- Страховое право

Нужны ли права на питбайк: законодательная база

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на питбайк: законодательная база». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В Административном кодексе не существует наказания, которое применялось бы к мотоциклистам, использующим спортивные модели для передвижения по городу. Но бдительные работники дорожной полиции находят повод наказать нарушителя. Попробуем разобраться, насколько правомерны такие действия.

Ответственность за передвижение на питбайке по автомобильным дорогам

Заметив на улицах города байкера за рулем кроссового мотоцикла, работники ДПС могут наказать его за отсутствие прав, взыскав от 5 до 15 тысяч рублей. Такие действия незаконны, поскольку нарушитель управляет спортивным снарядом.

Но на практике стражи порядка обнаруживают массу нарушений, включая управление незарегистрированным транспортом, езду без защиты и отсутствие ОСАГО, штраф за которые составит 5000, 1000 или 1500 рублей соответственно. Такие действия тоже неправомерны из-за того, что питбайк не подлежит постановке на учёт. Любые взыскания можно оспорить, однако занятие это долгое и не всегда плодотворное.

Граждане, разъезжающие на кроссовых мотоциклах в состоянии опьянения, рискуют лишиться питбайка, который вполне законно будет отправлен на штрафную стоянку. Вызволить его оттуда, не имея ПТС, будет сложно.

Какие документы на питбайк нужно возить с собой?

В современном мире, питбайк – это очень популярный вид транспорта среди молодёжи и любителей экстремальных видов спорта. Поскольку передвигаться на питбайке без документов по городу и трассе нельзя, то, для того чтобы добраться до мотокросса Вам понадобиться большой автомобиль, либо прицеп.

Если вы транспортируете питбайк до мотокросса на спецавто или в прицепе, то владельцу с собой желательно возить договор купли-продажи, чтобы у сотрудников ГИБДД, в случае остановки не возникло вопроса: Ваш ли это транспорт

Передвигаетесь за рулём питбайка, вы можете только имея водительское удостоверение соответствующей категории, страховку, документ удостоверяющий прохождение технического осмотра, государственные номера на технику и документ о регистрации транспорта в ГИБДД. Пренебрегая этими правилами водителю, при остановке Вас инспектором ГИБДД могут грозить штрафы и отправка на штраф-стоянку.

Стоит ли легализовать питбайк?

Ещё один немаловажный вопрос, который беспокоит большое количество людей. Для начала стоит достаточно серьёзно задуматься о том, а зачем вам нужны все эти сложности? Сбор документов для сертификации, прохождение процедур в специально уполномоченных органах, всё это занимает большое количество времени и сил, и ко всему прочему является не бесплатным.

Суть в том, что бюджетные модели питбайков обладают довольно маленьким объёмом двигателя, в частности до 50 кубических сантиметров, что автоматически освобождает их владельцев от прохождения каких-либо процедур. С более «старшими» вариантами питбайков – ситуация откровенно двоякая.

Дело в том, что завод-изготовитель зачастую не оснащает транспорт такого типа стоп-сигналами, указателями поворотов и прочими очень необходимыми мелочами. Именно из-за этих конструктивных особенностей могут возникнуть проблемы с проведением технической экспертизы, и транспортное средство могут просто признать непригодным для движения по дорогам общего пользования. И во многом эксперты будут правы, ведь в первую очередь питбайк – это спортивный инвентарь, а уже потом всё остальное.

Изменения в ПДД РБ (Октябрь 2022)

Согласно указу № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения», который был подписан 18 апреля 2022 введено новое обобщенное понятие «средство персональной мобильности». К таким средствам будут отнесены электросамокаты, электроскутеры, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и прочий моблильный электротранспорт.

Для передвижения на всех типах «средствах персональной мобильности» не нужно получать водительские права.

Теперь передвигаться на таких устройствах необходимо по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине со скоростью не выше 25 км/ч, не создавая препятствия для движения пешеходов. Устанавливается возрастное ограничение на использование средств персональной мобильности — с 14 лет. Но оно не будет действовать в жилых и пешеходных зонах.

Указ вступил в силу в конце октября 2022.

Электротранспорт – удобный, экологичный, экономичный и приятный способ передвижения, поэтому на дорогах его становится с каждым годом все больше. Водители транспортных средств не скрывают свое недовольство от присутствия на дорогах электромотоциклов, электрических самокатов и велосипедов. И, раз уж водители электротранспорта претендуют быть полноправными участниками дорожного движения, то нормы для них должны быть предусмотрены в ПДД. Поэтому многие интересуются, нужны ли права на электроскутер в Беларуси прежде, чем покупать его. Если раньше в правилах этот вопрос обговаривался вскользь, то теперь, когда на дорогах Минска невозможно не встретить электромотоцикл, гироскутер, электровелосипед, он требует срочного рассмотрения.

Читайте также:  Выплаты на детей в приемных семьях: кому сколько положено

ПДД 2021 для электровелосипедов, электросамокатов, электроскутеров и др.

В этом вопросе водители и ДПС сходятся во мнении: электрический транспорт по проезжей части ездить не должен, т.к. способен стать причиной аварийной ситуации. И это не удивительно после того случая, когда видеорегистратор засек на дорогах Беларуси электрический самокат, разъезжающий со скоростью 75 км/ч.

ГАИ поговаривает о том, что вскоре мощные модели электрического транспорта приравняют к мопедам. Это будет означать необходимость прохождения техосмотра, наличия страховки и водительских прав категории АМ. Пока этого не произошло на уровне законодательства, по проезжей части электротранспорту ездить нельзя.

Правовое регулирование езды на электротранспорте затруднено тем, что зрительно невозможно определить максимальную скорость и мощность таких устройств. И даже наличие технической документации не гарантирует, что двигатель не был заменен владельцем на более мощный.

В 2019 году Управлением ГАИ МВД было заявлено о том, что существует доработанный проект правил, однако на обсуждение его так и не выставили. Пока не ясно, когда в ПДД внесут пункт о передвижении электротранспорта, но Smart8.by будет держать руку на пульсе, чтобы своевременно сообщить о каких-либо изменениях.

ООВ «ВелоГродно» обратилось в гродненскую ГАИ УВД с вопросами, каких правил придерживаться при езде на электровелосипеде. Совпадают ли они с правилами для обычных велосипедов?

В ГАИ были вынуждены признать, что сегодня в законодательстве такого понятия как «электровелосипед» нет. Сотрудники инспекции обратили внимание, что их ответ носит лишь информационный характер и «выражает мнения управления ГАИ УВД», но не является трактованием действующего законодательства.

По мнению ГАИ, электровелосипед нельзя приравнивать к велосипеду, потому что он «приводится в движение электродвигателем, а не мускульной силой человека» (п. 2.27 ПДД). А вот приравнять его в мопедам – пожалуйста. Отсюда в ГАИ предлагают пользоваться электровелосипедом как мопедом.

Во-первых, сесть на него можно только с правами категории АМ. Следовательно, детям до 16 лет об электробайках можно забыть. Лицам, имеющим права на управление другими категориями автотранспорта, категория АМ открывается автоматически.

Во-вторых, ехать можно только по проезжей части. Велодорожки на тротуарах или в Пышках — не место для пауэрбайкеров.

В-третьих, водитель (именно так предлагается называть велосипедиста на пауэрбайке) должен быть в застегнутом мотошлеме (!). По поводу велошлема сказать что-то трудно, так как в п. 9.5 ПДД про велошлем ничего не сказано.

Перевозить пассажиров можно, если это предусмотрено конструкцией велосипеда.

Регистрировать, страховать и проходить техосмотр электровелосипедов нужно так же, как мопедов.

Скутер (мопед) обязательно регистрируется в ГАИ, если он соответствует следующим техническим характеристикам:

  • имеет рабочий объем двигателя более 50 куб. см.
  • имеет электродвигатель мощностью более 4- киловатт
  • обладает максимальной конструктивной скоростью движения более чем 50 км/ч

С точки зрения законодательства, нет перспектив ездить на питбайке ни по полям, ни по проселочным дорогам. Последние считаются территорией, прилегающей к ДОП, и передвижение по ним регламентируется ПДД. А правилами, как известно, езда на незарегистрированных транспортных средствах без паспорта и прав не предусмотрена.

Что касается полей, где никто не ожидает увидеть инспектора, на них тоже нельзя чувствовать себя в полной безопасности. Не исключено, что на ближайшей к месту, где вы гоняете, дороге окажется автомобиль патрульно-постовой службы. Если у представителей закона возникнет подозрение, что вы даже по поле ездите без прав и документов на питбайк, они могут беспрепятственно проверить этот факт. По крайней мере, прецеденты в судебной практике были. Кроме того, не исключено, что ваши действия и звуки мотоцикла будут раздражать селян, и они не поленятся вызвать наряд.

Разумеется, можно пытаться доказать, что ваш питбайк – это спортинвентарь, значит, не подлежит регистрации. Можно утверждать, что вы на поле его прикатили вручную, не передвигаясь по ДОП, что катались исключительно ради тренировки. Однако в этом аспекте возникнет другая проблема. Дело в том, что, согласно законодательству, езда по вспаханному полю сама по себе является правонарушением и наказывается штрафом.

Регистрация питбайка в ГИБДД

В МРЭО ГИБДД регистрируются только транспортные средства, которые должны иметь объем двигателя более 50 см3, используются на дорогах для перевозки людей и грузов, и на которые необходимо иметь в ВУ открытую категорию.

Маломощные питбайки (менее 50 кубиков, скорость не более 50 км/час) автоматически не попадают в категорию регистрируемого транспорта – они просто не являются транспортным средством. На устройства с минимальной кубатурой не нужно получать водительские права, а в КоАП нет штрафов за отсутствие права на управление таким «аппаратом». Значит, эти модели по умолчанию не регистрируются.

Читайте также:  О временном замещении иной должности гражданской службы

Модели питбайков средней и высокой мощности (объем двигателя 125 – 250 см3) способны разгоняться до 100 км/час и условно должны быть отнесены к транспортным средствам, на которые необходима водительская категория и регистрация в ГИБДД.

Но проблема в документах! Чтобы поставить мотоцикл на учет, у него должен быть ПТС. Но питбайк – не мотоцикл, а спортинвентарь и Паспорт транспортного средства у него, естественно, отсутствует – есть сервисная книжка и гарантийный талон. Нет ПТС – регистрация невозможна.

Таким образом, никакие регистрационные действия с питбайками любых моделей невозможны. Мощность двигателя и скоростные характеристики в этом случае не имеют значения.

Экспертное мнение — советы редакции

Если вы решили обзавестись питбайком, учтите некоторые важные нюансы:

  • Водительское удостоверение на мини-мотоцикл не нужно, и ограничение на управление мотоциклом 16-летним возрастом тут не действует. Дети могут ездить на питбайках свободно, но только в пределах уже перечисленных ограничений и в специально отведенных для этого местах.
  • Если вас оштрафуют на дороге за отсутствие регистрации на питбайк и прав на его управление, обращайтесь сразу в суд за обжалованием решения автоинспектора (отсутствие состава правонарушения).
  • Получить ПТС на питбайк самостоятельно у вас не получится. Этот транспорт не обладает требуемой комплектацией, необходимыми средствами безопасности и характеристиками, которые требуются от полноценного транспортного средства. Все необходимое придется сначала установить на мини-мотоцикл – тогда есть шанс зарегистрировать его и получить паспорт транспортного средства. Но это дорого и долго.
  • Чтобы свести к минимуму вероятность штрафа за управление питбайком, лучше всего получить права категорий А, А1 или М. При себе в дороге лучше также иметь документы на сам мини-байк (ДКП, чек на покупку и т.д.).
  • Если вы занимаетесь спортивными мотогонками, можно попытаться получить паспорт спортивного мотоцикла – для этого нужно обратиться в свою спортивную федерацию (МФР и т.п.).

Как забрать питбайк со штрафстоянки?

Все-таки в случае, если вы не официально оформили ПТС на свой байк, могут возникнуть проблемы.

В случае если гаишникам на месте удастся доказать, что мотоцикл более кубатурный, чем мопед, а вы ездите без регистрации и прав категории А, оштрафуют на 2500 рублей и, возможно, отвезут мото на штрафстоянку. Этого допускать нельзя ни в коем случае, потому что вернуть его обратно практически невозможно. Потому что доказать, что транспортное средство принадлежит именно вам без ПТС очень сложно.

Забрать питбайк со штрафстоянки практически очень сложно.

Если все-таки сможете убедить, что питбайк ваш, то для транспортировки со штрафстоянки понадобится эвакуатор, пикап или прицеп. Потому что самостоятельно на нем уехать не дадут.

В случае если все-таки проблемы возникли, помните, что pitbike – это спортинвентарь, а не транспортное средство и без паспорта его забирать не имеют права. На штрафстоянку могут поставить ТС, но не как спортивное оборудование, к которому относятся: футбольный мяч, самокат, бейсбольная бита и кроссовый питбайк.

Поэтому просто глушите мотор, слезайте с мотоцикла и по тротуару катите его домой.

Нужны ли права на питбайк и со скольки лет не нём можно ездить

По загородным трассам ездить на pitbike могут дети любого возраста, главное, чтобы родители не забывали следить за безопасностью ребенку. Единственное, что мотоциклы объемом больше 125 кубов больше подойдут для подростков старше 14 лет. Тут недавно он пришел ко мне и попросил узнать про питбайки, мол, по слухам на них не нужно права и можно ездить всем. Поэтому он просит приобрести ему данное средство, а он в свою очередь обязуется хорошо учиться и выполнять все по дому.

Документы, которые достаются покупателю — договор купли-продажи, сервисная книжка и гарантийный талон. Это значит, что постановка на учёт не состоится.

В свою очередь, ПДД определяет дорогу как любое оборудованное или приспособленное для движения покрытие, к которому также относятся проселочные и грунтовые дороги.

Если таким образом вы легализировали свою езду по городу на питбайке, то помните, что все равно могут остановить представители закона и усомниться в вашем транспортном средстве. Стойте на том, что это мопед такой чудной, чего только не делают китайцы.

В случае если все-таки проблемы возникли, помните, что pitbike – это спортинвентарь, а не транспортное средство и без паспорта его забирать не имеют права. На штрафстоянку могут поставить ТС, но не как спортивное оборудование, к которому относятся: футбольный мяч, самокат, бейсбольная бита и кроссовый питбайк.

Чтобы его получить нужно, посетить отдел сертификации ГИБДД и пройти там экспертизу на соответствии стандартам безопасности и качества. И только после положительного решения этой комиссии в МРЭО ГИБДД выдадут ПТС и можно приступить к постановке на учет своего мотоцикла.

С 2014 года правилами дорожного движения мопед определён механическим транспортным средством. И согласно закону мототехника мощностью выше 250 Ватт и скоростным показателем до 50км/ч обязывает к получению водительских прав категории М. Такой электро-мопед не нуждается в регистрации.

Читайте также:  Когда врач может отказаться от пациента

Данные нормы указаны в ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Переход с мопеда на авто – 32 часа. С обычного мотоцикла на легковой автомобиль – 24 часа. С легкового транспортного средства на грузовое потребуется 22 часа обучения. С грузового авто на пассажирский вид транспорта, то есть на категорию D, потребуется 114 часов.

Ответ на этот вопрос зависит от объема двигателя:

  1. Если объем двигателя не превышает 50 куб. см, а максимальная скорость до 50 км/ч, то подойдут автомобильные права или права категории М.
  2. Если объем двигателя питбайка 125 кубов и больше, то нужны мотоциклетные права категории А.

Питбайк для подростков от 12 лет. Весит 71 кг, высота по седлу – 885 мм. Оснащен 125-кубовым 4-тактным двигателем мощностью 11 л.с. Трансмиссия 4-ступенчатая механическая. Тормоза дисковые гидравлические. Спереди телескопическая подвеска, сзади – моноамортизатор.

Получить техпаспорт на питбайк практически нереально, поэтому пользоваться им придется вдали от мест патрулирования ГИБДД или попытаться обойти закон и оформить питбайк как мотоцикл.

Характеристика питбайков

Мотоцикл питбайк имеет множество преимуществ. В первую очередь это размер и вес, благодаря которым он легко транспортируется. Также данный тип мотоцикла вполне доступен как детям, так и взрослым. Ведь он, несмотря на свой малый вес, способен выдержать человека весом до 130 кг. Кроме того, он является относительно безопасным для начинающих мотоциклистов и отлично подойдет в качестве первого мотоцикла, особенно, если речь идет о детях. Его малые габариты наряду с достаточно мощным двигателем позволяют максимально хорошо обучиться езде на мотоцикле, прочувствовать каждую мелочь в его работе, узнать его поведение на разных покрытиях, а также сложить впечатление о более габаритных мотоциклах и их мощности. Стоит сказать, что не последнюю роль играет и ценовая политика.

Нужны ли права на питбайк? — нет, не нужны!

Этот вопрос волнует многих людей, особенно родителей, которые собираются своему чаду сделать серьезное приобретение. Так вот, такой мотоцикл относится к спортивному инвентарю. А это означает, что он не предназначен для езды на дорогах общего пользования, поэтому не проходит никакой регистрации в органах ГИБДД. Следовательно, питбайк не может иметь ПТС и номерных знаков. Учитывая все перечисленное, права на питбайк также не нужны.

Но, не смотря это, в настоящее время очень часто можно увидеть едущий по улицам города мини-мотоцикл. Он очень популярен среди курьеров и почтальонов, которым за очень короткий промежуток времени необходимо добраться до определенного места. А данный тип мото позволяет быстро решить данную задачу благодаря своим миниатюрным габаритам и отличной маневренности. Поэтому, хоть права на него и не нужны, но ПДД лучше знать для своей же безопасности.

Какой штраф за езду на питбайке по дороге?

Можно пройти государственную сертификацию, на которой проверят документы о покупке, технические характеристики и соответствует ли байк стандартам безопасности (т. е. имеются ли у него все необходимые электронные, световые и звуковые приборы).

И если с первым пунктом обычно проблем не возникает, ну что тут такого, дождаться 16 лет и пойти учиться на права указанной категории. Тем более, что пока правила допускают самостоятельную подготовку к экзамену.

Мотоцикл является транспортным средством повышенной опасности. Не редко мотоциклисты становятся участниками ДТП. Именно поэтому два года были приняты новые правила, не позволяющие подросткам в возрасте до 18 лет, быть полноправными участниками дорожного движения. За последнее время это привело к сокращению аварийных ситуаций на дрогах.

Питбайк для детей 4-8 лет. Весит 42 кг, высота по седлу – 560 мм. Оснащен 49-кубовым 4-тактным двигателем мощностью 2,72 л.с и автоматической трансмиссией. Тормоза дисковые механические. Передняя подвеска телескопическая, сзади установлен моноамортизатор. Есть ограничитель газа.

И здесь есть различные мнения. Вопреки заблуждению мнения большинства владельцев этих «транспортных средств», ПДД действуют на всей территории России, и леса с полями также, очевидно, относятся к территории РФ.

Питбайк — это один из видов семейства мотоциклов, основным предназначением которого является внедорожная или дорожная езда, в зависимости от комплектации. В настоящее время питбайк не относится к категории транспортных средств (далее — ТС).

По российскому законодательству подросткам можно управлять мотоциклетной техникой после достижения шестнадцати лет. Однако это относится к управлению мотоциклами, которые относятся к разряду малолитражек.

Питбайк, в свою очередь, имеет спортивное назначение и его использование на дорогах общего пользования не предусмотрено.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *