- КОАП

Разбираемся в разнице понятий субсидий и субвенций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разбираемся в разнице понятий субсидий и субвенций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).

Основания для предоставления субвенции

Субвенции предоставляются при недостаточности источников доходов, регулируемых и закрепленных, с целью выравнивания минимального уровня финансового обеспечения муниципальных образований и субъектов РФ.

Основанием для выделения субвенции являются:

— соответствующие законы и подзаконные акты;

— решения органов местного самоуправления;

— целевые программы, в том числе федерального уровня. Целевая программа — это перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. Целевые программы по уровню реализации подразделяются на федеральные целевые программы, которые преследуют цели общефедерального уровня и на региональные целевые программы, которые направлены на достижение целей в пределах конкретных субъектов РФ. В зависимости от поставленной задачи, целевые программы могут быть:

  • научно-техническими;

  • экологическими;

  • социальными;

  • внешнеэкономическими;

  • производственно-техническими.

Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают дополнительные незапланированные расходы или повышенные затраты.

Всего в реестре содержится информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,35 трлн руб. Механизм их распределения в бюджетной системе России практически никогда не имел отношения к конкуренции. Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим.

Механизм субсидий и субвенций используется правительством для перераспределения части доходов в пользу регионов, Министерством науки и высшего образования — для выдачи заданий университетам по обучению на бюджетных местах; с помощью этого механизма оказывается поддержка крупнейшим государственным и негосударственным НКО, СМИ, представителям общественности и коммерческим компаниям. Главная особенность такого подхода к распределению общественного блага состоит в том, что в отличие от госзаказа (госзакупок и госконтрактов) субсидии гораздо менее жестко регулируются. А они охватывают заметную часть государственного бюджета.

Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.

Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.

Получателями субсидий являются:

  • субъекты Федерации (региональные правительства и органы власти) — 4126 субсидий на сумму 832 млрд руб.;
  • юридические лица (федеральные государственные учреждения, НКО, компании, ИП) — 13 127 субсидий на сумму 2,05 трлн руб.

Сметнобюджетное финансирование — безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из федерального бюджета на основе смет.

Читайте также:  Размер пенсии по инвалидности ребенку инвалиду в 2024 году в Краснодарском крае

Принципы сметнобюджетного финансирования:

  • безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств;

  • целевое направление средств, т.е. определение конкретных мероприятий и целей на которые они должны быть использованы;

  • получение максимального эффекта при минимуме затрат;

  • финансирование в меру выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями.

Смета — финансовый план предприятия или учреждения, определяющий объем поступающих доходов и целевое распределение этих доходов на финансирование проведения необходимых расходов.

Основная структурная единица сметы статья.

Законом установлен строго определенный список сметных статей, который не может быть произвольно изменен.

Виды сметных статей:

1) индивидуальные — статьи отдельных доходов и расходов;

2) укрупненные — заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения.

Основу сметных статей составляют нормы расходов — единые плановые показатели сметных расходов.

Этапы сметного процесса:

  • составление — смета составляется бюджетным учреждением на текущий финансовый год (с периодичностью: I квартал, полугодие, 9 месяцев и год).

Действие утвержденных смет доходов и расходов начинается 1 января и прекращается 31 декабря соответствующего года.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

  • рассмотрение;

  • утверждение органом или должностным лицом, обладающим полномочиями по утверждению смет.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.

  • исполнение;

  • отчет по смете.

Бюджетная роспись -документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией.

Структура:

В соответствии с Порядком сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составляемая Минфином России, включает бюджетные ассигнования:

  • по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе ведомственной структуры расходов федерального бюджета;

  • по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.

Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.

Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.

Надо отдать должное Минфину и Федеральному казначейству — с 2015 года большой объем информации публикуется на Едином портале бюджетной системы. Среди прочего там есть «Реестр субсидий» — раздел о трансфертах, субсидиях и субвенциях из федерального бюджета, то есть о средствах, перечисляемых другим уровням бюджетной системы и организациям на выполнение госзаданий, софинансирование целевых расходов (субсидии) или на исполнение определенных полномочий (субвенции). Раздел содержит не только общую информацию о каждой субсидии, но и сведения о проведенных по ней платежах, распределителях и получателях, тексты соглашений о предоставлении субсидий и госзадания организаций. Все это доступно в формате открытых данных через открытый API.

Читайте также:  Срок эксплуатации счетчиков на воду в квартирах

Благодаря этому у проекта КГИ «Госзатраты» появилась возможность в 2018 году создать специальный подпроект «Госзатраты. Субсидии». На основе открытых данных реестра были созданы профили распределителей и получателей, как, например, ОТР, что сделало данные еще более удобными для работы аналитиков и исследователей.

Особенности получения субсидий

Субсидии назначаются гражданам и организациям, которые по определенной причине нуждаются в финансовой помощи для решения конкретного вопроса. Например, многие субсидии, причем как федерального, так и регионального уровня, полагаются гражданам, которые за счет своих сбережений не в состоянии обеспечить свои потребности.

Ярким примером является жилищная субсидия. Граждане, не имеющие собственного жилья, могут претендовать на получение денежной помощи от государства. Эта льгота прекрасно отражает основную характеристику субсидий – целевое расходование. Оформив преференцию, гражданин не получит денежные средства на руки. Субсидия сразу будет направлена в счет оплаты стоимости приобретаемого объекта недвижимости.

Аналогичные правила работают и для других видов выплат. Например, материнский капитал является своего рода субсидией. Получить его могут семьи с детьми, однако тратить средства сертификата разрешается только определенными способами, а именно на реализацию следующих целей:

  • покупка недвижимости;
  • оплата имеющегося ипотечного кредита;
  • формирование накопительной пенсии матери;
  • оплата обучения ребенка/детей;
  • оплата лечения или адаптации ребенка-инвалида в обществе.

Основные различия между видами денежных льгот и их характерные черты представлены в таблице:

Показатель Субсидия Дотация Субвенция
Целевое расходование Можно тратить только определенным способом Учреждение, выдавшее дотации, не контролирует их трату Средства выдаются на реализацию конкретных задач, выполнение которых одобрено вышестоящими органами
Форма Финансовая или натуральная Финансовая
Получатель Физические и юридические лица Бюджеты, уровень которых ниже того, откуда отправляются денежные средства
Возвратность Подлежит возмещению при нецелевом расходовании Не подлежит возврату Подлежит возврату при нецелевом расходовании и при невыполнении поставленной задачи
Объем Выдается только при софинансировании (получатель должен самостоятельно доплатить часть средств) Может выдаваться как для софинансирования, так и покрывать всю стоимость поставленной задачи

Отличия и сходства между этими понятиями

Ниже представлена таблица, в которой приводятся основные различия и сходства субвенций и субсидий по определенным признакам.

Признак сходства или различия Субвенция Субсидия
Необходимость возврата денежных средств Требуется вернуть денежные средства, если субвенция предоставлена по целевому назначению Не нужно возвращать ни при каких обстоятельствах
Форма выплат Выплачивается в виде денег Может быть выплачена как денежными средствами, так едой, одеждой и др.
Кто получает? Предоставляется бюджету более низкого уровня, юридическим лицам То же самое + частным лицам
Облагается налогами? Нет Нет
Целевое Обязательно в любом случае Не всегда
Контроль за выполнением целевого использования Имеется и является обязательным Считается выборочным, так как получателей может быть много
Объем Могут быть предоставлены в размере, который полностью перекроет необходимых объем денежных средств Предоставляется не в полном объеме на условиях софинансирования местной власти

Когда назначаются субвенции

Их выплачивают только на основании представленных заявок от местных органов власти. Административные служащие субъекта РФ в конце финансового года анализируют статьи расходов за конкретный период и выявляют потребности региона. На основании финансового отчета составляется заявка на будущий год, которая направляется в федеральный орган власти. После этого все требования рассматриваются. Часть из них получает одобрение и право на субвенцию.

В конце расчетного периода возвращаются неизрасходованные финансовые средства. За пределы бюджета выходить нежелательно, как и получать слишком большой остаток. Это означает, что расчеты производились неверно, а часть средств удерживалась на счетах без необходимости.

Читайте также:  Изменения в миграционном законодательстве с 2023 года

Итак, теперь пора дать конкретное определение каждому из терминов.

Субсидия – материальная поддержка, которую федеральный, региональный или муниципальный бюджет направляет для полного распоряжения физическому или юридическому лицу.

Также средства могут быть предназначены для пополнения казны нижестоящего уровня. Например, из федерального бюджета – в региональный, из регионального в муниципальный. Государственная казна финансирует одну область, край выделяет субсидию на застройку поселка в одном из районов.

Адресная помощь определенным группам населения может оказываться не только в денежном эквиваленте, но и в натуральном. Это могут быть продуктовые наборы, комплекты детского питания или одежды, канцтоваров к началу учебного года и пр.

Отличие субвенции от субсидии в системе образовании

При этом она отметила, что прогнозируемое увеличение поступлений межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составит 21,3 млрд рублей (27,8%), увеличение субсидий — 27,7 млрд (рост в 1,9 раза). Безвозмездные поступления от государственных муниципальных организаций в доходной части на предстоящий год не планируются.

Согласно документу, общий рост расходов составит 12 млрд рублей. Однако при этом, как подчеркнула Кивико, удалось сократить дефицит бюджета по сравнению с 2021 годом на 16,1 млрд, то есть более чем в шесть раз.

«Это говорит о том, что мы активно работаем над сбалансированной бюджетной политикой, у нас позитивные ожидания в части улучшения делового климата, дополнительная активизация работы по увеличению базы налогообложения, сокращение неэффективных бюджетных расходов, улучшение управления госимуществом и обеспечение более эффективного взаимодействия с главными администраторами доходов республиканского бюджета»

, — подчеркнула министр. Объем доходов бюджета определен в сумме 131,7 млрд рублей.

Она выделяется из бюджета любого уровня на какую-то определенную цель на условиях софинансирования. Примером может служить субсидия на приобретение жилья для молодых семей.

Субсидия по этой программе покрывает лишь часть стоимости квартиры, остальные деньги молодая семья должна внести самостоятельно.

В основе взаимоотношений субъектов, осуществляющих перевод и прием средств, лежат нормы бюджетного законодательства. В частности, определения рассматриваемых терминов содержатся в БК России. Помимо этого, уточнения утверждены иными актами федерального уровня. Так, под трансфертами понимается следующее:

  • субсидия — безвозмездные отчисления, перевод которых производится с определенной целью. Чаще всего с такими преференциями сталкиваются малоимущие граждане, оказавшиеся в затруднительной ситуации. Источниками субсидирования выступают бюджеты всех уровней;
  • субвенция — такое финансирование также имеет целевой характер. Средства перечисляются между бюджетами. Выдача денег физическим лицам не предусмотрена;
  • дотация — рассчитана на материальное обеспечение юридических лиц и граждан. Деньги не подлежит возврату и целевому использованию. Получатель вправе использовать активы, куда ему потребуется.

Основанием для выделения субвенции являются:

  • соответствующие законы и подзаконные акты;
  • решения органов местного самоуправления;
  • разнообразные целевые программы.

Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают незапланированные или избыточные расходы.

При выявлении таких затрат для хозяйственных субъектов (юрлиц) решения о выделении денег принимаются органами местной власти.

Целевая программа — это целый перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. В зависимости от поставленной задачи, программы могут быть:

  • научно-техническими;
  • экологическими;
  • социальными;
  • внешнеэкономическими;
  • производственно-техническими.

На сегодняшний день наиболее популярными являются последние две.

Получатели субвенций — это юрлица или нижестоящие бюджеты субъектов РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *