- КОАП

Режим труда и отдыха по тахографу в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Режим труда и отдыха по тахографу в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.

Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России

Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.

Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.

У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:

  • закупить тахограф;
  • заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
  • зарегистрировать прибор;
  • заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
  • назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.

Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.

Что нужно знать о новых нормах отдыха для водителей с 2021 года

Новые нормы труда и отдыха применяют для организации работ транспортного персонала. Обратите внимание на шесть ключевых положений.

  1. Обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня. Порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.
  2. Специальный перерыв при непрерывном вождении водитель обязан сделать не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем. Его продолжительность — не менее 45 минут. Специальный перерыв можно делить на части: 15 и 30 минут.
  3. Прочие перерывы. Если рабочий день больше 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. Каждый из них не может быть менее 30 минут.
  4. Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня). При совокупном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. Отклонения от нормы допустимы в следующих случаях:
  • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.
  • Водители, работающие в составе экипажей, часы отдыха дробить не могут. Они обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.
  • Разделение рабочего дня (смены) на части может осуществляться с согласия водителя. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В данном случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
    • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
    • для остальных водителей — 5 часов.

    Что включает в себя рабочее время водителей

    Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:

    • время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
    • время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
    • время специальных перерывов для отдыха;
    • время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
    • время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
    • время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
    • время простоев не по вине водителя.

    На что обратить внимание

    1. Когда и на сколько можно установить суммированный учёт рабочего времени

    Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может быть выше 40 часов в неделю.

    Работодатель вправе установить суммированные учёт рабочего времени продолжительностью в один месяц в случаях, когда по условиям работы установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена.

    Читайте также:  Дополнительная материальная помощь сотруднику полиции

    По согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (а при её отсутствии — с иным представительным органом работников) продолжительность учётного периода можно увеличить до трёх месяцев.

    При введении суммированного учёта рабочего времени работодатель должен учитывать мнение представительных органов работников.

    Если водитель является индивидуальным предпринимателем и самостоятельно управляет автомобилем, продолжительность рабочего времени не должна быть выше нормального числа рабочих часов за учётный период один месяц.

    2. Как разделить рабочий день (смену) на части

    С согласия водителей работодатель может разделить рабочий день (смену) на части. В таком случае нужно издать соответствующий локальный нормативный акт. Документ принимается с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

    Перерывы между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позднее чем через пять часов после начала работы.

    Если рабочий день (смена) разделён на части, суммарное время перерывов между его частями не может превышать:

    • трёх часов — для водителей пассажирского транспорта городского и пригородного сообщения;
    • пяти часов — для остальных водителей.

    Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, где водители могут использовать время отдыха по своему усмотрению.

    Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

    Водители — ИП, самостоятельно управляющие автомобилями, могут сами разделить рабочий день (смену) на части, а также самостоятельно определить время и продолжительность перерывов для отдыха и питания, но в пределах значений, установленных п.17 Приказа № 424, т.е. не менее 30 минут и не более двух часов.

    3. В каких случаях для водителей-вахтовиков можно сократить еженедельный отдых

    По общему правилу, еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

    Если водитель работает вахтовым методом в районе Крайнего Севера и (или) приравненной к КС местности и эксплуатирует автомобиль вне границ населённых пунктов, еженедельный отдых допустимо сократить до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю, но при условии компенсации такого сокращения между вахтами в течение учётного периода.

    4. На кого не распространяются нормы Приказ № 424

    Требования Приказа № 424 не распространяются на:

    • водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
    • водителей, занятых на международных перевозках;
    • водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования;
    • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
    • водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении ЧС;
    • водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
    • водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

    В 2020 году на смену Приказу Минтранса № 15 пришел новый Приказ Министерства транспорта № 424 от 16.10.2020 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Приказ вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

    Законодательный акт внес изменения в режим труда и отдыха водителей.

    Давайте посмотрим, какие нормы действовали и продолжают действовать в 2022 году.

    ВРЕМЯ РАБОТЫ И ВРЕМЯ ОТДЫХА В 2022 ГОДУ
    В актуальном Приказе Минтранса № 424 для водителей определяется два вида времени: время работы и время отдыха.

    Время работы водителя включает в себя:

    • время управления автомобилем;
    • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем;
    • время работы, не связанной с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль);
    • погрузка, разгрузка, стоянки, простои.

    До 2021 года в рабочем времени также учитывалось время охраны груза и присутствие в автомобиле во время управления вторым водителем. В настоящее время эти действия в рабочее время водителя не входят.

    Время отдыха и перерывов водителей включает в себя:

    • перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
    • ежедневный (междусменный) отдых;
    • еженедельный отдых;
    • время перерыва между частями рабочей смены.

    Обратите внимание, что специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем включен во время работы. Такой перерыв строго регламентируется в Приказе № 424: если водитель управляет автомобилем суммарно 4,5 часа, он обязан сделать специальный перерыв не менее 45 минут.

    В свою очередь, время отдыха — это свободное время водителя, которое он может потратить по своему усмотрению. Во время отдыха водитель полностью освобожден от выполнения рабочих обязанностей.
    С точки зрения законодательства, есть возможность вместо специального перерыва сделать перерыв для отдыха и питания (проще говоря, перерыв на обед). Но для того, чтобы не нарушать установленный режим труда и отдыха, его длительность должна составлять не менее 46 минут.

    РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ В 2022 ГОДУ

    Для того, чтобы избежать аварийных ситуаций на дорогах из-за чрезмерной усталости водителей, Министерство транспорта утвердило требования к чередованию времени работы и отдыха.

    НОРМЫ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ В 2022 ГОДУ
    Расчет времени работы зависит от принятой системы учета.

    При нормированном учете водители стандартно работают 5 дней в неделю по 8 часов. Такой учет очень прост для ведения, но он не является гибким и его бывает сложно подстроить под условия работы.
    При суммированном учете есть возможность принять во внимание все нюансы работы водителей и оптимизировать график работы, не превышая законодательных норм. При суммированном учете продолжительность ежедневной смены водителя должна составлять не более 10 часов.

    Пункт 6 приказа № 424 устанавливает, каким типам перевозок можно законно увеличить смену до 12 часов:

    • водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения;
    • водителям организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной, почтовой и других видов связи;
    • водителям аварийных служб;
    • водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций;
    • водителям на инкассаторских автомобилях;
    • перевозки на легковых такси;
    • водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ;
    • водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.

    Нормативная база: какие документы регламентируют продолжительность работы

    Основной документ, который определяет длительность работ по вождению, другой деятельности или отдыха для водителей грузовиков или автобусов — приказ №15 Министерства Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. Именно в этом документе содержатся основные положения, которые реализуются для борьбы с переработками.

    Следующий документ — приказ № 170 МинТранса РФ от 3 мая 2018 г, который вносит изменения в документ, упомянутый выше. Эти изменения касаются в первую очередь категорий водителей, на которые распространяется действие ограничений. Кроме того, в приказе уточняется общая длительность вождения за неделю и две недели.

    Также нужно упомянуть Постановление Правительства №1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД, также касающиеся максимальной продолжительности управления грузовиком либо автобусом. Основная задача изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом, который используется на международных рейсах). При этом Постановление затрагивает только физических лиц, управляющих ТС с весом более 3,5т., в то время как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться нормами приказа № 15 от 2004 года.

    Перерывы для отдыха или обеда питания

    Помимо общей продолжительности рабочего времени, которая фиксируется по тахографу, всем без исключения водителям предоставляются перерывы. Продолжительность такого перерыва составляет не меньше четверти часа:

    • Первая остановка для отдыха делается не позднее, чем через 4 часа после начала вождения. Она обязательно фиксируется — водитель выбирает соответствующий режим. Продолжительность — минимум 15 минут.
    • Следующие перерывы по 15 минут делаются через каждые 2 часа (если в это время выполнялось управление ТС).
    • Если время перерыва для отдыха совпадает со временем для приема пищи, то отдельный перерыв может не предоставляться.

    Нормативная база: какие документы регламентируют продолжительность работы

    Основной документ, который определяет длительность работ по вождению, другой деятельности или отдыха для водителей грузовиков или автобусов — приказ №15 Министерства Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. Именно в этом документе содержатся основные положения, которые реализуются для борьбы с переработками.

    Следующий документ — приказ № 170 МинТранса РФ от 3 мая 2018 г, который вносит изменения в документ, упомянутый выше. Эти изменения касаются в первую очередь категорий водителей, на которые распространяется действие ограничений. Кроме того, в приказе уточняется общая длительность вождения за неделю и две недели.

    Также нужно упомянуть Постановление Правительства №1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД, также касающиеся максимальной продолжительности управления грузовиком либо автобусом. Основная задача изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом, который используется на международных рейсах). При этом Постановление затрагивает только физических лиц, управляющих ТС с весом более 3,5т., в то время как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться нормами приказа № 15 от 2004 года.

    Перерывы между длительными сменами в режиме труда

    Обеспечить восстановление водителя после управления ТС призваны не только перерывы в ходе самой смены. Важно соблюдать также продолжительность периодов отдыха между длительными интервалами вождения.

    При ежедневном учете рабочего времени минимальная продолжительность такого периода должна быть в 2 раза больше продолжительности самой смены. В это время включается также время обеда. При стандартном 8-чаосвом рабочем режиме это дает возможность начинать смену каждый день в одно и то же время, не нарушая требования законодательства.

    Для суммированного учета рабочего времени действуют другие правила:

    • 12 часов — минимальная стандартная продолжительность перерыва между рабочими сменами.
    • 9 часов — минимум для регулярных городских/пригородных маршрутов. Сокращение перерыва до 9 часов возможно только тогда, если после второй смены продолжительность отдыха составит не менее 2 суток.
    • 11 часов (не чаще 3 раз в неделю до деваете часов) на междугородных маршрутах. При сокращении периодов междусменного отдыха на следующей неделе водителю обязательно предоставляется перерыв для потерянного времени.
    • Возможно деление времени междусменного отдыха на части (минимальная продолжительность одной из частей — 8 часов).

    В течение недели водителю также предоставляется непрерывный отдых, составляющий минимум 42 часа + время на междусменный отдых. Количество выходных не должно быть меньше, чем число недель в месяце, потому в течение недели сотрудник должен получать минимум один выходной день.

    Как и перерывы в ходе самого рейса, длительные интервалы, в течение которых водитель отдыхая, тоже фиксируются тахографом.

    Время работы при суммированном учёте

    Норма смены при суммированном учёте – не более 10 часов. Однако допускается её увеличение до 12 часов в следующих случаях (пункты №10-12 «Положения о режиме труда и отдыха водителей»):

    • междугородние перевозки (когда есть необходимость завершить полный маршрут и/или добраться до ближайшего места отдыха); если же маршрут невозможно завершить за 12 часов, то работодатель обязан назначить на рейс сменщика (второго водителя);
    • для регулярных пригородных/городских маршрутов (согласованно с представителем сотрудников);
    • а также для водителей, занятых в перевозках для здравоохранительных и других муниципальных учреждений (аварийных служб, коммунальных организаций, служб телеграфной, телефонной, почтовой связи), а также в технологических перевозках (внутризаводских, внутрикарьерных и внутриобъектных), без выезда на дороги общего пользования, и для водителей легковых авто (органов государственной и муниципальной власти, других руководителей)

    Нормативы рабочего времени

    Период рабочей смены

    Условие

    Норматив

    Время управления ТС (пункт «а»)

    в течение одной смены, при нормальном графике работы

    не > 9 часов

    перевозка пассажиров по горной местности, с использованием ТС длиной более 9,5 метра, а также при транспортировке крупногабаритных грузов (тяжеловесных, длинномерных)

    не > 8 часов

    суммированный учёт рабочего времени

    возможно увеличение до 10 часов

    не чаще 2-х раз в неделю

    общее время за рулём ТС за две недели не более 90 часов

    Отдых от управления ТС (пункт «б»)

    не

    каждые последующие 2 часа

    в случае совпадения времени перерыва и времени отдыха и питания

    перерыв (дополнительный) не предоставляется

    Подготовительно-заключительные работы (пункт «в»)

    время и состав устанавливаются работодателем совместно с представителем сотрудников

    Медицинский осмотр

    (пункт «г»)

    время и состав устанавливаются работодателем совместно с представителем сотрудников

    Время охраны ТС и груза (пункт «з»)

    один водитель на рейс

    время устанавливается работодателем совместно с представителем сотрудников;

    время засчитывается как рабочее, в размере не меньше 30%;

    два водителя на рейс

    время охраны груза и ТС засчитывается как рабочее только одному из них

    Время перерыва от управления автомобилем при наличии второго водителя на данном рейсе (пункт «и»)

    время засчитывается как рабочее, в размере не менее 50%; продолжительность сменного отдыха устанавливается работодателемсовместно с представителем сотрудников

    Читайте также:  Порядок покупки земельного участка у собственника

    Время отдыха водителей

    Период рабочей смены

    Условие

    Норматив

    Ежедневный перерыв для отдыха и питания

    обычный график

    середина рабочей смены

    до 2-х часов

    смена продолжительностью более 8 часов

    допускается два перерыва

    общая продолжительность перерыва – от 30 минут до 2-х часов

    Ежедневный междусменный отдых

    подсчёт производится суммировано со временем на отдых и питание во время одной смены

    не менее двойной продолжительности одной рабочей смены (предшествующей отдыху)

    суммированный учёт времени работы водителей

    не меньше 12 часов

    суммированный учёт + междугородные маршруты

    не меньше продолжительности прошедшей рабочей смены

    суммированный учёт + междугородный маршрут + наличие второго водителя

    не меньше половины продолжительности прошедшей рабочей смены (дополнительно увеличивается время отдыха по возвращении с междугороднего рейса)

    Еженедельный отдых

    обязательное условие – еженедельный отдых предшествует или следует за междусменным отдыхом

    не менее 42 часов

    суммированный учёт режима работы и отдыха водителей

    Выходные дни скользящие, устанавливаются в разные дни недели, с учётом расписания рейсов

    кол-во выходных дней не может быть меньше кол-ва полных рабочих недель месяца

    суммированный учёт + междугородный маршрут

    время на еженедельный отдых может быть сокращено

    не менее 29 часов в неделю

    и не менее 42 часов за весь учётный период (время на отдых, не предоставленное в течение одной недели, обязательно компенсируется в течение полного учётного периода)

    Выход водителя на смену в его выходной день (по графику)

    возможен в случаях, предусмотренных по статье №113 ТК РФ

    необходимо письменное соглашение обеих сторон

    Выход водителя на смену в праздничные дни

    возможен в случаях, предусмотренных по статье № 112 ТК РФ (при нормальном учёте раб. времени)

    при суммированном учёте – выход в праздничные дни включается в график работы водителя (не компенсируется)

    Новые функции тахографов II поколения

    Уже вскоре тахографы получат ряд новых функций. Одна из важнейших, которая будет введена уже в начале 2022 года – автоматическая регистрация пересечений границ. Если тахограф не сделает это автоматически, то водитель должен будет зарегистрировать это вручную. Кроме того, будут добавлены функции загрузки и разгрузки вместе с автоматической записью местоположения этой операции.

    Благодаря технологии DSRC (Dedicated Short Range Communication), позволяющей осуществлять дистанционный контроль, дорожные службы получат доступ уже не к 19, а к 25 параметрам. Сотрудники полиции будут иметь доступ к такой информации, как максимальное время вождения (например, непрерывное, дневное, недельное). Таким образом, инспекции смогут осуществлять предварительный отбор водителей с нарушениями.

    Зачем вообще все это нужно

    Товарищи, которые умудряются ездить по двум чип-картам, мутить что-то с тахографом и вообще всячески жульничать, то есть те, что сознательно соглашается на переработку — потенциальные убийцы. Другая сторона — компании, которые заставляют водителей нарушать режим труда и отдыха под угрозой невыплаты им зарплат. В таким компаниях ни один адекватный человек, уважающий себя, работать не будет.

    Итог такой переработки печален. Здоровье, на восстановление которого уйдут все заработанные (а то и больше) средства, тюрьма или трагедия. И такие случаи бывали, когда дальнобойщиков приговаривали к нескольким месяцам ареста за манипуляции с тахографом. В лучшем случае, можно отделаться очень крупным штрафом и запретом ездить по дорогам ЕС или конкретной страны.

    Тем не менее, в дороге бывает всякое — пробки, задержки, поломки. Как действовать с умом — в нашем материале.

    Нормативная база: какие документы регламентируют продолжительность работы

    Следующий документ — приказ № 170 МинТранса РФ от 3 мая 2018 г, который вносит изменения в документ, упомянутый выше. Эти изменения касаются в первую очередь категорий водителей, на которые распространяется действие ограничений. Кроме того, в приказе уточняется общая длительность вождения за неделю и две недели.

    Также нужно упомянуть Постановление Правительства №1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД, также касающиеся максимальной продолжительности управления грузовиком либо автобусом. Основная задача изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом, который используется на международных рейсах). При этом Постановление затрагивает только физических лиц, управляющих ТС с весом более 3,5т., в то время как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться нормами приказа № 15 от 2004 года.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *