Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С каких счетов ФНС сможет взыскать долги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговый орган должен за восемь дней до проведения принудительного списания потребовать у налогоплательщика сделать это добровольно. Требование оформляется сообразно со статьями гл. 10 НК РФ. Они же устанавливают номинальный период в 8 дней, но в отдельных случаях, если законодательство позволяет, срок может быть увеличен.
Судебная практика с применением ст. 46 НК РФ
Характерным примером в этой области является дело № 302-КГ16-5456, определение по которому было зачитано 07.06.2016 г. СК по экономическим спорам ВС РФ. Из него становится видно, что пропуск срока в шесть месяцев, отведённого для обращения взыскания, не является для налоговых органов большой проблемой. После соответствующего ходатайства к суду он восстанавливается.
В судебном акте упомянута не одна ст. 46 НК, а вместе со ст. 45 НК РФ, которая говорит об исполнении лицами обязанности по уплате налогов и сборов. Опротестовать довольно высокие налоги не смогло даже бюджетное учреждение здравоохранения. Понятно, что шансы на то у обычных акционерных обществ намного ниже.
Порядок списания налогов при ликвидации
Согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога, штрафа прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом в соответствии со ст. 49 НК РФ. При этом то, что все действия во время ликвидации осуществляет ликвидатор, не имеет значения. Если у ликвидируемой организации из-за действий ликвидатора возникают обороты, все налоги с этих оборотов платить придется, в противном случае ликвидация являлась бы весьма удобным способом уклонения от налогов. Об этом, в частности, говорится в Письме Минфина России от 29.11.2011 № 03‑02‑07/1-410, с указанием на то, что НК РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика-организации по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения ее в стадии ликвидации.
На основании п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и в порядке, которые установлены законодательством РФ (п. 2 ст. 49 НК РФ). Такое возможно только в том случае, если в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ»). Поскольку мы говорим о коммерческих организациях, ответственность которых ограничивается взносом в уставный капитал, то в самом плохом случае, не будучи нарушителями законодательства, участники ликвидируемой организации могут потерять свои взносы в уставный капитал, но платить им из собственного кармана не придется. На это указывают соответствующие нормы гражданского законодательства: п. 2 ст. 56 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Закона об ООО [2] , п. 3 ст. 3 Закона об АО [3] .
Возможно ли бесспорное взыскание обязательных платежей с ликвидируемой организации?
Вправе ли налоговый орган взыскивать с ликвидируемой организации в бесспорном порядке долги, а если нет, то с какого момента процедуры ликвидации он лишается этого права?
В Определении ВАС РФ от 09.06.2014 № ВАС-6279/14 суд расценил действия банка по безакцептному списанию средств как противоречащие положениям ст. 64 ГК РФ о порядке и очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, что влечет ничтожность соответствующих операций. Но это про банки – а как насчет налоговых органов? Например, в Постановлении ФАС ВСО от 26.09.2013 № А19-1757/2013 суд посчитал, что в период нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов в порядке, установленном положениями ст. 46, 47 НК РФ.
Минфин также неоднократно высказывался по этому поводу. В Письме от 29.07.2008 № 03‑02‑07/1-319 Минфин отмечает, что со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган не вправе осуществлять взыскание налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, о чем также свидетельствует практика арбитражных судов (постановления ФАС СЗО от 25.11.2004 № А05-6517/04-13, ФАС ПО от 27.02.2007 № А55-7518/06, от 18.12.2007 № А55-6435/2007).
Одновременно Минфин заметил, что НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов по отзыву инкассовых поручений и отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае принятия решения о его ликвидации.
В более позднем письме – от 24.08.2011 № 03‑02‑07/1-303 – в ответ на запрос банка, обслуживающего ликвидируемую организацию, Минфин пояснил, что при наличии документов о принятии юридическим лицом решения о добровольной ликвидации и (или) об утверждении ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса банком не могут исполняться решения налоговых органов о взыскании налогов.
С учетом уточненной позиции Минфина, а также судебной практики можно утверждать, что срок исчисляется с момента принятия решения о ликвидации, а не с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В упомянутом Постановлении ФАС СЗО № А05-6517/04-13, на которое, кстати, сослался Минфин в Письме № 03‑02‑07/1-319, указано прямо: вынесение ИМНС оспариваемого решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств учреждения на счетах в банке и выставление на основании данного решения инкассовых поручений в банк после принятия решения о ликвидации учреждения следует признать неправомерным.
Поскольку действия по ликвидации подлежат госрегистрации, срок, соответственно, исчисляется не с момента совершения действия, а с момента его регистрации. На это, в частности, указано в Постановлении ФАС СЗО от 01.10.2012 № А26-11436/2011: в период нахождения Общества в стадии ликвидации (то есть после принятия решения о ликвидации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ) у Инспекции в силу ст. 49 НК РФ и 64 ГК РФ отсутствовало право бесспорного взыскания налога и пеней, поскольку это повлекло бы нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика… особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации не зависит от даты составления ликвидационного баланса. Для применения этого порядка, как правильно указали суды, достаточно наличия решения о ликвидации организации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.[8]
Эти правила распространяются и на обязательные взносы в социальные фонды. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 15.08.2013 № А19-917/2013 указано, что исходя из того факта, что данный вопрос Законом № 212-ФЗ [9] не урегулирован, применению подлежат общие нормы права, содержащиеся в ГК РФ. То есть в период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации фонд не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку такие действия влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика (Постановление ФАС ВСО от 14.03.2013 № А19-14698/2012). Схожий подход выражен судом в Постановлении ФАС УО от 21.03.2012 № А76-12541/2011.
В соответствии с п. 2 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые органы проводят налоговые проверки, по результатам которых могут выноситься решения о привлечении налогоплательщика к ответственности и начислении налоговых санкций.
Со вступлением в силу с 1 января 2006 г. Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» (далее — Закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ), внесшего поправки в НК РФ и Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ), произошли большие изменения в порядке взыскания недоимки по налогам, пеней и штрафов в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Основная цель принятия Закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ — разгрузить судебную систему, освободить арбитражные суды от массы однотипных мелких дел и тем самым повысить качество рассмотрения более сложных вопросов. Действительно, арбитражные суды были просто завалены делами о мелких налоговых штрафах. Ведь налоговые инспекции до принятия Закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ не имели права взыскивать налоговые штрафы, а также недоимку и пени (в отношении индивидуальных предпринимателей) без обращения в суд. Безусловно, при этом расходовались бюджетные деньги, было задействовано огромное количество служащих. Например, себестоимость одного арбитражного процесса первой инстанции для государства составляет более 3000 руб. При этом взыскиваемые суммы нередко значительно меньше, и рассмотрение таких дел в арбитражном суде с точки зрения пополнения бюджета теряет всякий смысл.
Если Закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ ставил своей целью снизить издержки только государственных органов в части сокращения количества судебных исков, то очень велика вероятность того, что они не только не уменьшатся, но и еще возрастут.
Действительно, в соответствии со ст. 137 НК РФ налогоплательщик имеет право обжаловать любые ненормативные акты налоговой инспекции (решения, требования). Решение о взыскании налоговой санкции не является исключением. Организация может обратиться либо с жалобой в вышестоящую инстанцию, либо с исковым заявлением в арбитражный суд. Конечно, организации (индивидуальные предприниматели) при этом будут нести судебные издержки, которые могут превысить суммы самих санкций, и, вероятно, плательщик может задуматься, есть ли смысл обращаться в суд.
Но, учитывая тот факт, что ст. 103.1 НК РФ, которая утрачивает свою силу с 1 января 2007 г., сформулирована весьма нечетко и возникает много вопросов по методике начисления и взыскания налога, пеней и штрафов, все большее число налогоплательщиков обжалуют решения налоговых органов, в том числе в арбитражных судах.
До 1 января 2006 г. обстоятельства, смягчавшие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливались как судом, так и налоговым органом, рассматривающим дело. Однако учесть их при наложении санкций за налоговые правонарушения имели возможность только арбитражные суды, так как согласно п. 7 предыдущей редакции ст. 114 НК РФ налоговые санкции могли взыскиваться с налогоплательщика только в судебном порядке.
Рассмотрим порядок взыскания штрафов в 2006 г. Отметим, что в течение 2006 г. процедура взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа определяется ст. 103.1 НК РФ. С 1 января 2007 г. данная статья НК РФ утрачивает силу согласно Закону от 27.07.2006 N 137-ФЗ. При обнаружении налогового правонарушения инспекция должна вынести согласно п. 1 ст. 103.1 НК РФ решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решения о привлечении налогоплательщика к ответственности достаточно для того, чтобы налоговый орган направил организации требование о взыскании налога и пени (п. 4 ст. 101 НК РФ). Однако для того, чтобы оштрафовать организацию-нарушителя, налоговой инспекции необходимо принять решение о взыскании налоговой санкции (п. 1 ст. 103.1 НК РФ). Срок для его вынесения законодателем не установлен. Однако в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 12.04.2006 N 03-02-07/1-90 говорится о том, что положения ст. 46 НК РФ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Взыскание в судебном порядке
Налоговые органы наделены правом на бесспорное взыскание невыплаченных сумм налогов и недоимок в установленные сроки. Для этого им нет необходимости обращаться в суд.
Однако, бывают ситуации, при которых принудительное исполнение налоговой обязанности дает сбой и налоговикам всё же приходится прибегать к судебной власти:
- в случае просрочки срока на бесспорное списание;
- при подаче налогоплательщиком-должником заявления об обжаловании неправомерных действий должностных лиц налогового органа или несогласия с суммой начисленных налогов;
- при пропуске срока взыскания задолженности за счет имущества должника.
Сроки взыскания налогов
Законом установлены различные сроки для взыскания в бесспорном и судебном порядке. В бесспорном порядке налоговый орган вправе в течение двух месяцев после окончания отведенного срока на добровольную уплату списать денежные средства с лицевого счета. Для погашения долга путем взыскания с имущества налогоплательщика установлен годичный срок. В судебном же порядке срок равняется шести месяцам.
Двухмесячный срок подлежит восстановлению только в судебном порядке и при наличии уважительной причины. Данный срок может быть продлен в случае наложения судебного ограничения. В случае пропуска срока на бесспорное взыскание долга налоговая может обратиться в суд. Пропуск двухмесячного срока может быть восстановлен в течение шести месяцев.
Также законодатель отводит и шесть месяцев на восстановление пропущенного судебного срока. Пропущенный налоговой инспекцией срок на погашение долга за счет имущества налогоплательщика может быть восстановлен в течение двух лет после окончания срока на добровольную оплату долга.
Взыскание налогов за счет имущества
Если же решение все-таки вступило в действие, осуществится взыскание налоговой задолженности за счет денежных счетов неплательщика, в первую очередь в национальной валюте, а если ее недостаточно, то и в иностранной, которая может находиться, к примеру, на счету в заграничном банке, и прочих ценностей. Может возникнуть, вполне логический, вопрос – а что же, если нет у гражданина или организации денег?
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика возможно в том случае, когда денежных средств вовсе нет, или же их недостаточно для покрытия всей суммы. Вот в таком случае и изымается имущество, которое принадлежит должнику. Задолжавший гражданин может самостоятельно и добровольно указать то имущество, которое можно изъять первым, точнее «посоветовать», а принимать во внимание его «советы» или нет, решать органам судебной власти и приставам, которые будут приводить решение суда в исполнение.
Порядок взыскания долгов
Взыскание задолженности по налогам является бесспорным и в судебном порядке. В первом случае долги взыскивают с расчетных счетов путем инкассо или имущество с помощью судебных приставов. При невозможности взыскания в бесспорном порядке налоговики обращаются в суд.
Рассмотрим порядок взыскания недоимки по налогам перед бюджетом по этапам.
Этап 1. При обнаружении недоимки по налогам инспекция выставляет требование об уплате налога, штрафа, пеней, процентов в следующие сроки:
- если долг по налогу появляется при налоговой проверке, то не позднее 20-ти рабочих дней со времени, когда вступило в силу постановление, которое вынесено по результатам проверки;
- если недоимка обнаружена вне проверки налогоплательщика, срок направления требования зависит от размера задолженности. В частности, в пятьсот рублей и более требование направляют в течение 90 дней с момента выявления долга, а при задолженности менее 500 руб. — в течение одного года со времени выявления недоимки.
Этап 2. Налогоплательщику требуется выполнить требование в течение указанного в нем срока взыскания недоимки по налогам. Минимальный срок, в который ему требуется уложиться с уплатой недоимки, составляет восемь рабочих дней со времени получения (как указывалось ранее). Если требование должник не исполняет, то:
- в соответствии п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2-х месяцев при исходе срока исполнения требования инспекция выносит постановление о взыскании задолженности со счетов должника, которые открыты в кредитных и банковских учреждениях. Что касается консолидированной группы налогоплательщиков, срок вынесения решения налоговым органом продлевают до 6-ти месяцев с того времени, когда истекли сроки исполнения требования, которые направлены участнику группы (пп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Процедура взыскания сумм задолженности со счетов налогоплательщика регламентирована ст. 46 НК РФ. В том случае, если средств на счетах нет либо их недостаточно для взыскания задолженности, требуется перейти к этапу 3;
- по истечении 2-х, но не позднее 6-ти месяцев после того, как срок исполнения требования об уплате пеней, недоимки, штрафов и пр. налоговики вправе направить заявление в арбитраж для взыскания с налогоплательщика суммы задолженности. При этом сроки подачи заявления, которое касается взыскания задолженности с консолидированной группы налогоплательщиков, продлевают до 6-ти месяцев после окончания 6-месячного срока внесудебного взыскания задолженности с банковских счетов лиц;
Важно! Если инспекция по уважительной причине пропустила сроки подачи заявления, судья вправе восстановить их.
Комментарий к ст. 48 НК РФ
1. Настоящая статья устанавливает правила взыскания налога, сбора или пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с настоящей статьей взыскание налога (сбора, пени, штрафов) с физического лица допустимо только в судебном порядке.
При этом налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества (денежных средств на счетах в банке, наличных денежных средств, иного имущества — статьи 128 — 130 ГК РФ) налогоплательщика — физического лица в случае неисполнения таким налогоплательщиком — физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Исковое заявление налогового органа (таможенного органа) о взыскании налога должно быть подано в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В досудебном порядке разрешения спора налоговый орган (таможенный орган) должен направить требование об уплате налога налогоплательщику — физическому лицу. При этом требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
2. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не имеющего статус индивидуального предпринимателя, подается в суд общей юрисдикции.
Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика.
В соответствии со статьей 29 Гражданского процессуального кодекса РФ иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.
Иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.
Выбор между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно дело, принадлежит истцу.
Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца.
Встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска.
Стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству. Подсудность, установленная статьями 26, 27 и 30 ГПК РФ, не может быть изменена соглашением сторон.
3. Пункт 2 настоящей статьи устанавливает срок — 6 месяцев, в течение которого налоговый орган (таможенный орган) может подать исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица в соответствующий суд.
При этом установленный настоящей статьей срок — 6 месяцев — начинается со следующего дня после истечения последнего дня срока, установленного требованием уплатить налог (принимаются во внимание календарные дни).
Однако суд может восстановить пропущенный указанный срок, если сочтет причины его пропуска налоговым (таможенным) органом уважительными.
4. Налоговый орган (таможенный орган) к исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица может приложить ходатайство о наложении ареста (как частичного, так и полного) на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.
В таком ходатайстве указывается имущество, на которое предлагается наложить арест, место нахождения этого имущества, а также факты, послужившие основанием для самого ходатайства, и т.п.
Арестом имущества в качестве способа обеспечения искового заявления о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа на основании определения суда по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества.
Арест имущества может быть полным или частичным.
Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо для взыскания налога.
5. Если исковое требование о взыскании налога за счет имущества предъявлено налогоплательщику (налоговому агенту) — физическому лицу, не имеющему статус индивидуального предпринимателя, то такое исковое заявление подается налоговым (таможенным) органом в суд общей юрисдикции, и рассмотрение дел по таким искам производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
6. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица производится в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, на основании вступившего в законную силу решения суда.
Решения гражданского суда первой инстанции вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. При этом кассационные жалоба, представление могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Исполнительные действия совершаются в рабочие дни с 6 часов до 22 часов по местному времени. Конкретное время совершения исполнительных действий определяется судебным приставом-исполнителем. Стороны, участвующие в исполнительном производстве, вправе предложить удобное для них время совершения исполнительных действий.
В нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, совершение исполнительных действий допускается только в случаях, не терпящих отлагательства, или в случаях, когда по вине должника их совершение в другие дни невозможно. Для совершения исполнительных действий в данном случае судебный пристав-исполнитель должен получить письменное разрешение старшего судебного пристава.
Совершение исполнительных действий с 22 часов до 6 часов по местному времени допускается только в случаях, создающих угрозу жизни и здоровью граждан. Для совершения исполнительных действий в данном случае судебный пристав-исполнитель должен получить письменное разрешение старшего судебного пристава.
Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа.
Взыскание налога и пени с налогоплательщиков осуществляется
Статья 48. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ)
1. В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье — физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ)
Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2016 N 110-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье — заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 04.03.2013 N 20-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Что представляет собой судебный приказ?
Под судебным приказом понимается принятое в порядке приказного судопроизводства постановление, в соответствии с которым то или иное управомоченное лицо (например, государственный орган — такой как Налоговая служба) получает законное право взыскать с должника (например, гражданина или организации) ту или иную денежную сумму в соответствии с законом или договором. В случае, если управомоченное лицо — Налоговая служба, то речь пойдет о взыскании с гражданина или организации неуплаченного налога. При этом, будут применяться положения законодательства РФ об административном судопроизводстве.
Приказное судопроизводство характеризуется:
- достаточно быстрым рассмотрением иска судом;
- рассмотрением дела без участия истца (управомоченной стороны, кредитора) и ответчика (обязанной стороны, должника);
- вынесением постановления при наличии неоспоримых доказательств того, что ответчик чем-то обязан перед истцом (исходя из договора или положений законодательства — как в случае с налогами).
Во многих случаях взыскание долга (в рассматриваемом сценарии — налога) на практике осуществляет Служба судебных приставов. Судебный приказ — тот документ, на основании которого будут действовать приставы.
Ст. 48 НК РФ с комментариями
Закрепляя в нормах исключительно судебный порядок взыскания недоимок, законодатель стремится реализовать принцип неприкосновенности частной собственности, предусмотренный ст. 35 Конституции. В п. 3 этой нормы установлено, что никого нельзя лишить его имущества, кроме как по решению суда.
Взыскание неуплаченных в бюджет и фонды сумм может осуществляться в соответствии с решением контролирующего (таможенного или налогового) органа. Перед его вынесением плательщику направляется требование о погашении задолженности в порядке, предусмотренном ст. 69 НК, ст. 152 311-ФЗ. Оно представляет собой уведомление физлица о неотчисленной сумме взносов, сборов или налога и об обязанности погасить задолженность в установленные сроки.
Если указанное требование исполнено не будет, контролирующий орган может обратиться в суд. В заявлении указываются все требования, по которым срок исполнения уже истек, если их общая сумма превысила 3 тыс. руб. Данная сумма периодически пересматривается с учетом уровня инфляции и изменением потребительских цен.
Отчисление установленных Налоговым кодексом платежей в бюджетную систему – обязанность каждого физлица, имеющего объект обложения. По некоторым налогам ИФНС формирует уведомление и направляет его плательщику. Так происходит, к примеру, с платежами с имущества, земельным налогом. Во всех других случаях физлицу необходимо самостоятельно следить за своевременностью исполнения обязательств. Подтвердить уплату установленных налогов можно квитанциями. В установленных законодательством случаях налогоплательщик должен сдать декларацию. В ней должны присутствовать достоверные и полные сведения о поступивших доходах. На основании этих сведений производится уплата налогов.
Стоит подчеркнуть, что порядок привлечения к ответственности нарушителей налоговых и таможенных норм, установленный в ст. 48 НК, распространяется исключительно на граждан, не являющихся предпринимателями. Меры для ИП и организаций регламентируются другими нормами Кодекса.
Федеральная служба судебных приставов
- Адреса расположения и наименование (Ф.И.О) налогоплательщика и заявителя (налогового ведомства).
- Ссылка на нормативный акт, на основании которого было вынесено решение.
- Сумма подлежащая уплате в виде налога или сбора, штрафов и пеней по нему, а также государственной пошлины за рассмотрение дела (она возлагается на должника).
- Реквизиты банковского счета ИФНС, на который должен быть перечислен платеж.
- Сроки погашения задолженности и возможные административные наказания за уклонение от исполнения судебного решения.
- Как любое другое решение суда судебный приказ может быть обжалован налогоплательщиком, поскольку далеко не всегда предъявляемые ему ИФНС требования обоснованы.