Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вступили в силу изменения в Единый план счетов и Инструкцию № 157н.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Продукты питания учитываются в составе материальных запасов (п. 118 Инструкции N 157н ). В частности, продукты питания в казенных учреждениях следует учитывать на счете 1 105 32 000 «Продукты питания — иное движимое имущество учреждения» (п. 21 Инструкции N 162н ).
Требования к питанию.
За питанием может быть организован контроль со стороны родительских комитетов, опекунских советов и других общественных организаций.
При организации питания рекомендуется предусмотреть следующие основные моменты (п. 4 Рекомендаций):
а) соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам обучающихся и воспитанников;
б) сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания;
в) оптимальный режим питания;
г) обеспечение в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и сохранения исходной пищевой ценности;
д) учет индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и прочее);
е) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;
з) соответствие сырья и продуктов, используемых в питании, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции, техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей, техническим регламентом на масложировую продукцию, Единым требованиям, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299, СанПиН 2.3.2.1940-05[2], СанПиН 2.3.2.1078-01[3].
Группировка матзапасов в бюджете
Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам. Допускается включить в рабочий план счетов учреждения следующие субсчета:
0 105 31 |
Медикаменты и перевязочные средства |
---|---|
0 105 32 |
Продукты питания |
0 105 33 |
Горюче-смазочные материалы |
0 105 34 |
Строительные материалы |
0 105 35 |
Мягкий инвентарь |
0 105 36 |
Прочие материальные запасы |
0 105 37 |
Готовая продукция |
0 105 38 |
Товары |
0 105 39 |
Наценка на товары |
А вот автономные и бюджетные учреждения обязаны выделять особо ценное имущество. Группировка по субсчетам проходит в аналогичном порядке. Только для особо ценного имущества следует указывать группу счета 105 — 20. Например, товары, отнесенные к особо ценным, учитывайте на субсчете 0 105 28. Имущество бюджетного и автономного предприятия, не относящееся к особо ценному, фиксируйте в группе счета 105 — 30.
Как оценивать матзапасы
Стоимостная оценка материальных запасов в бюджетном учете зависит от способа поступления актива в госучреждение. Выделяют варианты:
Способ |
Порядок формирования стоимости |
---|---|
Покупка, приобретение за плату |
По фактической стоимости, уплаченной продавцу, либо по фактически понесенным затратам предприятия на покупку МЗ |
Безвозмездная передача |
По фактической, балансовой стоимости, при получении МЗ по внутриведомственным, межведомственным и межбюджетным передачам. По текущей оценочной стоимости на дату поступления, при получении МЗ по иным передачам |
Изготовление МЗ хозяйственным способом |
По фактической стоимости понесенных затрат или по плановой себестоимости при изготовлении готовой продукции |
Неучтенные активы, выявленные при инвентаризации |
Примите на учет по справедливой стоимости |
Разукомплектованные ценности |
|
МЗ, полученные в результате списания основных средств |
|
Полученные в счет возмещения ущерба |
Документальное оформление и учет.
Может принимать значения в диапазоне от 1 до числа, равного максимальному количеству дневных меню, предусмотренных для данного варианта меню.
Для отражения поступлений в плане счетов выделены отдельные аналитические счета «Материальные запасы», в разрядах 24–26 которых используется код 340 для каждого вида материалов: 010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340 (см. приказ № 174н).
В отношении некоторых поправок есть расхождения в датах начала применения. Так, в Единый план счетов и Инструкцию № 157н ввели счета 114.87 и 114.88 для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов. По стандарту эти резервы надо отражать с 2020 г., однако новые счета действуют с учета за 2021 г.
Изменился в нем только счет учета затрат на изготовление готовой продукции. В соответствии с выше сказанным, затраты собираются на счете 109.61.
Постигать бухгалтерский учет в бюджетных организациях для начинающих бухгалтеров затруднительно, т.к. в законодательстве отсутствует единая инструкция применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций. При этом корреспонденция счетов по отражению хозяйственных операций приведена в отдельных инструкциях и методических указаниях, которые собраны в данном материале.
При смене руководителя субъекта учета и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, обеспечивается передача документов бухгалтерского учета субъекта учета (централизованной бухгалтерии).
Если после разукомплектования инвентарной группы вновь принимается к учету объект ОС, присваивайте ему новый инвентарный номер.
Доходы будущих периодов разделяйте по датам признания в финансовом результате. Суммы, которые планируете отнести к доходам текущего года, учитывайте на счете 401.41.
Учреждение переводит материальные запасы на КФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания». Например, мягкий инвентарь, посуду и другие материалы длительного использования.
На практике текущий учет хозяйственных операций и составление отчетности ведется с применением субсчетов.
Бюджетные учреждения, учитывают материальные запасы по группам особо ценного и иного движимого имущества.
Материальные запасы, которые поступили безвозмездно, оформите по первичным документам от поставщика.
См.: Беспалов М.В. Современный порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 3. С. 2; Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н. Пункт 51 // Российская газета. 2011. N 8.
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.
В нарушение требований, установленных абзацем четвертым статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктом 38 Инструкции N 157н, получателем средств федерального бюджета расходы на приобретение и установку объекта, входящего в состав основного средства, списаны без принятия объектов основных средств к учету.
В случае, если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким-либо причинам недоступны, в целях обеспечения непрерывного ведения бухгалтерского учета и полноты отражения в бухгалтерском учете свершившихся фактов хозяйственной деятельности текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной одному рублю.
Рабочий план счетов отражается в учетной политике бюджетной организации (абз. 3 п. 4 ст. 9 Закона N 57-З).
Бюджетный учет продуктов питания
Если не учитывать другие операции, то по итогам 2018 г. организация получит прибыль 1000 руб. (7000 руб. 4000 руб. — 10 000 руб.), а по итогам 2017 г. — убыток в сумме 4000 руб. Если бы резерв создан не был, то у организации в 2018 г. образовался бы убыток 3000 руб. (7000 руб. — 10 000 руб.), а в 2017 г. финансовый результат был бы нулевым.
Результат переоценки до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода.
Из документа можно распечатать бухгалтерскую справку по проводкам, сформированным документом (только для проведенного документа).
Результаты проведенной переоценки ценностей Госфонда России по состоянию на первое число текущего года включаются в данные бухгалтерской (финансовой) отчетности предыдущего отчетного периода.
Списание продуктов питания с учета может отражаться бухгалтерской службой бюджетного учреждения на основании Меню-требования (форма 0504202) с учетом его уточнения в течение дня.
Учет питания в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» ред. 2.0
Если плохие качественные характеристики пищи были обнаружены во время ее приемки, то лучше отказаться от приобретения. В остальных случаях от покупателя потребуются следующие действия:
- Подготовка доказательств, подтверждающих ненадлежащее качество припасов (фото свидетельства, показания измерительных приборов, опись недостатков и прочее).
- Отправка продавцу претензии и приглашения на проведение совместного осмотра покупки.
- Осмотр товаров с фиксацией его результатов в акте.
- Можно пригласить независимого эксперта для оценки качественных характеристик.
- Досудебное решение проблемы. Оно заключается в отправке продавцу письма, подтверждающего поставку низкокачественной продукции. В тексте письма должно присутствовать предложение о разрешении спора в досудебном порядке.
- Подготовка исковой документации в судебную инстанцию.
- Обращение к судебным приставам в случае, если продавец откажется от добровольного исполнения судебного решения.
В компаниях, занимающихся торговлей, периодически обнаруживаются факты порчи продуктов или иные случаи потери качества товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Если в дальнейшем реализовать такие товары уже нельзя, то их снимают с учета и утилизируют. Для оформления факта списания непригодных для использования ТМЦ применяется бланк формы ТОРГ-16, утвержденный постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132. Хотя с 2013 года аналогичную форму можно разрабатывать самостоятельно.
Списание испорченных товаров может быть произведено только при условии оформления акта в присутствии членов комиссии, утверждаемой специальным распоряжением руководителя компании. Все входящие в комиссию члены устанавливают факт потери товарами качественных и потребительских характеристик и фиксируют это в ТОРГ-16. При необходимости привлекаются представители иных инстанций (санитарных органов, потребнадзора и пр.).
Форму также применяют при списании тваров с истекшим сроком годности, например, лекарств в аптеках. Какие документы оформить при списании медикаментов с истекшими сроками, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн доступ бесплатно.
Приказ на списание формируется на основе решения руководства. Документ должен содержать следующую информацию:
- дату формирования и нумерацию;
- основание списания (порча);
- документальное подтверждение порчи (заключение либо акт комиссии по проверке продукции);
- период исполнения распоряжения о списании;
- ФИО и должность лица, ответственного за исполнение приказа;
- подпись руководства;
- подпись работника, ответственного за исполнение приказа.
Достаточно сформировать приказ в единственном экземпляре. Заинтересованные лица могут получить копию либо выписку из документа.
Списание продуктов в детском саду в этом случае регламентируется региональными и муниципальными актами, при отсутствии таковых – внутренними приказами по ДОУ. Лишние порции могут быть списаны на детей, которые нуждаются в дополнительном питании согласно медицинским показаниям. Перечень воспитанников из данной группы необходимо заранее сформировать совместно с медработником.
Если в ДОУ было заказано больше продуктов питания, чем требуется, то возможны следующие варианты:
- продукты с длительным сроком годности могут быть использованы для приготовления блюд из меню в последующие дни;
- скоропортящиеся продукты должны быть возвращены поставщику (по согласованию с ним) либо использованы для организации дополнительного питания детей, нуждающихся в таком питании по медицинским показаниям.
Списание продуктов питания в детском саду не допускает равномерного распределения излишка между всеми воспитанниками.
Инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету в 2021 году: обзор изменений
Итак, значительно были дополнены субсчета счетов 206 00, 208 00, 302 00. К примеру, теперь не просто появились новые счета, такие, например, как 0 302 14 00 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме», соответствующий подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме » КОСГУ, но даже счета с буквами. Например, счет 0 302 4А 000 «Расчеты по безвозмездным перечислениям иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию», соответствующий подстатье 24А «Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию».
3. В положения Инструкции № 157н по счетам 205 00 «Расчеты по доходам», 206 00 «Расчеты по выданным авансам», 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами», 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» добавлен способ формирования 1-17, 24-26 разрядов номеров счетов (п. п. 199, 204, 217, 221, 256 Инструкции № 157н).
Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2021 года
Федеральный стандарт также сместил границы первоначальной стоимости для малоценных ОС. Объекты стоимостью до 10 000 рублей учитываются на забалансовом счете, амортизация на них не начисляется. Ранее действовал лимит в 3 000 рублей. Для объектов стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей амортизация равна 100% первоначальной стоимости в момент ввода в эксплуатацию. Особое правило для библиотечного фонда — сумма амортизации на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей рассчитывается и начисляется в 100-процентном размере в момент ввода в эксплуатацию. Для объектов дороже 100 000 рублей суммы амортизации определяются согласно выбранному учреждением методу. Эта граница ранее была обозначена на уровне 40 000 рублей.
Результаты инвентаризации стандартно отражаются в Инвентаризационной описи в разделе про нефинансовые активы (форма 0504087). Важно упомянуть, что объекты лизинга, долгосрочная аренда с правом выкупа, безвозмездное (бессрочное) пользование, иные арендные платежи относятся к НФА. Для этого приказом Минфина России от 17.11.2021 № 194н в форму описи введены дополнительные столбцы: статус объекта учета, целевая функция актива. Новые графы в описи появились и для объектов, которые после введения стандарта не соответствуют критериям актива. Они также вносятся в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092).
Порядок списания основных средств и материальных запасов
Порядок списания основных средств и материальных запасов Основными нормативными документами, которыми следует руководствоваться при осуществлении списания основных средств и материальных запасов, являются Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н, и Порядок рассмотрения обращений о согласовании списания имущества, закрепленного за государственными учреждениями системы Департамента образования города Москвы, утвержденный приказом Департамента образования от 05.10.2011 № 720. |
Выбытие материальных запасов
Федеральный стандарт «Запасы» закрепляет, а Методические рекомендации иллюстрируют случаи и критерии списания материальных запасов.
Например, кроме привычных причин для списания, таких как использование в деятельности учреждения, принятие решения о списании, передача, продажа или дарение, Федеральный стандарт «Запасы» рассматривает списание в ситуации, когда должностные лица учреждения решили не использовать объект для целей, предусмотренных при признании запасов, и использование не приносит экономических выгод или полезного потенциала.
