Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие детского кресла в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году размер штрафа не изменился и составляет 3000 рублей. Сумма редко изменяется, но сколько именно придется заплатить можете узнать у инспектора ГИБДД. Когда постановление вынесено, то оплатить лучше всего в первые десять дней. Тогда есть возможность получить скидку в 50% от первоначально указанной суммы. При повторном нарушении такой льготой вы не сможете воспользоваться.
Многие автолюбители не согласны с вынесенным решением. Тогда есть возможность подать жалобу. Без нее дается два месяца на оплату санкций. Однако отменить штраф за отсутствие детского кресла в 2023 году не так просто. Необходимо доказать ошибку инспектора. Например, инспектор в обосновании написал, что нет кресла, в то время как крепящие устройства установлены.
Правила перевозки детей в машине
Несовершеннолетним разрешено находиться в салоне легковой машины или кабине, если это грузовик. Ни в кузове, ни в прицепе детей размещать нельзя. Перевозка ребенка в машине на руках не допускается. В случае ДТП, если произойдет столкновение, возможность удерживания юного пассажира в стабильном положении сводится к нулю. Поэтому для повышения безопасности перевозки детей в автотранспортных средствах, были разработаны автокресла.
В ПДД содержится пункт, в котором указана информация о перевозке детей в автокреслах, которые относятся к возрастной группе до 7 лет. Таких пассажиров разрешено брать в легковой автомобиль или кабину грузовой спецтехники, где есть ремни безопасности или была интегрирована удерживающая система ISOFIX. Это система со встроенными в кресла направляющими из металла с замками.
Перевозка детей 7-11 лет должна выполняться с применением удерживающих устройств либо ремней безопасности. Если маленький пассажир находится на переднем сиденье, то он обязательно должен быть закреплен с помощью детского удерживающего устройства.
Госавтоинспекция разъяснила изменения в Правила дорожного движения, касающиеся безопасности детей-пассажиров
- В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России состоялась пресс-конференция заместителя руководителя российской Госавтоинспекции Владимира Кузина, в ходе которой были даны подробные разъяснения поправок в Правила дорожного движения Российской Федерации, касающиеся перевозки детей-пассажиров и оставления детей в возрасте до 7 лет в салонах транспортных средств.
- В пресс-конференции также принял участие директор центра испытаний «НАМИ» Денис Загарин, который рассказал о проводимых проверках детских удерживающих устройств на соответствие требованиям международных и национальных стандартов.
- Генерал-майор полиции Владимир Кузин напомнил, что 12 июля 2017 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации, которым вносятся изменения в Правила дорожного движения.
В частности, пункт 22.9 ПДД изложен в следующей редакции: «Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
- Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использование ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
- Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
- Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла».
- Ответственность за нарушение данных требований наступает в соответствии с КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 тысяч рублей.
- В соответствии с изменениями, теперь появилась возможность перевозить детей от 7 до 11 лет включительно на заднем сиденье легкового автомобиля и кабине грузового автомобиля не только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, но и с использованием ремней безопасности без применения иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.
В ходе пресс-конференции было отмечено, что эффективность использования детских удерживающих устройств подтверждена многочисленными исследованиями. В частности, такие устройства позволяют на 80% снизить риск травмирования детей в возрасте до 4 лет, а детей в возрасте от 5 до 9 лет – на 52%.
Применение детских удерживающих устройств является важнейшим условием для обеспечения безопасности детей-пассажиров, снижения риска получения травм, в том числе не совместимых с жизнью, в случае дорожно-транспортного происшествия. Поэтому Госавтоинспекция МВД России из соображений безопасности настоятельно рекомендует перевозить детей в детском удерживающем устройстве даже после достижения ими 7-летнего возраста.
Действующие нормы закона
Начнем с того, что за обеспечением безопасности всех пассажиров обязан следить водитель. Именно он несет полную ответственность за жизнь и здоровье тех, кого везет.
Эта аксиома дополняется жестким правилом: все дети любых возрастов всегда должны быть пристегнуты еще до начала движения автомобиля.
Обычные ремни безопасности, которыми пользуются взрослые, не могут в полной мере обеспечить безопасность движения детей. Если вы все же применяете такие ремни без специальной конструкции, адаптированной для детского возраста, напомним, что так вы подвергаете опасности ребенка еще больше. Неправильно расположенная по отношению к телу лента (у малышей она на уровне шеи), с одной стороны, не удержит детей, а с другой стороны, может привести к серьезным последствиям в виде переломов, даже если во время ДТП пострадавшего не выбросит из машины.
ПДД предусматривают:
- если ребенок перевозится на заднем пассажирском сидении, то фиксация должна происходить либо с помощью специального детского автокресла, либо обычными ремнями безопасности с корректирующим приспособлением. Что из себя должно представлять такое приспособление, нигде не сказано. Обычно это так называемый «уголок», регулирующий ременную ленту, но теоретически им может быть все, что угодно;
- если ребенок едет на переднем пассажирском сиденье, то его безопасность может быть соблюдена только с использованием автокресла.
Дополнительно предъявляются требования и к самому автомобильному устройству для перевозки детей – оно должно быть подобрано в строгом соответствии с весом и возрастом (ростом) ребенка, быть исправным.
Со скольки лет ребенка можно перевозить без детского кресла? Ответ следует из Правил Дорожного Движения:
- только по достижении 12-летнего возраста, если ребенок в качестве пассажира впереди;
- для сидящих сзади детей кресло можно не использовать вообще (но пристегнуть с помощью специальных устройств надо).
Теоретически получается, что даже грудных младенцев, которые едут на заднем сидении, можно не сажать в автокресло. Таких случаев мало, но все же они встречаются: когда мама экономит на покупке специальной автолюльки и просто пристегивает завернутого в одеяльце младенца обычными ремнями. Не будем останавливаться на том, насколько страшными могут быть последствия таких действий родителей.
Какое автокресло использовать?
Для перевозки детей в автомобиле по ПДД 2023 года может использоваться ряд специализированных устройств, предполагающих усиленную фиксацию тела в правильном положении.
Это может быть стандартное автомобильное кресло или же автолюлька. Конструкции крепятся внутри салона при помощи ремешков или скоб. Крепежи всегда должны размещаться перпендикулярно направлению перемещения авто.
Крепежи выбираются по росту, возрасту и весу пассажира. Автолюльки традиционно принято использовать до 6 месяцев. Люльки гарантируют комфорт и безопасность младенца, надежно поддерживая голову и при этом не деформируя позвоночник. Крепится устройство при помощи прочных ремешков к сидению на заднем ряду. В качестве основного недостатка автолюлек принято выделять габаритность решения.
В возрасте от 6 месяцев до 7 лет обязательным элементом будет традиционное детское автомобильное кресло. С 7 до 11 лет безопасность обеспечивается тем же автокреслом или специализированной фиксирующей системой.
Автокресло может устанавливаться на заднем или на переднем ряду кресел. Во втором случае обязательно стоит позаботиться об отключении соответствующих подушек безопасности, так как в случае их срабатывания высок риск ударить малыша. На пассажиров старше 12 лет ростом более 150 см это правило не распространяется. Для них активированная подушка безопасности при перемещении на переднем сидении является одним из условий.
Зачем использовать детское кресло
Многие считают, что покупка автокресла является неоправданной тратой денег. И они заблуждаются. На самом деле, его приобретение оправдано сразу несколькими аргументами:
- Ребенок останется в живых. Когда машина врезается в препятствие, ребенок вылетает на трассу через переднее стекло, либо сильно ударяется о приборную панель.
- Кресло же удержит его на месте, чтобы он не получил травм.
- Водителя автомобиля не накажут.
- Дети не смогут отвлекать водителя, ведь ребенок с первых месяцев жизни начинает активно взаимодействовать с миром, познавая его. Например, он может кинуть в человека игрушку, тем самым помешав ему вести автомобиль.
- Безопасность во время движения даже при активной деятельности детей. Пристегнутый ребенок может заниматься чем угодно в автокресле, в том числе и играть, при этом он не соскользнет и не ударится.
- Еще одно преимущество – с появлением автокресла женщины получили возможность управлять автомобилем, поместив ребенка на заднем сидении автомобиля.
Исходя из всех вышеперечисленных доводов, можно с уверенностью сказать, что автокресло – это необходимость. И его установка обязательна, если у человека есть ребенок.
Разновидности автокресел
На российском рынке подразделяют защитные механизмы для детей в машину по весу и возрасту ребенка. Всего выделяют 5 разновидностей:
Разновидность автокресла |
Описание |
Люлька |
Представляет собой удерживающее устройство, в котором новорожденный может удерживаться как в горизонтальном, так и вертикальном положении. Для закрепления используют надежные ремни, установленные снизу и сверху. |
Бэби-конон |
Детское автокресло, в котором ребенок располагается полусидя. Обычно устанавливается против хода автомобиля, что позволяет снизить риск травмирования ребенка при лобовых столкновениях. |
Детское кресло |
Представляет собой мягкое сиденье, которое закреплено вертикально. Крепится с помощью силового каркаса к сиденьям автомобиля. Оно может трансформироваться и устанавливаться под различные углы наклона. |
Бустер |
Это сиденье, у которого отсутствуют собственные фиксирующие ремни. Ребенок пристегивается ремнями безопасности от автомобиля. |
Универсальное автокресло |
Такой вариант стоит дороже, чем все остальные, но его преимущество — в том, что он прослужит намного дольше. Их можно использовать при перевозке детей разных возрастов. |
С 1 сентября 2013 года был учреждён штраф 3000 руб., если в остановленной машине находился ребёнок, не пристёгнутый в детское автокресло. Таким образом, стоимость штрафа и стоимость кресла уравнялись. Эта сумма была выбрана специально, чтобы обратить внимание родителей на условия перевозки своих детей. Расходы на оплату штрафа и на покупку безопасного средства передвижения стали одинаковыми. Те, кто пользуется автокреслами и перевозит детей в них, отмечают, что это еще и удобно: ребёнок не перемещается хаотично по машине, не может случайно открыть дверь, выпасть или получить травму. Также непристёгнутый ребёнок может отвлекать папу или маму за рулем, что может привести к дополнительным проблемам.
Выбор и правила установки ДУУ
При выборе автокресла необходимо руководствоваться определенными правилами. Ранее отмечалось, что на этот процесс влияют рост, вес и возраст ребенка. Но это еще не все нюансы.
При покупке ДУУ необходимо обратить внимание на присутствие маркировки со значком ЕСЕ 44 или ЕСЕ 129. Такая метка является главным доказательством того, что изделие прошло все этапы испытаний по европейским стандартам и полностью удовлетворяет всем требованиям Европейского стандарта безопасности.
Выбирая ДУУ для младенца, следует исходить из того, сколько времени ему предстоит провести в нем:
- Для коротких поездок подойдут автолюльки из группы 0+.
- Если же предполагается, что малыш будет принимать участие в долгих путешествиях, в таком случае можно обратить внимание на ДУУ группы 0.
Но здесь есть один нюанс: такие кресла зарекомендовали себя не очень хорошо при проведении краш-тестов. Поэтому не рекомендуется брать в долгую поездку ребенка младше 6 месяцев, используя это изделие.
На заметку. На детском кресле должны быть предусмотрены отдельные положения для сна и бодрствования. Это важно прежде всего для малышей, поскольку во время поездки они часто засыпают.
Ещё одно важное требование к любому ДУУ
Помните, выше мы перечисляли в числе нужных нам нормативных актов Техрегламент? Именно он содержит главное условие для возможности перевозки детей в любом удерживающем устройстве, без соблюдения которого ДУУ равносильно отсутствию.
Итак, согласно регламенту детская система должна быть сертифицирована по ГОСТу или Правилам ЕЭК ООН. Это значит, что на этикетке кресла или бустера должно быть одно (любое) из обязательных обозначений:
- ЕЭК ООН №44-04 либо ГОСТ Р 41.44-2005 – для отечественных автокресел и бустеров,
- ECE R44/04 – европейский стандарт для импортных ДУУ.
Порядок оформления штрафов
Водители при перевозке ребенка не обязаны иметь с собой документы, подтверждающие, сколько ему лет. Поэтому остановив машину для проверки, сотрудник ГИБДД определит возраст визуально. Если он не позволяет ехать в машине без удерживающего устройства, водителя накажут.
Оформляется штраф протоколом о совершении административного нарушения. Водитель может быть согласен или возражать действиям полицейского. Следует проследить, чтобы в документе был указан предполагаемый возраст ребенка. Если применялось какое-то удерживающее устройство, но инспектор посчитал его неподходящим, следует указать марку приспособления. При несогласии с наказанием, нужно записать это в соответствующем разделе протокола. В дальнейшем можно будет оспорить штраф в суде.
Требования безопасности
При перевозке ребенка, помимо наличия сидения, нужно соблюдать ряд других правил. Они направлены на создание комфортных условий для поездок и снижение угрозы повреждений при ДТП.
Основные требования к безопасности:
- Детей разрешено возить только в салоне ТС (а не в багажнике или прицепе);
- При установке автокресла спереди необходимо отключить подушку безопасности напротив сидения;
- Нельзя возить малыша спереди, если бустера или кресла нет;
- Запрещено оставлять маленького пассажира одного внутри машины;
- Во время поездки двери авто должны быть хорошо закрыты;
- Электрические стеклоподъемники нужно блокировать;
- Не рекомендуется кормить ребенка во время езды;
- У водителя должна быть в наличии автоаптечка.
Детские автокресла – это специальные фиксирующие устройства, разработанные для безопасной перевозки маленьких пассажиров.
Они предназначены для детей с момента рождения до достижения ими роста в 150 см, или веса в 36 кг. Их использование – это не пожелание, а требование, которое необходимо выполнять.
Основная функция автокресла – фиксация ребенка и безопасности его от получения травм при авариях и ДТП. Обратите внимание – детские автокресла сберегают жизни детей в 75% случаев!
Существует несколько групп детских кресел:
- сиденья, соответствующие определенной весовой категории;
- автокресла-трансформеры, способные «расти» вместе с чадом;
- а также кресла, отличающиеся по способу крепления в автомобиле.
Почему стоит использовать автокресла для перевозки детей
Многие водители считают необходимость приобретения автокресел надуманной. Они твердо уверены в бесполезности такой меры. Тем не менее, в мировой практике давно прибегают к помощи автокресел для обеспечения безопасности при транспортировке детей.
Надежная фиксация позволит надежно удерживать малыша при резкой остановке транспортного средства. При совершении опасных маневров или возникновении аварийной ситуации, у ребенка будет больше шансов выжить и нее получить повреждений конечностей. Не всегда детям удобно находиться пристегнутыми, но обеспечение их безопасности полностью ложится на плечи их родителей.
ВНИМАНИЕ !!! Иногда сотрудники ДПС стремятся наложить штрафные санкции при отсутствии автокресла, но наличии других удерживающих приспособлений. Это неправомерное и незаконное действие водитель сможет обжаловать в суде. Для доказательства своей невиновности необходимо предоставить неоспоримые доказательства. Среди них можно выделить видеосъемку или свидетельские показания очевидцев.
Из-за большого количества несчастных случаев во время перевозки детей в машине, законодательство приняло решение обязать всех водителей обеспечить безопасную транспортировку своих пассажиров. Это не было прихотью чиновников. Применение бюджетных устройств при транспортировке детей поможет водителю избежать штрафа, но обеспечение безопасности будет под большим вопросом.
В этом случае выполнение ПДД позволит сохранить жизнь и здоровье своему ребенку, а также избежать штрафного взыскания. Стоимость автокресла вполне доступна каждому водителю. Удерживающие устройства, кроме детских кресел, тоже допустимо использовать при транспортировке детей, но это не даст возможности гарантировать безопасность маленьким пассажирам.