- КОАП

Максимальный срок аренды земельного участка ЛПХ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Максимальный срок аренды земельного участка ЛПХ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для создания
фермерского хозяйства и осуществления
его деятельности могут предоставляться
и приобретаться земельные участки из
земель сельскохозяйственного назначения
(ст. 11 ФЗ «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве»).

Почему теперь проще оформить земельный участок в аренду, чем купить

В марте 2015 года в Земельный Кодекс РФ были внесены большие изменения касательно процесса аренды муниципальных земельных участок. Вот самые важные их них:

  1. Если землю не успели разграничить и утвердить «Правила застройки», то возникает переход права распоряжения земельными участками от городской к районной администрации (поселка, деревни, села);
  2. Отдельные случаи и льготные категории граждан, которым предоставляется право получения земли в аренду без участия в торгах теперь прописаны в Земельном Кодексе;
  3. Стала возможной передача в аренду не стоящих на кадастровом учете муниципальных земель по заявлению граждан и без проведения аукциона.
  4. Земли, которые находятся в публичной собственности, могут выступать предметом аренды, если относятся к разрешенной категории и стоят на кадастровом учете.

Другими словами, в оборот поступили новые массивы земельных участков под индивидуальное жилое строительство и, чтобы взять землю в аренду, теперь не нужно обращаться в администрацию города или районного центра — достаточно обращения в администрацию поселения, в котором расположен земельный участок.

Работа с небольшими муниципалитетами — это ваше конкурентное преимущество перед городскими и районными Администрациями, где необоснованно высокие цены на аренду земельных участков и слишком много желающих поучаствовать в аукционах.

Статья 78 Земельного кодекса. Использование земель сельскохозяйственного назначения

  • 1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
  • крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  • хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
  • некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
  • казачьими обществами;
  • опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
  • общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В составе земель
сельскохозяйственного назначения
выделяются сельскохозяйственные угодья
(пашня, сенокосы, пастбища, залежь,
виноградники и другие многолетние
насаждения) и несельскохозяйственные
угодья (внутрихозяйственные дороги,
полезащитные лесополосы, которые не
входят в земли лесного фонда сельские
леса и древесно-кустарниковая
растительность, замкнутые водоемы, не
входящие в земли водного фонда, земли,
находящиеся под зданиями, строениями
и сооружениями, используемыми для
производства, хранения и первичной
переработки сельскохозяйственной
продукции, а также неудобные земли в
виде оврагов, песков, солончаков, болот
и т. п.). Для строительства зданий, строений
и сооружений, необходимых для осуществления
деятельности фермерского хозяйства,
могут предоставляться и приобретаться
земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения и
земель иных категорий (п. 2 ст. 11 ФЗ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли
в РФ по целевому назначению подразделяются
на 7 категорий:

  • 1) земли
    сельскохозяйственного назначения;
  • 2) земли поселений;
  • 3) земли промышленности,
    энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
    телевидения, информатики, земли для
    обеспечения космической деятельности,
    земли обороны, безопасности и земли
    иного специального назначения;
  • 4) земли особо
    охраняемых территорий и объектов;
  • 5) земли лесного
    фонда;
  • 6) земли водного
    фонда;
  • 7) земли запаса.
  • Земельные участки,
    предоставляемые и приобретаемые для
    создания фермерского хозяйства и
    осуществления его деятельности,
    формируются в соответствии с земельным
    законодательством РФ.

В ст. 12 ФЗ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве»
указан порядок предоставления земельных
участков из земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, для
создания фермерского хозяйства и
осуществления его деятельности.

Граждане, которые
заинтересованы в предоставлении им
земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения,
находящихся в государственной или
муниципальной собственности, для
создания фермерского хозяйства и
осуществления его деятельности, подают
в исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления
заявления,
в которых должны быть указаны

(ч. 1 ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве»):

  1. 1) цель использования
    земельных участков (создание, осуществление
    деятельности фермерского хозяйства,
    его расширение);
  2. 2) испрашиваемое
    право на предоставляемые земельные
    участки (в собственность или аренду);
  3. 3) условия
    предоставления земельных участков в
    собственность (за плату или бесплатно);
  4. 4) срок аренды
    земельных участков;
  5. 1) обоснование
    размеров предоставляемых земельных
    участков (число членов фермерского
    хозяйства, виды деятельности фермерского
    хозяйства);
  6. 2) предполагаемое
    местоположение земельных участков.

К заявлению
прилагается соглашение, заключенное
между членами фермерского хозяйства в
соответствии со ст. 4 ФЗ «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве».

Орган местного
самоуправления или по его поручению
соответствующая землеустроительная
организация на основании заявления,
указанного в п. 1 ст. 4 ФЗ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве»,
или обращения исполнительного органа
государственной власти с учетом
зонирования территорий в течение месяца
обеспечивает изготовление проекта
границ земельного участка и утверждает
его.

Исполнительный
орган государственной власти или орган
местного самоуправления в течение 14
дней принимает решение о предоставлении
испрашиваемого земельного участка в
собственность за плату или бесплатно
либо в аренду с приложением проекта его
границ (ч. 4 ст. 12 ФЗ «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве»).

Как взять земельный участок сельхозназначения в аренду с правом выкупа

Договор аренды может предусматривать выкуп участка арендатором по окончании срока действия договорных отношений или предварительно. Порядок перевода земли в свою собственность содержится в Земельном кодексе в ст.36.

Здесь указывается, что выкупить сельхозземли можно только после трех лет их добросовестного возделывания и использования. При этом срок аренды и площадь земли не имеют значения. Если землевладелец хорошо проявит себя в ходе трехлетнего периода, то он сможет выкупить участок по кадастровой стоимости или на льготных условиях если в муниципалитете действуют специальные программы по развитию сельхозсферы.

Читайте также:  Документы на малоимущим семьям в 2024 году Чувашия

При желании выкупить земельный надел необходимо подать соответствующее заявление в муниципалитет с просьбой предоставить участок земли на платной основе. К нему приложить копии паспорта, договора аренды, кадастровый план, выписку из ЕГРН и правоустанавливающих документов на постройки (если есть). Стоит позаботится о подаче заявления заблаговременно до момента окончания действия договора аренды.

Недостатки аренды участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности

При таком большом количестве плюсов возникает вопрос: а есть ли минусы? Они действительно существуют. Во-первых, сама ст.39.1 «Земельного кодекса» сформулирована так, что вызывает много вопросов. В ней много оговорок, разобраться в которых вне конкретной ситуации нелегко. Во-вторых, Кодекс содержит пространство для злоупотреблений и коррупции.

Например, участок может предоставляться как в собственность бесплатно, бессрочное пользование, так и в аренду. Формат сотрудничества определяет местный орган. И, думается, одним людям будут хорошие условия, а другим – похуже. В ст.39.6 Кодекса перечислены ситуации, когда участок предоставляется в аренду с торгов или без них. И здесь в число игроков, вольных распоряжаться ресурсами, помимо местной власти вступают Президент и Правительство.

Именно отсутствие бесспорного и логичного алгоритма выделения земли – главный недостаток сотрудничества. Кроме того, арендатор имеет низкую защиту перед возможным изъятием собственности.

В общем, принимая землю в аренду, нужно очень внимательно вычитать договор, а в дальнейшем – не терять времени при регистрации возведённой недвижимости. И надеяться на то, что кусок земли не станет нужнее другому человеку (юридическому лицу).

Обратите внимание! При нецелевом использовании предмета аренды, договор может быть расторгнут досрочно. Поэтому если решается вопрос об изъятии участка, стоит быть кристально чистым в его использовании. Иначе можно остаться без компенсации.

Открыть ЛПХ можно на приобретенном или предоставленном в аренду участке при условии, что земельный участок имеет вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства. Регистрировать ЛПХ как юридическое лицо не нужно — заниматься выращиванием фруктов и овощей или разведением животных и птицы можно с момента получения права на землю.

«Учет всех ЛПХ на территории ведет местный департамент земельных и имущественных отношений. Чтобы узаконить хозяйство, достаточно обратиться в администрацию поселения для внесения данных о вашем новом хозяйстве в похозяйственную книгу», — говорит член Российской гильдии риелторов Андрей Паньшин.

При оформлении подсобного хозяйства потребуются следующие сведения:

  • Ф. И. О. и дата рождения хозяина или арендатора земли, а также данные о членах семьи;
  • площадь участка и его кадастровый номер;
  • поголовье животных и (или) птицы, количество ульев;
  • перечень сельхозтехники, оборудования и транспортных средств.

Плюсы и минусы ЛПХ

Плюсы:

  • простота организации (ЛПХ не требует юридической регистрации);
  • отсутствие регистрации в налоговой инспекции и налоговой отчетности. Учет ведется в похозяйственных книгах — местными органами власти на основе сведений, предоставляемых владельцами;
  • различные льготы (освобождение от НДФЛ при определенных условиях, льготный транспортный налог на технику);
  • возможность самостоятельного решения о пенсионном страховании (владелец ЛПХ сам решает, платить ли взносы в Пенсионный фонд).

Минусы:

  • ограничения на площадь земельного участка под ЛПХ. Размер участка не может быть более 0,5 га, хотя местная администрация имеет право принять решение о пятикратном расширении надела;
  • государство не поддерживает ЛПХ предоставлением льготных кредитов и субсидий; запрещены некоторые виды деятельности, подлежащие сертификации, а также не выдаются декларации о соответствии.

Чем ЛПХ отличается от ИЖС

В отличие от ИЖС на землях под ЛПХ можно:

  • легально получать доход от продажи сельхозпродукции;
  • получить сертификат соответствия выращенной продукции и справку от ветеринара;
  • получить кредит на производство под залог участка;
  • не требуются проект и, как факт, разрешение для начала строительства дома;
  • ежегодный земельный налог за использование участка под ЛПХ в три раза ниже, чем за участок под ИЖС;
  • не требуется оформление юридического лица, как этого требует крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ).

Продление договора аренды и внесение изменений в договор аренды

Продление договора аренды

Как было указано выше, законом № 171-ФЗ в ЗК РФ были внесены изменения, в соответствии с одними из которых п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ предусматривает предельные сроки аренды земли (приведены в таблице 23). Таким образом, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, установленный данным пунктом ЗК РФ, а по истечении этого срока прекращает своё действие.

Необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые имеют приоритет над общими нормами ГК РФ об аренде.

Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Так, ст. 621 ГК РФ предусмотрено преимущественное право надлежащим образом исполнявшего свои обязанности арендатора по истечении срока аренды на заключение договора на новый срок (п. 1) и возобновление договора аренды земельного участка на тех же условиях на неопределённый срок в случае отсутствия возражений со стороны арендодателя (п. 2).

При этом в соответствии с п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

В этой связи положения ст. 621 ГК РФ после 1 марта 2015 года (дата вступления в силу закона № 171-ФЗ) не применяются.

Особенности составления договора

Договор на право пользования земельным участком должен содержать в себе все необходимые сведения – о сторонах, предмете сделки, порядке расчёта и прочем. Но в него можно добавить некоторые детали:

  • срок аренды – не более 49 лет. Земли некоторых категорий могут быть сданы в аренду только на более короткий срок, но с условием пролонгации соглашения. Например, для ИЖС максимальный срок аренды составляет 20 лет, но его можно продлить по соглашению сторон;
  • возможность сдачи земли в субаренду. Например, участок берётся в пользование для того, чтобы организовать здесь садовый кооператив. Участок будет поделён на несколько других, каждый из которых будет сдан в субаренду;
  • возможность приватизации;
  • другие нюансы. Например, аренда земельных недр подразумевает под собой обязательную рекультивацию участка.

При составлении договора и включении в его «тело» нюансов необходимо опираться на ст. 39. 8 ЗК РФ.

Особенности процедуры

У многих граждан вызывает сложность правильного определения правовых вопросов по переуступке права на аренду. В данном случае предметом рассмотрения являются арендные права, а не права на собственность.

К частым случаям переуступки относят реализацию строений, расположенных на землях, переданных на правах длительной аренды. Продажа собственности происходит без фактического уведомления владельца участка, однако о произошедших изменениях оповестить в письменном виде все-таки нужно.

По общему правилу, в случае предоставления участка для завершения строительства объекта незавершенного строительства, срок аренды составляет не более 3 лет.

По всей видимости, считается, что 3 года достаточно для завершения строительства незавершенного объекта.

Из общего правила есть одно исключение.

Оно касается случаев, когда право собственности на объект незавершенного строительства приобретено на аукционе по продаже этого объекта, который был изъят у предыдущего владельца, по причине прекращения действия договора аренды.

Иными словами, исключение действует в отношении объектов незавершёнки, которые проданы на торгах, предварительно, будучи изъятыми у предыдущего собственника, который не успел закончить строительство до истечения своего договора аренды.

Какой же срок аренды установлен для участков под объектами незавершенного строительства, попадающими под исключение?

Простого ответа на этот вопрос нет, потому что наши законодатели «понакрутили» отсылочных норм, в которых без подготовки сложно разобраться.

Но нас это не остановит.

Срок аренды участков, попадающих под исключение, должен в 2 раза превышать срок аренды необходимый для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений.

Иными словами, чтобы узнать срок аренды, нам нужно узнать сроки для выполнения вышеуказанных изысканий, проектирования и строительства.

Приказом Минстроя России от 27.02.2015 N 137/пр (ред. от 01.09.2015) установлены сроки, необходимые для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений.

Законы о найме наделов под сельское хозяйство у государства

Для аренды у государства земли сельхозназначения на оптимальных условиях необходимо знание всех нормативных актов, регулирующих этот процесс.

  1. «Земельный кодекс РФ» №136-ФЗ был утвержден 25.10.2001 г. Поправки и дополнения к этому закону вступили в силу с января 2017 г. Согласно этому правовому акту:
    • Величина платы за землю определяется договором об аренде (ст. 22).
    • Арендная плата за земли для социально значимой деятельности не должна превышать земельного налога (ст.39.7).
    • Ценность земли определяется по кадастровой стоимости (КС), которую рассчитывают государственные органы; арендовать можно только кадастровые земельные участки, занесенные в государственный реестр недвижимости (ст. 65).
    • В особую категорию выделяются земли сельскохозяйственного назначения: пашни, защитные насаждения, места для подсобных помещений для нужд с/х производства (ст.77).
    • Дается строгое целевое назначение земель: земледелие, скотоводство, рыбоводство; опытническая работа.
    • Местные и региональные государственные органы имеют специальный фонд распределения земель с/х назначения для аренды их населению. (ст. 80).
  2. Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002 г. был дополнен и изменен в 2015 году. Документ регулирует процесс заключения арендных договоров.
    определен от 3 до 49 лет, не исключено приобретение участка в собственность.
  • Успешное хозяйствование на земле дает право на льготные условия аренды.
  • Региональными органами власти определяются категории лиц с правом льготной аренды земель.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. С 2016 г. процедура аукционных торгов для перезаключения и продления арендного договора на новый срок стала необязательной.

При этом учитываются:

    – основной параметр цены;
  • категория и целевое назначение земельного участка;
  • итоги торгов на аукционе;
  • величина государственного налога;
  • распределение платы по временным периодам в зависимости от срока аренды; .

Процедура оценки проходит три этапа:

  • создается перечень анализируемых участков Росреестром;
  • вычисляются удельные показатели для них на региональном уровне;
  • конкретная оценка каждого участка завершается на уровне муниципальных органов власти.

По этому закону:

  • производить кадастровую оценку земель будут не посторонние фирмы, а государственные бюджетные учреждения по единой методике (ст. 6; ст. 14);
  • не допускается заменять кадастровую стоимость земли рыночной (ст. 19);
  • изменение КС допускается только в сторону понижения (ст.19.7);
  • переоценка земли происходит 1 раз в 3-5 лет.

Статья 388 НК РФ. Налогоплательщики

    Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Узнайте подробнее о расчете арендной платы за ЗУ и облагается ли наем надела НДС и земельным налогом!

Статьей 39 ЗК РФ предусмотрен список лиц, которые могут арендовать землю без торгов, к ним добавляются еще арендаторы, желающие продлить срок договора (ст.9 ФЗ №101).

Статья 39 ЗК РФ. Сохранение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения

  1. При разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, вправе продлить этот срок.
  2. Условия сохранения прав, указанных в пункте 1 настоящей статьи, за арендатором и субарендатором определяются договором аренды (субаренды) земельного участка.

Арендная плата вычисляется в таком случае по формуле:

  1. А – арендная плата.
  2. К – кадастровая стоимость участка (по паспорту).
  3. kц – коэффициент целевого использования земли (поправочный коэффициент), который может иметь такие значения:
    • 0,01% – для лиц, обладающих льготным правом на аренду (список определятся региональным законодательством);
    • 0,3% – для арендаторов, продлевающих срок договора;
    • 0,6% – для всех, желающих использовать землю для с/х производства.

Земельный налог на участки сельскохозяйственного использования устанавливается государством в размере не выше 0,3% от стоимости земли.

Арендная плата, таким образом, равна его удвоенной ставке:

Примеры:

  1. Многодетная семья заключает договор об аренде 1 га земли для производства чеснока. Кадастровая стоимость земельного участка – 20000 руб. Арендная плата для них, как для льготников, будет равна:А = 20000 х 0,01% = 2,00 руб./год.
  2. Арендатор хочет продлить срок аренды участка земли размером 10 га и стоимостью 200000 руб. после успешного хозяйствования на ней в течение 5 лет. Арендная плата для него будет равна:А = 200000 х 0,3% = 600 руб./год.
  3. Фермер желает расширить площадь обрабатываемой пашни и заключает договор на аренду 5 га земли стоимостью 60000 руб. По данному земельному участку прошли торги, в результате которых арендная плата на него составила 1,7%: А = 60000 х 1,7% = 1020 руб./год.
Читайте также:  Как получить статус малоимущей семьи в 2023 году и что он даёт?

Закон о земельном кадастре с 1 января 2022 года

В противном случае бывший арендатор обращается в суд для признания сделки недействительной. Поскольку это нарушение закона, администрацию обязуют продлить договор аренды по поданному ранее заявлению.
Судебная практика Арендатор может обращаться в суд при получении отказа в пролонгации в любом случае – исковое заявление подается в течение 10 дней после получения отказа. В заявлении говорят о намерениях продлить аренду и незаконном получении отказа от администрации.
В данном случае в точности указывают причины отказа и прилагают копии полученного в администрации уведомления
. Судебное разбирательство для арендатора-истца оказывается куда более выгодным, если к заявлению истец прилагает доказательства надлежащего пользования земельным участком.

Главными задачами закона правительство считает следующие:

  • значительное увеличение объёмов производства крестьянских и фермерских хозяйств
  • введение в оборот с/х земель, заброшенных за годы перестройки и реформ, и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса (АПК)
  • развитие локальной сельской экономики
  • ликвидация проявившейся практики «договорных» торгов по с/х землям, на которых побеждали «нужные люди», строившие в дальнейшем на заброшенной пашне не ферму, а многоквартирный дом для продажи
  • предотвращение «серых» сделок и схем, по которым агрохолдинги могли бы перекупать землю у фермеров через третьи лица

Принятия закона фермеры добивались и ожидали несколько лет. Стремились к тому, чтобы дополнительные участки для расширения хозяйств можно было получать без торгов/аукционов. Их усилия во многом оправдались, «лёд тронулся»:

  • с 1 марта 2024 года с/х земля станет доступнее
  • чтобы получить её без торгов, гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам больше не придётся преодолевать бюрократические проблемы, связанные с доказательством того, что у них нет земельных участков в других регионах

Закон предоставил возможность малым формам сельского хозяйствования получать землю в упрощённом порядке:

  • без конкуренции с крупными с/х производителями, в которой фермерские хозяйства зачастую проигрывают
  • без риска потери арендуемого земельного участка после сделанных в него вложений – земля может остаться у фермера насовсем

Земельный участок из земель с/х назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется:

  • гражданину
  • крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности

в порядке, установленном земельным законодательством:

  1. ЗК РФ (статья 39.18), с учётом особенностей, предусмотренных законом № 316-ФЗ
  2. законы, определяющие предельные размеры ЗУ с/х назначения:
    • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002) – статья 4
    • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве №74 от 11.06.2003 – статья 12 (пункт 6.1 и пункт 7)
  3. законы субъектов РФ – примеры:
    • Закон Ленинградской области № 118-оз от 13.11.2015
    • Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 № 888-З № 673-IV:
      • статья 16. Предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства
      • статья 24. Предоставление земельных участков для отгонного или кочевого животноводства
      • статья 29. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий
      • статья 31.2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
    • Закон Московской области № 252/2017-ОЗ от 27.12.2017
    • закон Челябинской области «О земельных отношениях» № 154-ЗО от 31.03 2015:
      • статья 5. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

Предоставлением ЗУ, в зависимости от принадлежности земельных с/х участков государству или муниципалитету, занимается соответствующий уполномоченный орган:

  • или исполнительный орган государственной власти
  • или орган местного самоуправления (ОМС)

Для получения земли в аренду претенденту необходимо обратиться с соответствующим заявлением (пункт 1 статьи 39.18 ЗК РФ):

  • заявление гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления ЗУ
  • заявление о предоставлении ЗУ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

Поступившие обращения о получении земли рассматриваются в порядке их поступления. В срок, не более 30 дней с даты регистрации заявления, уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

  1. о предоставлении ЗУ с/х назначения в аренду на срок до 5 лет
    • с дальнейшим заключением договора аренды
  2. об отказе в предоставлении ЗУ – с указанием оснований

Законом № 316-ФЗ уточняется, что в получении с/х земли, которую просит гражданин или КФХ, может быть отказано – по основаниям, изложенным в статье 39.16 ЗК РФ, а также при наличии хотя бы одной из двух причин, которые дополнительно определил закон:

  1. несоответствие предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установленным законом субъекта РФ,
    • площади ЗУ, указанного в заявлении
    • площади земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учётом ЗУ, указанного в заявлении
  2. испрашиваемый ЗУ был предоставлен ранее другому лицу (гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству по аналогичному заявлению

Практические рекомендации и подводные камни

При оформлении аренды нужно быть предельно внимательным и приобретать данное право только на тот участок, который подходит по целям его использования. Иначе освободиться от бремени аренды окажется сложно, а уплачивать арендную плату придётся до момента расторжения договора. При этом не факт, что суд встанет на сторону незадачливого правообладателя, тогда действие аренды будет актуально до указанного в договоре срока.

Рекомендация. Обязательно нужно составлять передаточный акт.

Если он не будет составлен, то арендодатель сможет расторгнуть договор, присвоив неотделимые улучшения участка, привнесённые арендатором. При наличии акта, арендатор вправе возместить имущественный ущерб. Но если работы на участке произведены вопреки установленному ВРИ, для инициатора таких работ наступит ответственность. Она допускает признания административного правонарушения, с обязательством устранить всё возведённое на участке.

Устный договор аренды без официального оформления так же может быть чреват неприятностями. В любой момент арендодатель сможет изъять участок из пользования и обвинить нанимателя в самозахвате. То же касается недобросовестности арендатора – нанесённый участку вред арендодатель не сможет восстановить из ресурса лица, нанёсшего ущерб, так как неформальные отношения судом не рассматриваются.

Договор аренды – это юридический документ, который может заключаться как с частным собственником, так и с исполкомом. В том числе – при участии в аукционе или без такового. После заключения договора, арендатор получает право пользования участком, без права имущественного распоряжения им.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *