Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ликбез: разница между обычным договором и контрактом по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законы 223 ФЗ и 44 ФЗ регулируют процесс закупок, а закон 275 ФЗ устанавливает правовые основы отношений, связанных в первую очередь с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) и государственным контролем, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги ГОЗ. Таким образом, Договор в гособоронзаказе попадает одновременно под действие двух законов 223 ФЗ (или 44 ФЗ) и 275 ФЗ.
Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе. В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.
Необходимо выделить основные обязанности для головных исполнителей и участников коопераций.
В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.
Конечно же, одним из главных пунктов является соответствие товара или же оказание услуги требованиям контракта.
Ко всему прочему, предприятия обязаны предоставлять по требованию всю отчетность и информацию о затратах, а также каждый месяц сдавать в Министерство обороны регламентированный отчет по исполнению контракта. Также условием участия является ведение раздельного учета.
Регистрация участников в ЕИС
Кроме ограничений по закрытым процедурам, на закупках по ГОЗ действует общий порядок регистрации в ЕИС (ст. 24.2 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725).
При первой регистрации руководитель или уполномоченный сотрудник должен:
Ранее мы писали подробный материал об общих правилах и необходимых документах для регистрации в ЕИС.
Если организация уже зарегистрирована в ЕИС, аутентифицированную запись можно использовать и для закупок по ГОЗ.
Регистрация в ЕИС дает аккредитацию на три года на всех федеральных торговых площадках. Пройти регистрацию на новый срок надо не ранее чем за 6 месяцев и не позднее чем за 3 месяца до даты окончания срока регистрации.
Одновременно с этим ЕИС вносит организацию в ЕРУЗ — Единый реестр участников закупок.
Отказ или уклонение лица от заключения государственного контракта
Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (статья 201.3. УК РФ)
Здесь также особый субъект: лицо, ранее отказавшееся или уклонившееся от заключения гособоронконтракта и привлеченное к административной ответственности:
- поставщик российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов,
- единственный поставщик, определенный законодательными актами,
- поставщик, занимающий в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере гособоронзаказа доминирующее положение.
Рекомендация: Оцените свое положение на рынке, свою продукцию, чтобы понять, относитесь ли Вы к данной зоне риска. В любом случае не рекомендуем необоснованно отказываться от контрактов. Подготовьте правовую базу и документы, подтверждающие Вашу добросовестность при принятии такого решения.
Государственное регулирование
Цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, регулируются государством.
Порядок государственного регулирования, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу…».
Под государственным регулированием подразумевается:
- определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по государственному оборонному заказу на очередной год и плановый период, то есть прогнозная цена на продукцию, а также подготовку предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком;
- определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (далее — начальная (максимальная) цена государственного контракта), цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (далее — цена государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком), а также цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу;
- государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком
- определение вида цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком;
- уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены государственного контракта, заключенного с единственным поставщиком.
Как работать со спецсчетами ГОЗ
Все расчёты в рамках ГОЗ проводятся через специальные счета. Исполнитель переводит обеспечение заявки на спецсчет, открытый для торгов по закону 44-ФЗ.
В случае победы в тендере и подписания контракта, для него открывают счёт в Казначействе, на который будет делать перечисления заказчик. Счета открываются на каждый контракт для головного исполнителя, а также исполнителей второго и третьего уровней. Распоряжаться средствами на счёте можно только после исполнения контракта. В период исполнения направлять средства допускается только на определённые, связанные с исполнением контракта, цели.
Ключевую роль играет соответствие товара или услуги условиям и требованиям договора.
Одно из важнейших условий участия в ГОЗ — раздельный учёт (персональная фиксация затрат.
По требованию заказчика поставщик в течение 5 рабочих дней обязан предоставить сведения о каждом субподрядчике, подключённом к работам по контракту. По запросу организация должна предоставлять в Минобороны документацию и отчёты о расходах.
Сведения об исполнении ГОЗ должны подавать предприятия, на базе которых открыты военные представительства Минобороны.
Отчёт о выполнении контрактных обязательств согласно Постановлению № 47 от 19.01.1998 следует направить до 10 числа следующего месяца, до которого были выполнены работы. Компании без военных представительств направляют отчетную информацию по запросу Министерства обороны.
Отчетность по гособоронзаказу
Не стоит упускать и тот момент, что организации, в которых созданы военные представительства Минобороны РФ, обязаны предоставлять отчет об исполнении государственного оборонного заказа.
Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.
Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:
1. Отчет составляется по каждому контракту отдельно.
2. Отчетным является весь период с даты заключения контракта по дату составления формы.
3. Составление отчета ведется нарастающим итогом. Организация должна отразить все хозяйственные операции, любые движения денежных средств, взаиморасчеты, понесенные затраты и финансовый результат.
4. Отчет предоставляется вплоть до исполнения контракта.
5. Отражение стоимостных показателей производится в рублях и копейках, а процентные до десятых долей.
Самые распространенные ошибки в отчетности для ФАС
ФАС подготовила подборку наиболее распространенных нарушений, которые допускают организации ОПК в процессе подготовки отчетности. В данный перечень были включены:
- Передача недостоверных сведений.
- Непредоставление отчетности по форме 1-ГОЗ из-за отсутствия лицензии на ведение деятельности, связанной с государственной тайной.
- Непредоставление отчетности по причине праздничных дней, болезни ответственных работников.
- Непредоставление в ФАС обязательных писем об отсутствии контрактов по ГОЗ.
- Предоставление отчетности в нечитабельном виде.
- Отсутствие данных об исполнителе и его контрактах, что лишает антимонопольные службы возможности уточнения сведений в отчете.
- Непредоставление отчетности в электронном виде.
Также ФАС указал на частные случаи нарушений. Так, на 1 листе участники допускают следующие ошибки:
- забывают прописать ИНН, отсутствуют или некорректно указаны иные реквизиты ОПК, код госзаказчика, дата подписания контракта, наименование и шифр продукции;
- сведения о просроченной задолженности заказчика на 1 января отчетного периода и на 1 число квартала;
- предоставляют неполные сведения об исполнении заданий;
- приведены неверные объемы финансирования;
- прописывают единицы измерения, которые отличаются от установленных (например, указывают рубли вместо тысяч рублей или приведен неверный формат даты);
- излишние слова и символы (например, «нет» вместо «0»).
На втором листе допускаются нарушения следующего вида:
- предоставление сведений, которые противоречат данным на 1 листе;
- указание сроков исполнения компанией ОПК в виде обязательств по государственному контракту (планируемой даты завершения контракта) вместо фактического срока исполнения.
На третьем листе чаще всего забывают внести общий объем продукции по категориям.
Государственный оборонный заказ – что важно знать?
— списание денежных средств на иные счета, открытые в кредитных организациях, в случаях: а) возврата зачисленных на отдельный счет денежных средств в связи с ошибкой плательщика либо кредитной организации, в том числе уполномоченного банка, при представлении владельцем отдельного счета заявления на возврат денежных средств на иной банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили; б) возврата собственных средств головного исполнителя, исполнителя на иной банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили, в сумме, не превышающей ранее зачисленную на данный отдельный счет (п. 15);
— единовременное списание денежных средств при закрытии отдельного счета, открытого по государственному контракту (контракту), относящемуся к переводимой по статье 8.9 Закона N 275-ФЗ сопровождаемой сделке, со дня вступления в силу решения Правительства РФ, предусмотренного ч.1 ст. 8.10, или по истечении 60 календарных дней со дня вступления в силу решения Правительства, предусмотренного ч. 1 ст. 8.11 Закона N 275-ФЗ, в связи с переводом сопровождаемой сделки на отдельный счет, открытый по такому контракту в ином уполномоченном банке, в который переводится сопровождаемая сделка (п.16).
— предоставление ссуд, займов, кредитов (п.1);
— операции, связанные с формированием уставного (складочного) капитала других юридических лиц (п.4);
— операции, связанные с осуществлением благотворительной деятельности и внесением пожертвований (п.5);
— приобретение иностранной валюты (п.6);
— покупка ценных бумаг (в том числе векселей) (п.7);
— приобретение у кредитных организаций драгоценных металлов, драгоценных камней и монет из драгоценных металлов (п.8);
— предоставление гарантий обеспечения исполнения обязательств, в том числе по государственному контракту, контракту (п. 11);
— исполнение договора об уступке (переуступке) права требования (п.12);
— осуществление взаимозачетов (п.13);
— осуществление операций с использованием электронных денежных средств (п.14).
Относительно распоряжения прибылью с отдельного счета необходимо отметить, что возможность её использования появится только после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (выполненных работ, оказанных услуг) (пп. «в» п.2 ч.1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ). Таким образом, если, например, контракт заключен на год и планируется, что он будет состоять из нескольких поставок, использовать прибыль можно будет только после исполнения всего контракта (т.е. после осуществления последней поставки) и предоставления в банк акта приема-передачи.
В рамках темы заключения контракта по гособоронзаказу следует затронуть также вопрос ценообразования. Государственное регулирование цен на продукцию по гособоронзаказу осуществляется по правилам, установленным «Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465). Данным Положением регламентированы, в частности, определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по гособоронзаказу, определение начальной (максимальной) цены государственного контракта, государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком, уточнение размера цены и вида цены на продукцию.
Для определения цены на продукцию используется один из следующих методов: метод анализа рыночных индикаторов (в отношении продукция, которая является биржевым товаром и (или) имеются данные о цене на продукцию в официальной статистической информации, распространяемой либо предоставляемой Федеральной службой государственной статистики; метод сравнимой цены (в случае если не применим метод анализа рыночных индикаторов, но при этом на соответствующем рынке товаров, работ, услуг обращается сравнимая продукция, либо в случае, если уполномоченными государственными или муниципальными органами утверждены в установленном порядке соответствующие тарифы (цены) на рассматриваемую продукцию); затратный метод (цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли).
Себестоимость продукции формируется в виде суммы затрат, состав и размеры которых определяются исходя из особенностей поставки (производства) продукции, выполнения работ, оказания услуг, установленных нормативно-технической документацией, техническими заданиями и иными документами; учетной политики и решений организации, которыми определяется специфика учета и планирования затрат; обоснованных экономических показателей по статьям затрат, включаемых в себестоимость (п.16 Положения). Порядок определения состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой по гособоронзаказу, устанавливается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» (Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 08.02.2019 г. № 334). Себестоимость исчисляется посредством калькулирования — суммирования величин статей затрат (и размера прибыли), которое должно осуществляться преимущественно прямым методом отнесения затрат на себестоимость продукции. При этом затраты на производство продукции следует калькулировать по каждому виду и году производства продукции (п.10 Приказа). Так, например, к затратам, включаемым в себестоимость продукции, относятся:
— материальные затраты (затраты на приобретение материальных ресурсов (за вычетом стоимости возвратных отходов), куда относятся, например, приобретение сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции; приобретение покупных полуфабрикатов-заготовок и деталей в черновом виде; стоимость остатков сырья и других материальных ресурсов, образующихся при производстве продукции; оплата работ и услуг сторонних организаций производственного характера; приобретение, доставка, хранение и отпуск используемых в производстве продукции материальных ресурсов на технологические цели; приобретение топлива; производство тары (упаковки) и т.д.) (п.13);
— затраты на оплату труда (затраты на основную и дополнительную заработную плату основных производственных рабочих, инженерно-технических и других категорий работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции) (п.14);
— страховые взносы на обязательное социальное страхование (п. 15);
— затраты на подготовку и освоение производства (затраты на подготовку и освоение новых видов продукции и пусковые затраты) (п.16);
— затраты на специальную технологическую оснастку (изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии технологической оснастки целевого назначения) (п. 17);
— специальные затраты (включаются в себестоимость продукции пропорционально количеству изделий или трудоемкости годовой производственной программы выпуска изделий, если возмещение данных затрат не предусмотрено в рамках отдельного контракта) (п. 18);
— общепроизводственные затраты (затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства) (п. 19);
— общехозяйственные затраты (затраты, связанные с управлением деятельностью организации) (п. 20);
— затраты на командировки (служебные командировки основных работников, непосредственно связанные с производством продукции и авторским сопровождением изготовления продукции) (п. 21);
— прочие прямые затраты (затраты по обязательным видам страхования, возникающим при производстве продукции; затраты на инициативные опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы в размере, согласованном с государственным заказчиком, если ранее указанные затраты не были возмещены в соответствии с отдельным контрактом и результаты этих работ используются при производстве продукции; затраты на обращение с радиоактивными отходами и иные затраты, необходимые для поставки продукции по государственному оборонному заказу) (п. 22).
Приступая к работе в рамках гособоронзаказа, необходимо понять, в чём состоят особенности нормативного регулирования данной сферы. Основные положения определяет Закон № 44-ФЗ, а Закон № 275-ФЗ ─ это подзаконный нормативный акт, определяющий следующие отличия гособоронзаказа:
- осуществление планирования закупок
- установление начальной максимальной цены контракта, а также цен контрактов, заключаемых с единым поставщиком в рамках ГОЗ
- особенности описания объектов закупок
- порядок определения цены госконтракта на ТРУ
- финансовое обеспечение исполнения контракта
- регламентация требований для экспертов и экспертных организаций, которых привлекают к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги
- вынесение решения об одностороннем отказе от исполнения госконтракта
Кроме данных законов, приняты ряд документов, определяющих особенности осуществления закупок по гособоронзаказу. Необходимо знать их основные положения и следить за внесением изменений в них.
Основная особенность гособоронзаказа — повышенные требования к участникам, которыми могут стать только юридические лица. ИП, зарубежные фирмы, физлица к участию в таких закупках не допускаются. Их заявка будет отклонена даже при соответствии всем критериям.
По гособоронзаказу могут закупаться любые товары и услуги, регламентированные 44-ФЗ или 223-ФЗ. А не только оружие и боеприпасы. Однако, исходя из характеристик предмета, закупки могут быть двух видов:
- закрытые — проводят, когда закупаемая продукция содержит сведения, составляющие гостайну, или предполагает проектирование и выпуск вооружения и военной техники. Участвовать здесь могут лишь специально приглашённые поставщики, имеющие допуск на ведение работ, составляющих гостайну.
Сведения о таких закупках в ЕИС не размещаются. Ознакомиться с закупочной документацией можно только на основании запроса потенциальной организации-исполнителя через АСТ ГОЗ. Чтобы принять участие, следует не позднее чем за десять дней пройти регистрацию на ЭТП.
- открытые — организуются как обычные закупки (к примеру, в форме электронного аукциона) с размещением в ЕИС. При этом обязательно наличие информации, что закупка проводится в рамках гособоронзаказа. При этом предметом контракта могут стать любые товары/работы/услуги, как и по 44-ФЗ: канцелярские принадлежности, мебель или полиграфическое оборудование и др.
Гособоронзаказ: как принимать участие в закупках по 275-ФЗ?
Мы уже отметили, что для каждого выполнения ГОЗ следует иметь отдельный счет, который открывается в Промсвязьбанке. Средства на нем можно тратить строго на конкретные цели, определенные условиями контракта. Только после исполнения обязательств становится возможным перевод денег со спецсчета по 275-ФЗ на обычный расчетный счет.
Если выполнение госконтракта подразумевает несколько этапов, то деньги можно получить после выполнения всей работы целиком, а не ее части.
Для того, чтобы перевести средства на свой счет, исполнителю нужно предоставить в банк следующие бумаги:
- контракт с допсоглашениями;
- акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
- документы, подтверждающие, что исполнитель тратил собственные средства на исполнение контракта по ГОЗ;
- иные документы, перечень которых устанавливает банк, открывший отдельный счет.
Списание суммы произойдет только в том случае, если в распоряжении указан идентификатор госконтракта. В п.2 ч.1 ст.8.3 275-ФЗ приводится ряд случаев, когда разрешено выводить деньги с отдельного счета, помимо случая получения прибыли. Например, для уплаты налогов и сборов. А в ст.8.4 и 8.6 утвержден перечень операций, которые запрещено проводить по спецсчету и основания для приостановления операций по спецсчету.
К обязанностям поставщика относится особенный учет и оформление документации по ГОЗ. Во всех бумагах (договорах, счетах-фактурах и др.) необходимо указывать идентификатор контракта. Он служит инструментом контроля всех финансовых действий. Кроме того, поставщику потребуется вести учет расходов раздельно с другими расходами.
Объясним на примере:
По контракту гособоронзаказа требуется поставить 30 метров проволоки. Но она продается в катушках по 100 метров. Исполнитель приобретает всю катушку, но на выполнение обязательства тратит только 30 метров. Излишек остается у него, который используется для выполнения других контрактов. Соответственно, учитывать эти расходы ему нужно раздельно, списать остаток материала на расходы по конкретному госконтракту исполнитель не может.
Основным нормативным документом, регулирующим цены на продукцию по ГОЗ, является Постановление Правительства РФ № 1465 от 02.12.2017 г.
Методика государственного регулирования цен определена в ст.10 275-ФЗ. К ним относятся:
- формирование перечня продукции с регулируемыми ценами (Распоряжение правительства РФ № 976-р от 14.06.2013);
- утверждение правил определения НМЦК, цены контракта;
- разработка методрекомендаций по определению по расчету цен;
- иные методы по ст.10 275-ФЗ.
44-ФЗ утвердил общие требования по ОИК. Особенности его предоставления для ГОЗ может определять Закон о гособоронзаказе (ч.10 ст.96).
275-ФЗ установил такие особенности. Если процедура проводится на конкурентной основе по заказу на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, то организатор вправе не устанавливать требования к ОИК. Однако таким правом госзаказчик может воспользоваться только в случае предъявления требований к потенциальным поставщикам о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств (ч.2 ст.6 275-ФЗ).
Как известно, к конкурентным способам определения поставщика относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений (ч.2 ст.24 44-ФЗ). Следовательно, если закупка относится к конкурентным, например, на поставку военной техники, но при этом не предъявляются указанные в ч.2 ст.6 требования к участникам, то ОИК должно быть установлено обязательно.
Устанавливается ОИК согласно следующему порядку. П.1 ч.1 ст.12 275-ФЗ предполагает, что Правительство РФ вправе определять условия госконтрактов по ГОЗ. Исходя из этого, Правительство издало Постановление № 1275 от 26.12.2013 г. В п. 28 регламента говорится, что если заказчик установил требование о предоставлении ОИК головным исполнителем согласно 44-ФЗ, то в госконтракте необходимо указать способ обеспечения, который выбрал головной исполнитель, размер и сроки возврата, если ОИК предоставляется деньгами.
Говоря простыми словами, требование об ОИК вносится в контракт не всегда, а лишь при определенных условиях. Такое же требование высказало Минэкономразвития в Письме № Д28и-1005 от 06.04.2015 г.
Головной исполнитель может исполнять контрактные обязательства 2-мя способами:
- за свой счет приобретать товары и услуги напрямую у поставщиков и производителей. В этом случае средства с отдельного счета он может израсходовать исключительно на зарплату своих сотрудников.
- необходимые для выполнения ГОЗ товары и услуги поставляются заказчику непосредственно исполнителями второго и третьего порядка. Напомним, что у каждого из них должен быть открыт отдельный счет в уполномоченном банке. Оплата таким исполнителям может производиться как до, так и после поставки.
До исполнения работ выплаты по гособоронзаказу регулируются Приказом Минфинансов. Ежегодно выпускается новый приказ. С 2019 г. действует Приказ № 259Н от 11.12.2018 г. Он разработан с перспективой на 2020-2021 гг. В этом законодательном нормативе определен ряд направлений траты целевых денег (Приложение № 4): выплаты рабочим, закупка работ и услуг, приобретение билетов, реклама и др.
Если головной исполнитель переводит на счет исполнителя предоплату, то в платежном поручении он указывает детальное назначение платежа, которое соответствуют укрупненным коду расходования денег из Приказа № 259Н
Если исполнитель получает средства после подписания акта, то головной исполнитель должен заполнить заявление на открытие счета по статье «прочие выполненные работы». И приложить обоснование того, что исполнитель работы выполнил. Для этой цели можно использовать фотоматериалы или видеофиксацию.
Для того, чтобы ограничить участие в ГОЗ перекупщиков, разработаны некоторые меры относительно прибыли поставщика. Эти меры регулируются на государственном уровне. В Постановлении Правительства РФ № 1465 от 2 декабря 2017 г. приведены методы по определению цен на продукцию и нормы прибыли коммерческих поставщиков.
Например, при применении затратного метода правила следующие:
- если исполнитель сам является производителем изделий, то в качестве прибыли он может добавить 20% к себестоимости;
- если комплектующие приобретаются, то норма прибыли будет только 1%.
Показатели себестоимости и прибыли головного исполнителя отмечаются в тексте контракта. Но если он на чем-то сэкономил и уменьшил сумму затрат, то сторонам потребуется подписать дополнительное соглашение и увеличить прибыль исполнителя.
Закупки по ГОЗ проводят открытым и закрытым способами. Документацию по открытым закупкам вы найдете в ЕИС. Изучите документацию и подавайте заявку обычным способом на указанной электронной торговой площадке.
Документацию по закрытым закупкам предоставляют приглашенному участнику по запросу или размещают на специализированной электронной площадке – АСТ ГОЗ. Чтобы увидеть документацию на площадке АСТ ГОЗ, надо на ней зарегистрироваться.
Государственный оборонный заказ 2021 г.
Юрлицо является поставщиком строительных товаров и, как это часто бывает, не выпускает их, а закупает напрямую у производителя. Оно давно на рынке, имеет сформировавшиеся деловые связи, которые выражаются в том, что есть вполне устоявшийся пул постоянных клиентов.
Один из таких клиентов, размещая заказ на поставку очередной партии товара, сообщил, что приобретает его для целей выполнения гособоронзаказа, и настойчиво просил юрлицо-поставщика открыть отдельный счет в определенном банке.
Поставщик задумался: входит ли он в состав кооперации головного исполнителя и распространяются ли поэтому на него требования Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о ГОЗ), если он не вступает в договорные отношения непосредственно с самим головным исполнителем или исполнителем, так как его покупателем является субподрядчик? Если да, то входит ли и производитель, у которого приобретается продукция для последующей реализации, в кооперацию, поскольку он также продает юридическому лицу – поставщику товары, которые тот в свою очередь поставит для целей исполнения госконтракта?
Головной исполнитель обязан в первую очередь открыть спецсчет в территориальном казначействе.
Это необходимо для того, чтобы была возможность указать в гос. контракте реквизиты для отправки аванса и выплат.
Дальше два варианта:
можно выбрать сделать весь объем работ
поставить товар за свой счет
Подрядчики, у которых имеется головной исполнитель с договорами более 100 тысяч рублей – имеют возможность открыть счета.
В данном случае оплату за товары и услуги казначейство до момента поставки или после нее.
Как получить личные денежные средства. Каждый год появляется приказ о санкционировании оплат. В том случае, если вы хотите нужно внести предоплату, необходимо в платежном поручении указать назначение платежа.
Подробнее о данной возможности смотрите в приказе под номером 259н. Акты подрядчиком уже должны иметь подпись.
Нужно быть очень внимательным, в любое время могут потребовать по запросу государственных органов (в теч. 5 дней) Подготовьте следующие документы, это важно:
- Документация в рамках контракта
- Сведения обо всех привлеченных исполнителях, а именно: наименование, адрес, номер телефона руководителя,
- ИНН, КПП и другие данные.
Из практики за последние месяцы можем с уверенностью сказать: запросы документы с исполнителей стал носить повсеместный характер.
Что понимается под раздельным учетом в сфере гособоронзаказа
Проведем анализ выражения «раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту».
Термин «финансово-хозяйственная деятельность» обобщает разнообразные процессы в деятельности организации:
- поиск и управление ресурсами, которые необходимы для обеспечения производственных процессов и функционирования организации в целом;
- получение денежных доходов и осуществление расходов;
- формирование и распределение финансовых ресурсов.
Определение построено на использовании термина «ресурсы». Что он обозначает?
Большой энциклопедический словарь дает следующее определение термина «ресурсы». Ресурсы (от франц. Ressource – вспомогательное средство) – денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов.
Другими словами, термин «ресурсы» определяет количественную меру возможностей, требуемых и имеющихся для осуществления той или иной деятельности, например:
- потребность в ресурсах для выпуска продукции – состав материальных ценностей и технологических условий для выполнения операций, указанных в конструкторской и технологической документации на изделия для их изготовления;
- энергетические ресурсы предприятия – различные виды энергии, доступные для использования в технологических процессах при выпуске продукции;
- финансовые ресурсы организации – совокупность денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для обеспечения текущих расходов.
В определении термина «ресурсы» наряду с видами ресурсов, которые непосредственно задействованы в производственных процессах, также указаны денежные средства и источники средств. Денежные средства не применимы в технологических процессах, но их наличие дает возможность оплатить сырье и материалы, электрическую энергию, труд рабочих и т.д. После получения оплаты за реализованную продукцию в распоряжении организации вновь появляются денежные средства. Можно сказать, что хозяйственная деятельность предприятия отражает непрерывный процесс преобразования различных ресурсов. Такой подход нашел свое отражение во многих системах управления и учета. Например, структура ресурсов организации по виду представления активов подтверждается на отчетную дату бухгалтерской отчетностью: денежные средства на расчетных счетах и в кассе, запасы на складах, незавершенное производство, готовая продукция на складе и т.д.
Под результативностью финансово-хозяйственной деятельности понимается эффект, который уже получен или потенциально возможен к получению в процессе преобразования конкретных ресурсов в продукцию, на которую есть платежеспособный спрос внешних заказчиков. Общепринятыми оценками финансовых результатов деятельности организаций являются прибыль или убыток. Отметим, что получение прибыли фиксируется в уставных документах организаций как основная цель их деятельности, и является одним из ключевых показателей при всех видах учетных действий.
Сумма прибыли или убытка определяется как разность между доходами и расходами. Следовательно, необходимость оценки финансового результата деятельности автоматически ведет к рассмотрению двух формирующих его показателей: доходов и расходов. Например, сопоставление всех доходов и расходов организация показывает в форме бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках». При расчете бухгалтерской прибыли учитываются доходы и расходы, которые обоснованы первичной документацией по всем состоявшимся хозяйственным операциям.
Федеральный закон от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» устанавливает необходимость обособленного формирования результатов финансово-хозяйственной деятельности в разрезе контрактов ГОЗ. Соответственно, требуется выделить вклад, который вносится в финансовый результат организации каждым контрактом ГОЗ. Напомним, что доходы и расходы неразрывно связаны с активами и обязательствами. Так по ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, а по ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств. Таким образом, для обеспечения раздельного учета по контрактам ГОЗ привязка к ним доходов и расходов в первую очередь подразумевает привязку активов и обязательств, т.е. ресурсов.
В рамках хозяйственной деятельности организации каждый контракт ГОЗ является юридически выделенным самостоятельным направлением получения дохода. Точно таким же, как и выполняемые организацией параллельно с ним договоры с коммерческими заказчиками. Цена контракта определяет объем выручки, которую получит организация по результатам выполнения – это и есть доходная часть для определения финансового результата исполнения контракта ГОЗ. Здесь в расчет берется способность контрактов ГОЗ генерировать доход организации при гарантированной государством оплате.
Выпуск продукции контракта ГОЗ обеспечивается через потребление определенного количества ресурсов (материальных, трудовых, административных). Процессы формирования и использования ресурсов всегда связаны для организации с определенными расходами.
Таким образом, из выражения «раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту» следует, что каждый контракт ГОЗ является объектом обособления части доходов и расходов организации, возникающих вследствие его исполнения, где:
1. доходы:
- выручка от реализации продукции контракта.
2. расходы:
- затраты на изготовление продукции (производственная себестоимость продукции);
- расходы по отгрузке продукции (коммерческие расходы);
- покрытие части административных расходов организации (доля общехозяйственных расходов);
- расходы на привлечение финансирования контракта, например, проценты по кредитам (прочие расходы).
В нашем рассмотрении доходы и расходы признаются по факту совершения соответствующих хозяйственных операций, независимо от фактического времени поступления и выплаты денежных средств: доходы – по выручке от реализации, расходы –по факту распоряжения и потребления ресурсов. Такой подход в учетных действиях соответствует методу начисления.
Метод начисления при организации раздельного учета в сфере ГОЗ подразумевает:
- для выпуска продукции ГОЗ организация должна выделить реальные ресурсы;
- количество и состав необходимых ресурсов определяются конструкторской и технологической документацией на изделия и не зависят от способа их оплаты организацией;
- организация может воспользоваться различными источниками финансирования для приобретения ресурсов в целях соблюдения сроков отгрузки продукции ГОЗ заказчику.
Контракты ГОЗ как разрез аналитического учета
В силу многообразия учетных механизмов интеграцию раздельного учета по контрактам ГОЗ в бухгалтерский учет нельзя рассматривать в привязке к какой-то конкретной системе или программному продукту. Лучше отталкиваться от основных методов ведения бухгалтерского учета.
Информация о составе и движении однородных групп хозяйственных средств организации, источниках и хозяйственных процессах отражается в бухгалтерском учете проводками по синтетическим счетам. Учетные записи производятся в денежном измерителе (стоимостной оценке) в обобщенном виде. Синтетические счета дают объектам учета обобщающую характеристику. В целом бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Она должна быть свободна от значимых ошибок и необъективности. Достоверность бухгалтерской отчетности подтверждается раскрытием обобщенной информации, представленной на синтетических счетах, данными аналитического учета.
Таким образом, бухгалтерский учет в организациях обычно ведется в двух направлениях: аналитическом и синтетическом. Чем обширнее и сложнее хозяйственная деятельность организации, тем больше внимания уделяется аналитическому учету. Он развивается и совершенствуется вместе с ростом бизнеса.
Аналитический учет – это подробный детальный учет, отражающий хозяйственные операции во всех деталях. Данные аналитического учета формируют базу сведений для анализа, контроля, планирования, управления и руководства хозяйственной деятельностью предприятия. Аналитический учет позволяет:
- проконтролировать хозяйственные операции по существу и по форме, пользуясь данными первичных документов, которые являются основанием для бухгалтерских записей;
- полно, подробно и оперативно отразить все операции на бухгалтерских счетах.
Применяются разные виды объектов аналитического учета: аналитика, аналитические счета, карточки и т.д. Они раскрывают информацию о средствах организации, накапливаемых на отдельных счетах бухгалтерского учета. Нормативные акты не устанавливают ограничений на выбор объектов аналитического учета. Их состав организация выбирает самостоятельно в соответствии с требованиями к детализации раскрываемой информации, закрепив свое решение в учетной политике по бухгалтерскому учету. Можно задать объекты аналитического учета, которые позволяют собрать данные не только по конкретному счету, но и по одному признаку с разных счетов. При этом развернутый аналитический учет необходимо вести сквозным образом по всем участкам учета.
С другой стороны, синтетический учет обобщает данные аналитического учета, решая следующие задачи:
- группировка данных аналитического учета по определенным признакам (балансовым счетам);
- проверка правильности ведения аналитического учета.
Тесная взаимосвязь синтетического и аналитического учетов обусловлена следующими факторами:
- хозяйственные операции отражаются на основании одних и тех же первичных документов;
- связано отражаются качественно однородные объекты учета, но в аналитическом учете это происходит по более детализированным экономическим группировкам;
- аналитические показатели поддерживают общую структуру формирования проводок из двух частей: дебета и кредита, по которым отражаются остатки (сальдо) и обороты;
- итоги оборотов и сальдо по аналитическим показателям равны оборотам и сальдо по синтетическому счету, объединяющему их;
- если на синтетическом счете учитываются активы (имущество, дебиторская задолженность и т.д.), то относящиеся к нему аналитические показатели выделяют в учете те же активы; и наоборот: если на синтетическом счете показаны капитал и обязательства, то детализирующие его аналитические показатели обособленно показывают аналогичные объекты бухгалтерского учета.
Нормативное регулирование ГОЗ
Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), надо понять, каково соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:
Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.
Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять, чем контракт отличается от госконтракта и откуда взялись исполнители второго и третьего уровней. Поэтому мы подготовили полезную памятку, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.
В конце статьи есть шпаргалка
Государственное регулирование
Цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, регулируются государством.
Порядок государственного регулирования, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу…».
Под государственным регулированием подразумевается:
- определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по государственному оборонному заказу на очередной год и плановый период, то есть прогнозная цена на продукцию, а также подготовку предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком;
- определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (далее — начальная (максимальная) цена государственного контракта), цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (далее — цена государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком), а также цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу;
- государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком
- определение вида цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком;
- уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены государственного контракта, заключенного с единственным поставщиком.