Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение об организации питания в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.
В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:
-
среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);
-
требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);
-
суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);
-
количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).
Гигиенические требования к организации питания детей в образовательных организациях
Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием для нормального функционирования детского организма, особенно в период интенсивного роста и развития, который ребенок в основном проводит в стенах образовательных учреждениях. Нарушения в питании, а также недостаточное или несбалансированное питание в этот период может стать причиной нарушениями в развитии и возникновением хронических алиментарно-зависимых заболеваний. Требования к организации здорового питания и формированию примерного меню изложены в санитарных правилах и нормах СанПиН 2.4.5.2409-08, действующим с 01 октября 2008 г по настоящее время, устанавливают следующее:
- В целях недопущения сокращения ассортимента поставляемых продуктов питания и продовольственного сырья, а также поступления ассортимента готовых блюд и кулинарных изделий, вырабатываемых на пищеблоках образовательных организаций, рацион питания обучающихся, предусматривает формирование определенного набора продуктов для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени, согласно приложения 8 таблица 1 СанПиН 2.4.5.2409-08, и разработка на основании сформированного рациона питания составляется примерного меню, с распределением по приемам пищи;
- Ежедневно в рационах 2-6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
- Примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, организующим питание детей с учетом: сезонности, количества пищевых веществ и калорийности, возрастной категории обучающихся (7-11 и 12-18 лет), по массе порций блюд, обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий, в соответствии со сборниками рецептур, и согласовывается руководителем образовательного учреждения и руководителем территориального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
- Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья на пищеблоки в образовательных учреждениях должен осуществляться только при наличии документов, подтверждающих качество и безопасность продукции и принадлежность к определенной партии пищевых продуктов (документы ветеринарно-санитарной экспертизы, документы изготовителя, поставщика пищевых продуктов, подтверждающих их происхождение, сертификаты соответствия, декларации о соответствии). Данная документация, а также результаты лабораторных исследований продукции должна сохраняться до окончания реализации продукции.
- Не допускается к реализации пищевая продукция, не имеющая маркировки, в случае, если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.
- Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания, с целью реализации профилактических мероприятий, необходимо обеспечить организацию производственного контроля, включающего в том числе, и проведение лабораторно-инструментальных исследований продукции, рекомендуется проводить лабораторный контроль показателей качества и безопасности сырья и компонентов в части фальсификации продукции.
При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» обязательна.
Кто может претендовать на бесплатное питание?
Льготное преимущество, в виде отсутствия платы за питание в учебном учреждении, предоставляется не всем детям. К ней относят только тех, кто принадлежит к категории льготников.
Данное право устанавливается на региональном уровне и может разниться в зависимости от региона проживания.
Как пример, в пределах Московской области, бесплатное питание в школах предоставляется для:
- Ребенку из многодетной семьи;
- Сироты;
- Усыновленные дети;
- С присвоенной с детства группой инвалидности;
- Родители ребенка имеют первую, или вторую группу инвалидности;
- Получающие пенсионное пособие по причине утраты кормильца.
Принципы питания детей в школе
Существенный вклад в здоровье детей и всей нации в целом вносит правильная организация школьного питания.
Соблюдение сбалансированного рациона – главный принцип, который учитывается при организации работы столовой в учебном учреждении.
К нему относится:
- соотношение калорийности пищи и суточных затрат энергии;
- химический состав пищи, ее питательность и объем должны удовлетворять возрастным потребностям ребенка и особенностям его организма;
- рациональное соотношение энергетической ценности (белков, жиров, углеводов);
- качественная обработка продуктов питания с сохранением их биологической и пищевой ценности, внешнего вида, консистенции, цвета, запаха, вкуса и перевариваемости;
- большое разнообразие продуктов питания: включение овощей, фруктов, ягод, зелени в состав блюд;
- выдерживание правильного режима питания;
- гарантия качества пищи;
- совместимость продуктов, их взаимозаменяемость.
При организации питания необходимо акцентировать внимание на следующем критерии: количество поступающих в организм калорий должно соответствовать их расходу, таким образом обеспечивается энергетический баланс.
Даже при отсутствии активных действий организм ребенка тратит энергию. При двигательной и умственной деятельности скорость обмена веществ возрастает. Если сравнить с состоянием бездействия, то затраты энергии усиливаются при сидении на 12 %, при движении – на 80-100 %, при беге – на 400 %.
Льготы на питание в школе
Одним из вопросов, интересующих родителей, является необходимость оплаты за питание в школе. Эта тема вызывает множество дискуссий, так как в настоящее время на уровне федерального законодательства не утвержден список категорий детей, которые могут бесплатно есть в школьной столовой. Перечень обучающихся, имеющих льготы, установлен на региональном уровне, а конкретную информацию о том, кто может безвозмездно питаться в школе, можно получить у администрации учебного заведения. Но имеются отдельные категории школьников, которые вправе получить льготы, взятые за основу во всех регионах России. Сюда включены:
- дети из многодетных семей (семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными);
- дети из малоимущих семей (семьи, в которых доход не превышает установленного законодательством прожиточного минимума);
- дети из неполных семей (находящиеся под опекой только одного из родителей);
- дети-сироты;
- дети, получающие пособие по потере кормильца;
- дети с инвалидностью;
- дети, один из родителей которых является инвалидом I или II группы;
- дети, чьи родители являются участниками СВО;
- дети из семей, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, и дети ликвидаторов этого события.
Дети с десяти до семнадцати.
Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:
- Происходит интенсивный рост всего организма.
- Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
- На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
- Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.
Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.
Именно в эти годы — фактически начиная с 10 лет — ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психоэмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.
Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых.
Сколько должен съедать один школьник в день?
Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.
Продукты |
Возраст школьника |
|||
7-10 лет |
11-13 лет |
14-17 лет Юноши |
14-17 лет Девушки |
|
Хлеб пшеничный |
150 |
200 |
250 |
200 |
Хлеб ржаной |
70 |
100 |
150 |
100 |
Мука пшеничная |
25 |
30 |
35 |
30 |
Крупы, бобовые, макаронные изделия |
45 |
50 |
60 |
50 |
Картофель |
200 |
250 |
300 |
250 |
Овощи разные |
275 |
300 |
350 |
320 |
Фрукты свежие |
150-300 |
150-300 |
150-300 |
150-300 |
Фрукты сухие |
15 |
20 |
25 |
20 |
Сахар |
60 |
65 |
80 |
65 |
Кондитерские изделия |
10 |
15 |
20 |
15 |
Масло сливочное |
25 |
30 |
40 |
30 |
Масло растительное |
10 |
15 |
20 |
15 |
Яйцо, шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
Молоко, кисломолочные продукты |
500 |
500 |
600 |
500 |
Творог |
40 |
45 |
60 |
60 |
Сметана |
10 |
10 |
20 |
15 |
Сыр |
10 |
10 |
20 |
15 |
Мясо, птица, колбасы |
140 |
170 |
220 |
200 |
Рыба |
40 |
50 |
70 |
60 |
Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха.
В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.
Бесплатное питание для учащихся средней школы
Начиная с 5 класса, бесплатно питаться в школьной столовой могут только льготники. В частности, дети из малоимущих и многодетных семей. Бесплатное трехразовое питание положено также учащимся суворовских училищ и учреждений круглосуточного пребывания.
Кто входит в список льготных категорий. Перечень льготных категорий определяется на усмотрение регионов. Чаще всего в состав льготников входят:
- малоимущие семьи;
- многодетные семьи:
- семьи с ребенком-инвалидом;
- семьи, которые попали в сложную жизненную ситуацию (например, если отец не платит алименты, у ребенка сгорел дом, жертвы насилия, семьи беженцев и переселенцев, жертвы вооруженных конфликтов и пр.);
- получатели пенсии по потере кормильца;
- дети из приемных семей;
- дети, у которых родитель или оба родителя являются инвалидами.
В Санкт-Петербурге отдельно выделены льготники, которые могут получать до 70% стоимости питания. В их числе состоящие на учете в противотуберкулезном диспансере, имеющие хронические заболевания, ученики спортивных и кадетских классов.
Основные требования к школьному питанию
- Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
- Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
- Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
- Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
- Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
- Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
- Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
- Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
- Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
- Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
- Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
- На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.
Требования к организации питания в школе
- В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
- Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
- Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
- Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
- Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
- К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).
Выполнение вышеуказанных требований регулируется законом об организации питания в школах. Статья 37 Закона об Образовании содержит все нормативные акты по данному вопросу.
Сколько раз в день должен есть школьник?
Роспотребнадзор считает оптимальным три основных приема пищи и два перекуса: завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. Также рекомендуется организовывать приемы пищи в определенное время: это способствует лучшему усвоению пищи и профилактике желудочно-кишечных заболеваний. Школьникам, учащимся в первую смену, следует питаться по следующему графику: первый завтрак дома в 7:00, второй завтрак в школе в 10:30-11:00, обед в 13:00-14:00, полдник в 16:30-17:00, ужин в 19:00-20:00 (не позднее чем за полтора часа до сна). Обучающимся во вторую смену стоит придерживаться несколько иного графика: завтрак в 7:00-8:00, обед в 12:00-12:30, полдник в 15:00, ужин в 20:00-20:30. При этом необходимо выделять достаточное количество времени для потребления пищи: 20-30 минут для основного приема пищи и 10-15 минут — для перекуса.
Почему у школьника могут быть проблемы с аппетитом
Это связано с тем, что во время учебы многие ученики испытывают серьезные нагрузки на организм, больше всего — в психологическом плане. Задача родителей состоит в том, чтобы своевременно заметить, когда стресс станет причиной потери аппетита. Взрослым необходимо организовать детям отдых по окончании уроков, чтобы они смогли восстановиться после учебного дня. Нужно переключать внимание ребенка и менять ему виды деятельности. Справиться со стрессом помогают занятия, связанные с физическими нагрузками.
Иногда снижение аппетита может быть признаком заболевания. Родителям стоит обратить внимание на следующие сигналы:
- снижение веса;
- ребенок малоактивен;
- кожа становится бледной, сухой, состояние волос и ногтей ухудшается;
- ребенка периодически беспокоят боли в животе;
- на кожных покровах появляются высыпания.
Основные требования к школьному питанию
- Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
- Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
- Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
- Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
- Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
- Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
- Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
- Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
- Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
- Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
- Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
- На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.
Требования к организации питания в школе
- В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
- Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
- Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
- Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
- Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
- К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).
Выполнение вышеуказанных требований регулируется законом об организации питания в школах. Статья 37 Закона об Образовании содержит все нормативные акты по данному вопросу.