- Страховое право

Какой штраф за непробитый чек для ООО в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за непробитый чек для ООО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правила ведения кассовых операций в организации закрепляют указания Центробанка России № 3210-У. Нормативный документ предусматривает порядок работы с наличными денежными средствами в учреждении. За любое отклонение от установленных требований предусмотрена ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций. Но это не единственный норматив в работе с наличностью.
Все организации и ИП, которые принимают наличную оплату за оказанные услуги и работы или реализованный товар от физических лиц, обязаны применять онлайн-кассы. Работать без ККТ нового поколения запрещено (закон № 54-ФЗ и закон № 290-ФЗ). Если компания или коммерсант проведет операцию «мимо кассы», то штрафов не избежать.

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ (наличными деньгами) на территории РФ юридическими лицами (за исключением ЦБ РФ и кредитных организаций) регламентирован Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У). Напомним, под кассовыми операциями понимаются операции по приему наличных денег, включая их пересчет, и по выдаче наличных денег.

Указанием ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У внесен ряд изменений в Указание № 3210-У. Эти новшества применяются с 30.11.2020.

К тому же помимо Указания № 3210-У учреждениям необходимо соблюдать Указание ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У. Согласно этому документу организации вправе расходовать наличные денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги), исключительно на выплату:

  • зарплаты сотрудникам;

  • страховых возмещений по договорам страхования;

  • вознаграждений за работы (услуги), а также на оплату товаров (не более 100 000 руб. по одному договору) (п. 4 Указания ЦБ РФ № 5348-У));

  • подотчетных средств;

  • денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

Везде успеть невозможно

В рассматриваемой ситуации есть и еще один интересный момент. Дело в том, что фирма-нарушитель имела не одну, а три торговых точки. Соответственно, работник просто не имел возможности забирать образовавшуюся выручку ежедневно в конце рабочего дня со всех магазинов.

Поначалу судьи не обратили внимания на этот факт. Однако окружные арбитры, возвращая дело на повторное исследование, специально его отметили и даже высказали предположение, что данное обстоятельство будет иметь значение для решения вопроса о возможности освобождения организации от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 ноября 2008 г. по делу № А13-3083/2008).

Под внешним контролем кассы понимаются проверки и ревизии соблюдения кассовой дисциплины, которые осуществляются государственными органами, службами и ведомствами.

Представителей коммерческих структур уполномочена контролировать ФНС. Инспекция разрабатывает и утверждает специальные планы выездных налоговых проверок. В соответствии с планами, выявляются риски от нарушений кассовой работы. ФНС вправе провести внеплановую ревизию. Учтите, что отсутствие компании в плане проверок ФНС не является гарантией того, что инспекторы не приедут с ревизией. Инспекция уполномочена назначить внеплановый контроль при наличии веских оснований и даже без них.

Бюджетный сектор контролирует не только ФНС. Ревизии кассы вправе проводить:

  • Счетная палата;
  • ревизионный отдел финансового органа, в котором обслуживается учреждение;
  • Министерство внутреннего финансового контроля;
  • Министерство финансов;
  • учредитель или профильное министерство и ведомство;
  • органы прокуратуры и следственного комитета;
  • иные представители госструктур.

Бюджетников на нарушения по кассовым операциям могут проверять хоть каждый день, так велико число контролеров и ревизоров.

При инициации внешней проверки кассы контролер обязан предоставить:

  • удостоверение контролера;
  • распоряжение ведомства, инициировавшего контрольное мероприятие;
  • план проведения ревизии;
  • предмет проверки;
  • сроки проведения контрольного мероприятия.

ВАЖНО!

Документы заверяют подписью и печатью руководителя ведомства. Если бумаг недостаточно или отсутствуют подписи или печати, потребуйте предоставить верную документацию. До этого не допускайте ревизора к проверке.

Какой штраф начисляют за отсутствие кассы

Если предприниматели или компании, обязанные фиксировать продажи через кассу, не выполняют это требование и продолжают утаивать выручку, ФНС вправе применить к ним штраф за неиспользование ККТ:

  • для ИП и ДЛ — до половины от неучтенной прибыли, но не менее 10 тыс. руб.;
  • для организаций — до 100 % от суммы неучтенных продаж, но не менее 30 тыс. руб.

При повторном правонарушении с неучтенной выручкой от 1 млн рублей предпринимателю грозят более жесткие санкции:

  • для уполномоченных лиц — дисквалификация на срок до 2 лет;
  • для ИП и предприятий — запрет на ведение деятельности до 3 месяцев.

Рассмотрим применение санкций на конкретном примере. Магазин косметики, зарегистрированный в статусе ООО, продает товары без ККМ. За весь период деятельности было продано косметики на сумму 500 000 руб. При выявлении нарушения инспектор ФНС может начислить для ООО штраф за работу без кассового аппарата на сумму до полумиллиона рублей. Если магазин не поставит кассу, при следующем нарушении деятельность могут приостановить на 90 дней. Штраф за отсутствие кассового аппарата для ИП составит не более 250 000 руб. Санкции применимы даже в том случае, если ККМ уже зарегистрирована в ФНС, но по каким-то причинам не используется в торговле.

Читайте также:  Особенности трудоустройства в Сингапуре

Как автоматизировать расчеты без штрафов за ККМ

Законопроект об отмене 54-ФЗ еще не принят, и пока размер штрафа за работу без кассового аппарата в 2021 году остался прежним. В связи с пандемией, бизнесмены получили ряд льгот в 2020-м, например, отсрочку по проведению плановых проверок. Но временные послабления не освобождают предпринимателей от обязанности фиксировать продажи через ККМ. С 2021 года придется нести полную ответственность за отсутствие кассы, неправильное ее использование и невыдачу чеков. ФНС сможет проводить плановые проверки, а значит, предприниматели должны быть наготове.

Отдельные налогоплательщики в своих жалобах и письмах просят ограничиться по отношению к ним за неприменение ККТ на первый раз предупреждением, однако это не предусмотрено КоАП РФ. Поэтому за неприменение ККТ (при наличии состава правонарушения) налоговыми органами налагаются штрафы в размерах, указанных в статье 14.5 КоАП РФ.

При наличии смягчающих вину обстоятельств, неисчерпывающий перечень которых установлен в ст. 4.2 КоАП РФ, размер штрафа может быть снижен. Применение ответственности ниже низшего предела КоАП РФ не предусмотрено. Это означает, что минимальный размер штрафа не может быть меньше нижнего предела, указанного в соответствующей статье КоАП.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

– раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

– предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

– совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

– совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

– совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и другие обстоятельства.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП).

Вопрос о возможности снижения ответственности (или освобождения от ответственности) по ст. 14.5 КоАП РФ обсуждается уже давно. Основаниями для снижения ответственности за административное правонарушение (по усмотрению суда) могут быть смягчающие обстоятельства, например финансовое состояние нарушителя (ч. 3, 4 ст. 4.1 КоАП РФ). При малозначительности правонарушения суд вправе вообще освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КОАП РФ, Определения Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2003 г. № 116-О, от 5 ноября 2003 г. № 348-О).

Верховный Суд РФ сформулировал понятие «малозначительное административное правонарушение» как действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При выполнении указанных условий суд может отменить постановление об административном правонарушении на основании ст. 2.9 КоАП РФ (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5).

Довод о малозначительности правонарушения (небольшой сумме реализации за наличный расчет без чека) считается одним из излюбленных аргументов владельцев ККТ, привлеченных по ст. 14.5 КоАП РФ. Суды относятся к такому доводу по-разному, попеременно применяя два, на первый взгляд, взаимоисключающих тезиса ВАС РФ.

1. Судам при толковании ст. 14.5 КоАП РФ необходимо исходить из того, что данное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов) (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ № 16).

Указанный тезис фигурировал в делах, проигранных владельцами ККТ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28 июля 2005 г. по делу № ФОЧ-4828/2005 (13281-АОЗ-32), ФАС Центрального округа от 10 августа 2005 г. по делу № А62-1314/2005, ФАС Уральского округа от 10 августа 2005 г. по делу № ФО9-2932/05-С7, ФАС Северо-Кавказского округа от 3 июня 2004 г. по делу № ФО8-2066/2004-898А и др.).

2. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10).

Этот тезис помог некоторым владельцам ККТ выиграть тяжбу (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 4 августа 2005 г. по делу № А82-13783/2004-31, ФАС Уральского округа от 27 июля 2005 г. по делу № ФО9-3129/05-С7, от 8 сентября 2004 г. по делу № ФО9-3667/04-АК и др.).

В постановлении Президиума ВАС РФ от 17 мая 2005 г. № 391/05 высшие арбитры наконец-то разъяснили взаимосвязь двух своих тезисов, приведенных выше. Нижестоящим судам было указано, что смягчающие обстоятельства в виде имущественного и финансового положения организации-нарушителя позволяют варьировать сумму штрафа только в пределах установленной для нее КоАП РФ «вилки» и не затрагивают вопроса о малозначительности административного правонарушения.

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28 марта 2005 г. № А56-20190/04 окружные судьи признали неправомерным снижение штрафа, предъявленного организации за неприменение ККТ, с 30 тыс. руб. до 5 тыс. руб.

Читайте также:  Отчёты и платежи в январе 2023 года: шпаргалка с новыми сроками

Арбитры разъяснили, что тяжелое финансовое положение нарушителя – не повод выходить за рамки суммы санкций, установленных КОАП РФ для данной категории нарушителей, юридических лиц (от 30 тыс. до 40 тыс. руб.).

В Постановлении № 391/05 от 17 мая 2005 г. ВАС РФ еще раз подчеркнул, что небольшая сумма продажи не свидетельствует о малозначительности правонарушения в форме неприменения ККТ. По мнению ВАС РФ, данный вид правонарушений представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. В случае их выявления недопустима ссылка на малозначительность правонарушения и освобождение от административной ответственности, установленной ст. 14.5 КоАП РФ.

Нарушитель может обжаловать постановление в вышестоящей инстанции или в суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска этого срока, по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Орган, который будет рассматривать жалобу, должен рассмотреть ее в течение 10 дней. По результатам рассмотрения выносится решение: оставить все как есть или же отменить штраф. Необходимо учитывать, то при рассмотрении жалобы не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к ответственности (ст. 30.7 КоАП РФ).

Привлеченным к административной ответственности нужно знать, что заявление об оспаривании административного штрафа не облагается государственной пошлиной (ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Если срок обжалования пропущен (и не восстановлен), либо обжалование не изменило решение о привлечении в ответственности, то постановление вступает в законную силу. В течение следующих 30 дней нарушитель должен уплатить штраф добровольно и направить копию платежного документа в налоговый орган, вынесший постановление (ч. 1, 4 ст. 32.2 КоАП РФ). Невыполнение данного требования влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ). При этом штраф уже будет взыскиваться судебным приставом-исполнителем (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ).

Применение бланков строгой отчетности

С 1 июля 2019 года организации больше не могут выдавать БСО, оформленные типографским способом. Теперь необходимо использовать БСО, созданные с помощью автоматизированной системы, и они приравниваются к кассовым чекам. На что нужно обратить внимание?

При оказании услуг, по которым БСО установлены исполнительными органами власти (например, для организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусств), вы должны выдать клиенту отдельный кассовый чек и бумажный БСО или БСО, напечатанный с помощью автоматизированной системы с реквизитами в рамках 54-ФЗ, QR-кодом, признаком расчета.

Например, недостаточно посетителю музея выдать бумажный билет, как мы привыкли, к нему нужно отбить чек. Если же вы оказываете услуги, по которым нет обязанности выдавать БСО, то теперь можно предоставлять клиентам лишь кассовые чеки с указанием наименования услуги. Таксист не сможет ограничиться просто квитанцией, он должен выдать пассажиру еще и кассовый чек. Хотя пока это выглядит не слишком реалистично.

Какой штраф, если нет кассового аппарата, соответствующего требованиям ФЗ № 54

Требования к контрольно-кассовой технике прописаны в ст.4 Закона. Приведем некоторые из них:

  • наличие корпуса и заводского номера на нем;
  • предусмотрена возможность установки ФН;
  • передача данных на ФН и ОФД.

Штраф за прием наличных без кассового аппарата, соответствующего требованиям, определен в ч. 4 ст. 14.5 Кодекса. Поводов для наказания может быть несколько:

  • используемая техника не удовлетворяет хотя бы одному пункту закона;
  • нарушены установленные законодательством сроки, порядок постановки на учет, условия перерегистрации;
  • не соблюдена кассовая дисциплина.

Среди типичных правонарушений можно выделить следующие:

  • касса не фискализирована;
  • зафиксированные в чеке суммы ниже реальных;
  • ошибки в чеке: некорректный номер ФН, регистрационный № ККМ, номер, дата и время продажи, адрес выдачи документа и т. д.;
  • не заключен договор с ОФД (чеки не отправляются в ФНС);
  • отсутствует интернет, не налажен канал связи с ОФД, чеки не отправляются из-за сбоев кассового ПО и др.

Ответственность за неприменение ККТ:

  • для сотрудников — от 1 500 до 3 000 р.;
  • для юрлиц — предупреждение или взыскание от 5 000 до 10 000 р.

Наличные безграничные: почему продавцам выгоднее, когда клиент расплачивается купюрой

Это на 25,49 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.

За первые шесть месяцев 2017 года белгородцы совершили 63 644 342 безналичных операций. К слову, на 4,5 % вырос и объём операций: если в первом полугодии 2017-го через терминалы прошло 164 234 167 030 рублей, то в первом полугодии 2023-го – 171 691 403 550 рублей.

На территории региона в первом полугодии 2017 года было 1 625 банкоматов и 26 платёжных терминалов, за аналогичный период 2023 года банки отчитались о работе 1 630 банкоматов и 19 терминалов. Наблюдается тенденция, что средняя сумма чека по «безналу» уменьшается, а увеличивается средняя сумма чека по получению наличных денег.

Так, в первом полугодии 2017 года средняя сумма чека была 2 580 рублей, а год спустя – 2 150 рублей.

Зато средняя сумма операции по получению наличных денег в первые шесть месяцев 2017 года – 7 050 рублей, а в первом полугодии текущего года–

Читайте также:  Как законно списать долги: 2 варианта действий и последствия

Квалификация хищения денег в российском уголовном праве происходит по 158 статье УК РФ. Кражей в рамках этой статьи считается любое хищение имущества, то есть завладение им без ведома и согласия собственника.

Наказание преступников зависит от обстоятельств совершения кражи. Если имущество присвоено или потрачено человеком, который был ответственен за него (например, продавцом магазина), то к нему могут применить следующие санкции:

  • Штраф на сумму до 120 тысяч рублей.
  • Исправительные работы на полгода.
  • Принудительные работы до 2 лет.
  • Лишение или ограничение свободы до 2 лет.

При групповом характере преступления с предварительным сговором или если потерпевшему причинён значительный ущерб, по 158 статье УК РФ предусмотрены более суровые меры ответственности:

  • Штраф до 300 тысяч (в размере дохода за 2 года).
  • Обязательные работы на 360 часов.
  • Исправительные работы на год.
  • Принудительные работы до 5 лет с дополнительным ограничением свободы на год.
  • Лишение свободы на 5 лет, с дополнительным ограничением свободы на год.

Лимит для расчётов наличными с ИП

Индивидуальные предприниматели, как и юрлица, отнесены к участникам наличных расчётов. Поэтому при расчётах с ИП нужно соблюдать лимит расчётов наличными (100 000 руб. в рамках одного договора) так же, как и при расчетах с юрлицами.

