- Страховое право

Обучение без отрыва от производства. Плюсы и минусы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обучение без отрыва от производства. Плюсы и минусы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Этот формат применяется, когда работодатель направляет сотрудника учиться в центр повышения квалификации или иное учебное заведение. За работником сохраняется рабочее место и выплачивается средняя заработная плата (ст. 187 ТК РФ).

Какое обучение в тренде

Главные тренды современного обучения сконцентрированы вокруг цифрового контента, персонализации методов обучения под конкретных сотрудников, геймификации, мобильного обучения, развития «гибких навыков» (soft skills).

Полезно знать! Для работы в рамках профессии или должности сотруднику необходимы «жёсткие навыки» (Hard skills). Например, владение компьютерными программами, умения оказать профессиональную медпомощь, работать на том или ином оборудовании, вождение авто, значение иностранных языков и т.п. Гибкие навыки «soft skills» — не связаны с определённой профессией. Они универсальны и развивать их полезно всем для достижения профессионального и личного успеха. К гибким навыкам относятся: умения критически и творчески мыслить, работать в режиме многозадачности, распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими, вести переговоры, отрабатывать возражения, принимать решения, работать в команде, правильно распределять своё время и т.д. В рамках обучения гибкие навыки развивают и закрепляют в рамках деловых игр, решения кейсов из реальной жизни, «примерки» ролей. Например, менеджер может почувствовать, каково быть боссом, отработать навык принятия решений.

Учеба с частичным отрывом от производства

Сама возможность совмещать обучение и работу указана в ст. 203 ТК РФ. За фактически отработанное время сотрудник получает зарплату, а за время обучения — средний заработок. Если для сотрудника в организации введен суммированный учет рабочего времени, расчет оплаты не вызовет сложностей. Если нет, вы можете сами определить, как рассчитать средний заработок, поскольку нормативными актами вопрос не урегулирован.

Второй вариант оплаты — заключить ученический договор и выплачивать стипендию.

Как быть, если рабоче-учебный день превышает норматив? Если после рабочего дня сотрудник едет на лекции? Снова вспоминаем ст. 91 ТК РФ о норме рабочего времени — продолжительность учебы и работы не должна ее превышать.

В такой ситуации тоже нет единого решения. С одной стороны, можно руководствоваться ст. ТК РФ, которая обязывает организацию оплачивать сверхурочную занятость. Если приравнять учебу по направлению работодателя к трудовой деятельности, расчет следует вести по ст. 152 ТК РФ: за первые два часа сверхурочной занятости не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном.

С другой стороны, ст. , 152 и 153 ТК РФ регламентируют повышенную оплату занятости в выходные, праздничные дни или сверх установленной нормы — за выполнение трудовых функций. Законодательной нормы об оплате часов учебы, выходящих за рамки рабочего дня, нет.

Какое бы решение вы ни приняли, рекомендуем заключить с сотрудником либо ученический договор (ст. 198 ТК РФ), либо письменное соглашение (ст. 197 ТК РФ), где и обозначить все обстоятельства предстоящего обучения: формат, даты, оплату и пр.

Платить ли зарплату?

Если сотрудник учится без отрыва от производства, то есть не освобождается от исполнения своих трудовых обязанностей на срок обучения, то ему выплачивается установленная трудовым договором зарплата в полном объеме. Если же он совмещает обучение с работой по неполному рабочему времени, то зарплата рассчитывается пропорционально отработанному времени или в зависимости от объема выполненных работ.

Из вопроса работодателя в комментируемом письме неясно, каким способом ведется учет рабочего времени сотрудника при сменном графике. Поэтому можно привести пример расчета зарплаты для случая, когда сменному графику сопутствует суммированный учет рабочего времени.

Читайте также:  Какая госпошлина на вид на жительство в 2023 (сумма, реквизиты)

Пример

Грузчик ООО «Символ» трудится в дневное время, сменами по 12 часов по графику 2/2. При применении суммированного учета рабочего времени исходные данные таковы:

— нормальная продолжительность рабочей недели грузчика – 40 часов;

— учетный период – календарный месяц;

— часовая ставка оплаты труда грузчика – 250 руб.;

— за октябрь он отработал 192 часа;

— стандартная норма в октябре для 40-часовой недели – 176 часов.

При таких условиях переработка по итогам октября составляет 16 ч (192 ч – 176 ч). Такая сверхурочная работа оплачивается за первые два часа переработки – не меньше чем в полуторном размере, а за остальные 14 часов переработки – не менее чем в двойном размере.

Значит, за октябрь грузчику будет начислена зарплата в сумме 51 750 руб. (192 ч x 250 руб/ч + 2 ч x 250 руб/ч x 0,5 + 14 ч x 250 руб/ч).

Но обучение работника без отрыва от производства обладает и рядом недостатков:

1. В качестве наставника часто назначают ближайшего соседа по рабочему месту. Тот может не обладать должными навыками преподавания или нужным количеством времени, чтобы уделить подопечному много внимания.

2. В случае сдельной оплаты при обучении без отрыва от производства в проигрыше остаются и инструктор, и ученик. Нормальной продуктивной учебы при этом, скорее всего, не получится.

3. В такой неформальной обстановке велик риск обучить новичка неправильным методам работы, по каким-либо причинам принятым в данном коллективе.

4. Результатом действий неопытного сотрудника может стать большое количество бракованной продукции и испорченного сырья.

5. Существует риск вывода из строя необходимого для работы оборудования.

6. Производственные условия подразумевают определенный стресс. Чаще всего рабочая обстановка с ее шумом и суетой не способствует спокойному и вдумчивому постижению премудростей профессии. Ученик может стесняться своей неопытности и бояться насмешек коллег. В подобных условиях о хороших результатах обучения без отрыва от производства говорить не приходится.

В Трудовом кодексе РФ закреплено, что только работодатель может решить, будет ли организация оплачивать профессиональное обучение специалиста. Также нанимателю предоставляется право устанавливать правила и режим учёбы. Обычно повышение квалификации работников является правом руководителя, а не обязанностью, однако существует несколько исключений. К специалистам, которые обязаны повышать квалификацию, относятся:

  • работники медицинских учреждений;
  • гражданские сотрудники;
  • нотариусы и их помощники;
  • аудиторы.

Когда обучение оплачивает работодатель за счёт организации, то в трудовой договор сотрудника следует включить дополнительное условие, обязывающее его после завершения учебы отработать на предприятии определённый период. Для того чтобы подобное положение соответствовало закону, в трудовом соглашении, дополнении к нему или отдельном договоре должен присутствовать пункт, закрепляющий согласие работодателя погасить все затраты на учёбу. Порядок направления специалиста на повышение квалификации состоит из следующих этапов:

  1. Составляется план необходимых занятий.
  2. Выбирается учебное заведение, где человек будет обучаться.
  3. Заключается ученический договор или дополнительное соглашение, отражающее сведения об условиях обучения и последующем периоде отработки. Стороны подписывают документ и получают по экземпляру.
  4. Издаётся приказ о направлении сотрудника на учёбу. Работник подтверждает ознакомление с документом личной подписью.

Как оформить сотрудника на учебу

Организацией (именно ею, а не сотрудником) должен быть подписан договор с образовательным учреждением. В подобном договоре указывается вид образовательной услуги. В данном случае речь идет о профподготовке, повышении квалификации либо переподготовке. Также проставляется срок обучения и его стоимость. К договору обычно прилагают копии учебной программы и лицензии образовательного заведения.

Оформление учебы сотрудника ведут путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. В нём проставляется наименование специальности либо уровень квалификации, получаемые работником по результатам учебы, перечисляются планируемые к освоению профессиональные навыки, указывается порядок, в котором будет оплачиваться рабочее время, если проведение занятий предполагается по будням.

Как оплачивается обучение с отрывом от производства

В процессе обучения без отрыва от выполнения должностных обязанностей, работник получает либо свою обычную заработную плату, либо заранее оговоренную оплату за труд (например, по ученическому договору). Это становится возможным, поскольку получение новых знаний совпадает с работой на нанимателя.

Читайте также:  Какой штраф за непробитый чек для ООО в 2023 году

Если оплатой учебы без отрыва от производства ситуация достаточно понятная, то с обучением вне работы возникают нюансы.

Законодательно установлено, что в период обучения с отрывом от производства, работнику производится оплата исходя из среднего заработка (ТК РФ, ст. 187).

Кроме того, при нахождении места учебы в другом населенном пункте, направленному на учебу сотруднику, выплачивают командировочные.

Вопросы по выплатам возникают в двух ситуациях.

Во-первых, работник может совмещать учебу и работу. Например, 3 часа в день находиться на курсах, а 5 часов — на работе. В этом случае, за отработанное время он получает зарплату, а за учебные часы — средний заработок.

Во-вторых, наниматели нередко заставляют работников учиться во внерабочее время — по вечерам или выходным дня.

Это время также нужно оплачивать.

Схема та же за рабочее время работник получает заработанные деньги, а учеба рассчитывается исходя из среднего заработка.

Это связано с тем, что работник тратит на обучение то время, которое ему положено для отдыха (межсменного или еженедельного) от работы. Он не распоряжается этими промежутками времени по своему усмотрению и связан обязательствами по прохождению курсов.

Годовой план обучения и здравый смысл

План обучения персонала на год составляют по заявкам руководителей, а затем отправляют на утверждение генеральному директору.

В заявке нужно объяснить, зачем указанному сотруднику или отделу проходить обучение и какую проблему компании это поможет решить. Во-первых, это повысит шансы на одобрение заявки при недостатке бюджета на обучение персонала. Во-вторых, позволит выстроить более эффективную программу. Кроме того, позднее руководитель сможет проанализировать ситуацию и сделать выводы об успешности обучения и его пользе для компании.

Чтобы понять, кто из сотрудников нуждается в обучении, и почему, вы можете:

  • Посмотреть результаты оценки персонала.
  • Выяснить, какие проблемы возникают в работе отдела. Производственный брак, срывы сроков, некачественное оказание услуги, жалобы клиентов — тревожные сигналы, на которые нужно обращать внимание.
  • Проанализировать план технического обновления. Есть ли новые технологии, оборудование, методики работы, которые требуют обучения персонала?
  • Определить, какие допуски нужно получить работникам, какие требования к ним предъявляются в законодательстве.
  • Оценить средний уровень подготовки новых сотрудников.

Учеба с частичным отрывом от производства

Сама возможность совмещать обучение и работу указана в ст. 203 ТК РФ. За фактически отработанное время сотрудник получает зарплату, а за время обучения — средний заработок. Если для сотрудника в организации введен суммированный учет рабочего времени, расчет оплаты не вызовет сложностей. Если нет, вы можете сами определить, как рассчитать средний заработок, поскольку нормативными актами вопрос не урегулирован.

Второй вариант оплаты — заключить ученический договор и выплачивать стипендию.

Как быть, если рабоче-учебный день превышает норматив? Если после рабочего дня сотрудник едет на лекции? Снова вспоминаем ст. 91 ТК РФ о норме рабочего времени — продолжительность учебы и работы не должна ее превышать.

В такой ситуации тоже нет единого решения. С одной стороны, можно руководствоваться ст. ТК РФ, которая обязывает организацию оплачивать сверхурочную занятость. Если приравнять учебу по направлению работодателя к трудовой деятельности, расчет следует вести по ст. 152 ТК РФ: за первые два часа сверхурочной занятости не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном.

Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 187 ТК РФ). Если работник обучается без отрыва от работы, то есть не освобождается от исполнения своих трудовых обязанностей на срок обучения, то ему должен выплачиваться установленный трудовым договором заработок в полном объеме.

В том случае, когда работнику в связи с обучением установлен режим неполного рабочего времени, заработная плата начисляется ему пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного им объема работ (часть вторая ст. 93 ТК РФ). В соответствии со ст. 199, ст.

Преимущества обучения на производстве:

Практичность: Учеба на производстве позволяет учиться на реальных примерах, что делает знания более практичными и применимыми. Возможность работать с настоящими клиентами, участвовать в реальных проектах и использовать реальные инструменты позволяет лучше понимать теоретические аспекты и научиться применять их на практике.

Читайте также:  Алименты на 2 детей в Беларуси 2023 с безработного

Опыт работы: Обучение на производстве дает возможность студентам получить опыт работы, что является важным фактором при поиске работы в будущем. Работа на производстве позволяет получить навыки, необходимые в будущей профессии, а также познакомиться с принципами работы в условиях реальной команды.

Лучшие возможности для трудоустройства: Студенты, получающие образование на производстве, имеют лучшие шансы на трудоустройство. Работодатели предпочитают брать на работу людей, имеющих опыт работы и практические знания. Обучение на производстве может дать студенту преимущество при трудоустройстве, поскольку оно позволяет получить реальный опыт работы.

  • Сокращение времени обучения: Обучение на производстве позволяет сократить время обучения. Так как студенты изучают реальные кейсы и применяют навыки на практике, они могут быстрее усвоить материал и пройти программу обучения.
  • Разнообразие программ: Учеба на производстве доступна в различных направлениях и предлагает разнообразные программы обучения, которые могут соответствовать нуждам каждого студента. Например, можно выбрать программу с выходом на работу после окончания обучения.

Критерии выбора и примеры программ

1. Специализация.

Когда выбираете программу учебы, убедитесь, что она соответствует вашим потребностям. Если вы хотите улучшить свои навыки в программировании, то не стоит выбирать направление, связанное с маркетингом или управлением проектами.

2. Продолжительность программы.

Важно определиться, сколько времени вы готовы потратить на обучение. Некоторые программы предоставляют возможность пройти ускоренное обучение или учиться на полную ставку. Если у вас есть возможность учиться на полный рабочий день, то вы сможете закончить программу быстрее.

3. Стоимость программы.

Программы обучения могут быть дорогими. Цена обычно зависит от минимальной продолжительности программы. Посмотрите наличие скидок и возможность финансовой помощи.

4. Гибкость обучения.

Некоторые программы могут требовать присутствия на учебе в зале, в то время как другие могут быть пройдены онлайн. Если вам нужна гибкость, выберите программу, которая позволяет вам учиться в своем темпе и в удобное время.

Вот несколько примеров программ обучения без отрыва от производства:

  • Professional Development Program от Microsoft.
  • DigitalCrafts от DigitalCrafts.
  • Google IT Support Professional Certificate от Coursera.
  • Accelerate 2021 от General Assembly.

Обучение наемного персонала

Любой наниматель заинтересован в обучении персонала. Субъекты хозяйствования самостоятельно определяют формы и методы обучения наемного персонала (ТК РФ, ст. 196).

Кадровые подразделения, совместно с другими отделами и управлениями внутри компании разрабатывают наиболее подходящие методы и продолжительность учебы для каждой категории работников.

После того, как разработана наиболее подходящая для нужд бизнеса система актуализации знаний и навыков персонала, ее общие положения закрепляют в локальных нормативных документах. Например, в кадровой политике.

Также можно внести необходимость повышения квалификации или переобучения в коллективные соглашения с работниками.

Систему обучения персонала нужно согласовать с представителями наемного персонала.

Это связано с тем, что актуализация трудовых навыков и знаний является одной из необходимых составляющих трудовых взаимоотношений. Построение системы обучения персонала не должно дискриминировать обучающихся сотрудников по отношению к остальным работникам, их права должны быть защищены.

В зависимости от нужд бизнеса организовать обучение можно как с отрывом от производства, так и без него.

Без отрыва от выполнения трудовых обязанностей организуют обучение вновь принятых работников (наставничество, ученичество), проводят ознакомление с новыми технологиями или методами ведения производства, нововведениями в различных сферах и т. д.

Суть такой методики обучения состоит в том, что получение новых навыков и знаний происходит на рабочем месте, одновременно с выполнением трудовых обязанностей. Для обучения используют механизмы, инвентарь и программы, которыми работник пользуется в повседневной деятельности.

Например, компания обновляет программное обеспечение для ведения бухгалтерского и налогового учета. Представители фирмы-разработчика ПО приходят в бухгалтерию и обучают сотрудников использованию нового программного продукта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *