Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика организации: как составить на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.
Базовая структура налоговой политики
В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:
- Общий блок.
- Правила формирования и оптимизации налоговой базы.
В общей части указываются сведения о:
- лицах, ответственных за ведение учета;
- принципах учета в сфере налогов;
- установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).
Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:
- правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
- прогнозный налоговый бюджет;
- составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
- принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
- анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
- пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
- описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
- анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
- перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.
Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения.
Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.
Структура учётной политики
Учётная политика может быть единой для бухгалтерского и налогового учёта, либо отдельной по каждому виду учёта. Порядок оформления — на усмотрение руководителя. Мы рассмотрим общий вариант, который состоит из трёх разделов:
- организационно-документальный;
- методология ведения бухгалтерского учёта;
- методология ведения налогового учёта.
Направления планирования
Направления налогового планирования – это база, на основе которой производится оптимизация нагрузки на предприятие. В процессе прогнозирования особенно важно провести тщательную работу по каждому из нижеперечисленных направлений:
- Подбор оптимальной организационно-правовой формы. Рекомендуется сделать это до проведения государственной регистрации бизнес-проекта.
- Определение максимально выгодного режима налогообложения.
- Установление объекта налогообложения.
- Формирование структуры финансово-хозяйственной деятельности, а также определение подразделений разной направленности.
- Выбор места регистрации компании. Важно учитывать особенности ФНС каждого отдельного региона, а также близость расположения к активам организации, ее принадлежность к зонам действия налоговых льгот.
- Тщательный анализ и использование действующего законодательства с целью максимального применения льгот.
- Распределение доходов компании для снижения фискальной нагрузки.
Виды налогового планирования
Как показывает практика, налоговое планирование на предприятии может быть текущим и стратегическим. Стратегическое планирование – это совокупность таких действий, как:
- Обзор проектов нормативных документов и прогноз возможного сценария развития событий в области налогообложения.
- Изучение и прогноз делового оборота и судебных практик.
- Прогноз налоговых обязательств предприятия.
- Составление графика исполнения обязательств компании.
- Оценка риска работы с различными инструментами, поиск возможных причин отклонений от расчетных показателей деятельности организации.
- Прогноз эффективности используемых для оптимизации инструментов.
Текущая система налогового планирования в организации представляет собой ряд определенных мероприятий:
- Мониторинг нормативно-правовых актов.
- Прогнозы налоговых обязательств компании.
- Последствия запланированных сделок.
- Составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов компании.
Кроме того, есть еще несколько видов налогового планирования:
- Классическое. Организация и контроль погашения обязательств на основании законодательства, прогнозирование.
- Оптимизационное. Максимальное использование пробелов в законах в пользу компании.
- Противозаконное. Уклонение налогоплательщика от обязательств, что влечет за собой уголовную ответственность.
- Долгосрочное. Составление стратегии развития компании, минимизация нагрузки на несколько лет вперед.
Ключевые формы оптимизации налоговой нагрузки
Оптимизация налогообложения – процедура, предполагающая сокращение фискального обременения на территории определенного экономического субъекта.
Фискальные платежи представляют собой достаточно большую статью расходов для любого предприятия. В случае, если такая нагрузка становится слишком сильной, это приводит к банкротству компании. В настоящее время у каждого налогоплательщика есть возможность провести налоговое планирование самостоятельно, а также оптимизировать процедуру налогообложения в соответствии с особенностями бизнес-проекта.
Некоторые предприниматели ошибочно думают, что оптимизация позволит им полностью отказаться от уплаты сборов и налогов. Однако отказ от выплат влечет за собой административную и уголовную ответственность.
Насколько объемной должна быть описательная часть учетной политики?
На мой взгляд, не следует подходить к составлению учетной политики как сборнику цитат из Налогового кодекса, комментариев и судебной практики по вопросам налогообложения. Учетная политика не является методичкой о порядке исчисления и уплаты налогов.
В учетной политике излишне воспроизводить, дублировать положения Налогового кодекса, которые не предусматривают для налогоплательщика выбора варианта поведения или не нужны для описания выбранного организацией способа (метода) учета показателей.
Хотя на практике встречаются учетные политики, текст которых составляет более 100 страниц без учета приложений. При этом в учетную политику помимо налогов включают положения о страховых взносах во внебюджетные фонды, иных платежах, не являющихся налогами, что не относится к предмету учетной политики.
Может ли быть разная учетная политика для обособленных подразделений общества?
Принятая учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Это значит, что в организации не может быть нескольких учетных политик для целей налогообложения.
Но в организации, в состав которой входят обособленные подразделения, возможно предусмотреть особенности применения методов учета. Так, при реализации покупных товаров налогоплательщик уменьшает доходы от таких операций на стоимость приобретения товаров, которая определяется в соответствии с учетной политикой. Налогоплательщик, выбирая метод списания стоимости покупных товаров, вправе в учетной политике определить, будет ли соответствующий метод применяться по каждому обособленному подразделению или по организации в целом (письмо Минфина России от 16.02.2012 № 03-03-06/1/88).
Положения об общем порядке ведения учета и НДС могут быть небольшими, тем самым учетная политика разместится на 2-3 листах?
Значительное место в учетной политике должен занять налог на прибыль. По сравнению с другими главами глава 25 НК РФ содержит наибольшее количество вариантов выбора показателей налогообложения.
Начать соответствующий раздел можно с определения даты получения дохода (осуществления расхода). При соблюдении установленных Налоговым кодексом условий общество может определять даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу. Но наиболее распространенным является закрепление метода начисления: доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.
Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.
При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
- изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
- разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
- существенное изменение условий деятельности организации.
Что должно быть в налоговой политике организации в части налога на прибыль
Первый и самый главный вопрос здесь — выбор метода, которым вы будете признавать доходы и расходы. Напомним, что их 2: метод начисления и кассовый метод.
Подробнее о них читайте в статье «Метод начисления и кассовый метод: основные отличия».
Далее нужно выбрать метод амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный (ст. 259.1, 259.2 НК РФ). Заметим, что здания, сооружения, передаточные устройства и НМА, входящие в 8–10-ю амортизационные группы, амортизируются исключительно линейным методом (п. 3 ст. 259 НК РФ).
Сделать правильный выбор способа амортизации вам поможет материал «Какой выбрать метод начисления амортизации в налоговом учете?».
Кроме того, в части амортизации в налоговой политике организации следует закрепить применение:
- амортизационной премии;
- повышающих или понижающих коэффициентов.
О нюансах применения амортизационной премии читайте в статье «Амортизационная премия в бухгалтерском и налоговом учете».
Затем следует определиться с учетом материальных ценностей, не относящихся к амортизируемому имуществу. В этой части в налоговой политике организация закрепляет:
- метод оценки сырья и материалов при списании в производство, товаров при реализации — ФИФО, по средней стоимости, по стоимости единицы (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ);
- вариант списания малоценки — единовременно или иным способом (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
В части учета затрат необходимо сформировать перечень прямых расходов и определить порядок их распределения на остатки НЗП (ст. 318, 319 НК РФ). Если оказываются услуги, возможна реализация права единовременно списывать все расходы по ним как косвенные. Это тоже нужно отразить в налоговой политике организации.
О том, что может повлиять на деление расходов на прямые и косвенные, читайте в статье «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».
Торговой фирме следует определить, как будет формироваться стоимость приобретения товаров — с учетом или без учета расходов, связанных с их закупкой.
Базовая структура налоговой политики
Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.
В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:
- Общий блок.
- Правила формирования и оптимизации налоговой базы.
В общей части указываются сведения о:
- лицах, ответственных за ведение учета;
- принципах учета в сфере налогов;
- установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).
Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:
- правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
- прогнозный налоговый бюджет;
- составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
- принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
- анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
- пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
- описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
- анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
- перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.
Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения.
Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.
Предмет учетной политики организации
Предметом УП по налогам является все, что, так или иначе, может повлиять на сумму исчисленных налогов, на документальное оформление налоговых операций и их фиксацию в налоговых регистрах и при этом:
- содержит несколько вариантов учета, предложенных на выбор в НК РФ. Например, торговые организации могут выбрать вариант формирования стоимости приобретения покупных товаров, включая затраты на их приобретение в стоимость или без них;
- законодательство не предлагает порядок учета. Тогда он должен быть разработан предприятиями самостоятельно. Например, для компаний, занятых производством в НУП необходимо прописать распределение прочих прямых затрат, таких как аренда производственных помещений, затраты на электроэнергию в производственных помещениях, которые невозможно однозначно отнести на изготовление того или иного вида готовой продукции: на ее реализацию, складские остатки и НЗП;
- Налоговый кодекс дает право выбора варианта учета. Например, формирование резервов по предстоящим отпускам или сомнительным долгам не является обязательным, поэтому в учетной политике должно быть отражено положительное или отрицательное решение об их формировании.
Организационные положения
- Для целей формирования информации по налоговому учету компания раскрывает в рамках указанного раздела данные, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так и по каждому из налогов, плательщиком которых она является.
- Данные о том, является ли компания вновь созданной или нет, необходимы для установления, является ли налоговая учетная политика организации совершенно новой или представляет собой модификацию старой. Отмечаем, что учетная политика формируется не позднее 90 дней с момента учреждения компании и применяется последовательно из года в год.
- Далее компании необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. Данная информация, помимо констатации факта, несет в себе и дополнительную нагрузку. В зависимости от конкретного вида деятельности организация формирует особенности своей учетной налоговой политики (в первую очередь в части налога на прибыль).
- Для этих же целей — для характеристики особенностей деятельности компании, учитываемых при формировании данных по налоговому учету налога на прибыль, — организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несет ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
- Для целей формирования информации о порядке ведения учета по налогу на имущество организация должна указать, имеется ли у нее на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
- Для структурной характеристики необходимо указать в учетной политике на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта Федерации.
- Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учета. Компания вправе вести учет данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (в этом случае в тексте учетной политики следует указать их наименование), так и собственными силами. Если налоговый учет ведется собственными силами, то необходимо указать, кто этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой компании.
- Существенным моментом является указание на способ ведения налогового учета (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведется налоговый учет.
Что такое учетная политика
Учетная политика — это совокупность допускаемых законодательством способов ведения учета, определения, признания, оценки и распределения доходов и расходов, а также иных необходимых показателей финансовохозяйственной деятельности1. Различают учетную политику для целей бухучета и для целей налогообложения.
Вести бухучет и составлять бухгалтерскую учетную политику должны все организации — как коммерческие, так и некоммерческие. При этом неважно, какой режим налогообложения они применяют — ОСН, УСН, ЕНВД, ЕСХН2.
А вот индивидуальные предприниматели, независимо от применяемого режима налогообложения, могут бухучет не вести и бухгалтерскую учетную политику не составлять. Ведь они ведут учет в соответствии с налоговым законодательством3. Так что если им и понадобится учетная политика, то только налоговая.