В размере, не превышающем эту сумму, должны рассчитываться между собой:

  • два ИП;
  • ИП и юрлицо. При этом необходимо учитывать дополнительные ограничения, установленные для микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

Ведение кассовой дисциплины: какая ответственность грозит нарушителям

За несоблюдение кассовой дисциплины закон предусматривает административное наказание для юрлиц и ИП, когда ими:

  • был превышен допустимый размер наличных расчетов (100 тыс. руб. по одному договору),
  • наличные деньги полностью или частично не оприходованы в кассу,
  • не соблюден порядок хранения «налички»,
  • в кассе накоплены наличные сверх установленного лимита,

Административная ответственность предусмотрена также при нарушении правил применения ККТ:

  • если ККМ не применили, когда ее применение обязательно, штраф будет зависеть от суммы, принятой кассиром без ККТ – от 25% до 50% от суммы расчета, но минимум 10 тыс. руб., для должностных лиц и ИП, и от 75% до 100% от суммы расчета, но 30 тыс. руб. минимально, для организации (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ);
  • за повтор подобного нарушения, если общая сумма расчетов без ККТ составит от 1 млн. руб., должностное лицо дисквалифицируют на 1-2 года, а деятельность организации могут приостановить на внушительный срок – до 90 суток (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ);
  • за применение устаревшей кассовой техники, или не соответствующей требованиям закона, нарушение порядка применения ККТ, а также сроков и условий ее регистрации/перерегистрации, должностное лицо/ИП ждет предупреждение или штраф – 1,5-3 тыс. руб., а фирму — предупреждение или штраф размером 5-10 тыс. руб. (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ);
  • аналогичное предыдущему наказание последует за непредставление или представление невовремя ККТ-документов по запросам налоговиков (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ);
  • за игнорирование требования покупателя о передаче ему бумажного или электронного кассового чека, должностное лицо/ИП будут оштрафованы на 2 тыс. руб., а организация на 10 тыс. руб., либо для фирмы все обойдется предупреждением (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Знание кассовой дисциплины, и ее соблюдение, несомненно, поможет избежать подобных штрафов. Срок давности по данным нарушениям составляет 2 месяца с момента их совершения (например, при невыдаче чека покупателю), либо с момента, когда было обнаружено, так называемое, длящееся нарушение (например, применение устаревшей модели ККТ) (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Степень тяжести преступления

Основополагающий критерий этого вида освобождения – степень тяжести совершенного проступка. Играет роль и квалификация преступления, если в соответствии с санкцией части первой определено преступление небольшой тяжести, а при наслоении квалифицирующих признаков оно является преступлением средней тяжести, то, соответственно, будет применено правило исчисления в соответствии с квалификацией. Стоит отметить, что степень тяжести является взаимозависимой категорией со сроком лишения свободы. Так:

  • 2 года должно пройти с момента совершения преступления небольшой тяжести, чтобы преступник не мог быть привлечен к ответственности (по санкции статьи лишение свободы не может быть выше 3 лет);
  • через 6 лет истекает срок давности по преступлениям средней тяжести (по санкции предусмотрено лишение свободы не более 5 лет по умышленным делам и 2 года по неосторожным преступлениям);
  • по прошествии 10 лет преступника, совершившего тяжкое преступление, не привлекут к ответственности (санкция не предусматривает больше 10 лет наказания). Следует отметить, что при обвинении в убийстве определить момент прекращения истечения времени для наказания можно только после оглашения приговора. Если будет назначено 6 лет лишения свободы, после 11 лет поиска доказательств, то нарушитель выйдет на свободу, а если максимальный срок – 15 лет, то будет привлечен к ответственности;
  • 15 лет дается следователям для привлечения к ответственности по особо тяжким преступлениям (санкция может содержать диапазон от 10 лет и до пожизненного заключения).

В том случае, если имеется несколько эпизодов, каждый из которых квалифицируется как самостоятельное преступление, применяется несколько сроков, но не пересекаемых и не заменяемых между собой.

Приостановить течение периода давности может либо прокурор, либо суд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *