- Льготы

Органы предварительного следствия при МВД РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органы предварительного следствия при МВД РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона об ОРД).

Задачи оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности»): выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе Федеральные законы «О полиции», «Об органах ФСБ», «О государственной тайне», «О прокуратуре Российской Федерации» и другие, а также указы Президента РФ.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. В этом их отличие от органов дознания и предварительного следствия, которые в своей деятельности руководствуются уголовно-процессуальным законодательством.

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям следующих государственных органов: органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний.

Оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений осуществляют и оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны России, но только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают возложенные на них задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам; выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств; информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ст. 14 ФЗ об ОРД).

Оперативно-розыскная деятельность проводится соответствующими органами самостоятельно, а также по поручению следователя, органа дознания или на основании определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе (ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»): проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности; устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств организаций, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; создавать в установленном порядке предприятия, учреждения и организации, необходимые для решения задач, установленных законом.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности могут проводиться следующие оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности): опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Иные следственные органы

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам, а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.

Также в России имеются специализированные следственные отделы: природоохранные следственные отделы и отделы на особо режимных объектах, которые формируются на правах районных отделов и обладают должными полномочиями.

В системе МВД Российской Федерации следственные органы представлены Следственным департаментом МВД России и подвластными ему структурами.

Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений

Следователи органов ФСБ России ведут предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, против общественной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности и др.

Основными задачами Следственного департамента ФСИН России являются:

  • контроль и обеспечение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;
  • организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях по контролю за оборотом наркотических и др.

Должностные лица всех этих органов непосредственно производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.

Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа — это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Органы предварительного следствия: задачи и полномочия

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; оперативный розыскной следствие дознание

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации – по уголовным делам.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 224-ФЗ, вступающим в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования, в подпункте “а” пункта 1 части второй статьи 151 цифры “185 – 185.5,” будут заменены цифрами “185 – 185.6,”.

Положения части второй статьи 151 в редакции Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ, касающиеся изменения подследственности преступлений, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2011 года (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ).

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 – 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 – 133, 136 – 149, 198 – 199.2, 170.1, 185 – 185.5, 205, 205.1, 205.2, 208 – 212, 215, 215.1, 216, 217, 227, 237 – 239, 246 – 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 263, 263.1, 269, 270, 271, 279, 282, 282.1, 282.2, 285 – 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298 – 305, 317, 318, 320, 321, 328, 332 – 354 и 356 – 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Читайте также:  Рейтинг самых лучших майнинг — пулов в 2023 году

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью.

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

2) следователями органов федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй – четвертой, 189, 205, 205.1, 205.2, 208, 211, 275 – 281, 283, 284, 322 частью второй, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Положения части второй статьи 151 в редакции Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ, касающиеся изменения подследственности преступлений, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2011 года (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ).

3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой – третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.2, 134, 135, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй – четвертой, 159 частями второй – четвертой, 160 частями второй – четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью третьей, 166 частями второй – четвертой, 167 частью второй, 169, 171 частью второй, 171.1 частью второй, 172, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 188 частями второй – четвертой, 191 – 193, 195 – 197, 201, 202, 204 – 206, 208 – 210, 213 частью второй, 215.2, 215.3, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 225 – 227, 228 частью второй, 228.1, 234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242.1, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частью второй, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей, 272 – 274, 290 – 293, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частью второй и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации.

4) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй – четвертой (в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ), 228 частью второй, 228.1, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Система органов предварительного следствия и их компетенция

Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению поступающих заявлений и сообщений о преступлениях. Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассматривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты ими непосредственно в отсутствие прокурора; имеют непосредственное отношение к находящимся в их производстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.

Задачи органов предварительного следствия:

  • быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
  • всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
  • обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
  • обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
  • обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
  • установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Следователь обладает процессуальной самостоятельностью, которая выражается в праве представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом обжалование указаний приостанавливает их исполнение.

Руководитель следственного органа вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме. При этом он обладает полномочиями следователя (или руководителя следственной группы).

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем.
Указания руководителя следственного органа, за некоторым исключением, могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа.

Органы предварительного следствия

Перед тем как направить уголовное дело в суд, устанавливающий факт наличия противоправного действия, виновность либо невиновность задержанных, назначающий им наказание за незаконные поступки и применяющий прочие меры ответственности, необходимо провести соответствующее расследование. Оно выполняется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Реализация данных мероприятий производится сотрудниками соответствующих отделов.

Следует начать с того, что дознание выполняется только относительно преступлений средней и небольшой тяжести, перечисленных в ст. 150, ч. 3 УК. При этом данные правонарушения относятся к категории очевидных. Это значит, что совершившее преступление лицо известно. Изучением других правонарушений, очевидных и неочевидных в том числе, но не включенный в список указанной выше статьи, занимаются органы предварительного следствия МВД.

К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:

  • Главного судебного пристава РФ.
  • ОВД Российской Федерации.
  • Оперативные подразделения ФСБ РФ.
  • Главного военного пристава.
  • Федеральную пограничную службу.
  • Главных судебных приставов субъектов РФ.
  • Командиров соединений, воинских частей.
  • Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
  • Органы противопожарной службы России.
  • Начальников военных гарнизонов или учреждений.

Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:

  • Прокуратуры.
  • ОВД.
  • ФСБ.

При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.

При расследовании уголовного дела органы дознания должны действовать в двух направлениях:

  • Выполнять мероприятия, формирующие в комплексе собственно дознание.
  • Начать действия, относящиеся к неотложным.

Необходимо сказать, что при подавляющем числе уголовных преступлений указанные мероприятия осуществляет полиция. Неотложные действия выполняются непосредственно после возбуждения дела, при котором предварительное следствие является обязательным. Только в этом случае есть возможность быстро обнаружить и зафиксировать следы правонарушения, собрать доказательства, требующие немедленного закрепления, изучения и изъятия.

Дознание выполняется по упрощенному порядку процессуальных форм и отличается значительной сжатостью сроков в сравнении с предварительным следствием. Так, по ст. 15 УК мероприятия должны быть окончены по истечении 15 суток с момента возбуждения дела и до принятия решения об отправке дела прокурору. Последний может продлить период, но не больше чем на десять дней. После проведения необходимых мероприятий дознавателем дело передается следователю. Он будет осуществлять дальнейшее изучение в соответствии с установленным порядком.

Прокурор дает письменные указания по каждому уголовному делу. Органы предварительного следствия исполняют эти предписания в обязательном порядке. Однако бывают ситуации, когда сотрудники не согласны с тем или иным указанием. В этом случае у следователя есть возможность передать дело на рассмотрение вышестоящему прокурору. При этом сотруднику необходимо изложить свои возражения в письменном виде.

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.

При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Читайте также:  Можно ли продать участок без межевания

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

УПК РФ к органам предварительного следствия относит Следственный аппарат Следственного комитета при прокуратуре, Следственный аппарат органов внутренних дел, Следственный аппарат органов ФСБ, Следственный аппарат органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Предварительное следствие и дознание имеют отличающие признаки. Осуществляются они разными органами или разными подразделениями одного органа. Кроме того, отличается объем, сроки, документальное оформление окончания процессуальной деятельности, осуществляемой этими органами.

С принятием в 1995 г. закона Российской Федерации «О милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания.

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Основная задача Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Основные функции Следственного комитета:

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;
  • категория уголовных дел, отнесенных законодательно к подследственности;
  • субъект предварительного расследования;
  • сроки досудебного производства по уголовному делу;
  • процедура окончания предварительного следствия или дознания;
  • итоговое решение следователя или дознавателя.
  • об опасных преступлениях;
  • об общественно опасных деяниях, совершенных лицами, которые в силу своих психических или физических недостатков не могут самостоятельно осуществлять право на защиту;
  • о преступлениях, совершенных лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступных действий;
  • о преступлениях невменяемых.

рядовой милиции

Ловин В.А.

Белгород — 2008

План
Вступительная часть
1. Понятие предварительного расследования. Формы предварительного расследования .
2. Органы предварительного следствия: их организация, задачи и полномочия.
3. Органы дознания: их виды, структура и компетенция.
Заключительная часть (подведение итогов).

В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.

При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.

С каждым годом отмечается появление новых сложностей в деятельности следственной системы. Преступники все чаще сегодня действуют изощренно, используют при правонарушениях методы, значительно затрудняющие их исследование и раскрытие. В связи с этим руководству органов прокуратуры рекомендовано применять специализацию в ходе расследования дел об умышленных убийствах, взяточничестве, хищении имущества и прочих сложных с доказательной точки зрения проступках.

Это на практике значит, что одна группа специализируется на раскрытии преступлений, которые связаны с бытовыми конфликтами, другая – с ущемлением личностных прав, третья – с получением взяток и так далее. При выборе категории дел и назначении сотрудников для их ведения необходимо учитывать степень их квалификации и опыт, профессиональную ориентацию, то есть предрасположенность следователя к расследованию конкретного вида правонарушения. Как показывает практика, при грамотно организованной специализации повышается эффективность раскрытия преступлений, считающихся сложными по доказательной стороне и юридической оценке.

Предварительные мероприятия проводятся практически во всех случаях, поскольку являются неотъемлемой частью досудебной стадии.

Без данных процедур установление истины становится затруднительным.

Исключение — преступления небольшой, средней тяжести, частные обвинения.

Все мероприятия осуществляются изначально по месту совершения правонарушения. Если возникает необходимость дальнейших действий, проводимых удаленно, следователь может их осуществлять самостоятельно или привлечь третьих лиц.

Возможна ситуация, когда правонарушение начало совершаться в одном месте, а его завершение произошло в другом месте. В таком случае все необходимые манипуляции производятся по последнему месту.

Если же совершено несколько преступлений, то местом проведения мероприятий выбирается место совершения большинства из них, либо наиболее тяжкого.

Следственные органы Российской Федерации

Согласно указу президента Российской Федерации, главной и основной задачей создания Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации является обеспечение оперативного, эффективного, качественного расследования тяжких и особо тяжких преступлений, при этом обеспечить безусловное соблюдение законности в процессе расследования уголовных дел и защиту законных прав и интересов участвующих в судопроизводстве лиц. Кроме того, к важной задаче Следственного комитета отнесено определение государственной политики в сфере уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования.

С принятием в 1995 г. закона Российской Федерации «О милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания.

В Центральный аппарат Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации входит:
– Главное следственное управление
– Главное управление процессуального контроля
– Главное организационно‑инспекторское управление
– Главное управление обеспечения.– участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия. Понятие и система общих условий предварительного следствия и дознания? Следственный комитет при МВД России, на долю которого сейчас приходится самый большой штат следователей (около 44 тысяч человек), ведет расследование около 70% всех уголовных дел.

Орган предварительного следствия

Контроль и проверка иных следственных органов на предмет законности их деятельности.

— реализовать те или иные следственные действия на свое усмотрение за исключением случаев, когда требуется разрешение суда или вышестоящих органов;

— Применение тех или иных мер принуждения процессуального характера к отдельным личностям. Нужно отметить, что сфера деятельности следственных органов МВД ограничивается общекриминальными правонарушениями, к числу которых относится большинство преступлений против личности, собственности, а также преступления в сфере экономики. Процессуальная деятельность органов предварительного следствия Министерства внутренних дел в большей своей части основывается на ключевых функциях, которые возложены на них. К числу данных функций относятся следующие, например: В соответствии со ст.

151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов прокуратуры. Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие создают следователи: Проведение предварительного следствия в системе МВД Украины возлагается на Главное следственное управление министерства, следственные управления (отделы) ГУМВД в Автономной Республике Крым, УВД областей, городов Киева и Севастополя, УВДТ, следственные отделы, отделения (группы) городских, районных, линейных органов внутренних дел, а также подразделения по расследованию преступлений, совершенных на закрытых объектах, которые функционируют в соответствии с действующим законодательством Украины. Функции органов предварительного следствия в системе мвд россии? При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий, следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Следственный комитет как главный орган предварительного следствия

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.
Читайте также:  Льготы для ветеранов труда - надбавка, условия, получение

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Основная задача Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Основные функции Следственного комитета:

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;

Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ

Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ является органом, обеспечивающим организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия в системе МВД России на территории субъекта РФ.

Возглавляет следственное управление начальник следственного управления ГУВД (УВД) субъекта РФ, являющийся по должности заместителем начальника ГУВД (УВД) субъекта РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. Он имеет помощника – начальника отделения по кадровой и воспитательной работе, первого заместителя и заместителей – начальника контрольно- методического управления и начальника следственной части.

Начальник следственного управления помимо полномочий, предоставленных ему уголовно-процессуальным законодательством:

В следственное управление входят следующие структурные подразделения:

Основными задачами следственного управления являются:

В соответствии с возложенными задачами следственное управление выполняет следующие основные функции:

Положение о Следственном департаменте МВД России

I. Общие положения

2. Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

4. Следственный департамент МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

5. Работа Следственного департамента МВД России организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника и федерального государственного гражданского служащего за состояние дел на порученном участке работы и выполнение отдельных поручений.

6. Следственный департамент МВД России в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями.

7. Следственный департамент МВД России в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, совместно с территориальными органами МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях обеспечивает эффективность деятельности органов предварительного следствия.

Следственный департамент МВД России для обеспечения служебной деятельности пользуется печатью МВД России с изображением Государственного герба Российской Федерации.

9. Надзор за процессуальной деятельностью Следственного департамента МВД России осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий.

II. Основные задачи Следственного департамента МВД России

10. Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

10.1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

10.2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

10.3. Определение приоритетных направлений в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

10.4. Принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства.

10.5. Осуществление в пределах своих полномочий контроля за законностью решений и действий следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

10.6. Организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

10.7. Расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений, вызывающих большой общественный резонанс.

10.8. Организация взаимодействия следователей органов внутренних дел с правоохранительными органами зарубежных стран в рамках реализации положений международных договоров Российской Федерации в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам.

10.9. Участие в выработке и проведении эффективной кадровой политики и повышении профессионального мастерства следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

III. Основные функции и полномочия Следственного департамента МВД России

11. Основными функциями Следственного департамента МВД России являются:

11.1. Осуществление анализа состояния реализации государственной политики в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

11.2. Анализ и оценка состояния деятельности в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, определение приоритетных направлений их совершенствования.

11.3. Анализ в пределах своей компетенции эффективности мер, принимаемых органами предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства.

11.4. Прогнозирование развития деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, разработка предложений руководству Министерства по их совершенствованию.

11.5. Обобщение и анализ практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России и выработка соответствующих мер по повышению эффективности деятельности органов предварительного следствия.

11.6. Разработка либо участие в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.

11.7. Разработка либо участие в разработке в установленном порядке совместно с заинтересованными подразделениями Министерства, федеральными органами государственной власти проектов международных договоров Российской Федерации в области уголовного судопроизводства.

11.8. Подготовка или участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам международных договоров Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

11.10. Организация и осуществление текущего и перспективного планирования деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

11.11. Участие в определении основных направлений деятельности территориальных органов МВД России и разработке мер по их совершенствованию по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.

11.12. Участие в формировании федеральных целевых программ в части, касающейся деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

11.13. Координация производимого следователями органов предварительного следствия расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер.

11.14. Разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы.

Подробный перечень функций, выполняемых Следственным департаментом, приведен в разделе 3 соответствующего Положения МВД РФ. К наиболее значимым из них можно отнести:

  • анализ эффективности государственной политики в части расследования преступлений,
  • изучение частных случаев применения законов РФ, регулирующих деятельность данного ведомства,
  • принятие участия в разработке проектов конституционных и федеральных законов, указов Президента,
  • постановлений Правительства, а также нормативной документации МВД РФ,
  • составление проектов отзывов и заключений на международные договора, заключенные РФ,
  • определение направлений деятельности органов МВД по конкретным регионам, а также ее совершенствование,
  • совместная работа с территориальными подразделениями министерства внутренних дел на местном,
  • межрегиональном и региональном уровнях и др.

Основными задачами Следственного комитета при МВД РФ являются:

· обеспечение в пределах компетенции защиты — личности, ее прав и свобод, собственности, прав предприятий, учреждений, организаций от преступных посягательств путем — всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, правильного применения закона, привлечения к ответственности виновных;

· совершенствование следственной работы на основе внедрения в практику: достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм организации и методов предварительного следствия;

· осуществление контроля за соблюдением законности на предварительном следствии;

· обеспечение процессуальной самостоятельности следователей;

· подбор, расстановка и воспитание кадров;

· повышение профессионального мастерства следственных работников;

· оказание помощи в социально-бытовом обеспечении сотрудников[6] .

В соответствии с возложенными на него задачами Следственный комитет при МВД РФ имеет определенные функции, касающиеся:

· анализа и обобщения информации о состоянии преступности, результатах деятельности следственного аппарата;

· изучения следственной и судебной практики по делам о наиболее опасных и распространенных преступлениях по регионам РФ;

· планирования следственной работы;

· организации работы следственных подразделений, контроля за их деятельностью, оказания им методической и практической помощи;

· обеспечения взаимодействия следственных подразделений со службами и подразделениями криминальной милиции и милиции общественной безопасности;

· изучения, обобщения и распространения положительного опыта работы;

· кадрового и ресурсного обеспечения деятельности следственных подразделений;

· других направлений работы[7] .

Нижестоящие следственные подразделения второго звена — следственные управления МВД республик в составе РФ и ГУВД (УВД) других субъектов Российской Федерации — имеют примерно такую же структуру, как и вышеописанная.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *