводится по двум схемам: патронажной и социального сопровождения. Они имеют существенные отличия. Патронаж предусматривает надомную работу, уход, создание условий для максимально комфортной жизни подопечного.

Социальное сопровождение выстраивается по иному принципу. Сопровождающий помогает подопечному участвовать в общественной жизни, самореализовываться в том статусе, в котором он находится на конкретный момент.

Сопровождение не ограничивается надомным обслуживанием. Его функции и задачи существенно шире. Так, организуется сопровождение пожилых в аэропорту, на железнодорожных вокзалах, в поездках на санаторно-курортное лечение, в больницы на обследования, на социальные мероприятия и т.п.

То есть услуга предусматривает оказание помощи различного характера, от психологической до транспортной (например, в Шереметьево сопровождение граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться специальными машинами).

Услуги, предоставляемые в учреждениях социального обслуживания пожилых и инвалидов

Учреждения социального обслуживания пожилых и инвалидов – это пансионаты широкого функционала, которые помогают нуждающимся по различным направлениям и при подготовке досуга. Все подобные организации классифицируются на три группы: медицинские, социально-бытовые и оказывающие торговые услуги. Главной задачей остается развитие направлений нестационарной помощи (включая предоставление надомной поддержки).

Этот подход предполагает возможность максимально продлить время нахождения пожилых людей в привычных для них условиях, сохранять их значимость в обществе. Таким образом, необходима разработка альтернативных методов социальной работы с престарелыми гражданами. Важнейшие аспекты этого направления следующие: благотворительность, работа в сообществах, объединениях взаимной помощи.
Главные задачи специалиста при взаимодействии с подопечными:

  • постановка на учет и обслуживание пожилых людей, оставшихся в одиночестве, либо лиц, утративших трудоспособность, которым необходима помощь на дому;
  • налаживание взаимодействия и доверительных отношений в трудовых коллективах, где ранее осуществляли деятельность ветераны войны и труда;
  • установление связей с комитетами общества Красного креста, Советами ветеранов войны, различными организациями, представляющими общественность, благотворительными фондами.

Ведущими условиями, соблюдение которых гарантирует получение социального пенсиона, являются:

  • Принадлежность к категории «нетрудоспособный гражданин»;  Постоянное пребывание на территории страны.

Подтверждение нетрудоспособности осуществляется путём проведения медикосоциальной экспертизы в аккредитованных под эту деятельность медицинских организациях по отдельному графику.

Поскольку в результате реабилитационных процедур возможно улучшение состояния, то необходимо прохождение повторного обследования до присвоения бессрочного статуса:

  • Гражданам 1 группы – раз в два года;  Дети – в зависимости от заболевания:
    • ежегодно;
    • раз в два года; o при достижении совершеннолетия;  Все остальные – в ежегодном режиме.

Дополнительное материальное обеспечение

Ежемесячное допобеспечение имеет неизменную ставку – 1000 или 500 рублей.

Большая выплата положена:

  • Тем, кто участвовал в Великой Отечественной войне, а также заработавшим там серьезное заболевание;
  • Лицам, травмированным по итогам военных сражений;
  • Субъектам, являвшимся несовершеннолетними заключенными тюрем в военные годы.

Меньшую получают:

  • Солдаты времен ВОВ, которые не числились в рядах действующих войск;
  • Супруги инвалидов ВОВ, скончавшихся в военные годы;
  • Пожилые люди, выжившие в блокаде Ленинграда;
  • Субъекты, которые являлись совершеннолетними заключенными в военных тюрьмах.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Формы и методы обслуживания лиц пожилого возраста

Качество жизни является интегральным понятием, отражающим не только выра-женность симптомов заболевания, но и функциональное состояние пожилого человека, состо-яние его физического и психического здоровья, социальную активность, способность к само-обслуживанию, материальное обеспечение и условия жизни, а также удовлетворенность ощущением собственного физического и психического благополучия.

Читайте также:  Как маркировать рекламные объявления в 2023 году — инструкция

Основные принципы социальной геронтологии и социальной защиты геронтов

(лиц старших возрастных групп) базируются на правах человека (личности) и правах пациента:

· -обеспечение социальных (экономических, бытовых) и медицинских вопросов;

· -выявление индивидуальных проблем (потребностей) в медицинской, социальной помощи и обслуживании;

· -обеспечение условий для личностного самовыражения;

· -способствование развитию само- и взаимопомощи пожилых.

В основе концепции социальной защиты лежат принципы ООН (1991 г.).

Люди пожилого и особенно старческого возраста в силу своих физиологических особенностей относятся к социально-уязвимой группе населения и нуждаются в поддержке общества. В РБ вопросами социаль­ной помощи, реабилитации граждан «третьего возрас­та» занимаются: Министерство социальной защиты населения РБ, МЗ РБ.

В современной России имеется стойкий этaп демографического упадка старения, отмечающийся подъемом безоговорочной колличества лиц старше трудоспособного возраста и доли людей старшего поколения в составе населения государства.

С одной стороны, подъем количества лиц старшего возраста впрямую связан со понижением средней длительности жизни. Старение населения и подъем в его составе доли людей старшего возраста считаются предпосылкой наращивания демографической нагрузки на людей трудоспособного возраста, которые обеспечивают за счет собственного труда и ухода группы нетрудоспособного населения.
С иной стороны, желание понижения рождаемости и доли лиц младших возрастов в популяции ведет к подъему нагрузки на существующую систему пенсионного обеспечивания и высочайшим притязаниям к развитию структуры общественного сервиса лиц старшего возраста. И возможность становления общественной работы с людьми престарелого возраста обязана быть нацелена на увеличение свойства и расширение диапазаона предложений, в частности, в области профилактики и социально-медицинского обеспечения: на создание критерий в обществе, дабы старые люди как возможно предохраняли общественный статус, оставались интенсивными и нужными членами общества.

Социально-экономические трудности лиц престарелоговозраста и надобность их решения способами муниципального и городского управления обоснованы нарастающим старением населения. В России в настоящее время живет практически 21% лиц престарелого возраста. По мониторингам доля всего населения станет возрастать и к 2030 г/ составит в пределах 23%, к 2050 году – 26% [23, с. 101].

Различные процедуры преждевременного ухода на пенсию существуют с 80-х годов XX века и уже применяются в большинстве стран Евросоюза.

Реализация принципа «Пенсия раньше» пошла по двум направлениям:

Человек после выхода на пенсию имеет право работать.

Человек после выхода на пенсию не имеет права работать.

Наибольшего успеха в этом вопросе добились Бельгия, Германия и Франция.

Государственная социальная помощь может быть рассмотрена в широком и в узком смыслах. В широком под ней подразумеваются все денежные выплаты различным категориям граждан, которые наиболее в ней нуждаются в настоящее время. Сюда относятся все социальные пособия и закрепленные в законодательстве РФ выплаты. Социальная помощь в узком смысле определяется в федеральном законе под названием «О государственной социальной помощи». Под ней понимаются различные выплаты (компенсации, субсидии, пособия), а также предоставление жизненно необходимых товаров.

Важнейшим принципом соцзащиты является адресность различных социальных программ (выплат). Она предполагает верную идентификацию нуждающихся. Это достигается различными путями. Во-первых, следует оценить материальное положение семей или отдельных лиц. Во-вторых, можно основываться на определенных показателях, связанных статистически с нуждаемостью. Еще одним путем является создание механизма самоадресования. Он требует от органов социальной защиты большой работы, однако в сложившихся условиях представляется наиболее оптимальным.

Социальное обслуживание пожилых и старых людей

Данная система обслуживания позволяет решать следующие вопросы:

  • социально-бытового характера;
  • культурного сервиса;
  • медицинского наблюдения;
  • организацию питательного процесса;
  • обеспечения активности человека.

Полустационарные услуги полагаются престарелым лицам, людям с инвалидностью, сохранившим способность к движению, самостоятельному обслуживанию, не имеющим противопоказаний медицины для зачисления в данное учреждение. Решение о получении права на вид услуг полустационарного типа принимается руководителем учреждения после письменно оформленного заявления и справки о состоянии здоровья заявителя.

В большинстве регионов РФ полустационарное обслуживания пожилых граждан и лиц с инвалидностью осуществляется на территории полустационаров, организованных на территориях муниципальных центров социального обслуживания при органах соцзащиты.

Данная услуга предоставляется на условиях дневного или ночного стационара инвалидам и пенсионерам, сохранивших способность к самообслуживанию, несовершеннолетним лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

  • 6 способов сохранить здоровье костей после 50 и укрепить суставы
  • Кредит пенсионерам до 75 лет без поручителей — предложения банков России и условия получения
  • Польза зеленого чая после 50 лет для женщин и мужчин

Стационарное обслуживание направлено на получение гражданами разных видов помощи. Данное социальное сопровождение имеет некоторые принципы:

Меры социальной поддержки инвалидов

  • помощь оказывается лицам частично, полностью утратившим способность к обслуживанию, людям, которым требуется постоянный уход, наблюдение;
  • стационарные учреждения способны обеспечить необходимые санитарно-гигиенические требования;
  • предоставляется уход медицинская, санитарная помощь;
  • позволяет провести МСЭК, чтобы установить группу инвалидности или продлить ее;
  • позволяет получить социальную адаптацию, медицинскую реабилитацию;
  • позволяет обеспечить посещение священнослужителя, адвоката, родственников, нотариуса;
  • предоставляет помещение для проведения религиозных обрядов.

Стационарные учреждения создают наиболее адекватные условия исходя из возраста, состояния здоровья, обеспечивают не только медицинскую помощь, но и реабилитацию и отдых. У данных заведений имеются следующие особенности. Стационарное обслуживание производится в домах для престарелых людей и инвалидов. Они принимают граждан, которые достигли пенсионного возраста, инвалидов первой и второй группы, не имеющих родственников, обязанных их содержать.

Дома-интернаты принимают людей только с 1 группой инвалидности 18-40 лет, не имеющих трудоспособных детей, родителей. В детском доме-интернате содержатся дети 4-18 лет с физическими и умственными патологиями. Важным условием считается разделение детей с умственными заболеваниями от физических.

Психоневрологический интернат принимает людей, которые страдают заболеваниями психической сферы, нуждаются в помощи третьих лиц, медицинском обслуживании вне зависимости от наличия трудоспособных родственников. Социальный дом-интернат принимает лиц, которые систематически нарушают внутренние распорядки, занимаются попрошайничеством, бродяжничеством.

Заведения стационарного типа оказывают медицинскую помощь, реабилитационные услуги, помогают в быту, организуют трудовую деятельность. Путевка в дом-интернат дается отделом социальной помощи на основании заявления, подписанного представителем больного, медицинской карты. После того, как лицо признается недееспособным, оно помещается в стационар.

На заметку, если состояние здоровья позволяет, то с разрешения директора больной или престарелый человек имеет возможность на временное выбывание из интерната.

Данный вид направлен на получение необходимой неотложной помощи для пожилых людей и молодых, находящихся на инвалидности. Сопровождение носит разовый характер и направлено на решение материально-бытовых вопросов следующими типами услуг:

  • получение горячего питания, продуктового набора;
  • получение обуви, одежды, необходимых предметов;
  • получение разовой материальной помощи;
  • обеспечение временным жильем;
  • получение консультации юриста;
  • получение срочной помощи медиков, социальных работников, священнослужителей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *