Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как ознакомиться с протоколами общих собраний собственников через ГИС ЖКХ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
А согласно ч. 1.1 этой же статьи управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
Формирование и размещения уведомления о проведении онлайн-собрания
Инициатор первого собрания одновременно является администратором собрания и обязан определить для первого собрания следующие условия:
-
порядок приема решений собственников;
-
продолжительность собрания (от 7 до 60 дней со дня начала голосования).
Администратор собрания обязан разместить в ГИС ЖКХ за 10 дней до онлайн-собрания уведомления о проведении собрания, а также посредством ГИС ЖКХ направить такое уведомление каждому собственнику в МКД (ч. 5 ст. 47.1 ЖК РФ). Также уведомление подлежит размещению во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка в МКД.
Уведомление о собрании должно содержать следующую информацию:
-
реквизиты согласно п. 1, 2, 4 и 5 ч. 5 ст. 45 ЖК РФ;
-
сведения об администраторе собрания, включая ФИО, паспортные данные, место постоянного проживания, номер телефона, адрес электронной почты. Если администратор юридическое лицо — наименование организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
-
место и (или) фактический адрес администратора собрания;
-
дата и время начала и окончания проведения голосования;
-
порядок приема письменных бюллетеней.
Размещение информации о собрании в ГИС ЖКХ
Размещение информации об общем собрании собственников помещенний в системе – обязанность инициатора собрания ( ч. 1 ст. 46 ЖК РФ ).
Если инициатор не управляющая компания, а физическое или юридическое лицо, т. е. кто-то из собственников, то у него пока нет технической возможности разместить сведения в системе ( ч. 1 ст. 46 ЖК РФ ).
На настоящий момент никакой ответственности за неразмещение информации у собственников нет. Документы могут храниться у одного из собственников, а именно у инициатора собрания, до момента появления возможности размещения данных в в системе.
Напротив, у управляющей организации есть возможность разместить необходимую информацию. Соответственно, если она как инициатор не разместила протокол и решения, для неё наступает ответственность по ст. 13.19.2 КоАП за неразмещение или размещение не в полном объёме информации в системе.
Размещение информации в ГИС ЖКХ стало лицензионным требованием для управляющих организаций большинства регионов с 1 января 2018 года, в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) – с 1 июля 2019 года ( ч. 1 ст. 198 ЖК РФ ).
Если же управляющая организация – не инициатор собрания, то оригиналы документов, полученные от инициатора, она передаёт в ГЖИ, но обязанности размещать сведения об ОСС в ГИС у неё не появляется. При этом передача в ГЖИ может осуществляться любым способом, позволяющим подтвердить факт получения.
Единственный случай, когда управляющая организация обязана разместить протокол и решения в системе, указан в Приказе Минкомсвязи и Минстроя РФ от 29.09.2015 № 368/691/пр . В нём сказано, что управляющая организация должна размещать в системе те протоколы и решения, в которых зафиксирован выбор способа смены управления домом или выбор новой управляющей организации.
Размещение информации об общем собрании собственников в МКД
Чтобы разместить протокол ОСС в ГИС ЖКХ, зайдите в Личный кабинет, выберите вкладку «Объекты управления», а затем – «Голосования». Откроется «Реестр сведений о голосовании». Здесь вы можете найти уже размещённый протокол ОСС с помощью формы поиска или добавить новый.
Для добавления нового протокола ОСС нажмите кнопку «Добавить».
Если вы проводите заочное голосование, не забудьте указать дату окончания и место приёма решений. При проведении очного голосования обозначьте дату, место и время проведения собрания.
При проведении очно-заочного собрания нужно будет указать дату и место проведения собрания и указать дату и время окончания приёма решений.
Далее нужно добавить сведения хотя бы об одном инициаторе собрания.
Для этого нужно нажать кнопку «Добавить» и из выпадающего списка выбрать, кто был инициатором – управляющая организация или собственник помещения в МКД.
При выборе в качестве инициатора управляющей организации, поле заполниться автоматически, если же инициатором был собственник, потребуется заполнить информацию о нём.
Если собственник является физическим лицом, потребуется заполнить информацию о нём.
После чего сведения можно сохранить или добавить ещё одного инициатора.
Если инициатор юридическое лицо, то информацию об организации можно будет найти в реестре.
В поле «Правомочность собрания» укажите, правомочно ли ОСС. Если кворум имеется, то собрание правомочно, если кворум отсутствует – собрание не правомочно.
Где можно посмотреть протокол общего собрания собственников жилья в гис жкх
Вопрос: Согласно ч. 1, ч.1.1 ст. 46 ЖК РФ, ч. 2 Порядка, утв. Приказом Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр (по общему правилу):
— инициатор ОСС в МКД обязан передать в УК, которая управляет данным домом, подлинник протокола проведенного в нем ОСС и подлинники решений (бюллетеней) в качестве неотъемлемой части этого протокола;
— после чего УК, в свою очередь, отправляет бумажный подлинник протокола данного ОСС в орган госжилнадзора и заливает его скан-образ в ГИС ЖКХ.
Однако если при этом на ОСС принято решение о переходе на «прямые договоры» с ресурсоснабжающими организациями, то инициатор ОСС, дополнительно, высылает в адрес соответствующей РСО еще один подлинник протокола ОСС с приложением подлинников бюллетеней в качестве обязательного приложения к протоколу ОСС и и, дополнительно, копий указанных бюллетеней.
При этом, согласно абз. 2 п. 4 упомянутого Порядка, инициатор ОСС должен отослать подлинник протокола ОСС не в УК, а сразу в орган ГЖН. А в адрес РСО и в адрес УК предписано инициатору ОСС отослать лишь копии бюллетеней и протокола ОСС.
В связи с этим прошу пояснить:
— кто (инициатор, УК, сам орган ГЖН) должен загрузить в ГИС ЖКХ скан-образ подлинника протокола ОСС и бюллетеней, являющихся неотъемлемой частью протокола, в ГИС ЖКХ, если означенным ОСС было принято решение о переходе на прямые договоры с РСО, РО по обращению с ТКО?
Ответ: Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение от 06.02.2020 N 132738 (вх. Минстроя России от 06.02.2020 N 4531-ОГ) и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5 Порядка направление подлинников решений, протоколов должно осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату их получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в открытом доступе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» скан-образов решений, протоколов не позднее пяти рабочих дней со дня направления подлинников решений, протоколов в орган государственного жилищного надзора.
Таким образом, в случае принятия общим собранием решения по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, скан-образы решений, протоколов подлежат размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства лицом, инициировавшим общее собрание.
Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Начальник отдела управления жилищным фондом и ОГЖН |
Л.Р. Егорова |
Размещение информации о капитальном ремонте в ГИС ЖКХ
Согласно разделу 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», управляющие организации, товарищества и кооперативы, которые являются владельцами специальных счетов капитального ремонта, обязаны размещать информацию о капремонте в ГИС ЖКХ. Таким образом, размещению в ГИС ЖКХ подлежат следующие сведения:
- решения собственников по капитальному ремонту: о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, о проведении капитального ремонта, об установлении взноса на капитальный ремонт и т.д.;
- информацию о специальных счетах капитального ремонта;
- информацию о договорах и актах выполнения работ по капитальному ремонту;
- информацию о факте оплаты работ по капитальному ремонту;
- информацию о совершенных операциях и остатке денежных средств.
Фонд капитального ремонта
Фонд капитального ремонта – это «копилка», в которой аккумулируются средства для проведения капитального ремонта многоквартирного дома в будущем. Для каждого дома создается свой отдельный фонд, который формируется из:
- взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений;
- пени за несвоевременную уплату взносов;
- процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счете;
- доходов, полученных от размещения средств фонда капитального ремонта;
- средств финансовой поддержки;
- кредитных и заемных средств, привлеченных на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД.
Формирование фонда капитального ремонта может производиться одним из двух способов:
- На специальном счете.
- На счете регионального оператора.
Стороны договора управления
Для добавления договора управления в ГИС ЖКХ, войдите в Личный кабинет и откройте вкладку «Объекты управления», выберите из списка «Договоры управления».
После этого откроется «Реестр договоров», для добавления нового договора управления нажмите кнопку «Добавить договор управления».
Следом откроется форма «Сведения о договоре», которую нужно будет заполнить, разместив в ней необходимые данные о вашем ДУ. В первую очередь, это сведения о сторонах договора управления, Сроки внесения этой информации — не позднее 7 дней с момента заключения ДУ или принятия дополнительного соглашения.
В случае заключения ДУ с кооперативом или ТСЖ УО размещает ОГРН ТСЖ или кооператива. Для этого нажмите на кнопку «Выбрать» напротив «ТСЖ/кооператив».
В открывшемся диалоговом окне можно выбрать тип лица: юридическое лицо, ИП или обособленное подразделение. Можно указать наименование организации, её ОГРН, ИНН и КПП. Отметим, что данное диалоговое окно идентично для остальных сторон договора.
Если договор заключается с застройщиком МКД с момента выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию, то УО выкладывает сведения о ОГРН (или ОГРНИП, если это ИП) застройщика. Для размещения информации так же, как и в предыдущем случае, нажмите на кнопку «Выбрать» напротив «Застройщик».
При заключении ДУ с собственниками помещений в МКД или с лицами, принявшими от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в этом доме, УО ставит галочку напротив «Собственники объекта жилищного фонда».Основные условия договора управления МКД 16536 3
Персональные данные в протоколе ОСС
После подписания протокола общего собрания управляющая организация в течение 10 дней размещает в ГИС ЖКХ следующие данные об общем собрании собственников:
- количество участников голосования по каждому вопросу повестки дня;
- количество голосов «за», «против», «воздержался» по каждому вопросу повестки дня;
- протокол ОСС;
- решение лица, принявшего участие в голосовании (для заочного голосования – бюллетень).
Даже если голосование не состоялось – не набралось кворума – протокол ОСС необходимо внести в систему.
Возникает вопрос, нужно ли обезличивать в протоколе ОСС персональные данные. Их в нём немало:
- паспортные данные,
- номера квартир,
- ФИО,
- подписи,
- данные о собственности.
В протоколе ОСС есть сведения о счётной комиссии и председателе собрания. В реестре собственников, принимавших участие в собрании, указаны:
- ФИО,
- паспортные данные (при наличии),
- подписи,
- сведения о праве собственности.
Сомнений не вызывают только сведения об инициаторе собрания, которые не являются персональными данными.
Как ознакомиться с протоколами общих собраний собственников через ГИС ЖКХ?
Мы работаем с УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и расчётным центрами и не оказываем услуги собственникам и потребителям жилищно-коммунальных услуг. Вы представитель управляющей организации или расчётного центра?
Поправками в Жилищный кодекс определены правила проведения первого общего собрания в форме заочного голосования с использованием информационной системы. Инициатором такого собрания может быть любой собственник или лицо, осуществляющее управление домом (управляющая компания и др.). Он же исполняет полномочия администратора первого общего собрания.
До сих пор собрания жильцов часто проводятся в очно-заочной форме с бумажными бюллетенями для голосования, которые раздаются жильцам лично или через почтовые ящики. Собрать жителей вместе особенно сложно в многоэтажных многоподъездных домах с большим числом собственников. Часто отсутствие кворума мешает решить ту или иную проблему жителей дома.
Общее собрание не может принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять ее.
Приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 № 937/пр об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в МКД утвержден Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор (Г-ЖИ).
Этими сервисами можно пользоваться как на компьютере, так и через мобильные приложения. В столичном сервисе также можно будет проводить собрания и опросы среди жителей и нанимателей помещений, а также получать информацию об опросах и нововведениях в доме.
Общие собрания жильцов многоквартирных домов (МКД) будут проходить онлайн на портале государственных услуг.
Прежде чем перейти непосредственно к изучению Порядка, предлагаем вспомнить положения ЖК РФ об обязанности управляющего МКД передавать протоколы и решения органу ГЖН.
Как проводятся общие собрания собственников
Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и п. 5 ст. 185 ГК РФ или удостоверена нотариально.
В пункте 2 Порядка специально отмечено, что документы надо передавать в орган ГЖН субъекта РФ, на территории которого находится МКД, собственники помещений в котором проводили общее собрание.
Федеральным закон от 25.05.2020 № 156-ФЗ были внесены изменения в ст. 47.1 ЖК РФ (новая редакция действует с 25.05.2020 года).
В силу ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ УК обязана передать документы в течение пяти дней с момента их получения от инициатора собрания (см. п. 3 Порядка). Поскольку не указано иное, считать нужно календарные дни. Важно зафиксировать дату поступления документов.
Федеральным закон от 25.05.2020 № 156-ФЗ были внесены изменения в ст. 47.1 ЖК РФ (новая редакция действует с 25.05.2020 года).
В ноябре 2020 года Правительством Москвы был расширен функционал проекта «Электронный дом».
Препятствия со стороны УК
У четверти администраторов-собственников были проблемы с УК при проведении собрания:
- «Препятствия со стороны УО выражалось в неактуальности загрузки данных кадастровых номеров помещений МКД».
- “Полтора месяца ушло на выгрузку информации из Росреестра и попытки заставить УК присвоить кадастровые номера помещениям”.
- “Со стороны УК препятствие было исключительно в части актуализации данных в ГИС ЖКХ по ЕГРН”.
- “Намеренное искажение УО данных по дому в таблице сведений в конце введения уведомления в ГИС ЖКХ. Кворум система считала не от нужной цифры. Отключение привязки объекта недвижимости к данным Росреестра. Короче, как полноценный администратор ГИС ЖКХ УО может сделать все, что захочет, поскольку эта форма проведения ОСС разработана специально для УО”.
- “УК удалила привязку с Росреестром, изменение площадей” (собрание было по смене УК).
Порядок приема бумажных бюллетеней администратором собраний существенно отличается.
- При строгом порядке администратор принимает письменные решения в заранее определенное время, под подпись, при предъявлении документов личности и полномочий. После этого в течение часа (как того требует ч. 10 ст. 47.1 Жилищного кодекса РФ) администратор вносит данные с бюллетеня в ГИС ЖКХ и загружает его скан в систему.
- 5 опрошенных ответили, что голосующие просто бросают бюллетени в почтовый ящик администратора или ящик для голосования. Стоит отметить, что такой вариант сильно угрожает “честности” собраний, так как упрощает вброс “левых” бюллетеней и предоставляет администратору возможность не учитывать какие-либо бюллетени, указав на их неполучение.
- Некоторые принимают бюллетени в виде скана – на электронную почту или через мессенджеры, а потом ждут от проголосовавших оригинал.
Что делать с этими бумагами дальше, единообразной позиции тоже нет: некоторые оставили храниться у себя, другие передали на хранение в УК (если те не отказались принять), многие сдали в ГЖИ, а кто-то и вовсе уничтожил.
Прежде всего нужно определить, какие именно документы подлежат передаче органу ГЖН. В частях 1, 1.1 ст. 46 ЖК РФ сказано о решениях и протоколах общего собрания собственников помещений в МКД. Это означает, что:
- протоколы общих собраний членов ТСЖ, ЖК, ЖСК передавать никуда не нужно (в соответствии с требованиями приведенных норм ЖК РФ);
- под решением следует понимать бюллетень для голосования каждого собственника помещения (см. также ч. 4 ст. 46 ЖК РФ), который необходим при проведении собрания в форме заочного или очно-заочного голосования. Если при очном голосовании решения собственников не оформляются, передавать их не надо;
- передавать в орган ГЖН необходимо все полученные протоколы и решения, даже если без участия управляющего МКД они были оформлены с нарушением Требований (а ранее – без обязательных реквизитов, перечисленных в ст. 181.3 ГК РФ), либо вызывают сомнения в достоверности, либо могут быть квалифицированы как ничтожные.
⚠️О защите персональных данных физических лиц, размещаемых в ГИС ЖКХ
- В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 209-ФЗ правовой основой создания, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 209-ФЗ, Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, ЖК РФ, другие федеральные законы, регулирующие указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона № 209-ФЗ отношения, и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
- Таким образом, к ГИС ЖКХ предъявляются требования по обеспечению безопасности хранения и использования персональных данных.
- Сведения, которые в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ “О персональных данных” могут быть отнесены к персональным данным, имеют в ГИС ЖКХ статус документов с ограниченным доступом.
В частности, Порядок хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в ГИС ЖКХ, утвержден Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 23.03.2015 № 86/201/пр (зарегистрировано в Минюсте России 10 апреля 2015 г. № 36824).
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Порядка предоставление информации, содержащейся в системе, осуществляется в автоматическом/автоматизированном режиме в соответствии с правами доступа к системе. Информация предоставляется в электронной форме и является официальной.
Порядок и способы размещения информации, ведения реестров в ГИС ЖКХ, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утверждены Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 28.12.2015 № 589/944/пр (зарегистрировано в Минюсте России 19 февраля 2016 г. № 41149).
В соответствии с пунктом 3 данного Порядка доступ к закрытой части ГИС ЖКХ и к информации, размещенной в ней, предоставляется после прохождения процедуры идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме”, созданной на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 977 “О федеральной государственной информационной системе “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме” (далее – ЕСИА).
- При этом доступ предоставляется только при наличии подтвержденной учетной записи пользователей ГИС ЖКХ в ЕСИА (для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей) или уполномоченных представителей пользователей ГИС ЖКХ (для органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, иных юридических лиц).
- Согласно пункту 4 вышеуказанного Порядка доступ к закрытой части ГИС ЖКХ и к информации, размещенной в ней, обеспечивается путем предоставления функциональных возможностей в личных кабинетах, предназначенных для работы в ГИС ЖКХ, и (или) с использованием иных информационных систем (далее также – ИС) с учетом особенностей, предусмотренных главами VI – IX данного Порядка.
- При этом доступ к информации, размещенной в закрытой части ГИС ЖКХ, осуществляется в соответствии с правами доступа к ГИС ЖКХ, предоставленными в ГИС ЖКХ пользователю (далее – права доступа).
- При этом на основании пункта 5 Порядка физическим лицам, действующим от своего имени, за исключением физических лиц, получающих доступ к закрытой части ГИС ЖКХ в качестве индивидуальных предпринимателей, доступ к личным кабинетам предоставляется после прохождения процедуры идентификации и аутентификации в ЕСИА при наличии подтвержденной учетной записи в ЕСИА, без прохождения ими процедуры регистрации в ГИС ЖКХ.
О передаче органу ГЖН
В пункте 4 Порядка уточнено, что копии документов считаются переданными в случае наличия у управляющего МКД документа, подтверждающего факт и дату их передачи в орган ГЖН. Самый очевидный способ – передача нарочным, с получением расписки от сотрудников органа ГЖН с указанием даты передачи документов. Обращаем ваше внимание: в Порядке не сказано, что это единственно возможный способ. Управляющим в населенных пунктах, расположенных в существенном отдалении от областного центра, где обычно располагается орган ГЖН, этот вариант может быть весьма неудобен. Учитывая равенство прав всех хозяйствующих субъектов, представляется справедливым, что управляющие могут направлять пакет документов чиновникам заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.