При этом одновременно должны соблюдаться следующие критерии:
- переданы все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением имуществом;
- невозможность участия в распоряжении выбывшим объектом в той степени, которая определяется предоставленными правами, и в осуществлении его реального использования;
- величина дохода (расхода) от выбытия актива может быть надежно оценена;
- не прогнозируется получение экономических выгод или полезного потенциала, связанного с операцией; могут быть надежно оценены понесенные (ожидаемые) затраты, связанные с операцией.
Учет материальных запасов в бюджетном учреждении
51 Инструкции N 148н. Справедливости ради стоит отметить, что Инструкция N 148н не содержала такой группы материальных запасов, как материальные ценности независимо от стоимости и срока службы. Упомянутая часть перечня была представлена самостоятельными позициями. Остановимся на позициях, впервые поименованных как материальные запасы:
– лесные дороги, подлежащие рекультивации;
– спортивная одежда и обувь;
– готовые к установке строительные конструкции и детали;
– оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;
– инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;
– драгоценные и другие металлы для протезирования;
– спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до передачи его в научное подразделение;
– материальные ценности специального назначения.
Критерии отнесения предприятия к бюджетной организации
Помимо того, что бюджетная организация по сути учреждена государством, существует еще ряд обязательных признаков для окончательной классификации:
- организация создана для выполнения определенных задач (и задачи эти установлены учредителем — государственной структурой);
- государственный учредитель на регулярной основе производит финансирование организации для выполнения ею поставленных задач — госзадания (финансирование выделяется из бюджета — отсюда и название «бюджетники»);
- в силу изложенных выше критериев, организация признается некоммерческой (с применением в деятельности правил и норм, касающихся НКО);
- как и прочие НКО, организация может осуществлять операции, приносящие доход и влекущие расходы помимо бюджетного финансирования.
С именно бюджетными организациями (учреждениями) не следует смешивать:
- автономные учреждения;
- казенные учреждения
Нормативное регулирование учета в бюджетных организациях
Как видно из приведенного сравнительного анализа, по степени привязки к госрегулированию рассматриваемые нами бюджетные организации находятся в середине между казенными и автономными. Поэтому при ведении учета вынуждены опираться и на нормы для частных компаний, и на нормы для тех, кто получает бюджетное финансирование.
При построении учетной модели и создании учетной политики бюджетные организации опираются на следующие НПА:
- закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете»;
- план счетов по приказу Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н;
- план счетов по приказу Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в части отражения оборотов, связанных с госфинансированием;
- приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «О первичных документах госпредприятий»;
- приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О бюджетной классификации»;
- положения Бюджетного кодекса РФ.
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
В дополнение следует сказать, что бюджетные организации внутри самой группы подразделяются на несколько категорий:
- администраторы поступлений в бюджет (например, налоговые органы или внебюджетные фонды) — при этом иная деятельность таких учреждений является строго ограниченной;
- учреждения, находящиеся только на финансировании бюджета (не занимающиеся какой-либо приносящей иной доход деятельностью в силу тех или иных причин);
- учреждения с расширенными возможностями — находящиеся на госсубсидиях и при этом получающие иные доходы в рамках уставной деятельности (бюджетные организации образования, культуры, здравоохранения и т. п.).
Далее в этом материале рассматривается формирование финрезультата для организаций, относящихся к третьей (и самой многочисленной) группе бюджетников.
С 21.11.2020 действует обновленный порядок применения КОСГУ. Некоторые новшества вводятся с 01.01.2021. Подробнее о нововведениях узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Учет продуктов питания
Данный процесс можно условно разделить на следующие этапы:
- Планирование. Выявляются потребности учреждения в продуктах питания для непрерывного процесса обеспечения питанием категорий довольствующихся. В качестве механизмов планирования выступают документы «Заявка на питание».
- Контроль. Происходит мониторинг необходимого количества продуктов на складе перед выдачей на изготовление блюд (документ «Планирование меню-требование», вводится на основании «Заявка на питание»).
- Списание. Выдача товара со склада с последующим списанием продуктов для приготовления блюд (документ «Меню-требование», вводится на основании документа «Планирование меню-требования»).
- Отчетность. Формирование регламентированных регистров и аналитических отчетов по учету продуктов питания.