- Правовые статьи

Налог на воду из скважины с 2023 года разъяснение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на воду из скважины с 2023 года разъяснение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Статья 19 закона «О недрах» четко определяет, что собственники частных домов и земли могут использовать воду только с песчаного горизонта. Такой горизонт не используется для забора воды на нужды централизованного водоснабжения и не учитывается на балансе государства.

Порядок представления декларации

Законодательством РФ указан порядок декларации об уплате налога за пользование водой.

Для начала необходимо ознакомится со всей документацией, которая потребуются для налоговой службы. По стандарту это следующие документы:

  • Журнал, в котором контролируется уровень воды;
  • Налоговая декларация;
  • Лицензия для эксплуатации или бурение источника (чтобы ее получить, необходимо собрать и предоставить множество бумаг: кадастровая справка, протокол анализа воды, ограничение на выкачку воды, журнал, контролирующий расход воды и обязательно копии перечисленных документов);
  • Паспорт на скважину;
  • Заключение о санитарных зонах.

Как рассчитать и как оплачивать водный налог в 2023 году? Декларация по водному налогу

Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2023 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,66

Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м 3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м 3 )*264руб.*2,66
Итого: 3511,2 руб.

Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).

Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Новый налог на воду, а новый ли он?

Спекуляций на теме нового налога на воду в 2021 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:

Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.

Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м3/сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.

Читайте также:  Как увеличить стоимость чистых активов (1 часть)?

Мнение населения о налогах на скважины

Вменение населению сборов за использование подземных источников воды с 1 января 2021 года было анонсировано многими интернет-источниками. По сути это не совсем достоверная информация, т.к. речь идет не обо всех привычных гражданам способах извлечения воды из-под земли, а только о глубинных скважинах.

Только многие дачники возмущены тем, что именно им придется оплачивать стоимость лицензии, обязательной для садовых товариществ со следующего года. Особенно это задевает владельцев участков, имеющих собственный источник воды, хотя им в общий счет включат оплату за лицензию на скважину. Может быть позже законодательно появится какая-то поправка для дачников и из категории владельцев собственных скважин, подлежащих лицензированию.

Внимание! Пока для частных лиц нет соответствующего закона, позволяющего официально получать лицензию на бурение артезианской скважины. При этом уже планируется внедрение нового налога на такие глубинные источники водоснабжения и штрафов за отсутствие лицензий на прочие методы разработки подземных недр.

В ближайшее время гражданам стоит быть внимательными при проверках своих колодцев или скважин. Эксперты предполагают, что в первые месяцы после принятия закона вероятен всплеск коррупции. Физическим лицам стоит знать о том, что это не они обязаны доказывать объем потребляемой из колодца воды, а власти, хотя паспорт или технические документы на скважину/колодец все же желательно иметь, т.к. некоторые представители власти захотят выписать «штраф». В такой ситуации стоит помнить свои права, не позволяя запугать себя и вынудить к оплате выдуманных штрафов.

Налог на подземную воду в России с 2021 года не станет неожиданностью для населения. Люди были давно информированы о вероятном введении такого вида государственных сборов. Речь идет не о том, что все физические лица станут платить налоги государству. Такую обязанность вменят лишь гражданам, имеющим скважины определенной глубины.

Когда лицензия не нужна

Если источники воды используются для личных нужд, то лицензировать их не требуется. Например, если колодец располагается на территории в частном доме, и его владелец использует воду только для полива огорода, то оформлять лицензию не нужно.

Таким образом, закон о лицензировании скважин относится к тем источникам воды, которые служат для коллективных целей участников товарищества. Для оформления лицензии потребуется обращаться в Министерство природных ресурсов и экологии с определенными документами и квитанцией об оплате госпошлины. За отсутствие лицензии предусмотрены штрафные санкции.

Если скважина или колодец с неартезианской водой располагаются на личном участке, глубина – до 20 метров, а владелец участка использует воду для некоммерческой деятельности, то оформлять лицензию ему не нужно.

Кто платит налог на воду?

Так раз использование подземных вод в коммерческих целях давным-давно платное, тогда что же получается, обременение водным налогом в 2020 г. – новостная утка?
Не совсем так, а точнее всего лишь, как обычно, стремление раздуть из мухи слона и сделать исключительную сенсацию за счет рассеивания паники.
Да, действительно, 1 января 2020 г. истек срок действия так называемой «водной амнистии», но что это значит на самом деле, мало кто понимает. Поясним.
217-ФЗ внес в список участков недр местного значения, участки, используемые для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ и ОНТ (не в коммерческих целях), а значит теперь за использование скважин общего пользования в СНТ и ОНТ, придется платить. Т.е. необходимо получить соответствующую лицензию, поставить счетчики, на основании которых будет производиться оплата потребляемой воды (подробнее читайте в нашей статье: «Лицензия на скважину в СНТ в 2020 году»).
Однако в принятом законе нет ни слова о скважинах и колодцах, расположенных на участках, находящихся в собственности или личном пользовании граждан.
Конечно, если на вашем участке находится скважина, с помощью которой вы добываете подземные воды для их последующих бутилирования и продажи, за такое использование недр придется заплатить. За использование же подземных вод для собственных нужд на территории личного участка по-прежнему платить не надо.

