- Льготы

С кем остаются несовершеннолетние дети при разводе родителей в исламе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С кем остаются несовершеннолетние дети при разводе родителей в исламе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если мать ребенка вышла замуж за другого мужчину, а затем развелась;
или если отец ребенка вел распутный образ жизни (был фасиком), а затем покаялся и исправился;
или если бабушка по матери сначала согласилась передать ребенка его отцу, отказавшись тем самым от своего права, а затем увидала, что он нехорош в воспитании, и захотела взять ребенка под свою опеку, то можно ли вернуть право на опеку обратно?

Когда развод в исламе не имеет силы

Судей традиционно назначали правители Халифата, по рекомендации Совета улемов (улем- высший статус ученого-правоведа по Шариату).

Однако первое мнение подтверждается хадисом Абу Хурайры о том, что одна женщина пришла к Пророку и сказала: «Посланник Аллаха, мой муж хочет увести моего сына, а он приносит мне воду из колодца Абу ‘Инабы и помогает мне». Пророк сказал мальчику: «Это — твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку, и она ушла вместе с ним. Об этом сообщил Абу Давуд.
Есть и иные случаи, в которых обе стороны имеют право на развод — например, если один из супругов скрыл что-либо важное, и это выяснилось уже после заключения брака.

Также отцу легче обеспечивать его необходимым, будь то еда, одежда, учёба и все прочее. Если же мать ребёнка переселится в тот же город или село, что и отец, то право на воспитание ребенка сохраняется за ней, если у неё было ранее это право.

Необходимые документы для того, чтобы отсудить ребенка

Все доводы сторон на судебном заседании должны быть аргументированы. В зависимости от оснований, из-за которых бывший муж хочет забрать сына или дочь при разводе собираются необходимые документы. Обычно необходимо:

  • исковое заявление, в котором будут представлены аргументы и требования;
  • свидетельство о разводе;
  • документ, подтверждающий отсутствие заболеваний у отца;
  • документ, подтверждающий уровень доходов;
  • справка с места жительства;
  • документ, подтверждающий благоприятные жилищные условия (акт проверки представителей органов опеки и попечительства);
  • характеристики с места работы.

Если бывшая жена не выполняет родительские обязанности, то необходимы дополнительные документы:

  • медицинское заключение о состоянии супруги (алко- или наркозависимости, психические проблемы);
  • показания свидетелей;
  • характеристики, в которые следователи, начальник, соседи или другие причастные лица описывают поведение матери.

Что должно соблюдаться при разводе и после него.

Развод – это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно или письменно, или знаком для немого. Ислам рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода.
Брак должен обеспечивать спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из тех, что Им разрешены. Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными.

Если между мужем и женой возникает спор, который они не могут уладить сами, в дело следует вмешаться представителям семей обоих супругов, чтобы привести их к примирению, т. к. Всевышний Аллах в Коране повелевает (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то пошлите к ним по справедливому представителю со стороны его семьи и её семьи. Если они оба (т. е. представители сторон) пожелают примирения (их), то Аллах помирит их. Воистину Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Ан-Ниса», аят 35).

Развод порицаем, потому что через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая, что иногда развод неизбежен, если брак причиняет страдания супругам либо по другой причине, такой как отказ или неспособность мужа обеспечивать семью, сумасшествие супруга, потенция супруга или недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни и т.д., Создатель проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и произносят бракоразводные слова, когда им вздумается и как хотят, не обращая внимания на то, когда, сколько раз и в какой форме это допустимо, а потом осознают свою ошибку и поспешность и впоследствии бегают от имама к имаму в поисках разных дорог для примирения. Чтобы не оказаться в такой ситуации, мусульманин в вопросе развода и в других шариатских вопросах должен придерживаться границ, установленных Творцом, и не переходить их.

В Священном Коране сказано (смысл): «…Таковы установления Аллаха, а тот, кто преступит установления Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе…» (сура «Ат-Талак», аят 1).

Развод предполагает произнесение вслух слов, прямо или косвенно указывающих на развод. Нет разницы, произойдёт это при свидетелях или нет, услышала эти слова жена или нет, как, например, слово «талак» (развод), т. е. имеется в виду произнесение именно этого слова в разных выражениях, как, например: «Я даю тебе развод» или «ты разведена» и т. д., или подобной фразы.

Юридической основой подобных процессов служат статья №78 СК РФ и ФЗ-124 «Об основных гарантиях прав ребенка». Чтобы принять взвешенное решение о том, с кем из родителей будет жить ребенок после развода, суд изучает все обстоятельства и принимает во внимание следующие факторы:

  • Желание родителей

Судье предстоит определить подлинные мотивы родителя, который настаивает на совместной жизни с ребенком после развода.

Нередко стремление родителей «отсудить» ребенка не имеет ничего общего с его интересами, а преследует лишь цель «насолить» бывшему мужу или жене.

Бывает, что отец убеждает окружающих в том, что мечтает жить с ребенком и заниматься его воспитанием. А на деле даже не знает, как приготовить ему завтрак, ни разу не был на родительском собрании в школе, не имеет понятия, с кем ребенок дружит, как зовут его классного руководителя, каковы его школьные успехи.

Или мать утверждает то же самое, но фактически «скинула ребенка на бабушку» и занимается карьерой или попытками устроить свою личную жизнь. Если такие факты выясняются в ходе суда, они, естественно ставят под сомнение искренность родительского желания.

  • Желание ребенка

Его спрашивают только у детей, которым больше 10 лет. Беседу проводит опытный сотрудник органов опеки, способный понять, искренен ли ответ ребенка или тот просто «повторяет то, что велели».

Что касается маленьких детей, то тут по умолчанию признается приоритет матери. Считается, что женщина лучше справляется с уходом за малышами и обеспечивает им необходимый эмоциональный комфорт. Кроме того, суд опирается на принцип Декларации о правах ребенка, в которой утверждается, что разлучать ребенка с матерью можно лишь в самых крайних случаях.

  • Моральный облик родителей

Родитель, страдающий алкоголизмом, наркоманией, пристрастием к азартным играм, ведущий аморальный образ жизни не может рассчитывать на то, что ему доверят опеку над ребенком после развода. Даже относительно «безобидные» вредные привычки вроде курения могут стать препятствием для решения суда в пользу проживания ребенка с тем или иным родителем

  • Материальные возможности родителей

Суд может принять во внимание факт более благоприятного материального положения одного из родителей по сравнению с другим. На это часто рассчитывают «богатые» мужчины, разводящиеся с неработающими женами или женами, имеющими низкий доход.

Но интересы ребенка не исчерпываются более качественным питанием, обилием одежды и гаджетов или оплатой дорогой школы. Если по другим параметрам мать может обеспечить ребенку лучший уход и эмоциональный комфорт, суд просто примет решение о назначении высокой суммы алиментов на ребенка от отца.

  • Социальная среда

Принимается во внимание общение ребенка с другими родственниками. Например, если ребенок регулярно и тесно взаимодействует с родителями отца, и совсем незнаком с бабушкой и дедушкой со стороны матери, это может послужить весомым доводом в пользу передачи ребенка отцу. И наоборот.

  • Регион проживания
Читайте также:  Инструкция по оплате штрафа ГИБДД через банкомат Сбербанка

Если родители после развода живут или собираются жить в разных регионах или странах, принимаются во внимание особенности этих мест. Суд выбирает оптимальные для ребенка экономические, климатические, культурные особенности территорий, где будет жить ребенок.

  • Другие обстоятельства

Развод при наличии детей

– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?

– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.

Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.

– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?

– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.

Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.

– Могут родители договориться и оставить ребенка с матерью?

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

Общий порядок расторжения брака при наличии общих несовершеннолетних детей

Наличие несовершеннолетних детей затрудняет бракоразводный процесс. По общему правилу несовершеннолетними являются дети, не достигшие 18 лет, родителями считаются кровные или приемные мать и отец.

Расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей происходит в органах ЗАГСа (исключительные случаи) или в суде.

В ЗАГС можно подать заявление на развод только в случае отсутствия несовершеннолетних детей, имущественного спора и при согласии обоих супругов.

Исключение: расторгнуть брак в органах ЗАГСа при наличии в семье ребенка можно, когда второй супруг признан судом недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим или отбывает наказание в виде реального лишения свободы сроком свыше 3 лет. В такой ситуации в ЗАГС необходимо подать заявление о расторжении брака, свидетельство о заключении брака, вступивший в законную силу судебный акт, как подтверждающее основание для расторжения брака (решение суда о признании супруга безвестно отсутствующим, умершим, недееспособном или приговор, вынесенный в отношении супруга), квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 350 рублей (в соответствии со статьей 333.26 НК РФ).

Важно знать: в ситуации, когда у одного из супругов есть дети, но второй супруг не является им отцом, развод может быть осуществлен в органах ЗАГСа.

Кроме вышеперечисленных случаев, развод супругов при наличии общих несовершеннолетних детей может быть осуществлен только в судебном порядке. Исковое заявление супругом лично или через своего представителя подается в мировой или районный суд.

Мировой суд рассматривает дела о расторжении брака при наличии ребенка в семье в следующих обстоятельствах:

  • размер совместного имущества супругов, подлежащего разделу, составляет не более 50 000 рублей;
  • между супругами отсутствует спор о дальнейшем проживании детей;
  • наличие алиментного соглашения или иной договоренности о порядке выплат алиментов на несовершеннолетних детей.

При возникновении споров о разделе имущества, а также при нежелании одного из супругов разводиться, расторжение брака при наличии детей происходит в районном суде.

По общему правилу иск о расторжении брака подается в районный суд по месту жительства ответчика. Однако при наличии несовершеннолетнего ребенка или тяжелой болезни заявление может быть подано в суд по месту жительства истца.

В отсутствие возможности или желания одного из супругов участвовать в судебных заседаниях, закон предоставляет ему право воспользоваться помощью представителя по доверенности.

В исковом заявлении должна содержаться следующая информация:

  • реквизиты судебного органа, куда направляется иск;
  • информация об истце и ответчике;
  • обстоятельства дела и причину развода;
  • сведения о наличии несовершеннолетних детей, совместно нажитого имущества, брачного договора, соглашения о разделе имущества;
  • причины для оставления детей с истцом;
  • требования истца (расторгнуть брак, выплата алиментов, раздел имущества, определение места жительства детей).

Кроме искового заявления в суд необходимо предоставить следующий пакет документов:

    • квитанция об оплате государственной пошлины в размере 650 рублей;
    • свидетельство о заключении брака;
    • свидетельство о рождении детей;
    • алиментное соглашение (если оно в наличии);
    • брачный договор (если он в наличии);
    • доверенность, если в суд ходит представитель супруга.

Перед началом рассмотрения дела о расторжении брака при наличии несовершеннолетних детей суд дает возможность супругам помириться и предоставляет для этого срок в пределах трех месяцев. При отсутствии подвижек в отношении между супругами, суд начинает рассмотрение дела.

Если в суд предоставлены все необходимые документы и стороны явились в судебное заседание, то рассмотрение дела о расторжении брака может ограничиться одним судебным процессом.

Родители в любой момент судебного заседания вправе договориться о том, с кем останется ребенок, какой будет порядок взаимодействия второго родителя с ним, какие размеры алиментных выплат он будет выплачивать.

Ва ‘аляйкум ас-Салям ва рахматуЛлаhи ва баракату.

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение избранному пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:

Ученые, не пришли к единому мнению! Поэтому, мы упомянем самое основное, и самое надежное, иншаАллаh:

Если родители развелись, и у них ребенок, а именно мальчик, то как говорит шейх Мухаммад Муса аш-Шариф: если мальчик, достигает двух летнего возраста, то он сам выбирает к кому идти.

Я добавлю: не всегда дети в это возрасте способны выбирать, бывает такое, что ребенок может выбрать одного из родителей, просто по причине того, что кто-то из них забавляет его, балует, таким образом мальчик и тянется к нему. Надо учитывать, чтобы выбор мальчика, не был связан с грехом родителей.

Для того, чтобы выбор мальчика был справедлив, оба родителей должны быть набожными, богобоязненными людьми.

К примеру, муж нечестивец, а мать праведная, и мальчик тянется к нечестивцу отцу, отдаем ли его отцу? Нет! Не отдаем, судья выносит решение в пользу матери. А если на оборот, то судья выносит решение в пользу отца, и т.д.

В данном вопросе важно учитывать пользу и вред, как сказал шейх Сулейман аль-Маджид.

Если женщина, справедлива, пусть даже не очень набожна, она сам по себе достаточно надежный человек, то как указал имам Ибн аль-Къайим, она более достойна ребенка. И вообще из книги имама Ибн аль-Къайима «Заду аль-Ма’ад» в разделе, где он разбирает эту тему, видно, что он склоняется к тому что лучше для ребенка.

Все же, ситуации могут различаться! И лучше, в данной ситуации мальчика к тому родителю, в котором он получит должное воспитание, и никто из родителей не может запретить своему сыну, посещать одного из родителей, как сказал имама Ибн Къудама!

Это что касается мальчика, а по поводу девочки, то тут вопрос еще обширней, обо всем по порядку:

Большинство ученых на том, что девочка, более достойна быть с матерью, так как именно мать знает все тонкости этого вопроса, и нужные элементы, связанные именно с девочкой.

Зихар. Обет. Развод со стороны супруги

С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.

Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)». Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.

Читайте также:  Новый штраф за отсутствие страховки ОСАГО с 1 января 2023 года – правда или нет?

Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.

В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.

Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.

Что говорится о разводе в исламе?

Ислам не поощряет разводы. Это, если говорить мягко. В Коране он называется «самым ненавистным из дозволенного». Религия призывает к уважению и терпению между супругами, к взаимной заботе в отношениях между ними.

Ислам требует, чтобы супруги использовать все способы для сохранения семьи и урегулирования конфликта. При этом допускается, что могут быть такие ситуации, когда супружеские отношения лучше разорвать. Но развод в исламе не правило, а лишь исключение из него. Это крайнее средство решения проблем в семье.

Коран предписывает мужчинам разводиться только с женщинами «дурного нрава», исправить который не удается, а терпеть – не хватает сил. Также допускается расторжение брака с супругой, не соблюдающей законы шариата. Иными словами, причина для подобного шага должна быть весьма веской.

Условия для развода и расторжения никаха

Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.

Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.

Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.

В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.

Обеспечение жены и ребёнка после развода

«Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (65:7).

Богатый должен нести материальные затраты в соответствии со своим положением и состоянием. Имеющий средний достаток, в соответствии со своим положением, также и бедный. Или же сами родители могут договориться об определенной плате, малой или большой. Если родители не могут прийти к обоюдному согласию относительно размера, то размер материальных расходов на ребенка должен назначить шариатский судья.

Но все же лучше им самим прийти к взаимному согласию и назначить определенную сумму, которая позволит жить без нужды ребенку и его опекающей матери.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

Опека в арабском языке обозначается словом «хидана» (الحضانة), и в фикхе это понятие распространяется на тех, кто не считается юридически дееспособным, и в первую очередь на детей.
Пишет выдающийся ученый, шейх Марьи ибн Юсуф аль-Карми аль-Ханбали: «Опека — это в основном оберегание ребенка от того, что ему вредит и забота о том, в чем для него польза, вроде мытья его головы, одежды, умащения, подкрашивания сурьмой, закрепления в колыбели и тому подобном и укачивания, чтобы уснул». См. «Далиль ат-талиб», с. 293.

قال العلامة مرعي بن يوسف الكرمي الحنبلي: «… الحضانة وهي حفظ الطفل غالبا عما يضره والقيام بمصالحه: كغسل رأسه وثيابه ودهنه وتكحيله وربطه في المهد ونحوه وتحريكه لينام». انظر: «دليل الطالب»، ص. 293.

Дополняет шейх Абдулькадир ибн Умар ат-Тагляби аль-Ханбали: «…Оберегание в основном ребенка — и это может быть не ребенок, но подобный ребенку, как дело обстоит с сумасшедшим и слабоумным». См. «Нейль аль-ма-ариб» 2/307.

وزاد الشيخ عبد القادر بن عمر التغلبي الحنبلي: «(حفظ الطفلِ غالباً) وقد لا يكون طفلاً، ويكون كالطفل، وهو المجنون والمختلّ العقل». انظر: «نَيْلُ المَآرِب» 2/ 307.

Пишет шейх Марьи аль-Карми:

  1. «Больше всего прав на нее (опеку) у матери. Даже если она это будет делать за плату, полагающуюся подобной ей (няне), при наличии другой женщины, согласной заняться этим бесплатно.
  2. Затем идут ее матери, начиная с самой близкой (т.е. бабушка по маме) и далее.
  3. Затем отец.
  4. Затем его (отца) матери (начиная с бабушки по отцу).
  5. Затем дед (по отцу).
  6. Затем его (деда по отцу) матери (т.е. прабабки).
  7. Затем сестра (опекаемого) по обоим родителям.
  8. Затем сестра по матери.
  9. Затем сестра по отцу.
  10. Затем тетя по матери, которая приходится ей родной сестрой по обоим родителям.
  11. Затем тетя по матери, которая приходится ей сестрой по матери.
  12. Затем тетя по матери, которая приходится ей сестрой по отцу.
  13. Затем тети по отцу в таком же порядке.
  14. Затем тети матери по ее матери.
  15. Затем тети отца по его матери.
  16. Затем тети отца по его отцу.
  17. Затем дочки братьев и сестер (опекаемого).
  18. Затем дочки его дядь и теть по отцу.
  19. Затем остальные родственники по мужской линии, начиная с более близких». См. «Далиль ат-талиб», с. 293.

قال العلامة مرعي الكرمي: «والأحق بها: الأم ولو بأجرة مثلها مع وجود متبرعة ثم أمهاتها القربى فالقربى ثم الأب ثم أمهاته ثم الجد ثم أمهاته ثم الأخت لأبوين ثم لأم ثم لأب ثم الخالة لأبوين ثم لأم ثم لأب ثم العمات كذلك ثم خالات أمه ثم خالات أبيه ثم عمات أبيه ثم بنات إخوته وأخواته ثم بنات أعمامه وعماته ثم لباقي العصبة: الأقرب فالأقرب». انظر: «دليل الطالب»، ص. 293.

С кем остаются дети после развода?

  • Рецепты Халяль
  • Сура «Аль-Фатиха»
  • Витр намаз
  • 99 имен Аллаха
  • Аят «Аль-Курси»
  • Адабы зевания
  • Сура «Ан-Нас» / «Люди»
  • Сунны азана
  • Салават
  • Имена Пророка Мухаммада
  • Сура «Аль-Ихлас»
  • Сунны мечети
  • Истихара
  • Коранические дуа
  • Сайидуль-Истигфар
  • Адабы чихания
  • Ташаххуд
  • Сура «Аль-Кафирун»
  • Фразы на арабском
  • Тауба-намаз
  • Сура «Аль-Фалак» / «Рассвет»
  • Дуа до / после омовения
  • Арабская каллиграфия
  • Сунны омовения
  • Исламские университеты
  • Сунны сна
  • Дуа до / после еды
  • Дуа для подготовки к экзаменам
  • Дуа при входе / выходе из дома
  • Кааба
  • Медресе Чечни
  • Мечеть Шейха Зайда
  • Мечети России
  • Мужские арабские имена
  • Мазхабы суннитов
  • Женские арабские имена
  • Мечети Африки
  • Иса (Иисус)
  • Столпы имана
  • Шамаиль
  • Мечети Великобритании
  • Мусалла
  • Халяль продукты питания
  • Мимар Синан
  • Ханиф
  • Резьба по ганчу
  • Регистан
  • Медресе Узбекистана
  • Рибат
  • Хадисы кудси
  • Гульдаста
  • милосердие
  • порнография
  • не забывай
  • хамр
  • личность
  • мораль
  • деньги
  • Усердие после Рамадана: 5 советов для сохранения темпа
  • Итикаф женщин в вопросах и ответах
  • Итикаф в условиях пандемии
  • Я просто открыла Коран
  • Кааба

Курбани — действие, совершаемое для довольства Аллаха

А Б В Г Д Ё Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ю Я

  • Запрещено ли сбривать волосы другому будучи самому в ихраме?
  • Выход из ихрама: допускается ли использование машинки для стрижки?
  • Можно ли совершить хадж за умершего, который не завещал этого делать?
  • Разрешено ли совершать дополнительную умру после хаджа?
  • Можно ли читать в обязательных намазах дополнительные дуа?

Такой развод противоречит всем тем принципам, которые содержатся в священной Книге Коран и Сунне Пророка ﷺ. Неправильным согласно Сунне и Корану будет считаться развод, при котором муж за один раз расходует трехкратный талак. Также противоречит Сунне развод, при котором муж решит разводиться с женой после интимных отношений в срок чистого периода, а также, если талак дается во время менструального периода. Большинство ученых считает, что это грех, но такой вид развода является действительным. В доказательство этому можно привести риваят от Махмуда ибн Лябида ﷺ, где сказано, что один из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ совершил трехкратный талак за один раз, и Пророку ﷺ не понравилось это, но Посланник Всевышнего ﷺ, по одной из версий, все равно посчитал действительным этот развод. Однако существует группа ученых, которые считали такой развод недействительным среди них, шейхуль-Ислам ибн Теймия, его ученик ибн аль-Кайим, из современных ибн Баз, ибн Усеймин и другие.

Читайте также:  Как сделать временную прописку ребенку для школы?

В восточных традициях очень многое строится на так называемом «периоде очищения» женщины. Речь идет о менструации. И развод по мусульманским обычаям также полностью зависит от данного временного этапа. Таким образом, срок идда предполагает прохождение три цикла месячных.

Однако и здесь имеются свои нюансы:

  1. Для мусульманок, имеющих менструации, данный срок определяется в соответствии с работой их организма.
  2. Если месячные отсутствуют, то такой срок составляет три полных месяца.
  3. Для беременных женщин идда прекращается родами.

Таким образом, если мужчина решает дать три талака единовременно, то он нарушает срок идда. Как уже говорилось выше, в некоторых случаях такое возможно, однако здесь имеется несколько исключений:

  1. Муж не имеет права инициировать развод в период менструации у его жены. В противном случае он совершит запретное, что не приветствуется Аллахом. Мало того, такой развод может быть отсрочен до наступления периода «очищения» у женщины. При осуществлении подобных действий со стороны супруга, жена способна оспорить разрыв отношений на законных основаниях.
  2. Если супруги состояли в половых отношениях после менструации, то развод не признается действительным до тех пор, пока не будет установлен факт отсутствия беременности.

Предлагаем ознакомиться Развод, если есть двое детей: как развестись с мужем или женой при наличии 2 несовершеннолетних детей

Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.

Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.

Ислам дает и женщине право получить развод, но при определенных условиях. Это могут быть такие случаи:

  • когда муж пропал без вести;
  • материально не обеспечивает свою жену;
  • не выполняет своих супружеских обязанностей;
  • после того, как брак был заключен, обнаружились у мужа какие-то недостатки, о которых он умолчал, либо он скрыл какие-то болезни.

Женщина в таких случаях может подать на развод в суд. Муж может сам наделить женщину правом принимать решение о разводе, тогда это будет называться «тафуид».

Муж может передать жене право на развод либо по своей воле, либо по просьбе самой супруги. И если муж такое право жене передал, то отменить свое решение он уже не сможет.

Подобные меры разрешены в исламе. Подтверждением этого являются соответствующие строки в хадисе. В частности, там говорится о том, что Ибн Умар расторг отношения с супругой во время, когда у нее была менструация.

С точки зрения религии:

В первую очередь хочу дать оценку с точки зрения религии Вашему общению с этой женщиной. Мужчине и женщине, которые не приходятся друг другу близкими родственниками, между которыми брак по Исламу запрещён и которые не состоят в законном по Исламу браке, запрещено уединяться, а также общаться, прикасаться друг другу, смотреть и т. п. Всё это может повлечь за собой совершение одного из самых мерзких и тяжких грехов в Исламе – незаконной половой связи (зина). Предостерегая верующих от подобного общения, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пусть не уединяются мужчина и женщина, ибо третьим среди них будет сатана (который непременно попытается подтолкнуть их к совершению греха)».

لا يخلون رجل بامرأة فإن الشيطان ثالثهما

Есть много хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в которых перечисляются обоснованные причины женитьбы на женщинах, говорится, на ком предпочтительнее жениться, т. е. по каким критериям выбирать себе жену. Среди этих критериев есть и такой, чтобы девушка была ранее незамужней, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) призывал в первую очередь обращать внимание на религиозность девушки, на соблюдение ею предписаний Всевышнего. Если Ваша девушка является таковой, если она живёт по Исламу, т. е. практикует его, а не просто, как говорят, этническая мусульманка, если она порядочная, у которой не запятнанное прошлое, то могу посоветовать Вам только взять её в жены! Никто из нас не знает, что его ожидает в будущем. Особенно непредсказуемой может оказаться судьба женщины, поскольку она в отличие от мужчины, даже если будет хорошей, красивой, милой, порядочной… всё равно может оказаться разведённой (ибо судьба её брака находится не в её руках, а в руках мужчины, которому она доверилась). Тот факт, что она разведена, нисколько не умаляет её достоинства и никоим образом не говорит о её плохом поведении и т. п. Ещё раз повторюсь: если она религиозная и порядочная, можете жениться на ней без тени сомнений, невзирая на ревность или что-либо ещё! Ведь и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не обратил внимания на то, что его избранница Хадиджа (да будет ею доволен Аллах) была замужем до него, причём дважды, и имела – так же, как и в Вашем случае – двоих детей! Он не мешкая и без ревности согласился на её предложение и взял её в жёны, поскольку она была одной из самых достойных женщин Аравии. А достоинство её заключалось не только в знатной родословной и богатстве, но в первую очередь в её личностных чертах: в её благом нраве и порядочности! И все остальные жёны Пророка (мир ему и благословение), кроме Айши (да будет доволен ими всеми Аллах), тоже были ранее замужними. Возьмите пример с Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ведь он был самым умным и мудрым человеком, и Вы никогда не разочаруетесь!

Шариат позволяет мужчине взять в жёны ту, которая ему по душе (если нет обоснованной по Шариату причины, препятствующей этому), даже если родители не одобрят его выбор. Но надо помнить, что в их благословении бывает благодать. Естественно, это не означает, что брак, заключённый без согласия или одобрения родителей жениха, обречён. Но брак, заключённый с их согласия, непременно будет благодатным, ведь в этом есть проявление к ним почтения, плюс к этому их мнение ещё бывает и мудрым, ведь они повидали за свою жизнь больше. Поэтому постарайтесь добиться благословения Ваших родителей на этот брак. До заключения мусульманского брака Вам необходимо прекратить общение с этой женщиной, поскольку это грешно.

Давать развод (талак) следует однократно

Ибн ‘Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал:

«Когда Абу Рукана дал развод Умме Рукане, то посланник Аллаха ﷺ сказал ему:

رَاجِعِ امْرَأَتَكَ

«Верни свою жену!».

Тогда тот сказал:

إِنِّي طَلَّقْتُهَا ثَلاَثاً

«Поистине, я дал ей развод трижды».

Пророк ﷺ сказал:

قَدْ عَلِمْتُ رَاجِعْهَا

«Я знаю об этом, верни ее!»» (Абу Дауд 2196, Хаким 3817,Байхакы 14763, АбдурРазак 11334. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).

Абу Дауд сказал об этом:

أَنَّ رُكَانَةَ إِنَّمَا طَلَّقَ امْرَأَتَهُ الْبَتَّةَ فَجَعَلَهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَاحِدَةً

«Рукана дал жене окончательный (трёхкратный) развод [за один раз], и пророк ﷺ засчитал ему это как однократный развод».

Из этих хадисов становится ясно, что если муж сказал, что разводит жену три раза, это засчитывается за один развод.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *