- КОАП

Предрейсовый медосмотр водителя: развеем мифы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый медосмотр водителя: развеем мифы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.

Специалист по охране труда

В штате нашей компании 15 человек. Все работают в офисе. Мы оказываем консультационные услуги. Надо ли нам вводить должность специалиста по охране труда?

Не обязательно. Если численность работников в компании не превышает 50 человек, руководитель сам принимает решение — создавать службу охраны труда или ввести должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Работодатель может издать приказ и взять на себя функции по охране труда. Или назначить ответственного. Но тогда руководитель или этот сотрудник должны соответствовать требованиям, указанным в профстандарте. То есть иметь высшее образование по направлению «Техносферная безопасность» либо среднее профессиональное образование и переподготовку в области охраны труда (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н).

Функции по охране труда на вашем предприятии может выполнять сторонний специалист по охране труда, с которым работодатель заключил гражданско-правовой договор.

Руководитель также может заключить договор с организацией, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет аккредитацию (ст. 217 ТК РФ).

Послерейсовый медосмотр

Водители, занимающиеся перевозкой пассажиров и опасных грузов, проходят дополнительные медосмотры. Их проверяют не только перед рейсами, но и после них. Процесс проведения послерейсового медосмотра не отличается от процедуры предрейсовой проверки здоровья.

Прохождение предрейсовых медосмотров – это не право, а обязанность, закрепленная действующими нормативно-правовыми актами. Не следует путать эту процедуру с медицинским освидетельствованием на право управления ТС. Все сотрудники, которые занимают в компании должность водителя, должны посещать медика перед каждой поездкой.

Организацию и финансирование медосмотров берет на себя работодатель. Он может либо заключить договор с медучреждением, имеющим лицензию, либо открыть собственный медпункт на территории предприятия. Во втором случае потребуется оформить разрешительную документацию.

Помимо предрейсовых, существуют и послерейсовые осмотры. Вторые обязаны проходить лишь некоторые категории водителей уже после поездки. Речь идет о шоферах, которые перевозят пассажиров и опасные грузы.

Внимание! Под опасными грузами принято подразумевать вещества, которые способны нанести вред здоровью человека.

Перечислим основные особенности предрейсовых освидетельствований водителя:

  1. Проводятся в начале рабочей смены, чтобы выявить у шофера симптомы, препятствующие управлению транспортным средством.
  2. Организуются работодателем. Оплатой услуг медика также занимается руководство предприятия.
  3. Могут проводиться исключительно медиками, имеющими на руках необходимые сертификаты.

Требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей

Готовя кабинет для предрейсового медосмотра и закупая оборудование сохраняйте акты (технические документы) о характеристиках материалов. Их могут запросить при проведении проверки, как свидетельство соблюдения санитарных норм, соответствующих требуемым стандартам.

Основные стандарты оснащения помещения кабинета предрейсового и послерейсового осмотра для лицензирования:

  1. Минимальные габариты помещения для проведения ПМО: 12 м2; высота – 2,6 м; лаборатория + санузел – 6 м2.
  2. Комбинированное освещение в помещении: большое окно (жалюзи) и электрическое, соответствующее стандартам КЕО.
  3. Гладкие моющиеся стены и полы из рекомендуемых материалов, соответствующих техническим и гигиеническим нормам.
  4. Комната оборудована кушеткой, офисной мебелью, телефоном, светильниками и прочим оборудованием.

Санитарно-эпидемиологические требования к помещению кабинета СанПиН 2.1.3.2630-10 для проведения предрейсового медицинского осмотра:

  • Высота помещений: не менее 2,6 м.
  • Общая площадь – 18 м2: кабинет – 12 м2; комната для забора биологических сред, совмещенная с санузлом – 6 м2. Желательно иметь отдельный вход с улицы и комнату ожидания (коридор).
  • Освещение искусственное и дневное с соблюдением коэффициента естественного освещения (КЕО).
  • Для защиты от слепящего солнечного света и перегрева наличие солнцезащитных козырьков (жалюзи).
  • Поверхность стен, полов, потолков гладкая, без шероховатостей и дефектов. Легкодоступная для влажной уборки, включая обработку дезинфицирующими средствами. (Учитывая работу в условиях пандемии желательно использовать ультра-фиолетовые лампы для обеззараживания помещений).
  • Покрытие пола: прилегает к основанию; закругленное сечение сопряжение стен и полов; герметические швы; запаянные стыки линолеума.
  • Отделка в местах установки раковин: керамическая плитка (влагостойкий материал) – 1,5 м от пола; ширина не менее 20 см с боковых сторон.
Читайте также:  Пенсия женщинам 1965 года когда по новому закону и с учетом правок Путина?

Примечание: К помещению предъявляется много требований, которые необходимо выполнить. Сверяйтесь с документом СанПиН в актуальной редакции (нормативы могут меняться).

Кто проводит предрейсовый контроль

Законодательство устанавливает, что обязательное освидетельствование вправе осуществлять:

  • лицензированные медучреждения;
  • привлечённые медработники;
  • медики, включённые в штат предприятия, осуществляющего перевозки.

Важно: к проведению диагностики допускаются только лица с высшим или средним медицинским образованием. При этом они обязаны иметь лицензию на этот вид деятельности (или её должно иметь медучреждение, где проводится проверка).

Некоторые предприятия, занимающиеся перевозками людей или грузов, организуют дистанционные проверки, т. е. вне стен медучреждения или медкабинета. Такой формат контроля предполагает наличие специальной аппаратуры: алкотестера, приборов для измерения температуры, давления, а также камеры для визуальной фиксации тестируемого. Кроме того, необходимо программное обеспечение, которое будет сводить все полученные данные в единую форму.

Как происходит дистанционная проверка:

  • работник, используя терминал, вводит свою фамилию, имя и отчество;
  • затем с помощью установленной аппаратуры проводится замер температуры и давления, измеряется количество промилле в выдыхаемом воздухе.

Медработник дистанционно через камеру следит за процессом. При наличии приемлемых показателей он выдаёт заключение, заверенное цифровой подписью.

Важно: описанный способ контроля вызывает юридические споры по поводу его правомерности. Дело в том, что в законодательных актах нет прямой ссылки на то, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей могут осуществляться с использованием телекоммуникационного оборудования.

Когда перевозка пассажиров или грузов не является для компании основным видом деятельности, к ответственности за нарушение порядка проведения предрейсовых осмотров она может быть привлечена на основании ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Дело в том, что проведение таких осмотров относится к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда согласно ст. 212, ч. 3 ст. 213 ТК РФ. Сумма штрафа для компании может достигнуть 50 000 руб., для должностного лица – 5000 руб.

Если же требование о проведении медицинских осмотров водителей не будут соблюдать профессиональные перевозчики, они могут быть привлечены еще и к ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Сумма штрафа для должностных лиц, ответственных за выпуск водителей на линию, составит 5000 руб, для юридического лица – 30 000 руб.

При обнаружении нарушения у компании, осуществляющей деятельность по перевозке на основании специальной лицензии, ответственность наступит по ч. 3 ст. 14.1 КоАП: от 3000 до 4000 руб. для должностных лиц и от 30 000 до 40 000 руб. для компаний.

Если к управлению транспортным средством все же будет допущен нетрезвый водитель, то для лица, допустившего нарушение, ответственность может наступить по ст. 12.32 КоАП РФ. Штраф составит 20 000 руб. для должностных лиц и предпринимателей и до 100 000 руб. – для юридических лиц.

Не следует полагать, что нарушение может быть выявлено только непосредственно инспектором ГИБДД на дороге. Любые предприятия, эксплуатирующие автотранспорт, могут быть проверены представителями Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта соответствующего субъекта РФ (п. 5.1.8, 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398)). Ими также могут быть установлены факты непроведения медосмотров за какой-либо период. Кроме того, проверку соблюдения законодательства о труде может провести и трудовая инспекция (ст. 353 ТК РФ).

Правовые основания для проведения предрейсовых осмотров

Обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра водителей перед выездом в рейс возложена на работодателя целым рядом нормативных документов. Это Трудовой кодекс РФ и Закон № 196-ФЗ

Также см. «Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году: основные нововведения».

Эти документы определяют следующие цели проведения медицинских осмотров перед рейсом:

  • обеспечение безопасности труда водителя;
  • обеспечение безопасности других участников дорожного движения: пассажиров, водителей другого транспорта, пешеходов.

Периодичность прохождения медосмотра для водителей

Тем более, она неоплачиваемая, раз это не медосмотр, как и дни ее прохождения.

Ответ

Данная справка является обязательным документом водителя, также дающим право на управление транспортным средством.

Читайте также:  Какие комнаты считаются жилыми в доме частном

В соответствии со ст. 23 федерального закона 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О безопасности дорожного движения» кандидаты в водители и водители обязаны проходить медосвидетельствование.

Т.к. в законе нигде не указано иного,то для уже работающего водителя это не что иное, как периодический медосмотр (подробнее о медосмотрах – здесь). Оформляется он справкой установленного образца.

НО! Также медосмотр оформляется и медкнижкой, либо иным документом от лечебного учреждения — например, справкой.

Основное отличие – это то, что эта справка может быть использована ВНЕ трудовых отношений (например, при замене удостоверения водителя) и то, что ее наличие НЕ отменяет обязательность предварительного медосмотра при приеме на работу и периодических последующих медосмотров (требование ТК РФ).

Таким образом, налицо некоторая правовая недоработка: справка нужна именно этой формы, действует она год или два (по решению врачебной комиссии), но даже при ее наличии необходимо обязательное прохождение предварительного медосмотра.

Что в этом случае делать?

Рекомендуем использовать справку в личных целях. В случае, если вас направляют на медосмотр – переговорить с работодателем и получить помимо заключения еще и новую справку.

Что касается требования на работе справки, то следует понимать, что поскольку ее наличие регулируется законодательно, то такое требование можно расценивать как одно из доказательств пригодности выполнять определенную работу. Без этой справки получить (заменить) права не возможно. Работодатель желает удостовериться, что наличие специальных знаний и умений у вас есть.

Положение об организации предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей в организации – образец

Порядок проведения медосмотров водителей установлен методическими рекомендациями, утвержденными письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. Согласно данному документу, работодатель может утвердить отдельный локальный правовой акт о медосмотре водителей — положение об организации соответствующих осмотров. Оно состоит из двух больших блоков:

  • Общие положения. По сути, это краткое изложение норм законодательства, обязывающих водителей проходить медосмотр.
  • Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров. В этом блоке документа должно быть точно расписано, как именно проходит медосмотр. Должны быть регламентированы все действия врачей: сбор анамнеза, измерение давления и пульса и так далее.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно в начале статьи).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2023 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
– состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
– хорошо освещено;
– оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
– оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.
Читайте также:  Есть ли льготы для пенсионеров на поезд ласточка в СПБ в 2023 году

Послерейсовый медосмотр организовывается также. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.

Процедура прохождения медицинского осмотра

В процессе осмотра водителя медицинский работник выясняет его общее самочувствие.

Действия медработника:

  • оценивает реакцию зрачков на свет;
  • обращает внимание на походку;
  • осматривает состояние кожи на наличие следов от инъекций, расчесов;
  • измеряет давление и пульс;
  • обращает внимание на преобладающий фон настроения (апатия, тревога, раздражительность) и в случае значительной выраженности того или иного состояния указывает это в журнале;
  • наблюдает за характером речи водителя.

Во время осмотра имеют значение такие факторы, как возраст водителя, принадлежность к одной из групп риска, условия и характер работы, стаж.

Если в ходе осмотра у специалиста появилось подозрение на наличие алкоголя в крови водителя, он обязан провести тест на трезвость одним из разрешенных способов и в обязательном порядке составить протокол обследования.

Полученные данные служат основание для вынесения одного из следующих заключений:

  • трезв (признаков употребления не выявлено);
  • состояние одурманивания (имеются отклонения в состоянии водителя при отсутствии или сомнительности лабораторного подтверждения);
  • алкогольное опьянение (лабораторное подтверждение);
  • факт употребления алкоголя (запах перегара или алкоголя изо рта водителя, положительный результат теста).

В случае подтверждения подозрений медицинского работника и выявления признаков воздействия лекарственных веществ или иных препаратов, отрицательно сказывающихся на работоспособности, признаков временной нетрудоспособности, проба на наркотики, алкоголь или психотропные вещества дала положительный результат, то водитель не допускается управлению транспортным средством.

При отсутствии признаков заболеваний, жалоб, нарушений режима отдыха и труда, доказательств употребления алкогольных, наркотических или психотропных веществ, водитель имеет право отправляться в рейс. О прохождении медосмотра ставится отметка в путевом листе, указывается точное время и дата, данные и подпись медицинского работника.

Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле

Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.311 КоАП:

3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

Обратите внимание, наказание накладывается:

  • на водителя — 3 000 рублей,
  • на контролера — 5 000 рублей,
  • на юридическое лицо или ИП — 30 000 рублей.

Требования к предрейсовым медицинским осмотрам водителей на предприятии

Тонкости организации, которые предусматривает предрейсовый медосмотр на предприятии, касаются прежде всего помещения, где он будет осуществляться. Для проведения осмотра на предприятии выделяется помещение под медицинский кабинет. Он должен включать следующее оснащение:

  • мебель: кушетку, письменный стол, стол для медицинского оборудования, стулья, шкаф для одежды;
  • устройства и приспособления: настольная лампа, сейф, вешалка для верхней одежды;
  • приборы: оборудование для отбора биологических сред, тонометр, термометр, стетофонендоскоп, алкотестер, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики;
  • сумка с медикаментами для оказания неотложной медпомощи;
  • шпатели медицинские.

Помещение должно состоять из двух комнат и быть площадью более, чем 12 м2.

Исход предрейсового контроля: невозможность допуска к работе

Безусловно, если в процессе предрейсового контроля в организме выявляются те или иные запрещённые вещества (пары алкоголя, наркотические вещества и др.) – водитель не может быть допущен к работе. Также невозможен выход на линию при обострении хронических заболеваний или обнаружении новых, когда осуществление трудовой деятельности противопоказано. Ещё одна причина отстранить на текущий день человека от работы – его отказ от выполнения указаний медработника, касающегося прохождения предрейсового обследования.

Если же медицинским работником принимается решение о недопуске водителя к осуществлению им своих обязанностей – в путевом листе (с которым водитель должен явиться на осмотр) не проставляется ни подпись врача, ни соответствующая отметка (о допуске к работе).

Зато о каждом подобном случае медицинский работник, проводивший осмотр, в обязательном порядке информирует руководителя компании, в которой работает данный сотрудник. Это происходит путём подготовки письменного рапорта о вынесении соответствующего решения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *