- Налоговое право

​Нужен ли техосмотр для ОСАГО в 2023 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «​Нужен ли техосмотр для ОСАГО в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Так, информацию можно найти в статье 15 Федерального закона № 15 170, где подробно описано, кто получает диагностическую карту для прохождения технического контроля, а кто освобожден от этой обязанности.

Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2023 году?

Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.

Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.

Таблица периодичности техосмотра по годам выпуска
Тип транспортного средства Кому принадлежит? Год выпуска ТС Как часто нужно проходить техосмотр?
Легковые автомобили юридическому лицу от 4 до 10 лет каждые 24 месяца
Легковые машины юридическому лицу 10 лет и старше ежегодно
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси физическому лицу (гражданину) старше 4 лет и до 10 лет каждые 24 месяца
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси физлицу от 10 лет раз в 12 месяцев
Легковые такси неважно до 5 лет один раз в год
Легковые такси неважно от 5 лет и старше каждые 6 месяцев
Грузовики, массой до 3,5 тонн неважно 4-10 лет раз в 24 месяца
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн неважно свыше 10 лет ежегодно
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн неважно до 5 лет раз в год
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн неважно более 5 лет каждые 6 месяцев
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) неважно до 5 лет каждые 12 месяцев
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 неважно старше 5 лет раз в полгода
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы неважно неважно один раз в 12 месяцев
Автобусы неважно до 5 лет ежегодно
Автобусы неважно старше 5 лет каждые 6 месяцев
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн юридическому лицу от 4 до 10 лет один раз в 24 месяца
Те же прицепы и полуприцепы юрлицу от 10 лет и старше каждые 12 месяцев

Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.

Отмена техосмотра для частников

30 декабря 2021 года был подписан закон об отмене обязательного контроля транспортных средств для физических лиц (Федеральный закон № 30. 12. 494 ФЗ от 2021 года). Согласно поправкам, отменяется обязательный технический осмотр частных автомобилей и мотоциклов, используемых исключительно в личных целях.

Согласно подписанному документу, технические проверки других категорий транспортных средств являются обязательными. Кроме того, диагностическая карта необходима для всех автомобилей для регистрации в дорожном движении.

    • Сортировка транспортных средств в возрасте 4 лет и старше,.
    • Смена владельца транспортных средств старше 4 лет; и
    • изменения в конструкции или замена существенных элементов конструкции транспортного средства.

    Выезд автомобиля за границу — это еще один случай, когда необходимо провести технический осмотр. Если технический осмотр обязателен в стране, куда направляется владелец транспортного средства, то при пересечении границы он должен иметь при себе действующую диагностическую карту.

    Техосмотр не обязателен, но…

    Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.

    Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.

    Нужен ли техосмотр для страховки ОСАГО 2023

    Владельцы автомобилей категории «B» освобождаются от необходимости прохождения ТО, если машине не исполнилось 3 года. При этом важно не путать срок эксплуатации и время, прошедшее со дня выпуска. Например, если ТС было выпущено в 2017 году, то для 2023 нужно обязательно отправлять его на техосмотр, даже если оно использовалось 2023.

    Как правило, для того, чтобы страховка была выдана, прохождение ТО является обязательным мероприятием для получения страхового полиса в ОСАГО: это гарантирует выплату средств хозяину машины в случае аварии. Для нового ТС не нужно предоставлять страховщикам письменное подтверждение осуществленного техосмотра.

    Спустя 3 года с момента производства машины владелец предоставляет компании результаты техосмотра и оформляет страховку.

    При ДТП диагностическая карта не понадобится, если авария произошла не из-за неисправности ТС, а по другим причинам. Опираясь на правовую практику, мы пришли к выводу, что если экспертиза докажет то, что в происшествии виноват водитель автомобиля без техосмотра, а к аварии привела какая-либо неисправность транспорта, то у страховщика появляются законные основания предъявить регрессное требование.

    Подобный спор рассматривал мировой суд Когалыма. Страховая компания «Югория» обратилась с иском о взыскании с гр-на Актишева ущерба в порядке регресса.

    Отдельной особенностью рассматриваемой ситуации явилось то, что ДТП оформлено без вызова полиции, европротоколом, но ответчик извещение своему страховщику не отправлял. Пострадавшая сторона обратилась в страховую компанию с заявлением о прямом возмещении убытков. Ему была выплачена компенсация.

    Ответчик не признал требования, на судебное заседание не явился, и вообще, не имеет постоянной регистрации в регионе.

    Требования для прохождения техосмотра в 2023 году

    ТО обязаны проходить собственники всех машин, изготовленных свыше трёх лет назад. При расчёте нужно принять во внимание возраст авто. После приобретения нового автотранспорта важно указать год прохождения последующего ТО.

    Сейчас государственная пошлина за техосмотр не взимается отдельно. Каждый центр, у которого имеется доступ к ЕАИСТО, выдаст собственнику авто полноценную диагностическую карту. С лета 2015 года прежние документы техосмотров уже не действуют. На данный момент актуальные только сертификаты ТО, оформленные в специальных лицензированных центрах.

    Итак, обязателен ли техосмотр для ОСАГО? Для постоянного страхового сертификата – да. Без диагностической карты удастся оформить исключительно временную автогражданку на срок в 20 дней. Для постоянного документа требуется карта о пройденном техосмотре, исключением являются машины моложе трёх лет.

    Количество проверок сократилось на треть…

    С 1 сентября 2022 года в силу вступило Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 года № 306. Теперь автомобили проверяют не по 82 параметрам, а по 55.

    С этой осени не обращают внимания на коррозию, легкие механические повреждения шлангов и уровень шума выхлопной системы. Допустимы и незначительные течи масел и рабочих жидкостей из кондиционера, двигателя, коробки передач, сцепления, аккумулятора. Измерение остаточной глубины протектора заменили на измерение высоты рисунка протектора (хотя, по сути, это одно и то же).

    В то же время появились новые параметры проверки:

    • подсос воздуха (проверка герметичности впускного клапана);
    • наличие утечки выхлопных газов в обход выпускной системы (выпускной коллектор, глушитель, нейтрализатор).

    Также по-прежнему будут проверять:

    • целостность лобового стекла, соответствие светопропускания стекол нормам;
    • работу дворников и обзорность в салоне;
    • наличие зеркал заднего вида;
    • исправность рулевого управления;
    • целостность колес;
    • работу тормозной системы;
    • освещение и световую сигнализацию (работа и соответствие требованиям);
    • исправность звукового сигнала и ремней безопасности;
    • наличие брызговиков;
    • отсутствие течей в топливной системе;
    • герметичность впускного коллектора;
    • отсутствие незаконных изменений конструкции ТС.

    Готовиться к техосмотру придется по-прежнему тщательно.

    Практика показывает, что многие автовладельцы могут пользоваться довольно продолжительное время поддельным и незарегистрированным полисом ОСАГО, но только до тех пор, пока они по воле случая не становятся участниками ДТП. От этого, увы, не застрахован никто. И здесь уже неважно, кто стал провокатором аварии. За дело берутся юристы страховых компаний, которые тщательно проверяют документы автовладельцев и обязательно докажут факт мошенничества клиента при оформлении полиса.

    Если обнаружится, что у одного из участников ДТП отсутствует, просрочена или недействительна диагностическая карта, то выплаты по его полису не будут производиться. Страховые компании вправе расторгнуть соглашение с клиентом в одностороннем порядке, если полис приобретён без настоящего ТО.

    Даже если эта же страховая и выдала водителю такой полис, доказать это будет почти невозможно и вся вина падёт на страхователя.

    Важно! Водитель с поддельным ОСАГО без настоящей диагностической карты будет признан виновным в любом ДТП, и все выплаты по аварии лягут на его плечи. Страховая компания в данном случае самоустраняется.

    Проверок значительно поубавилось

    с 1 сентября 2022 г вступило в силу Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов по сравнению с 82 ранее. Например, они не будут проверять:

    • наличие коррозии элементов тормозной системы;
    • наличие повреждений тормозных трубопроводов;
    • наличие мест для установки государственных регистрационных знаков;
    • уровень шума в выхлопной системе;
    • наличие подтеканий масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
    • наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
    • способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
    • работа штатной противоугонной защиты.

    Также отменены и некоторые другие требования по проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию автомобиля. В случае явных изменений конструкции и дополнительного оборудования, не включенных в регистрационные документы, пройти техосмотр будет невозможно. Аптечки и огнетушители, не проверяемые по новым правилам при техосмотре, должны находиться в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.

    Нужен ли техосмотр для ОСАГО

    Законодательными актами утверждены правила выдачи полиса ОСАГО. Транспортное средство перед заключением полиса должно пройти технический осмотр. Документ, выдаваемый по итогам техосмотра, свидетельствует о том, что ТС соответствует требованиям безопасности при езде на дорогах с множеством участников.

    Но существуют ситуации, когда страховщик обязан оформить ОСАГО без прохождения техосмотра.

    Он должен это сделать, если страхуется:

    • мототранспорт, легковые и грузовые автомобили (до 3,5 тонн), прицепы, полуприцепы не старше 3 лет. Данные транспортные средства считаются новыми и не подлежат осмотру. При этом отсчет до даты первичного осмотра ведется годами, даты получения ПТС и покупки не учитываются;
    • автомобиль, который не прошел регистрацию, но владелец желает доехать к месту регистрации транспортного средства. Федеральным законом предусмотрено, что собственник может оформить полис ОСАГО без техосмотра на период не более 20 дней, которые даются для следования в желаемое отделение ГИБДД. Это правило распространено на ситуации следования к месту проведения первичного и повторного осмотра.

    Если с новыми транспортными средствами все понятно, то старый транспорт обязательно проходит процедуру техосмотра. Собственник, оформивший полис на небольшой период (до 20 дней), при регистрации автомобиля должен предоставить действующую страховку ОСАГО со сроком страхования 1 год.

    Талон техосмотра или диагностическая карта?

    Раньше автомобилист получал талон техосмотра, свидетельствующий об успешном прохождении процедуры осмотра. При этом диагностическая карта являлась бумагой, которую заполнял сотрудник центра ТО. Она не обладала никакой ценностью.

    На сегодняшний день владельцы авто получают диагностическую карту, оформленную на листе формата А4. В ней указывается дата прохождения, сведения об автомобиле, наличие допустимых недочетов в техническом состоянии транспорта и срок действия.

    После 2013 года в результате упрощения процедуры прохождения ТО появились новые особенности.

    А именно:

    • Проводить осмотр и выдавать диагностическую карту могут частные центры, получившие лицензионное разрешение на подобную деятельность.
    • После оценки технического состояния выписывается диагностическая карта, форма которой регламентирована законодательством.
    • Каждой карте присваивается индивидуальный номер (цифровая комбинация), который заносится в базу ЕАИСТО.

    Отмена техосмотра для частников

    30 декабря 2021 года был подписан закон об отмене обязательного техосмотра для частников (Федеральный закон от 30.12.2021 № 494-ФЗ). Cогласно поправкам, обязательный техосмотр отменен для легковых автомобилей и мотоциклов физических лиц, которые используются только для личных нужд.

    Согласно подписанному документу, для остальных категорий транспорта техосмотр по-прежнему остаётся обязательным. Помимо этого, диагностическая карта техосмотра потребуется для всех без исключения транспортных средств при совершении регистрационных действий в ГИБДД:

      • постановке на учет ТС старше 4 лет;
      • смене владельца ТС старше 4 лет;
      • изменении конструкции или замене основного компонента ТС.

      Также ещё одна ситуация, в которой техосмотр всё-таки будет нужен — при выезде за границу на автомобиле. Если в стране, куда выезжает автовладелец, техосмотр является обязательным, то на границе нужно будет иметь при себе действующую диагностическую карту техосмотра.

      Нужен ли техосмотр для ОСАГО

      Законодательный акт устанавливает правила оформления договоров ОСАГО. Перед оформлением договора транспортные средства должны пройти технический осмотр. Документ, выдаваемый после техосмотра, удостоверяет, что транспортное средство соответствует многим требованиям участников дорожного движения и безопасности дорожного движения.

      Однако страховщик может быть обязан выдать полис КТЭО без техосмотра.

      Он обязан это сделать, если страховка распространяется на:

      • Автомобили, легковые автомобили, грузовики (до 3,5 тонн), прицепы и полуприцепы возрастом до 3 лет. Эти транспортные средства считаются новыми и не подпадают под действие контроля. При отсчете времени до даты первого чека не учитывается количество лет, дата получения регистрационного удостоверения или дата покупки.
      • Автомобили не сортируются, но владелец хочет, чтобы автомобиль привели туда, где он классифицируется. Федеральный закон предусматривает, что владелец может оформить договор ОСАГО без осмотра транспортного средства не более чем на 20 дней. Это правило распространяется как на первичный, так и на вторичный контроль.

      С более новыми автомобилями все понятно, а вот осмотр старых машин обязателен. Владельцы с коротким сроком действия (до 20 дней) при сортировке транспортных средств должны предъявить действующий договор ОСАГО со сроком действия один год.

      Воспользоваться услугами страхования через интернет

      Страховые брокеры разрабатывают сервисное предложение по оформлению полисов ОСАГО без действующей диагностической карты. Клиент заполняет предложенную форму, а брокер обязуется выдать полис.

      После оплаты клиент получает официально оформленный полис курьерской страховки.

      Таким образом:

      • Оформление страхового полиса без необходимости что-либо делать, что,
      • экономит время и силы.

      Однако этот способ имеет ряд недостатков

      • Существует высокая вероятность фальсификации страхового полиса,
      • Нет гарантии, что курьер доставит полностью оплаченные страховые полисы застрахованным лицам.
      • Страховщики могут потребовать возмещения страховых выплат, поскольку при оформлении полиса не была предоставлена диагностическая карта.

      Этот способ популярен среди автовладельцев, которые не хотят получать то, ради чего они покупают автомобиль, в течение короткого времени.

      Чем грозит непрохождение ТО?

  1. С 1 марта 2022 года, согласно КоАП, вводится наказание за отсутствие диагностической карты. Штраф будет составлять 2000 рублей, выписать его могут раз сутки, т.е. всего за неделю водителю придет штрафов на сумму 14 000 рублей. И выявлять такое нарушение будут при помощи дорожных камер, а таких в России установлено на конец 2020 года более 18 000.
  2. При ДТП из-за неисправного автомобиля автовладельцу придется оплатить ремонт пострадавшего автомобиля. Согласно закону об ОСАГО, страховая компания может взыскать с виновника ДТП сумму, которую он заплатил пострадавшему, если ДТП произошло из-за неисправного автомобиля, не прошедшего техосмотр.
Читайте также:  Сотрудник-нерезидент: исчисление НДФЛ

Но не спешите «бросать все» и ехать проходить техосмотр. В феврале 2021 года вышло постановление Правительства РФ о продлении действия диагностических карт, которые заканчиваются с 01.02.2021 по 30.09.2021. Карты продляются на 6 месяцев, но не менее чем до 30.09.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *