Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Забудьте о турбизнесе навсегда» — как живет турбизнес в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться.
Как получить лицензию на алкоголь
Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).
Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.
Продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.
Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.
Для получения лицензии соискатель должен:
- быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
- иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
- общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
- при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат;
- иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.
Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.
Путин о ротации мобилизованных – есть ли шанс и что говорят в Правительстве
Семьи мобилизованных ждут, что те, кто уехал служить в первую волну частичной мобилизации, вернутся домой до Нового года. Однако точных данных по этому вопросу пока нет.
Президент РФ на днях в ходе брифинга по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке заявил, что вопрос ротации военнослужащих находится на осуждении у Министерства обороны и Генштаба. По словам Главы такая возможность будет зависеть от хода СВО.
Рассматриваются варианты замены одних подразделений, находящихся на территории боевых действий на те, что сейчас еще не принимаю участие в спецоперации, а проходят обучение. Либо же в стране вновь будет объявлена новая волна мобилизации, чтобы дать возможность отдохнуть тем, кто уже длительное время находится на СВО.
И есть ли какие ограничения на получение такой лицензии?
1.Обязательна ли лецензия на образовательную деятельность?
2.Может ли коммерческая организация иметь лицензию на образовательную деятельность? И есть ли какие ограничения на получение такой лицензии?
Постановление правительства от 18 октября 2000 года №796 определяет порядок лицензирования образовательной деятельности.
12. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление учредителя с указанием наименования и организационно — правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии.
Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию, учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) — представление руководства соответствующей конфессии;
б) копии устава и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом).
Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале.
Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении;
в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;
д) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно — материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);
е) заключения органов государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно — материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования;
ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования — аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.
Образовательное учреждение, имеющее намерение осуществлять подготовку, повышение квалификации и (или) переподготовку специалистов по вопросам защиты государственной тайны, представляет копию выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации или ее территориальными органами лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и программу обучения, согласованную с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, а по специальностям в области информационной безопасности — также с Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и утвержденную федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение.
Образовательное учреждение, имеющее намерение вести профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, представляет программу обучения, согласованную с Министерством внутренних дел Российской Федерации;
з) сведения об обеспеченности учебной литературой и материально — техническом оснащении;
и) сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, квалификации педагогических работников и условиях их привлечения к трудовой деятельности (для соискателей лицензии, имеющих намерение осуществлять подготовку по программам послевузовского профессионального образования, — сведения о научных руководителях);
к) опись документов, представленных для получения лицензии.
Формы документов, указанных в подпунктах «а», «г», «д», «з», «и», настоящего пункта, утверждаются Министерством образования Российской Федерации.
Лицензионные требования для получения турагентской лицензии:
- Наличие у турагента (структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) не менее 20 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет, а также наличие у руководителя турагентства (руководителя структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 3 лет;
- Наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности;
- Повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих турагентскую деятельность, а также турагента — индивидуального предпринимателя;
- Доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
- Оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации;
- Предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристической деятельности.
Лицензия может быть аннулирована при:
- игнорировании предписания лицензирующего органа;
- приостановлении срока ее действия.
Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.
Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:
- юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
- физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
- предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.
Лицензионные требования
Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.
Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 7 октября 2020 г. № 1616. Соискатель такой лицензии должен иметь:
- транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
- помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
- водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
- специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.
С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.
Лицензирование туроператорской или турагентской деятельности в России
Однако для начала осуществления туроператорской или турагентской деятельности этого недостаточно, поскольку законодательно установлены дополнительные требования к субъектам, ее осуществляющим. Например, предусмотрено лицензирование этих видов деятельности (это означает, что условием их осуществления является наличие лицензии, подтверждающей соответствие квалификации предпринимателя и его сотрудников, а также материально-технической базы лицензионным требованиям и осуществление деятельности с соблюдением определенных условий). В числе причин установления дополнительных требований при оказании данного рода услуг можно назвать следующие:
- осуществление государственного контроля за деятельностью соответствующих субъектов и обеспечение стабильности гражданского оборота в данной сфере;
- контроль за качеством предоставляемых услуг;
- установление дополнительных гарантий защиты прав граждан — потребителей данных услуг.
Лицензированию подлежит не всякая деятельность, а только та, которая прямо указана в Федеральном законе от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г.). Применительно к туризму это:
- туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (как это понятие дано в ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) (далее — Федеральный закон «Об основах туристской деятельности»);
- турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (см. ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности»);
- деятельность по продаже прав на клубный отдых — деятельность по продаже юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права использования в целях туризма и отдыха в течение определенного срока и в определенный период года принадлежащих им на праве собственности или аренды объектов недвижимости, являющихся средством размещения туристов и (или) местом предоставления туристических услуг (см. Положение о лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.10.2002 N 753).
Следует сразу уточнить, что Федеральным законом «Об основах туристской деятельности» не содержит понятия «международный туризм», оперируя понятиями «внутренний туризм», «въездной туризм», «выездной туризм», «социальный туризм» и «самодеятельный туризм». Это однако, не освобождает предпринимателей, предоставляющих услуги по организации путешествий за рубеж, от необходимости получения лицензии — ведь такая деятельность подпадает под понятие выездной туризм и подлежит лицензированию.
Статьей 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности» определено, что «лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Примечание. Таким образом, условиями предоставления услуг в сфере туризма, согласно данной норме закона, является не только наличие лицензии, но и соответствие стандартам в области туристской индустрии и сертификация туристского продукта.
Техническое регулирование должно способствовать развитию
- национальной экономики,
- улучшению материальной и технической баз,
- использовать современные достижения в сфере науки и техники,
- соответствовать международным стандартам и правилам.
Правительство РФ активно разрабатывает программу технических регламентов, которую в обязательном порядке обнародуют после уточнений и дополнений.
Технические регламенты, обязательные к применению:
- Общие технические регламенты
- Специальные технические Регламенты
Есть несколько условий, которые должно выполнить лицо, обратившееся за документом, чтобы он был выдан на руки без особых проблем:
- открытое юридическое лицо (если его нет, это может быть уполномоченный ИП или рядовой гражданин);
- присутствие на руках договора, связанного со страхованием ответственности;
- сумма уставного капитала также соблюдена.
Особого внимания заслуживает последний пункт, в рамках которого предполагается прописывание размера финансового обеспечения в рамках заключенного соглашения. Законодательство Российской Федерации само установило минимальные суммы капитала:
- 500 000 р. для структур, которые осуществляют свою деятельность в области внутреннего туризма;
- 50 000 000 р. для фирм, которые предлагают услуги по формированию зарубежных туров.
В качестве исключений из данного правила выступают фирмы, занимающиеся обслуживанием поездок менее суток, а также предприятия муниципального типа. Они ведут деятельность без начального капитала. Помимо этого, объект, рассчитывающий на получение лицензии, должен соответствовать еще кое-каким требованиям:
- Офис. Расположение его должно быть строго в служебном помещении, а не в объекте жилого фонда. Важно, чтобы он имел вывеску и информативную наружную рекламу, в которой указано название, согласно уставным бумагам.
- Персонал. Обязательно присутствие высшего образования и рабочего стажа в туристической сфере от 3 лет. Из таких сотрудников должна состоять большая половина штата предприятия.
- Финансовое обеспечение в плане ответственности. Важно заручиться банковской гарантией или получить ее от другого кредитного учреждения. Сумма финансового обеспечения должна быть не меньше определенных величин – минимум – 20 000 евро.
Нужна ли лицензия турагентству?
Для того, чтобы разобраться в вопросе о том, нужна ли лицензия турагентству, разберемся, в чем заключается турагентская деятельность. Турагент занимается продвижением и реализацией туристского продукта, указанными полномочиями ограничена его деятельность. Формировать же турпродукт вправе только оператор.
При этом ранее лицензировалась деятельность туроператоров и турагентств, а с 2007 г. не лицензируются указанные виды деятельности.
Таким образом, турагенству не нужна лицензия.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: туроператор по закону от 24.11.1996 № 132 о туристской деятельности обязан застраховать свою гражданскую ответственность. При осуществлении деятельности в сфере выездного туризма, туроператоры должны быть членами объединений туроператоров в сфере выездного туризма и иметь фонд персональной ответственности.
Лицензируемые виды деятельности и коды ОКВЭД
В законе 99-ФЗ перечень сфер бизнеса, требующих разрешения, не привязан к конкретным кодам. При этом часть названий совпадает с ОКВЭД, а часть — нет. На это нужно обратить внимание.
Например, услуги по перевозке грузов и пассажиров разными видами транспорта или детективную деятельность легко найти в ОКВЭД.
А с медицинской деятельностью не все так просто: в это понятие, согласно Постановлению Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 входят разные услуги — от акушерства, забора крови и хирургии до косметологии, и у каждой услуги «свой» ОКВЭД.
Чтобы узнать, нужна лицензия или нет, лучше найти сведения, какой госорган выдает разрешения для конкретной сферы деятельности, и уточнить информацию в этом ведомстве. Например, за лицензирование медицинских услуг отвечает Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, а лицензированием космической деятельности занимается Роскосмос.
В Лайтбокс помогаем выбрать коды ОКВЭД и систему налогообложения. Регистрируем ИП или ООО онлайн, без похода в налоговую. Оставьте заявку, наш специалист свяжется с вами в ближайшее рабочее время.
ДЛЯ НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ТУРОПЕРАТОРОВ ВМЕСТО ДВУХ ФОНДОВ ПРИ «ТУРПОМОЩИ» – ОДИН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Первая система работы– некий аналог британского фонда ATOL, предполагающего не персональную, а коллективную ответственность туроператоров. Это своего рода «общий котел», где за провалы какого-либо игрока или форс-мажоры будут понемногу платить все.
В рамках этой системы фингарантий каждый туроператор будет ежемесячно отчислять в специальный коллективный фонд за каждого обслуженного туриста (подчеркнем, не за тур, а за туриста), отправляющегося за рубеж, сумму в 250 рублей. А за каждого туриста в турах по России – ежемесячно по 125 р. (система будет распространена и на всех туроператоров по внутреннему туризму).
В рамках этой системы для действующих туроператоров такого вида фингарантии, как страхование гражданской ответственности туроператора (как это есть сейчас) больше не будет.
Унитарный фонд, куда будут производиться отчисления туроператоров, будет управляться вновь созданной некоммерческой организацией при Ростуризме. Главой фонда будет представитель этого ведомства. Аккумулироваться отчисления будут на счетах фонда в федеральном казначействе (то есть лежать они будут не в коммерческих банках, а непосредственно у государства).
Тратить деньги такого унитарного фонда можно будет исключительно на две четко прописанные в тексте законопроекта цели. Это денежная компенсация туристам в случае невозможности совершить поездку по вине туроператора, или же на их эвакуацию с места отдыха в случае иных форс-мажорных обстоятельств, также прописанных в законе.
Суммы в 250 и 125 р., подчеркнула Зарина Догузова, ориентировочные. Они приведены из расчета, что в случае прекращения туроператором деятельности, каждому туристу из фонда, где аккумулируются отчисления, будет выплачено до 40 тысяч рублей (то есть в случае семьи из 4 человек – до 160 тыс. р. за тур).
Точные суммы отчислений туроператоров будут определяться постановлением правительства и могут ежегодно индексироваться в зависимости от уровня инфляции.
Опрошенные редакцией эксперты полагают, что если законопроект станет законом, то «Турпомощь» с фондами при ней либо претерпит какую-то кардинальную трансформацию, либо перестанет существовать.
Средства туроператоров в резервном фонде будут автоматически зачислены на счета нового фонда. А деньги туроператоров, которые сейчас копятся в их фондах персональной ответственности, можно будет, по выбору компании, либо сразу все «перезалить» в новый единый фонд, либо забрать себе и докапитализировать новый фонд в нужном объеме, оставив остальное в компании.
Как подчеркнула Зарина Догузова, подсчеты Ростуризма показывают, что для крупных туроператоров работа с унитарным фондом без необходимости страховаться может быть до двух раз выгоднее в финансовом плане, чем существующая сейчас система фингарантий.
ТУРАГЕНТЫ СТАНУТ ЧИСТЫМ «РИТЕЙЛОМ» ДЛЯ ТУРОПЕРАТОРОВ
Как уже говорилось выше, кардинальное расширение понятия турпродукта, вводимое законопроектом, будет способствовать обелению турагентского рынка и пресечению фактов незаконного занятия ими туроператорской деятельностью. По концепции законопроекта, они должны стать классическим, «чистым», ритейлом для туроператоров.
Кроме этого, обелению и укрупнению рынка в новом законопроекте служат и еще ряд мер, которые, как подчеркнула Зарина Догузова, должны изменить текущую ситуацию, когда вход на турагентский рынок очень легкий и незатратный для всех.
Во-первых, все турагенты и субагенты (в законопроекте прописаны их определения) должны будут входить в единый государственный реестр, куда можно будет попасть только по представлению туроператора (то есть при наличии с ним договора).
Во-вторых, они будут обязаны входить в одну из саморегулируемых организаций (СРО) турагентов, создаваемых по аналогии со СРО девелоперов или страховщиков. Это будет для потребителей еще одной «маркировкой» агентства как добросовестного участника рынка. Каждая турагентская СРО будет иметь свои фонды, деньги из которых смогут быть направлены на поддержку турагентов в случае их финансовых сложностей (расчеты с клиентами, выплата зарплат и т.д.). Отметим, что такое предлагается впервые.
Таких СРО в России, согласно законопроекту, может быть несколько. Но каждая такая организация должна объединять не менее 20% рынка (а, по подсчетам Ростуризма, объем нынешнего рынка агентств – около 20 тыс. юрлиц и ИП). То есть в самом идеальном случае их может быть не более 4 – с количеством членов в каждой не менее 5 тысяч.
Ни одно из существующих на рынке агентских объединений не дотягивает (причем очень сильно) до такого минимального порога, так что здесь мы, возможно, тоже увидим новые объединения и лица.
Распределение ответственности между туроператором и турагентом
Еще одним нововведением является распределение ответственности между туроператором и турагентом. «Туроператор отвечает как за свои туры, которые он реализует, так и за их качество, объем предоставляемых услуг. В то время как турагент, будучи представителем туроператора, отвечает за контакты с туристами, за надлежащее заключение договоров оказания туристических услуг, а также чтобы были правильно указаны реквизиты туроператора, сведения о туристе, выбранном туре. Тур должен быть выбран в соответствии с предпочтениями туриста, и, конечно же, в договоре обязательно должен быть указан способ обеспечения — если речь идет о выездном туризме. Также на турагенте лежит ответственность за прием и своевременный перевод денежных средств, которые он получает от туриста на расчетный счет туроператора», — сообщил Александр Кречетов.