Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как научить ребенка финансовой грамотности: практические советы для родителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данный процесс лучше начинать с 5-6-летнего возраста. В этот период дети способны легко усваивать информацию о природе денег, назначении и источниках их появления. Они могут различить денежный номинал и подлинность купюры. Для этого есть особые финансовые лайфхаки. К ним мы еще вернемся.
Несколько советов по организации обучения
- Личный пример. Дети во всем копируют родителей и, конечно, перенимают их денежные привычки. Если они у тех не идеальные (например, есть склонность к шопоголизму, импульсивным покупкам или азартным играм в интернете), не следует их демонстрировать, показывайте только положительные навыки.
- Доброжелательная атмосфера. Обучение нужно проводить в позитивном ключе, не повышая голос и не вызывая у ребенка негативных эмоций. Нельзя снижать его самооценку ироничными замечаниями, если он ошибается. Когда он вырастет и начнет решать финансовые задачи, атмосфера этих занятий будет неосознанно влиять на него и спустя годы.
- Ценность денег и постановка целей. Важно научить детей понимать ценность денег, которые появляются в результате труда. Для этого надо подумать, как дать ребенку возможность заработать. При этом работой не должны стать действия, продиктованные иными мотиваторами: хорошее поведение, домашние обязанности, вежливые слова или отличные отметки. Придумайте реальные задачи с конкретной ценностью: например, репетиторство для детей младшего возраста, и привяжите результаты труда к приоритетам. Важно научить ребенка ставить долговременные и кратковременные цели, которые накопления помогают реализовывать.
Что такое финансовая грамотность
Это комбинация осведомлённости, умений, сведений, поведенческих стратегий, которая связана с денежными средствами и нужна для принятия правильных финансовых решений и получения собственной выгоды.
Люди, владеющие финансовой грамотностью:
- грамотно обращаются с доходами;
- живут по средствам;
- грамотно учитывают доходы и расходы (ведут дневник, используют специальное приложение);
- способны планировать расходы;
- разбираются в базовых экономических понятиях, понимают особенности текущей экономической обстановки в стране;
- в состоянии распознать аферу и мошенничество;
- платят налоги;
- создают так называемую подушку безопасности (откладывают деньги, инвестируют разумно и осторожно);
- не влезают в долги.
Заключительные советы по преподаванию финансовой грамотности для детей
- Контекст должен быть грамотным
Финансовая грамотность – неотъемлемая часть функциональной грамотности. В учебном курсе важно в контексте говорить о последней.
- Вопросы побуждают мотивацию
Задание всегда должно начинаться с заголовка, который пробудит у учеников желание задавать вопросы. Он должен содержать в себе уже имеющиеся знания с одновременным призывом к уточнению деталей и, возможно, даже вызовет удивление со стороны детей.
Разберем заголовок «Сколько стоит отпраздновать день рождения?». Ситуация знакомая. Каждый ребенок в своей жизни имел такой праздник. Это подтолкнет участников к обсуждению. Где можно собрать гостей? Какой торт будет на торжестве? Все вопросы желательно фиксировать на доске с указанием автора. Это покажет ученикам, что процесс обучения затрагивает всех. Каждый увидит, что его вопрос стал источником новых знаний.
После разбора ситуации будут поступать вопросы. Их важно соотносить с теми, которые были записаны на доске. Это будет фактором мотивации, особенно если указано авторство.
Где детей научат распоряжаться деньгами?
Финансовая грамотность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку управлять своими доходами, накоплениями, расходами, распределять денежные ресурсы, уметь вовремя распознать сомнительные схемы, чтобы не стать жертвой мошенников.
На данном этапе государство осознало необходимость воспитания у детей таких компетенций. Сейчас активно внедряются программы обучения взаимодействию с финансами в образовательных учреждениях, начиная со старших групп детских дошкольных организаций и начальных классов. Пока они существуют только в виде проектов, общеобразовательная школа предлагает внеурочную деятельность по данному направлению.
На просторах Интернета можно найти довольно много курсов для детей и подростков, существуют и бесплатные обучающие программы. Онлайн-школа в данном случае станет хорошим подспорьем для воспитания навыков обращения с деньгами.
Однако родители не должны забывать, что, в первую очередь, подобные навыки ребёнок усваивает в семье, поэтому умению управлять денежными средствами он будет учиться прежде всего от родителей. Закономерно возникают три вопроса: «чему учить?», «как?» и «когда?». Разберём их как можно подробнее.
Для начала давайте разделим базовые финансовые знания на несколько групп. Это позволит структурировать информацию для удобства и понять, о чем с ребёнком ещё рано говорить, а о чём уже можно. Имейте в виду, что иногда уроки грамотности зависят не только от детского возраста, но и от степени интереса ребёнка, от его вовлечённости в семейный бюджет. К примеру, если школьник захотел найти подработку ещё в 14 лет, стоит рассказать ему больше об особенностях заработной платы и его финансовых правах на работе.
Итак, информацию можно распределить на следующие разделы:
1. Знания о деньгах: какими они бывают, как их считать и тратить, как экономить и защитить от хищения.
2. Знания о потребностях: как соотносить возможности и желания, какие потребности первичны, а какие – нет.
3. Знания о товарах: что такое покупка-продажа, от чего зависит стоимость вещей и скидка на них, как определить, что товар качественный и соответствует своей цене.
4. Знания о труде: какие бывают профессии, что является результатом труда, как и когда на работе платят деньги.
5. Знания о бюджете: из чего состоит бюджет и зачем он нужен, что такое статьи расходов и доходов, какие виды дохода бывают и как сэкономить, чтобы уложиться в бюджет.
Дошкольные финансовые игры
1. Сортировка денег. Это занятие развивает память, моторику, внимание и даже речь. Купюры и монеты можно раскладывать по цвету, размеру и номиналу. Если у вас есть старинные деньги или иностранная валюта, тоже включайте их в игру. Ещё можно в течение недолгого времени складывать деньги в коробку или в банку, а потом подсчитывать сумму. Во время игры расскажите, что деньги пришли к нам на смену натуральному обмену, став универсальным эквивалентом вещей.
2. «Размен». Когда деньги уже знакомы ребёнку, попросите его набрать нужную сумму разными купюрами или монетами. Например, пусть составит 50 рублей только из 5-рублевых монеток. И наоборот, можно предлагать разменивать ваши деньги на более мелкие. Играть можно даже на скорость.
3. «Магазин» / «Рынок» / «Купи-Продай» – простая популярная игра для маленьких детей. Это репетиция первых покупок с фантиками и наклейками для оплаты или даже с настоящими деньгами. Продавать можно что угодно: игрушки, сладости, книжки, одежду. Не забудьте повесить на товары ценники и периодически меняться в роли продавца и покупателя. Впоследствии игру можно усложнить: ограничивайте ребёнка в исходной сумме на покупки и задавайте список нужных товаров. Так малыш научится откладывать некоторые траты на потом и укладываться в бюджет.
4. «Профессии». Когда вы рассказали ребёнку о своей работе, полезно начать знакомить его и с другими видами труда. Подготовьте для игры карточки с разными рабочими инструментами. Пусть ребёнок определит, человеку какой профессии тот или иной предмет понадобится.
5. «Реклама» – хорошая игра для группы детей и развития их логических и коммуникативных навыков. Необходимо выставить несколько товаров на импровизированную витрину и убедить покупателей приобрести, всячески их прорекламировав и ответив на каверзные вопросы.
6. «Банк» – игра для знакомства ребёнка с банковской системой. Вы с ребёнком по сценарию играете роли кассира и посетителя. Задача – открыть вклад, положить деньги на счёт или даже взять кредит. Идеально, если перед игрой вы сходите вместе на экскурсию в банк.
• В 13-15 лет дети во всю пользуются банковскими карточками. В этот период важно уберечь ребёнка от спонтанных покупок, поскольку безналичный расчёт даёт мнимое ощущение безопасности и богатства. Контролируйте расходы школьника через мобильное приложение, настройте ему лимит, если нужно, а также расскажите про кэшбек.
• Выдавать карманные деньги можно уже не каждый день, а разом на определённое время. Это разовьёт навыки финансового планирования и растягивания бюджета. Если ребёнок обратится за новыми деньгами раньше срока, объясните, что в следующий раз не станете ему помогать вне критических ситуаций. Будьте здесь последовательны и не нарушайте договоренностей.
• Предложите ребёнку установить на телефон приложение, которое помогает отслеживать накопления и лишние траты. Например, Bankaroo – образовательный виртуальный банк (правда, без русского языка), а Alzex Finance – система ведения домашних расходов и доходов.
• Подростку можно и нужно доверять не только покупку еды и развлекательных материалов, но и одежды и гаджетов. Старайтесь не критиковать выбор ребёнка: пусть учится на собственных ошибках и отличает качественные вещи от переоценённых.
• В этом возрасте можно приучать ребёнка к самостоятельному зарабатыванию денег. Лучше, если школьник будет выполнять задачи от родителей или близких родственников. Например, подравняет газон или выгуляет собаку. Такая работа не только привьёт понимание важности труда, но и улучшит дисциплину.
• Хотите лучше познакомить ребёнка с кредитной системой? Сделайте ему дорогой подарок, но пользоваться им разрешайте только ограниченное время. Это будут своеобразные проценты за кредит, которые будут действовать в течение выбранного вами срока.
• Проверить финансовые знания ребёнка можно на сайте проекта «Дружи с финансами». Там же вы найдёте полезные статьи, видеоматериалы и комиксы по теме. Есть на платформе и советы для взрослых, так что заглядывать можно всей семьёй.
Что должен знать о деньгах ребёнок?
Воспитание финансовой грамотности служит гарантией того, что у ребёнка будет хорошее будущее. Став учениками, дети получают карманные деньги, которыми должны оплачивать поездки в транспорте, завтраки, обеды и прочее. Это обстоятельство можно использовать для продолжения обучению финансовой грамотности. Вот что полезно делать:
- формировать у первоклассника понятие бюджета. Необходимое количество денег разумно выдавать раз в неделю, объясняя их целевое назначение. В случае, если маленький транжира в первый же день потратит все на конфеты, восполнять брешь не нужно. Ребёнок должен осознать, что должен укладываться в рамки выделенной ему суммы;
- провести беседу о том, что можно и что нельзя приобретать. Фраза «Купи, что хочешь» может привести и к сигаретному ларьку;
- не путать бюджетные и личные деньги ребёнка, например, подаренные, которые он может потратить по своему усмотрению. Родители в подобном случае должны деликатно, без давления, подвести сына или дочку к правильному решению.
Умножить, поделить, прибавить и отнять
Корреспонденту «Российской газеты» удалось одному из первых ознакомиться с учебниками, по которым будут заниматься не только дети, но и родители и педагоги. Для них выпустили материалы, разработанные в рамках проекта Минфина РФ и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Финансовой грамоте обучат школьников, их родителей, воспитанников детдомов и учащихся школ-интернатов
О том, как правильно воспитывать в себе и своем ребенке бережное отношение к деньгам и стоит ли материально поощрять детей, на своем примере рассказал «РГ» директор проекта Андрей Бокарев, возглавляющий департамент международных финансовых отношений минфина.
Андрей Андреевич, дети в последние годы намного чаще стали сами покупать товары, использовать мобильные приложения, пластиковые карты… И все это — подражая взрослым. А насколько сами россияне подкованы в финансовых вопросах?
Андрей Бокарев:
Все социсследования показывают, что мы далеко не аутсайдеры в вопросах финансовой грамотности, скорее уверенный «середнячок».
Есть очевидные лидеры, в первую очередь англосаксонские страны — Великобритания, Австралия, Новая Зеландия. Их лидерство обусловлено тем, что они к пониманию важности финграмотности пришли 20 лет назад, тогда же у них появились первые программы, которые другие страны используют для тиражирования опыта. Причем Россия соседствует в рейтингах со странами, для которых характерен высокий уровень дохода на душу населения, что еще раз доказывает, что проблемы финграмотности свойственны всем странам, независимо от стадии экономического развития.
Что отличает именно нас?
Андрей Бокарев:
Одна из ключевых проблем заключается в том, что в России люди не осознают важность и значимость финансового планирования своего бюджета. К сожалению, последние исследования НАФИ показывают: не более 10 процентов российских семей планируют свои расходы на срок более месяца.
Другая проблема — люди не знают, куда они могут обратиться за защитой своих прав в случае недобросовестного оказания им финансовых услуг. Многие считают, что этими вопросами занимается Сбербанк. К сожалению, редко упоминают Центробанк и Роспотребнадзор, мало кто вспоминает про общества защиты прав потребителей. Но даже если респонденты и знают, куда идти со своими претензиями, то более 60 процентов из них не станут этого делать, будучи уверенными, что у них нет шансов выиграть в споре с банками. Хотя практика показывает, что почти в 90 процентах судебных исков решение выносится в пользу пострадавшей стороны. Ситуация небезнадежна.
Как ребенок может самостоятельно заработать свои деньги?
Есть два способа.
- Первый – это на выходные или каникулы найти временный заработок вне дома. Это может быть выгул соседских собак, работа няней, разносчиком газет, мойщиком машин или другие. Очень интересные советы о том, как школьник может заработать, и о других важных понятиях, рассказано в книге “Мани, или азбука денег”. Такая азбука финансовой грамотности, непременно, поможет ребенку сориентироваться в мире денежных операций.
- Второй способ – это заработок дома. Заведите листок А4 с именем ребенка. И за каждое полезное, самостоятельное, на ваш взгляд, действие вознаграждайте малыша маленькой наклейкой. Например, проснулся и застелил постель, выучил уроки, помог маме помыть посуду и т.д. Одна наклейка равна одному рублю. В конце месяца подсчитайте количество наклеек и обменяйте их на деньги, которые с вашей помощью ребенок будет тратить или копить. Только следите за тем, чтобы такое обучение финансовой грамотности не привело ребенка к мыслям о том, что нет никакого смысла совершать полезных и добрых поступков бесплатно.
Финансовая грамотность 2019 в России
В 2015 году Министерство финансов РФ провело исследование, в котором определила уровень знаний населения России в вопросах финансовой сферы. Участники были в возрасте от 14 до 79 лет. Получены любопытные результаты:
- 24% опрошенных на вопрос о том, располагают ли они хоть какой-то суммой на непредвиденные расходы, ответили “Нет”
- лишь 20% уверены в справедливом разрешении спора или конфликта с финансовым учреждением (банком, страховой компанией)
- 37% опрошенных из тех, кто брал какие-то виды кредитов, не сравнивали эти банковские продукты между собой, для выбора лучшего предложения
- 70% опрошенных считают, что государство гарантирует достойный уровень пенсии.
Это плохие результаты, но есть и положительные:
- 64 % понимают, что чем выше доходность, тем выше риск
- наметилась положительная тенденция почти по всем вопросам анкеты по сравнению с 2013 годом, когда проводили первые исследования.
Это официальные данные, полученные из исследования, но есть и субъективное мнение россиян. В 2021 году Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело опрос среди населения РФ. Только 12 % россиян считают, что располагают хорошим уровнем финансовой грамотности. Эта цифра резко уменьшается за все последние года.
Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?
Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.
Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:
- составление и расчет семейного бюджета;
- денежные операции в банках и других структурах;
- сделки, связанные с риском;
- денежные вознаграждения;
- наличие ответственных органов за финансовые услуги;
- личные сбережения — излишество или прок;
- тонкости кредитов и депозитов;
- права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
- управление денежными потоками;
- агрессивная политика банков;
- активы и пассивы (доходы и расходы);
- страхование и пенсионные выплаты;
- наличие и безопасное использование пластиковых карт.
Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.
Как научить ребенка экономить и копить
Прежде чем ставить финансовую цель и начать копить на «мечту», ребенка стоит спросить:
-
зачем ему этот предмет;
-
что он с ним будет делать;
-
как долго им можно пользоваться;
-
что делать с этим предметом, если он станет не нужен.
Когда ребенок убедится, что ему действительно нужна эта покупка, можно приступать к планированию. Определите:
-
финансовую цель (что нужно приобрести);
-
срок;
-
стоимость;
-
сколько нужно откладывать ежемесячно или еженедельно;
-
в каком виде откладывать деньги (наличными или на банковской карте).
Зачем учить детей финансовой грамотности
- Деньги взрослые получают за труд
Это необходимо для того, чтобы детки понимали, что деньги не падают нам, взрослым, с неба за просто так. Ходя в магазин и расплачиваясь картой банка, деньги на этой карте появились не случайно. Необходимо своим чадам рассказывать что вы делаете на работе, освещать свои обязанности. Это необходимо для того, чтобы они понимали каково вам там работать.
«Мне отец всегда рассказывал как он работает на шахте, что делает и какие рабочие процессы возникают во время смены. Мне тогда это было интересно. И уже тогда я понимал, что шахтерский труд необходимо уважать».
- Финансы любят счёт
С самого раннего детства (когда у ребенка уже есть свои карманные деньги) необходимо приучать его вести свой бюджет. Пускай это и будут «копейки». Главное привить в раннем возрасте для ребенка желание считать и разбираться «откуда пришли и куда ушли» деньги. Какие траты бьют больше всего по карману, а какие были сделаны импульсивно. Это даст ребенку большую осознанность на первых порах финансовой грамотности.
- Деньги можно/нужно копить
Когда ребенок маленький, он часто сталкивается с подарками от родителей, родственников. Это, безусловно, хорошо. Но в некоторых случаях может привить ребенку неправильное понимание происходящего. Ему может казаться, что все для него так и должно даваться. Когда подарки закончатся, он столкнется с суровой реальностью, где всего нужно добиваться самому (взрослая жизнь). Никто больше не принесет желанное в блюдце с голубой каёмочкой.