Несмотря на то что действующее законодательство не содержит понятия особого и специального водопользования, плательщики водного налога до сих пор определены через него. Так, согласно п. 1 ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Напомним, что эти термины применялись в предыдущей редакции Водного кодекса РФ, утратившей силу с 1 января 2007 г. Под специальным водопользованием понималось использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств при наличии лицензии на водопользование в том числе в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, промышленности и энергетики, добычи подземных вод. Основанием для водопользования выступала лицензия и заключенный в соответствии с ней договор пользования водным объектом.

Читайте также:  В каких случаях компенсации по оплате услуг ЖКХ не выплачиваются

Водопользователи, имеющие лицензии, выданные до вступления в силу ВК РФ (01.01.2007), признаются плательщиками водного налога. Эти лицензии дают право пользования водными объектами до истечения срока их действия (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ). После того как взамен этих лицензий водопользователь заключит договор или получит решение по правилам, предусмотренным новым ВК РФ, он перестает быть плательщиком водного налога на основании прямого указания в п. 2 ст. 333.8 НК РФ — его ждет неналоговая плата за пользование водными объектами.

Причем водопользователю дается право выбора — обратиться в уполномоченный орган с целью заключения договора водопользования (получения решения) по истечении срока действия лицензии либо, не дожидаясь этого, в любой момент. Условия и сроки водопользования могут быть изменены только по инициативе водопользователя. Кроме того, размер платы за пользование поверхностным водным объектом, находящимся в федеральной собственности (а таких подавляющее большинство), идентичен ставкам водного налога. Порядок исчисления водного налога, изложенный ниже, применяется водопользователями, имеющими лицензии старого образца, на общих основаниях.

Заметим, что прежняя редакция ВК РФ в интересующем нас контексте не различала пользование поверхностными и подземными водными объектами. В то время как в действующем ВК РФ прописан порядок предоставления права пользования только поверхностными водными объектами (на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование). При этом право пользования подземными водными объектами может быть получено по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах (п. 3 ст. 9 ВК РФ). В пп. 3 п. 3 ст. 11 ВК РФ специально указано, что если водный объект используется для забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод, то заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется. Следовательно, п. 2 ст. 333.8 НК РФ касается только пользователей поверхностных водных объектов.

Порядок получения права пользования подземными водными объектами после принятия нового ВК РФ не поменялся: для этого по-прежнему требуется лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод, выдаваемая в соответствии с требованиями Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах». Следовательно, пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с гл. 25.2 «Водный налог» Кодекса на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 1 января 2007 г., так и после этого срока. Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14.

Более того, как отмечено в другом разъяснении финансистов (Письмо от 07.11.2006 N 03-07-03-04/39), основанием для признания организации налогоплательщиком является факт получения лицензии на добычу подземных вод. Отсутствие самого факта водопользования (забора воды) не освобождает организацию от обязанностей налогоплательщика, в частности по представлению налоговой декларации (в ней следует проставлять прочерки).

Применение ставки 70 руб. за 1000 куб. м

Вопрос, который вызывает большое количество налоговых споров, — это правомерность применения пониженной ставки. Формулировки Налогового кодекса, как обычно, лаконичны (в п. 3 ст. 333.12 указано только, что ставка применяется при заборе воды для водоснабжения населения), что открывает чиновникам массу возможностей для придирок. Так, в Письме Минфина России от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24, направленном налоговикам Письмом ФНС России от 19.07.2006 N ММ-6-21/694@, сделаны такие выводы: при отсутствии в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод указаний на целевое использование забранной воды и при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке, водный налог уплачивается по ставкам, предусмотренным п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Чиновники объясняют это тем, что пониженная ставка налога является льготой для налогоплательщика, которую нужно подтвердить. На этом же настаивают и налоговики на местах. Однако арбитражные суды уверены: такие утверждения совершенно произвольны. По их мнению, квалифицирующим признаком применения пониженной ставки водного налога является не факт наличия соответствующей лицензии, а целевое использование водного объекта, то есть забор воды для снабжения населения (Постановления ФАС МО от 17.05.2007 N КА-А41/3855-07, ФАС ВВО от 28.03.2007 N А43-24705/2006-34-1128, ФАС СКО от 29.08.2007 N Ф08-5401/2007-2041А). Наличие лицензии не имеет правового значения для спорных правоотношений (Постановление ФАС ЦО от 27.11.2007 N А68-199/07-13/11). Как справедливо заметил ФАС СЗО в Постановлении от 13.09.2007 N А21-1460/2007, отсутствие лицензии на добычу воды является основанием для применения мер административной ответственности, но не повышения ставок водного налога.

Столь же лояльно суды относятся к налогоплательщикам, в лицензии которых не фигурируют водопотребители, не указаны слова «водоснабжение населения (жилищного фонда)». Для применения спорной ставки достаточно факта целевого использования воды (Постановления ФАС ДВО от 18.04.2007 N Ф03-А51/07-2/57, ФАС ЗСО от 01.10.2007 N Ф04-6838/2007(38808-А27-15), ФАС СКО от 11.03.2008 N Ф08-1064/08-395А, от 26.11.2007 N Ф08-7322/07-2866А).

Читайте также:  Как работать с должниками, когда присутствует дебиторская задолженность

Что можно по закону без регистрации и лицензии?

Новый Закон о недрах гласит (ст.19), что в личных целях можно использовать только воду из первого водоносного песчаного пласта. Она не используется в промышленных целях и для нужд центрального водоснабжения. На балансе (учете) у государства стоят только воды второго и третьего пласта.

В новых правилах пользования подземными водами говорится, что землепользователи и землевладельцы в пределах собственного участка имеют право:

  • Использовать для бытовых нужд распространенные полезные ископаемые, в том числе и воду.
  • Потреблять подземные воды в объеме не более 100 м3 в сутки.
  • Глубина пробуренной скважины или колодца при этом не должна превышать 30 метров.

Из этих допусков следует, что колодцами на своем участке в личном подсобном хозяйстве можно пользоваться по-прежнему без регистрации, лицензирования и налога на скважину.

Подготовительные мероприятия под бурение скважины на воду

Первоначально определяют, где, в каком конкретном месте вести земляные работы, чтобы попасть в водяную жилу, чтобы она не истощалась с течением времени. С какой глубины и из какого пласта брать воду, чтобы она была питьевой, а не годилась только для бытовых нужд.

Для этого делают запрос в региональный Фонд геологической информации. Сотрудники данной службы, отталкиваясь от карты, на которой указано расположение участка, предоставят необходимую геологическую информацию.

Законодательством предписано, что бурение колодцев могут проводить только специализированные организации, имеющие государственную аккредитацию и другие разрешительные документы.

Регламентирующие законы

Кроме Закона «О недрах», отношения в сфере пользования водой из скважин регулируются еще многими документами.

Порядок лицензирования изложен в постановлении Верховного Совета РФ №3314-1 от 15.07.1992, инструкции Роскомнедра №583 от 16.05.1994 г. Водный кодекс от 03.06.2006 №74-ФЗ закрепляет в п. 3 ст. 43, что регламент пользования подземными водными ресурсами регулируется законодательством о недрах.

В части налоговых сборов и в целях расширения круга плательщиков за счет скважин на дачных участках действуют следующие документы:

  • Налоговый кодекс РФ части 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ и 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ;
  • закон о садоводстве и огородничестве от 20.07.2017 №217-ФЗ;
  • Правила охраны подземных вод, утвержденные правительственным постановлением №94 от 11.02.2016 г.

Плательщики водного налога обязаны ежеквартально, до 20 числа следующего периода, отчитываться о расходе ресурса и сдавать декларацию в инспекцию ФНС — Федеральной налоговой службы. Форма документа утверждена приказом ФНС от 09.11.2015 №ММВ-7-3/497.

Мнение общественности

Данный законопроект уже не в первый раз анонсируется интернет-изданиями. Причем не всегда информация в них является достоверной. Так, среди дачников прошел слух о том, что с 2021 года будет введен в том числе и налог на воду из колодца. Разумеется, эта новость вызвала недовольство среди собственников дачных участков. Возмущают нововведения и владельцев участков СНТ, у которых есть собственный колодец, потому что с 2021 года в их счет будет включен пункт о лицензировании скважины.

К тому же, эксперты в этой сфере предупреждают граждан о том, что вступление в силу нового законопроекта приведет к всплеску коррупции. Поэтому будьте бдительны. Рекомендуем держать при себе необходимые документы: паспорт и технические бумаги, чтобы обезопасить себя от ложных “штрафов”.

Итак, обязанность делать налоговые отчисления на пользование водой коснется не всех россиян. Новый законопроект предусматривает налог на подземную воду для дачников, которые осуществляют забор воды из артезианской скважины. Владельцы обычных колодцев не будут иметь к нововведениям никакого отношения.

Как рассчитывается налог?

Налогоплательщик рассчитывает сумму налога самостоятельно. Рассчитывается она так:

ВН = Налоговая база х Ставка налога (с учетом коэффициентов)

имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины в бассейне реки Печора. Производство оборудовано средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования — 320 000 м3. За 1-й квартал 2021 года «Водица» использовала 360 000 м3 воды. Как рассчитать ВН за 1-й квартал 2019 года?

Считаем. В течение квартала «Водица» превысила лимит забора воды. Его величина составляет:

360 000 – 320 000 = 40 000 м3

Теперь налог будет складываться из двух составляющих: плата за основной лимит и плата за сверхлимит.

Считаем плату за использованный лимит. Мы знаем его объем. Узнаем ставку для 1000 м3 забранной воды и годовой коэффициент.

320 000 м3 × 300 рублей ÷ 1 000 м3 × 2,01 = 192 960 рублей

Считаем сверхлимит по той же схеме. В конце умножаем сумму на 5.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *