Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребёнка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой, порождающей серьезные последствия на всех этапах жизни людей. В последнее время по данной проблеме были проведены обследования в нескольких странах с низким и средним уровнем дохода, однако по целому ряду стран данные до сих пор отсутствуют.
Жестокое обращение с детьми представляет собой комплексную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемой методологии исследований. Точность оценок зависит от:
- применяемых определений понятия «жестокое обращение с детьми»;
- принятой типологии изучаемых форм жестокого обращения с детьми;
- статистического охвата и качества официальных статистических данных;
- охвата и качества обследований, предусматривающих сбор информации со слов самих жертв, родителей или воспитателей.
Вместе с тем данные международных исследований свидетельствуют о том, что почти три четверти детей в возрасте 2–4 лет регулярно подвергаются физическим наказаниям и/или психологическому насилию со стороны родителей или воспитателей, а каждая пятая женщина и каждый тринадцатый мужчина перенесли сексуальное насилие в детском возрасте.
Ежегодная численность насильственных смертей среди детей в возрасте до 18 лет оценивается на уровне 40 150 случаев, многие из которых с большой вероятностью обусловлены жестоким обращением с детьми. Этот показатель, скорее всего, является заниженным и не отражает истинных масштабов проблемы, поскольку очень часто в качестве причины смерти ребенка, произошедшей в результате жестокого обращения, некорректно указываются падение, ожог, утопление или другие факторы.
В условиях вооруженных конфликтов и перемещений беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны представителей воюющих сторон, сил безопасности, местных жителей, гуманитарных работников и других лиц.
- Наказывать следует, когда Вы наедине с ребенком, и никто не наблюдает за вами.
- Заранее сообщите ребенку, что Вы собираетесь сделать ему выговор за плохое поведение.
- Наказание должно следовать сразу за проступком.
- Посмотрите ребенку в глаза и прямо скажите о том, что он натворил, указывая конкретные факты. Данный пункт помогает не срываться на своих детях из-за плохого настроения, т.к. перечисление фактов сильно отрезвляет, и родитель может выбрать адекватный способ наказания.
- Потом расскажите о том, что Вы чувствуете. Важно не обманывать себя и ребенка. Если Вы чувствуете презрение, гнев или ненависть – так и скажите. Спорить по поводу чувств не надо. Вы просто сообщаете своему ребенку, что Вы чувствуете, как факт, который нужно принять.
- Теперь надо сделать глубокий вдох и успокоиться.
- Когда Вы будете готовы – посмотрите на своего ребенка и прикоснитесь к нему как к своему самому любимому человеку.
- Спокойно скажите: «Твое поведение нельзя назвать хорошим, но ты у меня хороший. Именно поэтому я расстроен (а). Ты ведь лучше, чем твое поведение. Я знаю. Что ты хороший человек. И я тебя люблю».
- Обнимите своего ребенка.
- Выговор закончен. Больше к этой ситуации не возвращаетесь и не упоминаете.
Приемлемые методы дисциплинарного воздействия на ребенка
- Метод естественных последствий – один из видов наказания, исходящий от самой жизни. Когда малыш обожжется, прикоснувшись к горячей чашке, или уколется, схватив иголку, он, может быть, впервые почувствует смысл и жизненную необходимость родительского требования. Такой метод, несомненно, поможет ребенку сделать самостоятельный вывод из случившегося. Наказание может исходит и от взрослого. Такие наказания называют условными следствиями непослушания, потому что они не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями по их усмотрению. Все начинается с предупреждения: «Если ты не…, то…», а кончается выполнением обещанного. Например: «Если ты не уберешь игрушки, то не пойдешь гулять».
- Лишение удовольствия. Лучше наказывать. Лишая хорошего, чем делая плохое. Такой способ может использоваться с первого года жизни ребенка. К примеру, когда годовалый малыш бьет маму по лицу ладошкой, проверяя «можно или нет», она должна тут же спустить драчуна на землю и строго сказать «нельзя». В этом случае ребенок лишается любимых рук и маминого тепла. И для него это очень существенная потеря. Нескольких повторений будет достаточно. В семье, где заведено, что перед сном мама или папа читают малышу книгу, чтение отменяется. Для детей постарше может быть наложен запрет на просмотр телевизора, игры за компьютером. Однако не стоит перегибать палку и наказывать слишком длительным лишением чего-либо. Так как ребенок может просто почувствовать себя несчастным. А этого допускать нельзя.
- Лишение внимания. Поверьте, для детей самое важное – это Ваше внимание. Нужно знать, что большинство плохих поступков они совершают именно из-за желания быть замеченными. Поэтому ребенка можно наказать отсутствием внимания, то есть просто не обращать на его выкрутасы никакого внимания, чтобы он понял, что подобная тактика не принесет никаких результатов. Но, перед тем, как начать игнорировать, ему обязательно нужно объяснить, что это Вы делаете, так как решили его наказать, а не потому, что у Вас плохое настроение. Также необходимо определиться и поставить ребенка в известность, сколько Вы будете наказывать его подобным образом. Например: «Я не буду с тобой разговаривать до тех пор, пока ты не соберешь все свои игрушки (не перестанешь кричать). Все, просто занимайтесь своими делами. Конечно, ребенок тут же захочет проверить, и после нескольких попыток, убедившись, что вы не отступите, перестанет делать то, за что наказан.
- Наказание детей – пауза. Данный метод отлично подойдет в тех случаях, когда дети пытаются манипулировать родителями, чтобы привлечь их внимание. Собственно это даже не является способом наказать ребенка, а просто способ прекратить детские капризы или шалости. Метод крайне прост – отправьте ребенка в уединенную комнату подумать о своем поведении (пресловутое: иди к себе в комнату или угол). Только помните, что наказывать малышей так нельзя. В случае, если ребенок очень мал, можно самим выйти из комнаты. Наказывать надолго таким образом маленького ребенка тоже не стоит, так как через некоторое время он просто забудет, за что его наказали.
ст 156 УК РФ с комментариями
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, —
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Причины жестокого обращения с ребенком
Насилие. В целом насилие может быть проявлением потери контроля над собой у родителей или других лиц, осуществляющих уход за ребенком. Выделяют несколько важных факторов.
Могут иметь значение особенности родителей и черты их характера. Сами родители в детстве могли недополучить привязанности и тепла, находились в окружении, не способствовавшем адекватному формированию самооценки или эмоциональному созреванию, а в большинстве случаев сами испытывали какие-то формы насилия. Такие родители могут смотреть на детей как на неограниченный и безусловный источник любви и поддержки, которой они никогда не получали. Как результат у них могут формироваться неадекватные ожидания того, что их ребенок может дать им; они легко разочаровываются и теряют контроль; они могут быть неспособны дать ребенку то, чего сами никогда не испытывали. Наркотики или алкоголь могут провоцировать импульсивное и неконтролируемое поведение по отношению к ребенку. Психические расстройства у родителей могут повышать риск, в некоторых случаях насилие над ребенком совершается в тот период, когда родитель находится в психозе.
Как распознать жестокое обращения с ребенком?
Оценка травм и недостаточного питания обсуждается в других разделах Руководства. Выявление жестокого обращения с ребенком как причины может быть затруднено, для этого необходимо поддерживать высокий уровень настороженности. Острая травма головы, нанесенная кем-то из родителей, часто не диагностируется в полных семьях со средним доходом.
Иногда прямые вопросы могут дать ответ. Дети, подвергавшиеся жестокому обращению, могут описать события и человека, который их совершал, однако некоторых детей, особенно при сексуальном насилии, могут заставить пообещать сохранять все в секрете, они могут быть напуганы или так травмированы, что разговаривают крайне неохотно (и могут даже отрицать насилие, если их специально об этом спросить). С ребенком следует беседовать на едине,спокойно задавая ему незаконченные вопросы; вопросы, требующие ответа «да» или «нет» («Делал ли это твой папа?», «Трогал ли он тебя здесь?»), могут с легкостью нарисовать искаженную картину событий у маленьких детей.
Обследование включает наблюдение за взаимоотношениями между ребенком, подвергающимся насилию, и лицами, возможно, ответственными за это, при любом удобном случае. Следует как можно более полно и точно зафиксировать все результаты обследования и анамнез, включая запись непосредственно цитат из рассказа и фотографии повреждений.
Физическое насилие. И анамнез, и физическое обследование дают ключи, позволяющие предположить жестокое обращение с ребенком. Признаками, предполагающими насилие над ребенком, являются нежелание или неспособность родителей объяснить происхождение травм у ребенка; анамнез, не соответствующий характеру повреждений (например, синяки на задней поверхности ног родители связывают с падением), или явная стадия разрешения (т.е. старые повреждения, интерпретируемые родителями как свежие); анамнез, который отличается в зависимости от источника информации; анамнез травмы, не сочетающийся со стадией развития малыша (например, травмы, объясняемые падением с лестницы, у ребенка, слишком маленького, чтобы ползать); неадекватная реакция родителей на тяжесть травмы — либо слишком озабоченная, либо, наоборот, беспечная; позднее обращение за помощью.
Основными признаками насилия при обследовании являются атипичные травмы и травмы, не сочетающиеся с анамнезом, который приводят родители. Повреждения у детей, являющиеся следствием падения, как правило, одиночные и располагаются на лбу, подбородке или в области рта или на разгибательных поверхностях конечностей, особенно локтях, коленях, предплечьях и голенях. Синяки на спине, ягодицах и задней поверхности ног крайне редко являются следствием падения. Переломы, за исключением перелома ключицы и перелома лучевой кости в типичном месте (перелом Коллеса), менее часто встречаются при обычных падениях во время игры или с лестницы. Нет переломов, которые были бы патогномоничными при физическом насилии, однако классические метафизарные травмы, переломы ребер (особенно задние и 1-го ребра), вдавленные или множественные переломы черепа при явно незначительной травме, переломы лопатки, переломы грудины и остистого отростка должны вызывать настороженность.
Физическое насилие следует предположить, если серьезная травма выявляется у ребенка, который еще не ходит. Следует дообследовать младенцев первых месяцев жизни с незначительными повреждениями на лице. Дети первых месяцев жизни могут выглядеть абсолютно здоровыми или спящими, несмотря на значительную травму головного мозга, у каждого вялого, апатичного, сонливого ребенка одним из пунктов дифференциального диагноза должна являться острая травма головы в результате жестокого обращения с ребенком. Также подозрительным является наличие у ребенка множественных повреждений, находящихся на разных стадиях заживления; кожных изменений, характерных для определенных видов травм; и повторных травм, которые предполагают насилие или неадекватный надзор за ребенком.
Кровоизлияния в сетчатку отмечаются у 65-95 % детей, которых грубо трясли, крайне редко они встречаются при случайной травме головы. Также кровоизлияние в сетчатку может присутствовать с рождения ребенка и сохраняться в течение 4 недель.
Детям младше 2 лет, подвергшимся физическому насилию, необходимо исследовать скелет для выявления признаков предшествовавших костных повреждений [переломы в различных стадиях заживления или поднадкостничные образования (выступы) длинных костей]. Обследование также проводят иногда детям в возрасте от 2 до 5 лет, у детей старше 5 лет обследование, как правило, не эффективно. Стандартное обследование включает рентгенографию черепа и грудной клетки в прямой проекции, позвоночника и длинных костей в боковой проекции, таза в прямой проекции и кистей в прямой и косой проекциях. Заболеваниями, при которых могут отмечаться множественные переломы, являются несовершенный остеогенез и врожденный сифилис.
Как предотвратить жестокое обращения с ребенком?
Профилактика жестокого обращения с детьми должна проводиться при каждом визите к врачу с помощью предоставления сведений родителям или лицам, ухаживающим за ребенком, а также через обращение в соответствующие службы при выявлении семей повышенного риска жестокого обращения с детьми. Родители, подвергавшиеся насилию или пренебрежению в детстве, с большей вероятностью могут в дальнейшем жестоко обращаться со своими детьми. Такие родители часто высказывают тревогу по поводу своей склонности к насилию в семье и хорошо поддаются коррекции. Также высок риск жестокого обращения с детьми у родителей при воспитании первого ребенка, если родители — подростки, а также если в семье несколько детей младше 5 лет. Часто факторы риска со стороны матери могут быть выявлены еще до рождения ребенка, например будущая мать не соблюдает назначений врача, не является на прием, курит, употребляет наркотики либо у нее в анамнезе есть сведения о домашнем насилии. Медицинские проблемы во время беременности и родов, а также раннего неонатального периода, которые могут оказывать влияние на здоровье малыша, могут ослаблять привязанность между родителями и ребенком. В такие периоды важно выяснить чувства родителей по отношению к их собственной несостоятельности и благополучию малыша. Насколько хорошо они могут относиться к ребенку с большим числом потребностей или проблем со здоровьем? Оказывают ли родители друг другу моральную и физическую поддержку? Есть ли родственники или друзья, которые могут помочь в случае необходимости? Врач, который насторожен по отношению к этим ключевым вопросам и может предоставить поддержку в таких условиях, совершает длинный путь по предотвращению трагических событий.
Такая форма жестокого обращения с подрастающим поколением считается самой страшной, так как ее очень сложно выявить. Как правило, ребенок боится рассказывать кому-либо о совершающемся над ним насилии из-за непреодолимого чувства униженности, вины и возможного осуждения. Помимо этого, данный вид жестокого обращения, в отличие от предыдущего, не оставляет заметных для окружающих следов на теле малыша, что делает невозможным распознать его со стороны.
Важно понимать, что насилие подобного рода – это не только непосредственное принуждение несовершеннолетнего к половому акту. Случаи жестокого обращения с детьми в данном контексте могут включать в себя любые действия, направленные на удовлетворение сексуальных желаний взрослого с участием ребенка. Сюда может входить как совершение полового акта, так и просмотр или создание каких-либо порнографических материалов.
Профилактика насилия над детьми
Предотвращение подобных случаев должно происходить в первую очередь через медицинские учреждения. Во-первых, врач может выявить склонность матери к насилию еще на момент ее беременности (например, если женщина не соблюдает банальных рекомендаций, совершенно не заботится о здоровье будущего малыша). Во-вторых, при каждом посещении больницы с родителями должны проводиться профилактические беседы. Обращение посторонних людей в органы опеки тоже можно считать мерами по предотвращению домашнего насилия. Возможно, все происходит только на начальной стадии и еще есть возможность успешной коррекции взаимоотношений в семье. Для достижения положительных результатов профилактика жестокого обращения с детьми должна быть комплексной и затрагивающей все слои населения.
Никогда не стоит бояться помогать тем, кому это нужно. А дети как раз нуждаются в чьей-то опоре и поддержке. Поэтому помочь пресечь насилие над ними – это не только задача специализированных служб. Это в первую очередь цель всего общества.
Физическое насилие над ребенком
Физическим насилием называется нанесение телесных повреждений, травм ребенку. Это может быть как результатом преднамеренной попытки причинить вред ребенку, так и непроизвольным последствием безудержного гнева. Это также может являться результатом суровой дисциплины; таких методов, как порка ремнем, или других телесных наказаний, которые являются неуместными ввиду возраста ребенка или его физического состояния.
Многие родители и опекуны, применяющие физическое насилие в отношении детей, настаивают, что их действия являются лишь формой дисциплины, что они таким способом воспитывают ребенка. Однако есть четкая граница между использованием физического наказания ради дисциплины и физическим насилием над ребенком: воспитание ребенка, обучение его отличать добро от зла – не должно сопровождаться хроническим страхом.
Жестокое обращение с детьми
Огромное количество государственных инстанций и общественных организаций направляют свои усилия на защиту прав и интересов несовершеннолетних.
Законодательство строго регламентирует обязанности официальных представителей детей и предусматривает ответственность за их нарушение. Но, несмотря на это, во многих семьях и сегодня дети подвергаются жесткому обращению со стороны родителей или опекунов.
Не каждый взрослый до конца понимает, что такие действия имеют не только моральную подоплеку, но влекут и весьма серьезные последствия.
Статья 156 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Данная формулировка включает в себя целый ряд правонарушений.
Среди всех видов насилия второе место по жестокости занимает эмоциональное насилие. Жестокое обращение с детьми в эмоциональном плане — это вечная проблема, которую невозможно решить, и предотвратить довольно трудно.
Дело в том, что всем с самого рождения приписывают те или иные стереотипы. Всем детям говорят, что родителей необходимо всегда слушаться и выполнять то, что они говорят. Да, действительно, слушать их нужно, только если при этом не происходит ущемление прав и интересов самого ребенка. В противном случае личность не сможет правильно развиться и вырасти здоровой.
Из-за этих самых стереотипов родители начинают чувствовать власть над своим ребенком. Тут и появляется эмоциональное насилие. Оно проявляется в «заставлении» ребенка делать то, что он категорически не хочет, унижении, угроз в адрес несовершеннолетнего, выдвижение к ребенку завышенных требований, ограничение в общении, требования жить «по правилам родителей» и так далее. Очень часто эмоциональное насилие проявляется в тот период, когда ребенок вступает в переходный возраст. Здесь он уже начинает четко понимать, где его интересы задеты, начиная отстаивать свои права (причем вполне законно и обоснованно), а родители «подминают» его под себя.
Профилактика жестокого обращение с детьми в семье
Марина Трофимова
Профилактика жестокого обращение с детьми в семье
Доклад социального педагога
на общесадиковом родительском собрании
«Профилактика жестокого обращение с детьми в семье».
Балашов 2017-2018 учебный год
«Профилактика жестокого обращения с детьми»
1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных спроблемами жестокого обращения с детьми.
2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики пожестокому обращению с детьми.
3) Повышение правовой культуры родителей по защите прав ребёнка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения. Ситуация еще более обостряется, если, например, один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому ежегодно в образовательных учреждениях проходят инструктажи по «Профилактике жестокого обращения с детьми» для педагогических работников и проводятся родительские собрания по данной теме.
Нашу встречу хотелось бы начать с просмотра и обсуждения фильма «Я больше сюда никогда не вернусь» Ролана Быкова (показ фильма).
Фильм немного пугает показной жестокостью и трагизмом, но он заставляет задуматься о том, что в нашей жизни мы сами за раздражением и усталостью зачастую не замечаем, что творится в душе ребенка, обделяем его душевным теплом и пониманием. Основное последствие насилия, совершаемого над ребёнком – воспроизведение этого насилия в будущем. Люди, воспитанные в условиях жестокого обращения с ними, не умеют сотрудничать, работать, создавать семьи. Люба — Нина Гончарова. Быков никак не мог найти девочку на главную роль, пока однажды не увидел на телемарафоне, посвящённом детям, маленькую девочку с косоглазием из Ташкента. Её судьба не сильно отличалась от сценария. Отец избивал мать, когда она была беременна Ниной, а бабушка попала в тюрьму после того как попыталась защитить свою дочь. Отец бросил мать с четырьмя детьми, и Нина попала в детский дом. Поэтому Нина так убедительно сыграла свою героиню. После съёмок девочка жила у Быковых, её прооперировали и исправили косоглазие, потом она лечилась в разных санаториях. В конце концов, она вернулась в Ташкент и после интерната окончила полиграфический техникум. Замуж так и не вышла, имеет двух детей от разных отцов, дочь и сына.
Жестокое обращение с детьми: умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.
Факты, приведенные по статистическим данным:
— насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей до 14 лет избиваются родителями, для 10% этих детей исходом становится смерть.
Жестокое обращение с детьми в семье
Основной причиной жестокого обращения является потеря эмоционального контроля во время приступа агрессии со стороны родителя. Более половины особо тяжких случаев происходит, когда родитель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Трудности материального обеспечения, не высокий рейтинг зарплат, малая культурная осведомленность приводят к тому, что досуг взрослых членов общества заканчивается постоянными пьянками, а контакт с малышами на уровне диалога практически отсутствует. Кроме того, постоянные финансовые трудности и необходимость решать ежедневные сложнейшие задачи делают нервную систему человека крайне возбудимой, что также не способствует выдержке и адекватности и в процессе реагирования на поведение других членов семьи. Профилактика такого насилия также включает работу социальных служб по предотвращению возможных факторов.
Профилактика жестокого обращения с детьми и насилия
Профилактика должна включать ранние меры, проводимые соответствующими органами. Диагностика наличия проблем и раннее выявление — вот оптимальный алгоритм. Профилактика как способ сохранения жизни и здоровья в будущем члена общества важна и с той позиции, что от 20 до 30% почувствовавших на себе любой род насилия в будущем будет применять его на близких. Ошибка считать наличие данной проблемы лишь у социально незащищенных категорий. Статистика сообщает, что до 10% тех, кто вырос в благополучных семьях, также подверглись насилию.
Существует ряд необходимых мер, позволяющих предотвращать возможные данные факты ещё до их реализации, на этапе формирования подходящего климата. Виды профилактики данной проблемы, обозначены в:
- Международной Конвенции ООН о правах;
- Конституцией РФ;
- СК РФ;
- ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Меры проводятся соответствующими службами, в том числе и консультация.