Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Преступление, предусмотренное ст. 322.3 УК РФ УК РФ»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку в России в отличие от многих других стран существует институт прописки, закон негативно относится к ситуациям, когда кто-то из граждан по месту регистрации не проживает, а находится, например, в другом городе. Однако, такие случаи не являются редкостью, и все их отследить невозможно.
- Уголовное право России: Учебник. Т. 2: Особенная часть / Под ред. Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2018. 836 с.
- Уголовное право России: Учебник. Общая и Особенная части / Под ред. Н.М. Мацкевича. М.: Союз криминалистов и криминологов, Криминологическая библиотека, Российский криминологический взгляд, 2015. 990 с.
- Лейба А. Анализ изменений законодательства РФ, направленного на борьбу с «резиновыми» квартирами / А. Лейба // Жилищное право. 2014. N 3. С. 7 — 18.
- Квык А.А. Преступления против порядка регистрационного учета в Уголовном кодексе России / А.А. Квык // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. N 3. С. 198 — 203.
Комментарий к ст. 322.3 УК РФ
1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно нарушает порядок миграционного учета иностранных граждан либо лиц без гражданства, режим законного пребывания по месту их пребывания в жилом помещении в РФ.
2. Объективная сторона преступления — это фиктивная постановка на учет указанных граждан по месту пребывания в жилом помещении РФ. Подробная характеристика этого деяния содержится в п. 1 примеч. к комментируемой статье. Соответствующие дополнения Федеральным законом от 21.12.2013 N 378-ФЗ внесены в ст. 2 (п. 10) Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»: фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении — постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания (проживания) в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилом помещении без их намерения пребывать (проживать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания (проживания).
О порядке существования миграционного учета граждан см. также Пост. Правительства РФ от 15.01.2007 N 9.
Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента фиктивной постановки на учет названных граждан.
3. Субъектом преступления является официальное лицо органа внутренних дел, на которое возложена обязанность постановки на учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту их пребывания в жилом помещении в РФ.
4. Субъективная сторона — прямой умысел: лицо осознает, что осуществляет фиктивную регистрацию, и желает это сделать. Осознание того, что осуществляется именно фиктивная регистрация, обязательно должно быть доказано.
5. Пункт 2 примеч. к комментируемой статье, как и примеч. к ст. 322.2 УК РФ, предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лица, фиктивно поставившего на учет иностранного гражданина либо лицо без гражданства, если оно способствовало раскрытию этого преступления и в его действиях нет иного состава преступления.
Когда судимость прекращается?
Итак, судимость у любого гражданина действует до момента, пока она не будет погашена или снята. В чем разница:
- Погашение судимости – это общий порядок ее прекращения. Судимость погашается в результате истечения установленного законом срока после отбытия наказания, длительность которого зависит от тяжести совершенного преступления и строгости назначенного наказания. Проще говоря, чем больше срок – тем дольше и судимость.
- Снятие судимости – это специальный порядок ее прекращения досрочно, до истечения срока погашения. Применяется в исключительных случаях только судом и только по ходатайству судимого лица.
Можно ли снять судимость, если она погашена? Нет, факт погашения судимости уже свидетельствует о ее прекращении. Снятие несет аналогичные последствия для гражданина, дополнительно снимать уже погашенную судимость необходимости, как и возможности нет.
Что предлагает наша организация?
Сегодня между собой конкурирует огромное множество различных правовых компаний. Самому гражданину важно изначально принять верное решение, поскольку от этого напрямую зависит исход всего дела. Вектор Прайм готов предложить полный спектр услуг и квалифицированную юридическую помощь, которая заключается в следующем:
- консультации;
- полноценное изучение материалов уголовного дела с последующим анализом;
- грамотная оценка позиции по делу;
- выработка адекватной позиции по уголовному делу;
- представление интересов доверителя в суде;
- представление интересов клиента в государственных органах;
- оформление документации;
- поиск необходимых материалов, доказательной базы;
- обжалование действий должностных лиц в установленном законом порядке.
Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации
Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечания. 1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Защита по ст. 322.3 УК РФ Фиктивная регистрация (постановка на учёт) иностранного гражданина
Участие квалифицированного защитника по делам этой категории очень важно.
Преступление по ст. 322.3 УК РФ может быть совершено только с прямым умыслом. То есть сторона обвинения должна доказать, что собственник заранее знал, что иностранец не планирует проживать в помещении, или сам не планировал его предоставлять для фактического пользования. То же относится и к руководителю или уполномоченному лицу организации, по адресу которой произведена фиктивная регистрация.
В случае с сотрудниками регистрирующего органа (они тоже могут быть субъектами по этой статье) нужны доказательства того, что должностное лицо заранее знало о подложности представленных документов.
Доказать прямой умысел в отсутствие признательных показаний подозреваемого сложно. А помощь адвоката на ранней стадии процесса поможет клиенту избежать ошибок при допросах и не оговорить себя.
С другой стороны, примечание 2 к статье даёт возможность освободить виновного от уголовной ответственности, если он способствовал раскрытию этого преступления и не совершил других преступных деяний. Поэтому в некоторых случаях сотрудничество со следствием может быть оптимальным вариантом. Именно опытный адвокат может подсказать, какую линию защиты лучше выбрать.
Помощь защитника также поможет исключить вероятность излишней или ошибочной квалификации действий подозреваемого по другим составам, за которые предусмотрено более серьёзное наказание (например, ст. 322.1 УК РФ).
Чем раньше к участию в деле будет привлечён квалифицированный адвокат, тем меньше вероятность негативного исхода для человека, которого подозревают или обвиняют по ст. 322.3 УК РФ.
Внимание Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента фиктивной постановки на учёт. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет фиктивную постановку на учёт, и желает её совершить.
Как и в предыдущем случае, состав преступления будет отсутствовать, например, в тех случаях, когда лицо невнимательно работало с документами, допустило технические ошибки. Субъект преступления также общий, поскольку законодатель и применительно к рассматриваемому составу преступления не устанавливает дополнительные признаки его субъекта. Однако Законом полномочия и обязанность по постановке на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации возложены на органы миграционного учёта.
Как избежать уголовной ответственности по ст 322 2
Процедура проводится в случае длительного пребывания в другом населённом пункте.
Соблюдая указанные меры, избежать наказания не составит труда.
Важно правильно осуществлять регистрацию граждан в квартире, обратившись для этого в специальные организации – отделения ФМС. Регистрация проводится в присутствии собственника, который даёт согласие и разрешение прописываться, и в заполняемых бумагах указывает свои данные и заверяет их подписью.
Зачастую владельцы жилых помещений самовольно предоставляют собственность для нелегальной регистрации мигрантов или предоставляют им жильё, не заключая договора аренды.
Фиктивная прописка определенного гражданина по месту пребывания либо же по месту жительства, а также фиктивная прописка какого-либо иностранного гражданина, лица без гражданства в жилом помещении в Российской Федерации наказываются в соответствии со статьей 322.2 УК РФ.
В 2013 г. был принят ФЗ № 376, внесший ряд изменений в некоторые правовые акты. Его целью было, в числе прочего, ужесточение ответственности за нарушение порядка регистрации граждан на территории России. Из этого следует, что при рассмотрении субъектного состава речь ведется не только об уполномоченных служащих, ведущих, собственно, учет лиц. По смыслу ст. 322.
2, наказание может вменяться любому субъекту, не исполняющему требования. При этом регистрация иностранного гражданина по месту жительства собственника помещения может осуществляться и на законных основаниях. При квалификации деяния во внимание принимается цель постановки на учет. Если у субъекта не было намерения пребывать в соответствующем помещении, то регистрация иностранного гражданина по месту жительства собственника объекта является преступлением.
Таким образом, зарубежные резиденты, в конспиративном порядке пребывающие на территории нашей страны, привлекаются к административной ответственности и обязываются к уплате штрафа с последующим выдворением за границы государства. Лица, предоставившие незаконное жилье, также подвергаются санкциям, но более строгим – уголовным. Сотрудники ГУВМ МВД регулярно проводят проверки и надзор за проживанием и деятельностью мигрантов на территории России.
Фиктивная регистрация представляет собой правовое нарушение, в отношении которого в России предусмотрены конкретные законодательные и нормативные акты. В них определены категории деяний, классифицируемых соответствующим образом, и оговорена ответственность за них. О них необходимо знать, чтобы не оказаться в роли нарушителя закона и не подвергнуться предусмотренному в нем наказанию, поскольку незнание норм и правил миграционного законодательства не избавляет от ответственности при нарушениях, следствием которых оказывается фиктивная регистрация иностранных граждан.
В комментариях к рассматриваемой статье даётся ответ на вопрос, часто задаваемый на форумах: «Кто является субъектом преступления при фиктивно постановке на учёт?» Вопрос вполне правомерен, ведь в данной ситуации налицо три действующих лица: иностранец, гражданин России и должностное лицо. Кто виноват, должны выяснить органы правоохранения. Подследственность преступления по ст. 322.3 относится к дознавателям.
Получается, что при фиктивной постановке на учёт в преступлении участвуют три субъекта:
- кого ставят на учёт;
- кто ставит на учёт (миграционная служба, органы миграционного учёта);
- при помощи кого ставят на учёт (кто предоставил помещение).
Если преступление будет доказано, вина и этих субъектов не считается одинаковой и наказание будет различным.
Субъект, который фиктивно зарегистрирован на территории Российской Федерации, наказывается в соответствии со статьёй 18 КоАП. Подсудность по данной статье – это рассмотрение дела мировым судьёй. Ему грозит только административное наказание и выдворение за пределы страны.
В остальных случаях наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 322 прим. 3 УК РФ. Следует помнить, что должностные лица далеко не всегда привлекаются к уголовной ответственности по данной статье.
Всё зависит от того:
- намеренно ли совершено преступление или по незнанию всех обстоятельств;
- было ли это преступное попустительство или сотрудник органов был дезинформирован.
Как правило, в большинстве случаев обвинительный акт по отношению к должностным лицам в данном случае выносится редко.
Чаще всего наказание направлено в сторону того, кто предоставил своё помещение для постановки на учёт иностранца. В этом случае фиктивная постановка на миграционный учёт кем-либо инсотранца наказывается в соответствии с УК.
Обвинение по статье 322 прим. 3 ук рф
Как я уже говорил, обвиняемыми чаще всего становятся обычные люди. Обычно это выглядит так: звонят одинокому гражданину дальние родственники (или коллеги, соседи и т.д.) и просят «прописать хороших знакомых» из ближнего зарубежья, при условии что те не побеспокоят и сами будут искать себе другое жилье.
Озвучивающие эту просьбу в подавляющем большинстве случаев знают об уголовной ответственности и не хотят рисковать сами. Но спокойно подталкивают на противозаконные действия знакомых, рассматривая это уже по-другому: «Все равно попасться мало шансов, мы никого не подставляем».
В итоге, по той или иной причине полиция приходит проверить зарегистрированных иностранцев (а причин существует много) и обнаруживает, что они по месту регистрации не проживают.
Так собственник жилплощади узнает, что совершил преступление, но предлагать «давайте я их просто выпишу» уже поздно: формальный состав преступления не требует наступления каких-то последствий и ограничен самим действием.
Но чаще всего на скамью подсудимых попадают не из-за того, что не смогли отказать знакомым. Вопросы миграции являются одними из самых распространенных. Некоторые юридические организации занимаются исключительно этой сферой. Чаще всего клиенты у них поставлены на поток, и на все распространенные случаи имеется готовый пакет шаблонов.
Постановка иностранца на учет – очень простая, но крайне популярная услуга. Приехавшие на заработки жители ближнего зарубежья, у которых нет тех, кто мог бы зарегистрировать их, обращаются в такие фирмы, зная, что там за определенную сумму можно решить этот вопрос.
Для того чтобы прописать таких клиентов, недобросовестные фирмы ищут одиноких собственников (как правило, пенсионеров). Делается это разными способами. Например, через объявления о сдаче квартиры. Они выходят на контакт с собственником и убеждают его в прибыльности данной схемы:
«Не волнуйтесь, мы много лет работаем без проблем. Посторонних в квартире не будет, вы их никогда не увидите, соседей никто не побеспокоит, просто будете получать за каждый поход в МФЦ хорошие деньги. Это же ваша квартира, вы имеете право делать в ней что хотите».
Так и появляются «резиновые» квартиры, в которых зарегистрировано большое количество иностранцев. И единственная правда в словах недобросовестных, сказанных собственнику – то, что они работают много лет без проблем. Проблемы будут не у них, а у доверчивых собственников квартир, а фирмы найдут вместо них новых и тоже подкупят их своими сладкими сказками. В крайнем случае, раз в какой-то период они будут менять фирму на новую.
Расскажу кратко, но содержательно. Есть всего три совета, которые оградят вас от подобной неприятной ситуации.
- Кто бы ни просил вас зарегистрировать «брата двоюродного свата» или «старого друга» из-за рубежа, как бы не расписывал необходимость сделать это и выгоду, соглашайтесь только в том случае, если вы определились, что это вам действительно надо, и четко обозначайте условие, что он должен проживать по месту постановки на учет, в противном случае – сразу будет с учета снят.
- Если вдруг вы или кто-то из ваших близких попал в такую ситуацию – используйте 51-ю статью Конституции и не говорите ничего лишнего. Вы удивитесь, как много осужденных по этой статье самостоятельно подтвердило, что они регистрировали «без цели проживания», и приговор в первую очередь строился на этом. Не реже так по незнанию сдают родственников, пытаясь их наоборот оправдать.
- Даже если адвокат назначенный, не давайте никаких показаний до тех пор, пока не встретитесь с ним. Далеко не все относятся к клиентам по назначению формально, и адвокат сможет помочь, если клиент сам предварительно в одиночку себя не «зароет».
Я приглашаю вас принять участие в обсуждении. Также мне очень важны ваши оценки под данной публикацией. Они дадут мне возможность выбирать в дальнейшем темы, которые интересны большинству читателей.
Будьте здоровы и берегите себя! Спасибо за внимание!
1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно посягает на неприкосновенность Государственной границы РФ.
Государственная граница РФ — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета России (ст. 1 Закона о Государственной границе).
2. Объективную сторону преступления образует действие — незаконное пересечение Государственной границы РФ.
Незаконная регистрация иностранных граждан имеет место в двух случаях:
- если регистрационный учет иностранца осуществлен по адресу, по которому он не сможет фактически проживать;
- если учет произведен на основании недостоверной документации гражданина другого государства и/или сведений о нем.
На практике фиктивная регистрация в основном выражается в превышении допустимого числа «прописанных» лиц, которое определяется размерами жилплощади. Проверки нередко выявляют, что в рядовых квартирах небольшой площади оказываются временно зарегистрированными 10 и более граждан других государств. То есть налицо ситуация, явно указывающая на фиктивность регистрации, поскольку большое количество «прописанных» людей физически не может не то что проживать, а и просто одновременно находиться на определенных жилых площадях.
С этой целью используется несколько мероприятий разной направленности. Уполномоченное лицо может принять решение проверить временную регистрацию по базе ФМС (с лета 2020 ее функции переданы ГУВМ МВД РФ). Проверка регистрации граждан других стран при этом производится на основании единой базы данных, в которой ведется учет иностранцев, постоянно или временно проживающих в России.
В законодательстве РФ предусмотрена ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан без проживания двух видов: административная либо уголовная. Первый вариант наказания до недавнего времени являлся единственно возможным. Но в 2013 году был принят закон, предполагающий и уголовную ответственность.
Правовая база подразумевает возможность наказания для обеих сторон-нарушителей. А спектр наказаний, продуманных в отечественном законодательстве, позволяет более гибко подходить к выбору меры пресечения правонарушений. Их выбор зависит от степени «злостности», допущенной при совершении фиктивной регистрации, что дает возможность делать наказание более ощутимым и объективным.
Нормативно она прописана в ст. 19.15.2 и ст. 19.15.1 КоАП России, а также в законах №109-ФЗ (от 18.07.2006) и №115-ФЗ (от 25.07.2002) и правительственном Постановлении №9 от 15.01.2007.
На основании этих нормативно-правовых актов для нарушителя допускается
- наложение штрафа,
- привлечение к принудительным работам,
- запрет на пребывание в ряде должностей или выполнение некоторых видов деятельности (как дополнительная мера).
Штраф за фиктивную регистрацию иностранных граждан может достигать значительных сумм. Их величина зависит от ряда факторов, в первую очередь от того, каким субъектом гражданского права является нарушитель: физическим или юридическим лицом.
Физическое лицо, являющееся фиктивным жильцом, должно будет заплатить 2-3 тыс. р. (в Санкт-Петербурге или Москве до 5-7 тыс.). Штраф для юридического лица составит 250-750 тыс. р. Наказания в форме принудительных работ назначаются на период до трех лет.
Апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 12.09.2017 N 209-АПУ17-2
осужден к лишению свободы по п. п. «а», «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ на срок 17 лет; по п. п. «а», «б», «в» ч. 2 ст. 158 УК на срок 2 года; по ч. 1 ст. 158 УК РФ к штрафу в размере 30 000 рублей; по ч. 3 ст. , ч. 3 ст. 322 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года.
Приговор суда по ст. 322.3 УК РФ № 01-0040/2016 / Судебная практика
В законодательстве РФ предусмотрена ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан без проживания двух видов: административная либо уголовная. Первый вариант наказания до недавнего времени являлся единственно возможным. Но в 2013 году был принят закон, предполагающий и уголовную ответственность.
Правовая база подразумевает возможность наказания для обеих сторон-нарушителей. А спектр наказаний, продуманных в отечественном законодательстве, позволяет более гибко подходить к выбору меры пресечения правонарушений. Их выбор зависит от степени «злостности», допущенной при совершении фиктивной регистрации, что дает возможность делать наказание более ощутимым и объективным.
» Ст.
322.3 УК РФ – один из способов решить проблему, с которой сталкиваются многие страны. Ситуация связана с незаконным пребыванием на территории государства лиц, не являющихся гражданами этой державы, что несёт сложности для органов правоохранения в защите интересов лиц, являющихся гражданами РФ. В данной норме права раскрываются методы наказания таких деяний, как фиктивная постановка на учёт (не путать с регистрацией) граждан иностранных государств или субъектов, не имеющих гражданства, в том случае, если они не имеют законных оснований находиться на территории Российской Федерации.
Иностранец может иметь несколько законных оснований находиться на земле нашего государства в течение длительного времени: если он получил постоянное гражданство и стал полноправным гражданином РФ; когда для него оформлена временная регистрация в связи с получением вида на жительство;
1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3.
Если у вас остались вопросы по статье 322 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
В остальных случаях наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 322 прим. 3 УК РФ. Следует помнить, что должностные лица далеко не всегда привлекаются к уголовной ответственности по данной статье.
Пункт 3 части третьей статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 52, ст. 4921; 2021, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2021, N 27, ст. 2700, 2706; N 50, ст. 4847; 2021, N 27, ст. 2711; 2021, N 1, ст. 13; 2021, N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2021, N 1, ст. 46; N 24, ст. 2830, 2833; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6248; 2021, N 11, ст. 1267; N 44, ст. 5170; 2021, N 1, ст. 4; N 15, ст. 1756; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3431; N 31, ст. 4164, 4193; N 49, ст. 6412; 2021, N 1, ст. 16; N 23, ст. 3259; N 30, ст. 4598, 4605; N 45, ст. 6334; N 50, ст. 7361, 7362; 2021, N 10, ст. 1162, 1166; N 30, ст. 4172; N 31, ст. 4330, 4331; N 47, ст. 6401; N 49, ст. 6752; N 53, ст. 7637; 2021, N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3442, 3478; N 30, ст. 4078; N 44, ст. 5641; N 51, ст. 6685; N 52, ст. 6945; 2021, N 19, ст. 2303, 2310, 2333; N 23, ст. 2927; N 26, ст. 3385; N 30, ст. 4219, 4259, 4278; N 48, ст. 6651; 2021, N 1, ст. 83, 85; N 6, ст. 885; N 21, ст. 2981; N 29, ст. 4391; 2021, N 1, ст. 61; N 14, ст. 1908; N 18, ст. 2515; N 26, ст. 3868; N 27, ст. 4256, 4257, 4258, 4262; N 28, ст. 4559; N 48, ст. 6732; N 52, ст. 7485; 2021, N 15, ст. 2135; N 24, ст. 3489; N 31, ст. 4743, 4752, 4799; N 52, ст. 7935; 2021, N 1, ст. 53, 85; N 18, ст. 2569, 2584; N 27, ст. 3940; N 31, ст. 4818; N 53, ст. 8446, 8456; 2021, N 14, ст. 1459; N 30, ст. 4108, 4111) после слов «статьи 322» дополнить словами «, частью первой статьи 322.1 (в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности)».
Статья 322.3 ук рф с комментариями
1. В соответствии со ст. 122 ТК РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения 6 месяцев.
Часть 1 ст. 322 разрешает предоставление «северного» отпуска по истечении тех же 6 месяцев работы у данного работодателя. В ст. 322 не сказано, что этот 6-месячный срок должен быть непрерывным.
2. Суммирование ежегодных оплачиваемых отпусков работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, производится по общим правилам (ст. 120 ТК РФ). Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного отпуска и всех полагающихся работнику дополнительных оплачиваемых отпусков.
3. Суммирование ежегодных оплачиваемых отпусков следует отличать от соединения отпусков за период более одного рабочего года.
Общим правилом, установленным ТК РФ (ст. 124), является обязательность ежегодного предоставления работнику оплачиваемого отпуска. Соединение отпусков — исключение из общего правила и допускается лишь в исключительных случаях.
Для северян установлено иное правило: полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков допустимо не более чем за два рабочих года.
Работающие на Севере имеют право на оплачиваемые отпуска по нескольким основаниям, и общая их продолжительность может быть довольно большой. Законодатель полагает, что для полного отдыха и восстановления трудоспособности северян достаточно отпуска общей продолжительностью не свыше 6 месяцев (см. ч. 3 ст. 322).
В эти шесть месяцев включается время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Это время отнесено к отпускам без сохранения заработной платы.
4. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска (если он свыше 6 месяцев) не пропадает. Она присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску за следующий рабочий год (см. ч. 4 ст. 322).
5. Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 151-ФЗ (СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. I). Ст. 3) была дополнена ст. 251 КЗоТа РФ 1971 г. и введен дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставляемый по просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет в поездке для поступления в учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенное в другой местности. При наличии двух и более детей этот отпуск предоставляется один раз на каждого ребенка. Работодатель обязан по заявлению работника предоставить такой отпуск или его часть продолжительностью не менее 12 рабочих дней.
Приведенная выше норма полностью воспроизведена в ч. 5 ст. 322 с той только разницей, что вместо 12 рабочих указано 14 календарных дней.
Комментарий к ст. 322.3 УК РФ
Комментарий под редакцией Есакова Г.А.
1. Большинство признаков данного состава преступления совпадают с соответствующими признаками состава, предусмотренного ст. 322.2 УК. Объективная сторона охватывает регистрационные действия по постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации, не являющемся местом жительства: а) на основании представления для регистрации заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов; либо б) без намерения лица пребывать (проживать) в соответствующем помещении; либо в) без намерения принимающей стороны предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) лица.
2. Преступление признается оконченным с момента осуществления регистрационных действий.
Комментарий к статье 322.3 УК РФ
Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова
Объектом преступления является установленный порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Такой учет является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Порядок осуществления миграционного учета предусмотрен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” и Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 “О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”.
Объективная сторона преступления заключается в фиктивной постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.
Постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания представляет собой фиксацию в установленном порядке уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.
Фиктивной постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации становится тогда, когда постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях производится на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях производится без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).
Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента фиктивной постановки на учет.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет фиктивную постановку на учет, и желает ее совершить. Как и в предыдущем случае, состав преступления будет отсутствовать, например, в тех случаях, когда лицо невнимательно работало с документами, допустило технические ошибки.
Субъект преступления также общий, поскольку законодатель и применительно к рассматриваемому составу преступления не устанавливает дополнительные признаки его субъекта. Однако Законом полномочия и обязанность по постановке на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации возложены на органы миграционного учета.