- Налоговое право

Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Олдскульная выездная налоговая проверка (ВНП) — это достаточно тяжелое мероприятие налогового контроля, в ходе которого представители налогового органа собирают (закрепляют) доказательства противоправной деятельности налогоплательщика.

Препятствует ли налоговая проверка ликвидации организации?

Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (пункт 11 статьи 89 НК РФ).

Ликвидация юридического лица включает несколько стадий, в том числе составление промежуточного ликвидационного баланса (статья 63 ГК РФ). Если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, принято решение о проведении выездной налоговой проверки, налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения этого юридического лица.

Начиная с 31 марта 2015 года, если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, проводится выездная налоговая проверка, то уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган до момента вступления в силу решения по результатам проверки (статья 20 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ).

Также отметим, что в случае поступления в регистрирующий орган из суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

Если, не дождавшись результатов проверки, ликвидатор представил промежуточный баланс без учета установленной в ходе налогового контроля обязанности уплатить налоги и иные обязательные платежи, то это будет рассматриваться как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.

Таким образом, если налоговым органом принято решение о проведении выездной налоговой проверки организации в период до составления промежуточного ликвидационного баланса, то дальнейшие действия по ликвидации организации будут развиваться с учетом итогов такой проверки. Переход к последующим ликвидационным процедурам до вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, невозможно.

Несоблюдение требований, установленных законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, повлечет отказ в процедуре государственной регистрации ликвидации юридического лица.

В течение какого срока длится проверка?

В течение 2-х месяцев. Для целей исчисления срока проверки не имеет значение, находятся проверяющие на территории налогоплательщика или нет.

Срок исчисляется со дня вынесения решения и до последнего месяца срока.

Рассчитывается срок так. Определяется общее количество календарных дней, которые включаются в период проверки. Если соответствующего последнего дня в месяце нет, то срок заканчивается в предшествующий день. Если последний день приходится на выходной, то срок заканчивается в ближайший следующий за ним рабочий день. Но проверка может быть продлена и (или) приостановлена.

Продление срока допускается до шести месяцев, то есть всего проверка с учетом продления не может продолжаться больше шести месяцев (письмо Минфина России от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).

Перечень оснований для продления срока проверки установлен приложением № 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данный перечень носит открытый характер (в частности, проверка крупнейшего налогоплательщика, налогоплательщика, в составе которого имеются обособленные подразделения, и др.).

Налогоплательщику должно предъявляться решение о продлении срока проверки.

Также, Налоговый кодекс предусматривает процедуру приостановления проверки.

Примеры приостановления проверки на срок до 6 месяцев следующие:

  • истребование документов (статья 93.1 НК РФ). Проверка может быть приостановлена столько раз, у скольких разных лиц истребуются документы;
  • проведение экспертиз (статья 95 НК РФ);
  • перевод документов на русский язык (статья 97 НК РФ).

Налогоплательщик из массы подобных выбирается по простому алгоритму:

коэффициент отбора = сколько можно забрать так, чтобы количество усилий, необходимых для изъятия денежных знаков было минимальным, а полученная сумма максимальной.

Для этого, как и в олдскульной выездной налоговой проверке, собирается информация об имуществе, связях, устанавливается формат работы, если схема взята не от уполномоченных лиц. Если от уполномоченных — все еще проще.

Далее начинается «наезд» и постепенное «установление контакта».

Наезд — открытие проверки, формирование поля для беспокойства, «утечка» цифр, иногда подключение сотрудников МВД в состав проверяющих для усиления фона.

Далее — установление контакта.

Здесь идет самая важная стадия. Пока устанавливается контакт, собираются доказательства нарушений, выявленных в ходе ППА, просчитывается «коэффициент сладости». То есть вероятность того, что потенциал заплатит объявленную сумму.

Ведь есть лица, для которых сам факт возбуждения уголовного дела и перспективы приговора за налоговое преступление является достаточным основанием, чтобы «дать сколько просят», а есть те, которые сопротивляются по хардкору, не выделяя ни копейки. Причем, есть примеры в практике, где это получается успешно.

Да и банкротство при правильном применении может привести к диаметрально противоположным результатам. «Висяк» с минусами не нужен никакой инспекции, он портит карму и показатели.

Читайте также:  Как оплатить детский сад через систему ЕРИП: инструкция со скриншотами

От потенциала начинает утекать информация о его поведении, планах, стратегии и тактике защиты или их отсутствии и так далее.

Определить потенциал, просчитать перспективы поведения налогоплательщика возможно только имея крысу в самой организации. Если такой нет, то начинаются очень большие «качели».

Возможно, задача проверяющих — продать материал подороже и для себя и для бюджета. Задача проверяемого — снизить сумму до минимума. Потенциал раскачки — формальное выполнение всех требований, запросов, пояснений с одной стороны и психологическая устойчивость с другой.

Результат — можно пройти с минимальными потерями, а можно очень и очень серьезно «встрять».

Поэтому, главный совет при проведении выездной налоговой проверки — может не стоит возлагать все на главного бухгалтера, а привлечь хотя бы профильного юриста, а лучше налогового адвоката?

  • Цель проведения выездной налоговой проверки — узнать, соблюдает ли компания или ИП действующее налоговое законодательство.
  • Неправильный расчет налогов и сборов, отсутствие документов первичного учета, неподача деклараций — частые нарушения, которые удается выявить в ходе выездного контроля.
  • К основным процедурам, которые включает налоговый контроль, относятся изъятие документов, проверка контрагентов, а также осмотр помещений и допрос свидетелей.
  • Если налогоплательщик не согласен с выявленными нарушениями, он вправе подать возражения на акт налоговой проверки в течение месяца с даты его получения.
  • По закону срок выездной налоговой проверки — два месяца, но он может продлеваться до четырех и даже шести месяцев при наличии оснований.

Кто принимает решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.

Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:

  • полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
  • предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Что такое выездная налоговая проверка?

Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:

  • проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
  • предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
  • назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
  • срок выездной проверки составляет два месяца;
  • в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
  • максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.

Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.

Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.

  1. Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
  2. Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
  3. В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.

Характерные нарушения

Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:

  • Занижение налоговой базы.

Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.

  • Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.

Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.

  • Завышение расходов.

Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.

  • Неправильное применение УСН.

Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.

  • Непредставление документов в налоговый орган.

Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.

Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Как мы уже отмечали, причина всегда имеет место. Систематического характера процедура не носит. А значит, существует целый ряд законных претензий, с помощью которых и принимается решение о назначении этого исследования. ВПН часто назначают, если есть подозрения на исправления или недостоверности данных, отраженных в декларации. Это самый частый случай. Плюс, роль играет и срок передачи. Если отчетность поступила с солидным опозданием – это тоже своего рода тревожный звоночек.

Читайте также:  Как заполнить и сдать формы РСВ и 4-ФСС за 2021 год

Если до этого у предприятия уже были трудности с выплатой отчислений в пользу бюджета РФ, уже накоплены определенные санкции от ФНС – это еще дополнительный балл в пользу ВПН. Не менее важным является и организационный статус компании. Если система налогоплательщика недавно была изменена на одну из форм упрощенки, внимание тоже будет пристальное. Тем более, сотрудники могут захотеть просто проверить, действительно ли соблюдены условия перехода.

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д. К сообщениям из других ведомств контролеры действительно прислушиваются в рамках межведомственного взаимодействия (Соглашение ФНС РФ и Роструда № ММВ-23-2/24@ от 25.11.2016 года). Но одного только поступления сигнала из соседнего ведомства недостаточно для инициирования выездной проверки. ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Какие критерии существуют при применении УСН и ЕНВД

  • Суммы исчисленных и уплаченных налогов — все ли налоги, и вовремя ли Вы уплатили.
  • ИП и ООО, у которых суммы начисленных налогов со временем уменьшаются.
Читайте также:  Возврат денежных средств покупателю по безналичному расчету

Важный момент!

Если в ходе камеральной проверки отчета, у Вас запросили документы, а Вы их не предоставили, или не внесли исправления, которые попросили внести инспекторы, то инспекторы могут включить Вас в план выездных проверок.

  • Значительные отклонения от показателей предыдущих периодов или среднестатистических показателей по аналогичным налогоплательщикам в Вашей сфере деятельности.
  • Противоречия и несоответствия между данными в отчетности, представленными в документах и информацией, имеющейся у инспекторов.
  • Убыток, в течение нескольких лет в отчетности. По завершении одного года – не страшно, но если убыток постоянный, уже возникает риск.
  • Соотношение доходов и расходов. Если темпы роста расходов за несколько лет существенно опережают рост доходов, инспекторы захотят проверить, почему так происходит.
  • Низкая зарплата в сравнении со средними данными по отрасли в Вашем регионе привлечет внимание.

Три рекомендации, если узнали о назначении ВНП

Рекомендация 1. Определите круг работников, ответственных за сопровождение выездной налоговой проверки.

Обычно это штатные юристы, руководители структурных подразделений, менеджеры — все те, кто знаком с «внутренней кухней» компании. При проведении ВНП только они будут полномочны представлять интересы налогоплательщика во взаимоотношениях с налоговым органом, получать требования о предоставлении документов и пояснений, передавать проверяющим запрашиваемые документы и информацию.

Кроме того, следует разработать алгоритм поведения сотрудников при проведении осмотра помещений, выемки документов.

Например, при появлении инспекторов приостановить работу компании и отпустить не «ответственных» работников. Это предотвратит разглашение нежелательной информации неподготовленными сотрудниками.

Рекомендация 2. Обеспечьте «гигиену» рабочих мест сотрудников.

Проверьте внутреннюю документацию и электронные носители информации — нет ли в них ничего подозрительного? Так вы сможете исключить наличие на территории предприятия предметов, документов и информации, непосредственно не относящейся к деятельности данного предприятия (налогоплательщика).

Рекомендация 3. Самостоятельно оцените налоговые риски.

Для этого используйте критерии для самопроверки, о которых мы уже упоминали выше. По ним нужно проанализировать деятельность налогоплательщика за 3 предшествующих года.

Если какие-то критерии будут нарушены, продумайте концепцию защиты, подготовите соответствующие документы и пояснения. В случае необходимости — представьте уточненные налоговые декларации.

Действия руководителя и бухгалтера предприятия при проведении налоговых проверок

Самое главное правило – не поддаваться панике. Результат выездной во многом определяется грамотными действиями организации на этапе ее проведения.

Как только стало известно о начале ревизии необходимо объявить сотрудникам о ревизии и подготовить офис. Нужно убрать «с глаз долой» все лишние бумаги, печати и штампы (если такие имеется). На столах сотрудников должны быть только те бумаги, с которыми они работают в настоящий момент. Внимательный инспектор всегда обращает внимание на разговоры персонала, стикеры, забытые в ксероксе листочки.

Выездникам желательно выделить отдельный кабинет с телефоном дабы избежать ненужные хождения по офису.

Важно определить круг лиц, которые будут «контактировать» с представителями инспекции. Как правило, это руководитель (при его желании), главный бухгалтер или юрист.
Первое, что получит фирма при ВНП – решение о ее проведении. В нем указаны:

  • налоги, которые будут рассматривать инспекторы;
  • анализируемый период;
  • пофамильный список выездников с указанием должностей.

При допуске инспекторов на территорию нужно попросить их предъявить служебные удостоверения и убедиться, что это именно те сотрудники ИФНС, которые указаны в решении. Сотрудники правоохранительных органов, участвующие в проверке, также должны быть указаны нем. Если состав группы меняется, выносится отдельное решение. Вы можете отказать в пропуске лицам, не упомянутым в списке.

Очень важна работа организации с требованиями должностных лиц инспекции. Их анализ помогает понять, какие нарушения ищет фискальный орган. Работая на опережение, стоит попытаться собрать дополнительные доказательства корректности ведения учета в данном направлении.

Перед передачей инспекторам все договоры, первичка, счета-фактуры и другие бумаги должны быть проверены на правильность оформления. Не должно быть противоречий в датах, отсутствующих реквизитов, не подписанных документов. Пометки и стикеры следует удалить.

Что есть на вас у ФНС?

Рассмотрим информацию, которой сегодня владеет ФНС:

  1. Внутренняя информационная база ФНС.
  • Программный комплекс ФНС, позволяет налоговикам сравнить сведения из книг покупок и книг продаж по цепочке от поставщика до конечного покупателя. Программа сверяет контрагентов, счета-фактуры и указанные в них суммы налогов.
  • АСК НДС-3, которая помогает налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами юридических и физических лиц. С помощью этой программы можно видеть финансовые цепочки, в том числе, уплачен ли НДС в этих цепочках, находить взаимозависимые компании и связанные с ними физические лица.
  • В ФНС для внутреннего пользования открыта информация по всем налоговым проверкам России, доказательная база инспекторов.

2. База ЗАГС, в которой можно проследить все родственные связи.

3. Информация, получаемая от банков, которые предоставляют аналитику по расчетным счетам, вас и ваших близких, данные по IP-адресам, с которых отправляются платежи.

4. ФНС контролирует все потоки наличности в онлайн-режиме, которые собираются в единую систему ФНС.

5. Базы таможни.

6. Информационные базы по сбору данных о маркированных товарах. С 2019 г. список товаров значительно увеличился.

7. Документы, полученные в рамках камеральных и выездных проверок, хранятся в районной инспекции до трех лет. Данными этих архивов инспекторы пользуются для проведения проверок в других районах и регионах. Они сопоставляют допросы одних и тех же людей в разный промежуток времени, анализируют ранее предоставленные документы и информацию.

Мероприятия, которые проводят для выявления нарушений налогоплательщиков, одинаковы как при выездной, так и при камеральной налоговой проверке:

  • Запрос, выемка документов
  • Допросы свидетелей в ФНС, ОБЭП, районная полиция
  • Экспертиза
  • Осмотр территории
  • Инвентаризация.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *