- Правовые статьи

Налоговая реформа в Швейцарии: каким компаниям это важно и почему

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая реформа в Швейцарии: каким компаниям это важно и почему». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Подоходный налог в Швейцарии состоит из трех элементов: федерального налога (Bundessteuer), который одинаков во всей Швейцарии, кантонального и коммунального налогов (Kantonalsteuer), которые различаются от кантона к кантону и даже от города к городу внутри кантона.

Налог на имущество и богатство в Швейцарии

Второй по важности индивидуальный налог в Швейцарии – налог на личное имущество (или богатство). В России у него нет прямого эквивалента, а, к примеру, в Германии и Австрии он был отменен.

Налог на имущество рассчитывается по итоговой стоимости вашей личной собственности: доли коммерческих предприятий и недвижимости (в Швейцарии), банковские счета, облигации и биржевые бумаги, оценочная стоимость прав интеллектуальной собственности, таких как товарные знаки, патенты, коллекции искусства.

Здесь также налоговая ставка прогрессивная, и разница между кантонами даже более существенна, чем при подоходном налоге. Ставка налога на имущество в наиболее дорогом кантоне Женева практически в десять раз выше наиболее дешевого кантона Нидвалден (Nidwalden), что рядом с Люцерном!

Иностранцам, раздумывающим о переезде в Швейцарию, рекомендую обязательно рассчитать возможный налог на имущество. Конечно, многое зависит от основания, по которому вы переезжаете. Одно дело, если вы получили контракт на должность топ-менеджера в крупном швейцарском банке или инженера в одной из швейцарских хайтек-корпораций… Помимо этого, единственный реальный шанс для неграждан ЕС быстро получить постоянный вид на жительство – инвестировать существенное количество средств в экономически значимую коммерческую деятельность.

В этом контексте «экономически значимый» – это активный бизнес не менее чем с 20-25 штатными сотрудниками, а «существенный вклад» – инвестиция в минимум 20 млн швейцарских франков (≈ 18 млн евро). Просто положить деньги на счет швейцарского банка и купить виллу в Лугано или шале в Санкт-Моритце определенно будет недостаточно…

Как только иностранец переведет существенную сумму своего благосостояния в Швейцарию в виде инвестиционного капитала и получит вид на жительство, его имущество будет облагаться налогом на богатство.

Налогообложение Швейцарии на федеральном уровне

Обязательные для всех компаний / физических лиц сборы, величина которых не зависит от кантона или конкретного муниципалитета. Суммы фиксированные, поэтому расчёт общего налогообложения относительно прост. Но если Вы хотите претендовать на легальные вычеты / льготы, рекомендуем связаться с нашими экспертами по Швейцарии для дополнительных консультаций. Возможность оптимизировать налогообложение (в том числе для компаний) есть, но Вы должны чётко понимать, что и как делать.

Базовые федеральные сборы:

  • На добавленную стоимость (VAT).
  • Гербовый сбор (stamp duties).
  • На табак.
  • На крепкий алкоголь.
  • На нефть и продукты её переработки.
  • На автотранспортные средства.
  • Виньетка с автострады (the motorway vignette).
  • На грузовой / тяжёлый автотранспорт (в привязке к расстоянию).
  • Различные таможенные сборы.

Для сравнения приводим список типичных сборов на уровне кантона / муниципалитета в Швейцарии:

  • На автотранспортные средства (независимо от федерального налога).
  • На собак.
  • На развлечения.
  • Гербовый / регистрационный сборы.
  • Водный.
  • На лотереи.
  • Гостевой.

Поговорим чуть более подробно о наиболее значимых федеральных налогах Швейцарии:

  • На добавленную стоимость. Считается основным источником государственных доходов. В большинстве случаев (но не всегда) он равен 8%, но есть исключения – продукты питания, книги, лекарственные препараты, традиционные «бумажные» газеты (2,5%). Компании, работающие в сфере гостеприимства (отели, гостиницы) и жилищного строительства, работают со льготным НДС – 3,8%. Ведение бухгалтерских записей является обязательным в течение 10 лет, компании также должны подавать соответствующие отчёты в местные органы власти.

Налоговая реформа в Швейцарии

19 мая 2019 года в Швейцарии был проведен референдум, на котором швейцарцы проголосовали за принятие закона о реформе налогообложения юридических лиц и пенсионного финансирования (TRAF). Закон вступил в силу 1 января 2020 года.

Швейцарская налоговая реформа не затронула налоговые каникулы, которые подразумевают полное или частичное освобождение компании от налогов на прибыль и капитал на срок до десяти лет. Их продолжают предоставлять налогоплательщикам, которые представляют экономический интерес для Швейцарии и создают в Швейцарии рабочие места. Кроме того, в отличие от стран Евросоюза в Швейцарии не планируется вводить ограничения по выплате процентов третьим лицам, правила о КИК или правила против гибридных структур.

Читайте также:  Изменение родительской платы с 01.01.2023

Новая реформа существенно меняет налогообложение компаний в Швейцарии и снижает ставки налога на прибыль, делая страну одной из самых привлекательных в мире для ведения бизнеса. Новые налоговые режимы, вводимые реформой, полностью соответствуют международным нормам и стандартам, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Существующие специальные налоговые режимы, которые больше не соответствуют международным нормам (в частности, режим домицилированной, смешанной и основной компаний, а также финансового филиала), будут отменены с применением переходных правил, действующих в течение пяти-десяти лет в зависимости от режима.

Налоги на доходы физических лиц в Швейцарии

Физ. лица, являющиеся резидентами Швейцарии, обязаны выплачивать налог на доходы полученные по всему миру. В свою очередь, нерезиденты обязаны платить налог только от той прибыли, что получена от швейцарского источника.

Аналогично ситуации с корпоративным налогом, налог на доход физ. лиц в Швейцарии взимается на трех уровнях: федеральном — который является одинаковым по территории всей Швейцарии, и зависит только от величины дохода, кантональном, а также коммунальном уровнях.

В силу того, что кантоны и коммуны могут устанавливать ставки налогов по своему усмотрению, и обычно это прогрессивные ставки, мы для уменьшения объемов статьи приводим только федеральные ставки швейцарского налога на прибыль физических лиц.

Что нужно знать о налоге на прибыль компаний в Швейцарии?

На сегодня Конфедерация заключила более 100 соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) и стремится к дальнейшему расширению договорной сети. Юрисдикция в данный момент имеет доступ к налоговым льготам, предусмотренным Директивой ЕС о материнских/дочерних компаниях и Директиве о процентах и роялти, выплачиваемых резидентам Швейцарии странами, которые участвуют в автоматическом обмене информацией (OECD AEOI/CRS). В соответствии с Директивами, швейцарские резидентные компании освобождаются от налога у источника при трансграничной выплате дивидендов, роялти, процентного дохода между организациями одной бизнес-структуры.

Прежде, чем изучать налог на прибыль в Швейцарии, обратите внимание на следующие ключевые моменты:

  • Федеральный Совет принял меры по реализации последних рекомендаций Глобального форума по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях;
  • 1.12.2019 г. вступили в силу меры по предотвращению эрозии налогооблагаемой базы и прибыли с помощью многостороннего инструмента MLI в рамках эффективной реализации плана BEPS;
  • если вы являетесь владельцем бизнеса, Федеральный совет установил множество различных субсидий связанных с НДС, выплатой пенсионных пособий работникам или созданием специального положения о COVID-19 (эта мера разрешена не во всех кантонах);
  • большинство швейцарских СИДН следуют модельному налогу ОЭСР согласно Конвенции о доходах и капитале;
  • юрисдикция подписала MLI 7.06.2017 г. и сдала на хранение ратификационную грамоту от 29.08.2019 г. (только в 12 из более, чем 100 СИДН будут внесены поправки напрямую через MLI);
  • власти Конфедерации намерены внедрить максимальные стандарты BEPS, пересмотрев соглашения об избежании двойного налогообложения.

В последние годы договоры, заключенные Швейцарией, часто содержат специальные положения, запрещающие покупки по определенным договорам в рамках исключения злоупотреблений. С другой стороны, если в СИДН такое положение отсутствует, оговорка про злоупотребления в виде размывания налоговой базы есть практически в каждом соглашении.

Швейцарская Конфедерация приняла односторонние меры против ненадлежащего использования СИДН посредством Декрета о запрете злоупотреблений (от 1962 г.) с последующими циркулярами Федерального налогового управления STFA.

Односторонние правила применяются только при отсутствии конкретного положения договора в отношении платежей, произведенных швейцарской компании, для предотвращения злоупотреблений со стороны компаний-посредников.

В каких странах налог на прибыль взимается по меньшей ставке, чем в ОАЭ

Министерство финансов ОАЭ подчеркивает, что ставка нового налога на прибыль — одна из наиболее конкурентных в мире. Например, в России и Великобритании компании платят в два раза больше — по ставке 20 и 19% соответственно.

Но некоторые страны взимают корпоративный налог по меньшей ставке, чем в ОАЭ, или не взимают его совсем. Например, от налога освобождаются новые компании в карибской стране Антигуа и Барбуде и Вануату, островном государстве Океании.

Мальтийские компании возвращают до 100% уплаченного налога на прибыль в виде вычетов. В Черногории действует такая же ставка корпоративного налога, как в ОАЭ, — одна из самых низких для стран Европы.

Все без исключения организации в Швейцарии выплачивают налог на прибыль, в том числе компании, кооперативы, ассоциации, фонды и т.п. Даже партнёрства, которые по своей сути являются плательщиками многих налогов, для целей обложения налогом на прибыль не признаются плательщиками. Доходы всех партнёров облагаются с соответствующем порядке индивидуальным подоходным налогом.

Статус налогоплательщика выступает для налога на прибыль и подоходного налога определяющим условием налогообложения. Организацию можно считать налоговым резидентом для целей обложения налогом на прибыль в случае, если она прошла регистрацию в Швейцарии и здесь имеет место своего эффективного управления.

Определение 2

Объект налогообложения – это прибыль организации-резидента, которая была получена вне зависимости от источника, кроме доходов постоянного представительства за границей.

Организации не могут быть признаны налоговыми резидентами для целей обложения налогом на прибыль, они вынуждены уплатить налог только с конкретных видов доходов, которые получены от источников в Швейцарии.

Читайте также:  Должен ли собственник нежилых помещений оплачивать "Содержание жилья"?
Определение 3

Налоговая база – это стоимостное выражение прибыли в качестве разницы между доходами и расходами организации.

Для определения налоговой базы необходимо учитывать несколько правил.

При покупке недвижимости

При покупке недвижимости в Швейцарии платится кантональный налог на передачу прав собственности (Le droit de mutation), который в зависимости от кантональных законов составляет от 0 до 3,3 % от стоимости недвижимости. Например, в кантонах Аргау, Цуг и Цюрих такой платёж не взимается. В кантоне Люцерн размер такого обязательного платежа составляет 1,5 % от стоимости недвижимости, в кантонах Берн и Вале — 1,8 %, в Женеве и Базеле – 3 %. Обычно налог не взимается, если сторонами по сделке являются супруги, родители и их дети или подопечные, внуки и некоторые другие близкие родственники.

При покупке недвижимости в Швейцарии также оплачиваются нотариальные расходы, составляющие примерно 0,5 % от стоимости недвижимости, и расходы по внесению изменений в Реестр прав собственников в размере 0,5 %.

Как устроена система налогообложения

В Швейцарии, как в любом федеративном государстве, есть налоги, действующие на уровне федерации целиком, а также на уровне кантонов (их 26) и муниципалитетов (2250). Кантоны и муниципалитеты очень самостоятельны в налоговых вопросах и могут взимать свои сборы, которые должны соответствовать общим федеральным правилам. Новые законы о налогах на всех уровнях часто проходят через референдум.

Виды налогов и сборов, ставки, суммы вычетов, органы для подачи декларации и оплаты могут отличаться от кантона к кантону.

Виды налогов и сборов, ставки, суммы вычетов, органы для подачи декларации и оплаты могут отличаться от кантона к кантону. И от муниципалитета к муниципалитету. Это очень непривычно и сложно на первый, а иногда и на второй взгляд для жителей централизованных стран.

Регулирование токенов и ICO

В официальном руководстве по проведению первичных размещений монет регулятор определил требования, которые предъявляются к компаниям, планирующим эмиссию цифровой валюты:

  • Платежный токен. Разработчик обязан бороться с отмыванием доходов, полученных преступным путем (AML).
  • Служебная единица. Не подпадает под нормы AML. Однако криптоактив могут признать инвестиционным, если предполагается его частичное использование для вложений.
  • Имущественный токен. Эмитент должен опубликовать проспект эмиссии или информационный документ, в котором изложены характеристики и функции актива.

Для проведения ICO в Швейцарии иностранная компания обязана подтвердить легальный статус у FINMA. Если предполагается выпуск платежных токенов или их размещение на первичном рынке, потребуется лицензия на токенсейл.

Эмиссия цифровых активов проходит в несколько этапов:

  1. Предварительное инвестирование. Эмитент принимает вклады под обязательство передать оговоренное количество монет после запуска проекта.
  2. Предварительная продажа токенов. Инвесторы получают жетоны, которые подтверждают их право получить или купить со скидкой основной актив на более поздних стадиях ICO.
  3. Предоперационный этап. Разработчики завершают создание функциональной базы для криптомонет.
  4. Старт операций. Блокчейн и токены могут использоваться по назначению.

Отдельные правила регулируют выпуск инвестиционных активов (STO):

  • В токенсейле могут участвовать только профессиональные инвесторы.
  • Предложением могут воспользоваться до 500 участников.
  • Размер вложений — от 100 тыс. CHF ($109,59).
  • Минимальная эмиссия — 100 тыс. токенов.
  • Максимальный объем предложения — 8 млн CHF ($8,76 млн).

По данным швейцарской криптовалютной организации Crypto Valley Association, во время фазы ICO 2017‒2018 гг. местные компании привлекли более $550 млн, уступив только американским стартапам, которые собрали $580 млн. Первое в мире размещение монет было проведено в Цуге проектом Ethereum Foundation.

Проект Дата проведения ICO с
базированием в Швейцарии (год)
Привлеченные инвестиции ($)
Ethereum 2014 18,4 млн
TRON 2017 70 млн
Tezos 2018 232 млн
Gatechain Token 2019 83 млн

Регулирование криптовалютной деятельности

Использование криптомонет для оплаты товаров не требует специального разрешения. Однако коммерческие компании, осуществляющие торговлю криптовалютой, и другие виды деятельности, связанные с извлечением прибыли от манипуляций с коинами, обязаны соответствовать требованиям закона о противодействии отмыванию денег. В этой связи обязательно проведение верификации (KYC) для клиентов бизнеса.

Торговые платформы также должны соблюдать нормы AML. В соответствии с рекомендациями FINMA биржам до начала работы надлежит вступить в саморегулируемую организацию (SRO) или обратиться в управление для получения разрешения на деятельность контролируемого финансового посредника (DSFI).

Если компания принимает деньги от инвесторов, размещает их на своих счетах или управляет криптоактивами вкладчиков, она должна получить банковскую лицензию.

Имея разрешительные документы, предприятие переходит под надзор FINMA. Регулятор проверяет работу компании на соответствие установленным правилам, а также достаточность капитала в соответствии с требованиями, действующими в отношении банков.

Отчисления с доходов физлиц: порядок и особенности

Подоходный налог в Швейцарии обязаны платить все физические лица — как резиденты, так и трудоустроенные нерезиденты. При этом для вторых действует дополнительная оговорка: если нерезидент постоянно проживает на территории данного государства сроком более трех месяцев, на него автоматически возлагается обязанность по уплате налогов, независимо от того, есть у него официальное место работы или нет. В случае если нерезидент не является наемным работником, а осуществляет предпринимательскую деятельность, вышеупомянутый трехмесячный срок для него сокращается до 30 дней.

Читайте также:  Об обязательном социальном страховании

Подоходный налог в Швейцарии в соответствии с распространенным в западных странах принципом обложения, взимается по прогрессивной шкале: чем больше сумма дохода у плательщика, тем более высокая ставка для него применяется. Прогрессивная шкала считается наиболее социально справедливой методикой расчета отчислений, поскольку благодаря ей богатые платят больше, а бедные — меньше.
Каждый швейцарский кантон устанавливает свою ставку по данному виду общеобязательного платежа, поэтому размеры взносов могут значительно отличаться в зависимости от места проживания гражданина.
Подоходный налог в Швейцарии взимается не только на местном, но и на федеральном уровне.

  • Минимальный размер коэффициента составляет всего 1%.
  • При этом максимальная ставка по данному виду налога в любом случае не может превышать 11,5% от объемов годовых поступлений плательщика.

Подоходный налог в Швейцарии на физ. лиц

Физические лица из числа резидентов оплачивают налог на прибыль в Швейцарии с общемирового дохода. В основную базу не включаются доходы от иностранного бизнеса или недвижимого имущества. К резидентам относятся как граждане государства, так и лица, проводящие в стране от 183 дней в году. Все остальные не являются налоговыми резидентами, однако оплачивают пошлины от следующих видов заработка: заработная плата, коммерческий доход от бизнеса или сдача в аренду недвижимости любого типа.

Для расчета налога на доходы в Швейцарии применяется прогрессивная ставка. Максимальный уровень сбора составляет 11,5% и зависит величины годового заработка контрагента. Каждый кантон имеет право устанавливать свои размеры пошлин. Ниже приведены данные о максимальном размере налога на зарплату и прочие прибыли в разных кантонах Швейцарии.

Налогоплательщики, проживающие за рубежом

Существует ряд лиц, которые обязаны платить налоги в Швейцарии, даже если они не проживают в этой стране. К ним относятся физические лица, проживающие за рубежом и получающие доход из источника в Швейцарии.

В этом случае речь идет об «ограниченных налоговых обязательствах», когда имеется «экономическая связь» со Швейцарией, осуществляемая: владельцами, совладельцами, распорядителями предприятий, находящихся в Швейцарии; владельцами прав на земельные участки; путем аренды и торговли земельными участками, находящимися в Швейцарии; путем трудовой деятельности людей искусства, спортсменов и т. п.; путем членства в совете директоров или управления юридическими лицами с местонахождением или осуществлением деятельности в Швейцарии; путем выплаты социального страхования в случае имевших место в прошлом трудовых отношений с работодателем или страховой организацией с местонахождением в Швейцарии; путем страховых выплат по линии швейцарского трудового пенсионного обеспечения; путем выплат от прежнего работодателя с местонахождением или осуществлением деятельности в Швейцарии; в результате работы в области международных перевозок на компанию с местонахождением или осуществлением деятельности в Швейцарии.

В зависимости от вида дохода предусматривается либо общий порядок налогообложения, либо система уплаты налога у источника.

Уплата налога на прибыль в Цюрихе

Швейцария включает 26 кантонов. Стандартной ставки не существует, а эффективный тариф рассчитывается по особой формуле с учетом расположения предприятия. Федеральный подоходный сбор взимается по ставке 8,5%, который можно снизить при соблюдении некоторых требований. Совокупная ставка корпоративного сбора с учетом федеральных и муниципальных, кантональных сборов может составлять в среднем до 24%.

Чтобы законно снизить налог на прибыль в кантоне Цюрих в 2021 году, актуально открытие холдингов, компаний для инвестирования и связанных торговых организаций. Чтобы использовать льготы, требуется соответствие действующим нормам.

Ставка комбинированного сбора на прибыль в Цюрихе составила 19,7%, при этом ставку можно немного снизить. Данный тариф включает все уровни обложения. В Цюрихе есть возможность использования положений об избегании двойного налогового обложения.

Швейцарские налоги – среди самых низких

Фискальный климат Швейцарии остается одним из самых благоприятных для предпринимателей, свидетельствуют данные последнего исследования «Swiss Tax Report 2016» консалтинговой компании KPMG, сравнившей действующие ставки налогов на прибыль и доход в 130 странах мира и отдельно – в 26 кантонах Конфедерации. При этом, отмечают эксперты, снижение налоговой нагрузки на компании в последние годы существенно замедлилось, в то время как обычным гражданам приходится перечислять в государственную казну немного больше заработанных средств.

В Швейцарии ставки налога на прибыль значительно отличаются в зависимости от кантона, в котором зарегистрирована компания. При этом авторы исследования принимали во внимание федеральную, кантональную и коммунальную составляющие.

Самым привлекательным для предпринимателей остается Люцерн, где эффективная ставка обычного налога не превышает 12,32 %. За ним следуют Нидвальден с Обвальденом (12,66 %) и Аппенцель-внешний (13,04 %).

В то время как в Ури ставка уменьшилась с 15,12 % до 15,01 %, Швиц поднял налог на прибыль с 14,86 % до 15,27 %.

В прошлом году немного сократил нагрузку на компании и кантон Во (с 22,79 % до 22,09 %). Несмотря на это, Романдская Швейцария остается в числе регионов, где действуют самые высокие ставки налога на прибыль. Больше всего средств перечисляют в бюджет юридические лица, зарегистрированные в Женеве (24,16 %) и Базеле (22,18 %).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *