Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог в Беларуси — его размер, льготы и оплата». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Меньше придется платить пенсионерам, а также лицам, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста. На 50% размер платы уменьшится для ветеранов ВОВ, инвалидов I и II групп, на четверть – для инвалидов III группы. Но есть нюанс: льгота по снижению ставки транспортного налога на 50% и 25% предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
Тарифы транспортного налога в Беларуси для физических лиц
Для многих граждан Беларуси транспортный налог на автомобиль вошел в число самых крупных и неприятных обязательных расходов. В настоящее время они таковы:
Вид транспорта | Размер пошлины (BYN) |
автомобиль весом не более 1,5 т. | 61 |
автомобиль весом от 1,5 т. до 1,75 т. | 81 |
автомобиль весом от 1,75 т. до 2 т. | 102 |
автомобиль весом от 2 т. до 2,25 т. | 122 |
автомобиль весом от 2,25 т. до 2,5 т. | 142 |
автомобиль весом от 2,5 т. до 3 т. | 162 |
автомобиль весом более 3 т. | 223 |
мотоцикл | 41 |
Пониженные ставки транспортного налога
1. В размере 50% от установленной ставки: в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
2. В размере 75% от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога либо ставка транспортного налога применяется в размере 50% от установленной ставки).
Льгота по транспортному налогу предоставляется налоговым органом на основании представленных плательщиком документов, подтверждающих право на такую льготу, а также на основании имеющихся в налоговом органе сведений, представленных государственными органами и иными организациями в порядке, установленном законодательством.
Сумма налога зависит от разрешенной максимальной массы автомобиля. Что касается мотоциклов, караванов, то налог будут взимать за единицу транспорта – 41 рубль.
– Для легкового автомобиля весом не более полутора тонн ставка налога составит 61 рубль. В диапазоне от 1,5 до 1,75 тонн ставка подрастет на 20 рублей. А вот за автобус с числом посадочных мест свыше 40 придется отдать 447 рублей, – привели пример в ведомстве.
В этом году оплачивать транспортный налог в полном объеме не придется, так как действует своеобразный переходный период. Впрочем, некоторым автомобилистам произвести частичную оплату все же нужно будет. В частности, тем, кто по состоянию на 1 января 2021 года не получил разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого нужно было уплатить пошлину. Авансовый платеж в этом случае составит 29 рублей за легковушку, 20 рублей за мотоцикл или прицеп. Доплату потребуется произвести не позднее 15 ноября 2022-го. Налоговые органы пришлют извещение.
Если автовладелец ранее уже оплатил дорожный сбор, в таком случае авансовый платеж не обязателен. От него освобождаетесь в случае, если оплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении до 1 января 2021 года.
– Транспортный налог таким лицам будет исчислен налоговым органом пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения, – уточнили в министерстве.
Проще говоря, если вы уплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении в декабре 2020-го сразу на два года вперед, то транспортный налог вам начнут начислять только по окончании его действия – с января 2023-го.
Кто должен платить транспортный налог
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.
Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.
Льготы по уплате транспортного налога
В отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории, ставка транспортного налога снижена на 25% (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога, либо ставка транспортного налога применяется в размере 50 процентов от установленной ставки). В отношении таких типов транспортных средств, как прицеп, полуприцеп, транспортного средства, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе, иного транспортного средства, зарегистрированных за указанными лицами, – при наличии действительного водительского удостоверения любой категории ставка транспортного налога снижена на 25 — 50% .
Ставки транспортного налога применяются в размере 50 процентов от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории, а в отношении таких типов транспортных средств, как прицеп, полуприцеп, транспортного средства, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе, иного транспортного средства, зарегистрированных за указанными лицами, – при наличии действительного водительского удостоверения любой категории.
Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа
Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.
Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.
Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.
Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.
Размер (ставка) транспортного налога для юридических лиц в 2022 году
Категория транспортных средств |
Ставка налога, рублей |
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 1,0 т. (включительно) | 162,0 |
от 1,0 т. до 2,0 т. | 209,0 |
от 2,0 т. до 3,0 т. | 255,0 |
свыше 3,0 т. | 325,0 |
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 0,75 т. | 116,0 |
свыше 0,75 т. | 278,0 |
прицеп-дача (караван) | 116,0 |
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой: | |
до 2,5 т. | 278,0 |
от 2,5 т. до 3,5 т. | 394,0 |
от 3,5 т. до 12,0 т. | 510,0 |
свыше 12,0 т. | 580,0 |
седельный тягач | 464,0 |
Автобусы с числом посадочных мест: | |
до 20 мест (включительно) | 278,0 |
от 21 до 40 мест | 394,0 |
свыше 40 мест | 510,0 |
Мотоцикл (всех видов): | 70 |
Для кого предусмотрены льготы
Меньше придется платить пенсионерам, а также лицам, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста. На 50% размер платы уменьшится для ветеранов ВОВ, инвалидов I и II групп, на четверть – для инвалидов III группы. Но есть нюанс: льгота по снижению ставки транспортного налога на 50 и 25 процентов предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
Транспортный налог – распространенная мировая практика. Применяется данный вид сборов и у наших ближайших соседей. Так, в Украине система расчета налога кажется более сложной. Ключевую роль играет возраст автомобиля, а также объем его двигателя. В Российской Федерации величину сбора определяет самостоятельно субъект федерации. Похожая практика применяется и в Польше, где дифференциацию ставки налога определяет каждый отдельный муниципалитет.
Более 1,43 млн транспортных средств прошло техосмотр по состоянию на 1 ноября, этот показатель превышает прошлогодний более чем в два раза.
В новом законе закреплено, что полностью освобождаются от транспортного налога две новые категории ТС:
«обращенные в доход государства по решению компетентного органа»;
«специально оборудованные для использования инвалидами и имеющие соответствующую запись в техпаспорте».
Это дополнение к уже существующим льготам. Напомним, не нужно платить налог за:
авто, снятые с учета до 1 июля 2021 года;
выбывшие из обладания его владельца в результате противоправных действий других лиц;
ТС организаций, законсервированных в порядке, установленном Совмином;
ТС, используемые для оказания медпомощи;
ТС, выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска отсутствуют;
электрокары — до конца 2025 года.
Кто освобождается от уплаты транспортного налога
Налог можно не платить собственникам, снявшим свое транспортное средство с учета до 1 июля 2021 года.
Соответствующее положение внесено в Налоговый кодекс специально для того, чтобы у владельцев неликвидных и неэксплуатируемых транспортных средств (так называемого «автохлама») было время для снятия их с учета. Это позволит избежать уплаты налога за имущество, которое фактически не используется.
Кроме этого, налог не будут платить:
- органы прокуратуры, суды, воинские формирования;
- предприятия и учреждения, использующие транспортные средства для оказания медицинской помощи;
- государственные органы, службы социального обслуживания (в частности, это касается автомобилей с надписью «Социальная служба»);
- владельцы машин, специально оборудованных для перевозки инвалидов;
- собственники электромобилей (данная льгота действует до 31.12.2025 г.);
- владельцы угнанных или украденных автомобилей (при наличии соответствующего документального подтверждения).
В Минфин поступило много писем от населения РБ с предложениями об отмене госпошлины или снижения ее размера до 1 базовой ставки. Людей интересует, когда отменят транспортный налог и есть ли шанс, что произойдут хотя бы обещанные в 2018 году изменения.
Осенью 2019 года в Министерстве финансов готовится Указ Президента «О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети». По нему уплату пошлины должны отделить от процедуры прохождения техосмотра. Автолюбители смогут разделить оплату дорожного сбора по месяцам и уплачивать его по собственным заявлениям.
То есть, каждый собственник авто сможет вносить налоговый сбор за тот период, когда он непосредственно пользовался транспортным средством, в другие же периоды – не уплачивать его. А к тем, кто внесет сразу всю сумму за год, будет применен понижающий коэффициент транспортного налога 0,8 (годовая оплата будет снижена на 20%).
Изменится и система штрафных санкций за невыполнение налоговых обязательств – при неуплате будет назначен штраф в двойном размере.
Контроль за выполнением налоговых обязательств будет обеспечиваться за счет установленных на дорогах камер фото- и видеофиксации, а также информации о фактической оплате из базы системы ЕРИП.
Указ вступит в силу не раньше, чем с 1 января 2020 года. Насколько правдоподобны намерения Правительства и как скоро произойдут реальные изменения, понять сложно. Ведь, помимо простого желания ввести закон в силу, необходима подготовленность технической базы контроля за исполнением всех прописанных в нем пунктов.
Освободиться от уплаты транспортного налога можно полностью или частично, но для этого необходимо находиться в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с пунктом 2.28 статьи 13 Общей части Налогового кодекса под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от физического лица, которое оно не может преодолеть за счет имеющихся у него возможностей, и влекущее неисполнение налогового обязательства. Такое освобождение от уплаты налога предоставляется Минским городским, районным, городским (городов областного подчинения) Советом депутатов либо по их поручению – местным исполнительным и распорядительным органом.
Помимо этого, не платят налог те, у кого машины 1991 года выпуска и старше. Освобождены до 2026 года от уплаты и хозяева электрокаров, а также владельцы автомобилей, переоборудованных под перевозку инвалидов.
Согласно обновленной редакции Налогового кодекса, введенная пошлина касается как обычных людей, которые владеют транспортными средствами, так и компаний и индивидуальных предпринимателей. За каждую единицу авто, которое зарегистрировано в ГАИ, нужно будет заплатить.
Важный момент: даже если ваш автомобиль пылится в гараже или на даче, и не выезжал на дорогу ни разу за год, то вы все равно должны осуществить уплату транспортного налога в 2021 году.
Все, кто еще до изменений уже оплатил в полном размере дорожный налог, платить дополнительно не будут до окончания оплаченного периода. После этого транспортный налог будет рассчитываться согласно числу оставшихся месяцев. Например, вы оплатили дорожный сбор до 31 марта 2021 года, тогда вам посчитают в 2022 году сумму за девять месяцев.
Те владельцы автотранспорта, которые до 2021 года не оплатили дорожный сбор, должны заплатить одну базовую величину (29 рублей) за машину и 20 рублей за прицеп или мотоцикл до 15 декабря 2021 года. Обратите внимание, что эти суммы начисляются за каждую единицу транспорта. Извещение на оплату будут отправляться не позже 1 ноября этого года.
Транспортный налог заменил пошлину за допуск авто к участию в дорожном движении. Ввели его 1 января нынешнего года.
Платить налог следует тем, кто владеет транспортными средствами, – как физическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям.
В случае если автомобиль передан в лизинг, то платит налог использующее его лицо.
Налогообложению подлежат транспортные средства, зарегистрированные в ГАИ. Человек должен уплатить пошлину вне зависимости от того, участвует автомобиль в дорожном движении или нет, – цитирует «Белта» представителей Министерства по налогам и сборам.