Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие тахографа в 2024 году для юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
О чем водитель должен знать, чтобы избежать штрафа
О модели, технических характеристиках тахографа, контролирующего режим труда и отдыха, находящегося в кабине, нужно знать все. Согласно Приложению 3 Приказа №440, если необходимо оснастить автомобиль, то запрещено пользоваться прибором или выходить в рейс:
- На ТС с заблокированным, неработающим, модифицированным, сломанным оборудованием, контролирующим режим труда и отдыха.
- Без карты водителя.
- Если закончился срок эксплуатации аппарата или блока СКЗИ.
- Когда авто оснащено конструкцией неизвестного происхождения.
- В случае изменения модификации, предусмотренной производителем.
- Так же запрещается: корректировать, уничтожать или фальсифицировать данные, полученные в результате контроля РТО.
- Вводить в эксплуатацию модуль, не прошедший испытания на пригодность с занесением результатов в паспорт с оформлением свидетельства о проведении тех. поверки.
- Пользоваться модулем, если его регистрационные данные отсутствуют в единой системе измерений на соответствие требуемым стандартам РФ.
Поэтому прежде чем сесть за руль, изучите информацию о приборе, находящемся в кабине для соблюдения времени работы и отдыха. Соответствует ли он требуемым параметрам, можно ли, не рискуя получить штраф, отправляться в рейс. Инструкция на СКЗИ и техническая документация всегда должна находиться в салоне.
Штрафы за отсутствие или неисправность контрольного прибора
Причиной наложения административной ответственности на ИП и юридические лица является отсутствие тахографа на транспортных средствах, указанных в законодательстве как подлежащие оснащению.
Размер установленного штрафа для работодателей и водителей существенно превышает установленные ранее размеры санкций.
- До принятых изменений вождение без тахографа (или с прибором, не соответствующим требованиям) наказывалось штрафом водителю 1 000 — 3 000 рублей.
По новым правилам сумма штрафа составит 3 000 — 5 000 рублей. - Должностные лица штрафовались ранее за выпуск на работу машин без тахографа или с неисправными приборами суммой 5 000 — 10 000 рублей.
Сумма штрафа по новым правилам составляет 7 000 — 10 000 рублей. - Индивидуальные предприниматели облагаются штрафом по сегодняшним правилам в размере 15 000 — 25 000 рублей.
- Юридические лица рискуют заплатить за нарушение 20 000 — 50 000 рублей.
При этом езда с неисправным, неработающим тахографом наказывается штрафом как езда без тахографа. Исключения составляют случаи внезапной поломки прибора в пути.
Что делать, если тахограф сломался в пути?
В том случае, если сотрудники ГИБДД во время проверки выявили поломку тахографа, водителю придется доказывать тот факт, что прибор сломался уже после выхода на маршрут. В противном случае ситуация будет квалифицироваться как выезд на линию без тахографа, а за это правонарушение по закону положен штраф.
Чтобы доказать факт поломки после выезда, нужно сделать распечатку с прибора. Также в путевом листе должна стоять соответствующая отметка, подтверждающая факт исправности тахографа перед выездом на маршрут.
Тахограф помогает фиксировать соблюдение графика отдыха и труда, поэтому, во избежание штрафа за несоблюдение этого пункта нужно вручную вести график управления автомобилем и перерыва на отдых.
Движение с неисправным тахографом допускается, но лишь до ближайшего ремонтного пункта или места, в котором проходило регистрацию данное транспортное средство.
На устранение поломки дается семь дней. За этот период водитель обязан устранить возникшую неисправность. В этот период инспекторы ГИБДД не имеют право выписывать штраф за данное нарушение. Но по истечении этого срока штраф будет выписан в обязательном порядке. При этом штрафные санкции будут применены как к организации, на которой зарегистрирован данный автомобиль, так и к должностному лицу, которое допустило данное транспортное средство до работы.
Наказания за карту водителя
Если маршруты осуществляются на дальние расстояния в течение долгого времени, управлять транспортом могут поочередно несколько водителей. При этом у каждого должна быть личная транспортная карта, необходимая для активации тахографа. Когда один из сотрудников уступает другому, он должен вытащить свою карту, после чего новую вставляет тот, кто садится за руль.
Нередко у водителей возникает желание воспользоваться чужой картой, либо они используют просроченную. В этом случае можно получить штрафное взыскание: 5 тысяч рублей физическому лицу, 10 тысяч рублей должностному и до 50 тысяч рублей юридическому. Чтобы избежать лишних трат, руководители предприятий обязаны проводить инструктажи БДД и обучать сотрудников использованию тахографа.
В некоторых случаях при остановке вашего транспортного средства и требования предъявления тахографической карты, ответственности административного характера можно избежать. Нужно доказать, что карточка потерялась или была повреждена. Для подтверждения нужно в корректной форме, со всеми доказательствами рассказать по какой причине это произошло. Составления заявления не требуется.
Инспектор дорожной службы может принять ваше устное прошение, тогда следующие 15 суток вы сможете передвигаться без тахографа в соответствии с бумагой, выданной на месте сотрудником. В течение этого срока тахограф должен быть отремонтирован, откалиброван или вместо сломавшегося – куплен новый.
Какой штраф предусмотрен за отсутствие тахографа?
Основные требования к тахографам и их установке в автомобили были установлены законом № 222-ФЗ «Об основах дорожной деятельности в Российской Федерации» от 29 декабря 2020 года, который вступил в силу с 1 января 2023 года. Ввод новых правил был произведен для контроля и корректировки режима работы водителей, а также для соблюдения времени отдыха водителей.
Если в автопарке присутствуют автомобили, у которых нет тахографа или его использование было прекращено, то в таком случае физлицо, которое осуществляет эксплуатацию этих автомобилей, обязано установить тахограф. В случае отсутствия установки тахографа предусмотрен штраф. Какие именно штрафы будут наложены за нарушение требований к установке тахографах, можно узнать из приказа Минтранса России № 282-ФЗ от 30 декабря 2022 года.
Кто должен ездить с тахографом в 2024 и 2023 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2024 и 2023 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Уголовная ответственность
Нарушение правил использования тахографа может повлечь за собой уголовную ответственность для юридического лица. В соответствии с законодательством Российской Федерации, совершение таких правонарушений может быть квалифицировано как административное правонарушение или преступление.
Если юридическое лицо систематически игнорирует требования по установке, использованию, настройке или проверке тахографа, оно может быть привлечено к уголовной ответственности. Максимальное наказание может включать штрафы, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также возможность возмещения причиненного ущерба и уголовного преследования ответственных лиц.
Квалификация | Наказание |
---|---|
Мелкое хищение | Штраф до 5 000 000 рублей |
Среднее хищение | Штраф от 5 000 001 до 10 000 000 рублей, лишение права заниматься определенной деятельностью от 6 месяцев до 1 года |
Крупное хищение | Штраф от 10 000 001 до 100 000 000 рублей, лишение права заниматься определенной деятельностью от 1 года до 2 лет |
Особо крупное хищение | Штраф от 100 000 001 до 200 000 000 рублей, лишение права заниматься определенной деятельностью свыше 2 лет, возмещение причиненного ущерба, уголовное преследование ответственных лиц |
Однако, следует отметить, что в каждом конкретном случае решение о возбуждении уголовного дела принимается компетентными органами правосудия на основании доказательств и с учетом обстоятельств случая.
Контроль за соблюдением правил
Для обеспечения соблюдения правил использования тахографов юридическими лицами проводится систематический контроль. Основные меры контроля включают:
1. | Осмотр и проверку тахографов при осуществлении государственного или ведомственного контроля. |
2. | Выявление нарушений при использовании тахографов путем анализа полученных данных. |
3. | Проведение проверок и инспекций юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с использованием тахографов. |
При выявлении нарушений правил использования тахографов юридические лица могут быть подвергнуты административной ответственности, включая наложение штрафов, а также применение других мер ответственности в соответствии с законодательством.
В случае нарушения требований к использованию тахографов, юридические лица подлежат наложению штрафных санкций. Величина штрафа зависит от тяжести нарушения и может составлять от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей.
Нарушения могут быть различной природы, включая:
Вид нарушения | Штрафная санкция |
---|---|
Несоблюдение требований к времени вождения и отдыха | От 30 000 до 100 000 рублей |
Использование неисправного тахографа | От 50 000 до 200 000 рублей |
Препятствие контролю со стороны сотрудников ГИБДД | От 200 000 до 500 000 рублей |
Повторные нарушения в течение года | От 500 000 до 1 000 000 рублей |
Предоставление заведомо ложных данных в отчетности | От 1 000 000 до 2 500 000 рублей |
Кроме того, юридическое лицо может быть подвергнуто лишению прав использования тахографов на срок до 6 месяцев при наличии значительных нарушений требований по использованию и ведению регистрационных данных.
Размер штрафа и срок лишения прав использования тахографов могут быть увеличены в случае повторных нарушений и в зависимости от иных обстоятельств, таких как ущерб здоровью людей или материальный ущерб.
Вам же тахограф необходимо устанавливать, поэтому штраф вам могут выписать Штраф за тахограф и штраф за отсутствие карты водителя для тахографа регулируется статьей 11.23 КоАП: Для физического лица 1000-3000 рублей;
Ну а если серьезно: согласно п.11.23 КоАП РФ, управление транспортным средством, оснащенным тахографом без блока НКМ, приравнивается к управлению ТС с неисправным или отсутствующим контрольным устройством: |
Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория); |
Проблемы водителей и перевозчиков
Руководитель сектора применения тахографов Гильдии логистических операторов Московской Торгово-промышленной палаты Алла Петрова считает, что одобренный Госдумой законопроект не имеет права на существование и приводит удручающую статистику:
— Тахографы стали обязательными для перевозок внутри России в 2010 году. Мы внедряем их почти 10 лет. Помогает ли это контролировать режим труда и отдыха? Скорее нет, чем да! По части 2 ст. 11.23 КоАП (нарушение режима труда и отдыха) выписывается не более 5% от общего числа протоколов. Все остальные протоколы выписываются по части 1 (неоснащение ТС тахографами или оснащение ТС тахографами, не отвечающими «установленным требованиям» – эта формулировка сама по себе является спорной).
Алла Петрова приводит пример европейских стран, в которых тахографы не только повышают безопасность на дорогах, но и регулируют рынок труда, содействуют социальной защите водителей.
— Если в России водители будут соблюдать режим труда и отдыха, то их количество придётся увеличить как минимум на 50%. Но если водитель будет работать меньше, то и получать он будет меньше, – объясняет эксперт. – Есть и другая проблема, препятствующая соблюдению режима. Это отсутствие необходимой инфраструктуры. Водитель, у которого в прицепе находится груз ценой в десятки миллионов рублей, не станет ночевать на обочине, даже если очень устанет. Он будет ехать до ближайшей охраняемой стоянки, пусть и с закрывающимися глазами.
Поэтому прежде чем увеличивать штрафы, необходимо решить социальные вопросы и привести в порядок дорожную инфраструктуру.
Алла Петрова также указывает, что большинство положений законопроекта направлено на внесение изменений в статьи КоАП (5.27, 12.31, 14.1), устанавливающие самостоятельные механизмы ответственности за нарушение режимов труда и отдыха, требований по допуску ТС к эксплуатации, лицензионных условий. Такой подход приведет к правовой неопределенности и выведет водителей из сферы социальной защищенности со стороны Трудового кодекса. Законопроект не предлагает никаких новых механизмов, а просто некорректно перераспределяет существующие.
Кроме того, существующие статьи уже КоАП устанавливают серьезные штрафы, например, за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27). Законопроект не учитывает наличие ст. 19.19 (о нарушениях метрологического законодательства), имеющей прямое отношение к тахографам и также устанавливающей большие штрафы.
— Мы много лет проводим административную реформу, боремся с дублированием надзорных функций, – сетует Алла Петрова. — Зачем же принимать законопроекты, которые ничего, кроме дублирования штрафов, не предполагают?
Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации
Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.
Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:
- Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
- При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
- Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
- При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
- По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.