Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли назад вернуть землю государству и как». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все тонкости, касаемо отказа от земельного участка в пользу государства подробно рассказывает Земельный Кодекс РФ ст. 53. Там указано, что отказаться от земельного надела могут как юридические, так и физические лица.
Что же такое реквизиция
Реквизиция является процедурой временного изъятия у собственника его земельного участка. Процедура предусмотрена законодательством РФ.
По сути, реквизиция – это прекращение права собственности человека на земельный участок на неопределенный срок, например, в связи с наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Список ЧС, при которых у владельцев могут изыматься земельные участки, устанавливается статьей 242 ГК РФ и статьей 51 ЗК РФ. К таким ЧС относятся аварии, различные стихийные бедствия, эпизоотии – эпидемии заболеваний среди животных, а также эпидемии и пандемии.
Определенной конкретизации обстоятельств нет, поэтому под указанный перечень подходят практически любые серьезные происшествия, создающие опасность для жизни и здоровья собственника земельного участка и его семьи. Предположительный характер подобные случаи носить не должны, то есть для проведения реквизиции должен быть официально объявлен режим чрезвычайной ситуации.
Не следует воспринимать реквизицию земельного участка в качестве меры карательного воздействия. Она ею не является. Цель такой процедуры заключается в спасении людей от опасности, а также защите интересов государства при возникновении угрозы или появлении реальной опасности.
Отнять земельный участок в рамках реквизиции государство может только временно, однако никакого точного срока этого «временного действия» нет. Процедура в обязательном порядке сразу же регистрируется в Росреестре, чтобы собственник не смог совершить никакие сделки с этим земельным участком, так как с момента реквизиции собственник больше не может как-либо распоряжаться своим имуществом, не может сдать участок в аренду, подарить его или продать.
Срок наследования выморочного имущества
Если у человека нет наследников или они не имеют права на наследство, имущество переходит в государственную собственность, а некоторые объекты, например земли или недвижимость промышленного или хозяйственного назначения, могут перейти муниципальному образованию. Муниципалитет, в отличие от обычных граждан, по закону не имеет права отказаться от наследования, даже если хочет.
О том, куда попадет имущество, объявляется в день открытия наследства. Согласно закону, это происходит, когда оформляются официальные бумаги о смерти. Таким образом, получается, что процедура признания имущества выморочным может начаться сразу же. Но для этого муниципалитету нужно предпринять некоторые действия, чтобы оформить собственность.
Несогласие с размером компенсации необходимо обосновать
Должна быть веская причина и приложена копия договора купли-продажи с заключением независимой экспертизы или то, что участок этот куплен по цене выше, чем предлагается. Можно подать свой проект соглашения, в котором прописать ответ: «подписать соглашусь, если измените условия таким-то образом».
Но помните, что за экспертизу вам нужно с собственного кармана заплатить. А если дело доходит до суда и мирно изменить условия не выходит, то взыскать с органа власти стоимость за экспертизу.
Если вы согласны с условиями в проекте соглашения, тогда обратно один экземпляр можете отправить. При получении проекта собственником или правообладателем и игнорированием без отправления своего возражения и отсутствия подписи – орган обращается с иском в суд для принудительного изъятия земельного участка.
Приватизация земельных участков гражданами
В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.
В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.
Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.
1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное Отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.
Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
- Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.
- В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.
- Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:
- — приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);
- — отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
- — отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
- — приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
- — в наличии имеется четко установленная процедура.
Можно ли расприватизировать земельный участок?
Да, современное право предоставляет человеку возможность отказа земли. Ранее при массовой процедуре приватизации данное явление задумывалась, но в основном для финансово неустойчивых социальных слоёв населения. Сейчас же довольно много людей желают отказаться от своего земельного участка, что связано, в основном, с желанием населения сэкономить, как правило, на налогах. Не все понимают, что отказ от собственности не всегда является прекращением тех обязанностей, которые владелец должен выполнять в отношении государственных органов.
Отказ от права собственности представляет собой процедуру, во время которой договор о безвозмездной передачи собственности человеку объявляется недействительным, то есть личность отказывается от всех прав в отношении жилищной территории.
В результате данной процедуры государству возвращается недвижимость.
Собранный пакет документов принимает местный орган социального обеспечения (защиты). Заявление пишет один из родителей – о выдаче денежного сертификата вместо надела земли. В некоторых регионах потребуется дополнительная заявка на постановку в очередь по земельному наделу и семейное решение о получении денежного сертификата. В последнем случае все члены семьи, достигшие 18 лет, дают свое письменное согласие.
Альтернативные варианты подачи:
После оформления заявления и полной проверки предоставленных данных многодетных супругов становят в очередь за получением компенсационной помощи. Проверяется не только документально подтвержденная информация, но и жилищные условия граждан, претендующих на денежную выплату. Для этого представитель соцзащиты может посетить жильцов и произвести необходимую проверку.
В России много заброшенных земельных участков, нередко — с домами. Нередко такие объекты можно встретить в дачных товариществах и деревнях. Закон позволяет россиянам стать владельцем такой земли и даже дома почти бесплатно. Есть несколько способов, как это сделать. Для начала, нужно убедиться, что у участка нет владельца. О своем намерении необходимо также уведомить местные власти.
Если собственник не найдется, участок перейдет местным властям, которые назначат торги на розыгрыш земли. Владельцем «бесхозяйки» становится победитель аукциона. Если в торгах принимает участие только один участник, соглашение заключается с ним. Как правило, стоимость участка оказывается ниже рыночной.
Еще один способ стать законным владельцем бесхозного дома или участка земли связан с понятием «приобретательная давность». Гражданин может занять бесхозный дом и открыто в нем проживать. Если за 15 лет не объявляются законные собственники, новый жилец может оформить юридические права на дом. Но для этого придется выполнить три условия. Во-первых, жилец должен ухаживать за земельным участком и оплачивать коммунальные услуги. Во-вторых, он не должен скрывать факт нахождения заброшенного имущества в его владении. В-третьих, жить на участке нужно непрерывно.
Как оформить земельный пай в собственность?
Порядок выдела земельной доли начинается с общего собрания сособственников, на котором решается вопрос о том, в каком месте на земельном участке необходимо выделить массив. Далее из этого общего массива выделяют земельные участки в частную собственность.
- Для того чтобы на выделенную долю оформить право собственности, необходимо начать с извещения заинтересованных лиц. Для этого нужно разместить объявление в местном СМИ, и указать, что владелец пая намеревается отделиться от общего массива, а также –границы и координаты желаемого участка.
- По истечении одно месяца после публикации проводится собрание с собственниками другим земельных долей. В протоколе собрания фиксируются явившиеся и принятые ими решения.
- Далее происходит процедура межевания земельного участка, с помощью которой устанавливаются и определяются границы участка.
- Затем оформляется кадастровый паспорт — документ, подтверждающий постановку на кадастровый учет, и содержащий в себе сведения: номер, присвоенный участку, адрес, предназначение и кадастровая стоимость.
- В заключении с целью регистрации права собственности нужно обратиться со всеми документами на землю и квитанцией об оплате госпошлины в Росреестр (федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).
В случае если Вы получили земельный пай в наследство и необходимо оформить его в собственное имущество стоит иметь в виду некоторые особенности.
- Как восстановить документы на земельный участок, если они были утеряны
Для того, чтобы нотариус выдал документ, с помощью которого можно будет оформить в собственность участок по истечении 6 месяцев после открытия наследственного дела, необходимо:
- в случае если нет завещания, инициировать экспертизу оценки стоимости земельного участка
- узнать информацию о наличии обременений (арест, залог) на земельную долю. Если они есть – добиться освобождения доли от них
- в налоговом органе получить информацию об отсутствии задолженностей по оплате имущественного налога
Что можно сделать с земельным паем?
Собственник земельного пая вправе по своему усмотрению и в соответствии с установленными законом способами распорядиться им:
- оформить в счет доли земельный участок для ведения крестьянского хозяйства, создания фермерского предприятия, расширения своего подсобного хозяйства;
- подарить или передать в доверительное управление другому члену сельхозорганизации, или самой организации;
- продать. Продажа земельной доли возможна с выделением участка и без. Если участок не выделять, то продать долю можно только другому члену этого же сельского хозяйства или крестьянского предприятия, при этом извещать остальных членов нет необходимости. Сделки по отчуждению земельных долей могут быть совершены в простой письменной форме;
- отказаться о права собственности на долю;
- вложить долю в уставной капитал крестьянской организации, которая использует земельный участок, входящий в долевую собственность;
- без выделения доли, собственник вправе завещать земельный пай.
Член долевой собственности может распорядиться любым другим способом своей земельной долей, но после того, как выделит земельный участок в счет своего пая.
В любом случае всех нюансов не описать в рамках материала, каждая ситуация индивидуально, вот почему так выгодно обратиться к нашему адвокату по земельному праву г. Екатеринбург и задать свой вопрос о возможных вариантах решения проблемы. Звоните уже сегодня, чтобы записаться на консультацию!!!
Почему утекает капитал и уезжают умные и предприимчивые?
Отток капитала из России в 2011 году вырос за год в 2,5 раза и достиг 84,2 млрд долларов (больше «утекло» только в кризисном 2008 году — 133,9 млрд), за первые пять месяцев 2012 года — 43,5 млрд долларов, хотя Минэкономразвития прогнозировало рост в целом за год на уровне 20 млрд.[1] Кроме того, наша страна переживает и сильнейшую с 1917 года волну эмиграции: с начала 2000-х годов уехало более 1,25 млн граждан, особенно резко поток усилился в последние три года. Уезжают не только ученые, но и предприниматели, программисты, финансисты. Опросы экспертов показывают, что Россия страдает от «утечки мозгов» больше, чем другие страны, при этом сама занимает лишь 28-е место по привлекательности для образованных иностранцев[2].
Уезжающие объясняют свое решение общим ухудшением политической и экономической ситуации в России, невозможностью легально вести бизнес, а рисковать своей свободой и сотрудничать с коррумпированными чиновниками они не хотят. Ученые недовольны низкой зарплатой, плохими условиями для работы, устаревшим оборудованием. Инвесторов также не устраивает политический и бизнес-климат. Отток капитала больно бьет по простым людям, так как мало строится новых предприятий, не создаются новые высокооплачиваемые рабочие места.
По уровню развития человеческого капитала Россия находится среди стран «третьего мира». В крупных городах это не так заметно, но деревни и малые города бедностью и слабостью социальной инфраструктуры напоминают захолустье отсталых стран Латинской Америки. Российская провинция была бедна и при царях, и при генсеках, бедна она и при президентах. Но там ведь живет половина населения страны!
Особенно наглядно наша отсталость видна в сравнении с Финляндией. Эта бывшая провинция Российской империи навсегда обогнала нас по уровню жизни, при том что в ней нет месторождений нефти и газа, нет огромных доходов от продажи сырья. Минимальная зарплата даже неквалифицированного финского рабочего составляет 2 тыс. евро в месяц (более 80 тыс. рублей). При этом финнам не нужно доплачивать ни за визит к врачу, ни за детский сад — все расходы покрываются из бюджета, из уже уплаченных налогов.
В чем же причина нашей отсталости? Исследования доказывают, что главным препятствием для развития страны, ее экономического роста являются архаичные социальные институты — правила, установки и обычаи, по которым живет общество. Можно занимать огромную территорию и получать миллиарды долларов от продажи нефти, но если у граждан нет стимулов приумножать собственность, продуктивно работать, проявлять предприимчивость и осваивать новое, нет гарантий сохранить нажитое, то будущее страны мрачно. И никакие государственные субсидии тут не помогут.
Мировой опыт показывает тесную зависимость экономического развития и свободы доступа граждан к ресурсам, частной собственностью на землю. Развивающиеся страны, где эта собственность децентрализована, а закон и правоприменительная практика гарантируют права собственника (Южная Корея, Тайвань, а теперь и Китай), демонстрируют высокие темпы экономического роста. Напротив, в странах с высокой концентрацией земли у государства или узкого круга правящей элиты темпы развития низкие. И неважно — владеет землей прокоммунистическое правительство или латифундисты, результат тот же: земля не переходят к тем, кто способен эффективно использовать ее, следовательно, не повышается и уровень жизни.
Различие во взглядах на модернизацию
Российская правящая элита в своем стремлении создать «энергетическую сверхдержаву» с маниакальным упорством пытается протянуть газовую трубу во все стороны света. Но элита расходится с остальным обществом в целях и смыслах модернизации страны. Общество понимает модернизацию как совершенствование социальных институтов для того чтобы повышать уровень жизни, обеспечить верховенство права, обуздать коррупцию, развивать высокотехнологичные производства, сойти с «нефтяной иглы». Для власть имущих же модернизация имеет, скорее, технический облик, она нужна для консолидации самой элиты, сохранения статус-кво и противостояния внешнему миру. Такое понимание модернизации могло возникнуть только у типично советских людей с нереализованными амбициями, свидетелей крушения советской державности, которые продолжают доминировать в правящем классе России.
Социологические опросы показали, что подавляющее большинство россиян считает, что в стране царит произвол властей, более половины из них убеждены, что найти защиту от этого произвола практически невозможно. На суд как на защитника рассчитывают лишь 9 %, на «братков» и взятки — 11 %. Почти три четверти опрошенных считают, что нельзя быть уверенным, что в деловых отношениях тебя не «кинут» и не «облапошат». При этом подавляющее большинство людей хотят жить в стране, где доверие не столь дефицитно. Неудивительно, что свыше 75 % россиян не считают Россию «нормальной страной»[4].
В докладе Института социологии РАН «Готово ли российское общество к модернизации?», подготовленном в июне 2010 года в сотрудничестве с представительством Фонда имени Эберта в России, отмечается, что 73 % россиян считают ситуацию в стране кризисной, 11 % — катастрофической. Важнейшим органам государства — полиции и суду — доверяют 18 %, не доверяют — 55 %[5]. При этом за индивидуальную свободу высказались 33 %, а за общество социального равенства, фактически за уравниловку в потреблении — 67 %. За индивидуализм проголосовало 64 % предпринимателей и студентов. За социальное равенство выступают 75 % пенсионеров и неработающих, 68 % государственных служащих. Для этих категорий государство — своего рода социализм для рядовых слуг: не такой уж щедрый, зато с гарантиями. Поразительно, но за уравниловку высказались и 62 % руководителей первого ранга. В какой исторический период правящий класс думал так же, как его податное население?
Надо различать слова и дела респондентов. Именно официально декларируемое «социальное равенство» помогает правящей бюрократии без конкурентной борьбы реализовывать свои материальные и социальные привилегии, получать и перераспределять между собой ренту от общественного богатства. На словах они выбирают «социальное равенство», но живут в иной системе координат, чем остальное население. Эти люди и есть самый немодернизированный слой, предпочитающий для обеспечения своего доминантного положения архаичное феодальное социальное устройство.
На примере владения землей, отданной под промышленные предприятия, видно как расходятся интересы общества и правящей бюрократии. В первые годы своего президентства В. Путин неоднократно заявлял, что земля под приватизированными предприятиями не должна выкупаться, ибо ее следует рассматривать как часть приватизированного имущества. Против этого тогда резко выступил мэр Москвы Ю. Лужков. Происходило это как раз на фоне разворота «дела ЮКОСа». Влившись в общий хор: мол, «ЮКОС грабит государство», московская бюрократия проявила свою азиатскую сущность и византийскую хитрость, вставив свое: земля, дескать, должна оставаться за государством или муниципалитетом.
В авторитарных государствах политика всегда важнее экономической целесообразности, но здесь Лужков оказался «круче» президента. Бояре из свиты стали «играть короля», и президент принял их правила. Было предложено выкупать землю по безумным ценам. Для того чтобы отбить охоту к выкупу даже по завышенным ценам, ставки налога за приватизированную землю установили выше ставок арендной платы. Последовавшие нормативные акты узаконили эти архаичные феодальные нормы. Бюрократия застолбила свою привилегию распоряжаться землей, а президент ее утвердил. И по сей день 90 % земель, занятых предприятиями, принадлежит государству. Это обесценивает стоимость российских компаний, затрудняет их сотрудничество с иностранными фирмами, тормозит развитие отечественной промышленности и рынка земли.
Как показал социологический опрос, амбициозную связку инновационной экономики с наращиванием силы и мощи государства, ставшую фетишем российской элиты, включили в число самых важных идей модернизации менее четверти респондентов (это лишь 4–5 места в общем рейтинге приоритетов)[6]. Главным тормозом модернизации респонденты назвали коррумпированный государственный аппарат. А вот отношение к предпринимателям в последние годы заметно улучшилось. Теперь россияне воспринимают их не как антагонистическую силу, а как часть «трудового народа», и они вместе со всем народом противостоят коррумпированной бюрократии.
Лишь 3 % россиян живут за счет предпринимательского дохода, 4 % — за счет эксплуатации собственности и рентного дохода. В то же время 22 % граждан владеют имуществом, права собственности на которое не оформлены должным образом. Поэтому оно не является капиталом, не позволяет генерировать дополнительные ценности.
До сих пор не оформили свои права на землю и около 80 % производителей сельхозпродукции. Многие не могут или не считают нужным тратить свои средства на землеустройство. В результате, остро нуждаясь в средствах на развитие производства, они не могут получить кредиты под залог участков.
На 1 января 2010 года площадь земель сельхозорганизаций, ликвидированных в результате банкротства, составила 15,6 млн га, увеличившись за 2 года на 4,4 млн га[7]. Правовой статус этих земель не определен, по сути, они бесхозные. Но и многие другие сельхозугодия не защищены в правовом отношении, не исключен и административный произвол. Так, хотя по Земельному кодексу земельные участки должны находиться в собственности (в том числе долевой) или взяты в аренду, продолжают практиковаться договоры доверительного управления, срочного или бессрочного безвозмездного пользования.
Неурегулированные права собственности не только сдерживают экономическое развитие страны, но и оборачиваются такими серьезными конфликтами, как эпопея со сносом домов в садовом товариществе «Речник», выделение земли под точечную застройку в городах и многое другое. Если правящий класс по-прежнему будет думать только о том, как «всё отнять и поделить» для себя, рано или поздно традиционное безмолвие сменится бунтом. Чиновникам-бизнесменам пора осознать, что гарантировать сохранность их собственности не может никто, кроме миллионов легальных частных собственников из широких слоев населения. Так что проводить институциональные и политические реформы — в интересах правящего класса.
Массовое оформление прав на землю и на недвижимость позволит миллионам людей приобрести опыт владения и использования частной собственности, который сам по себе имеет цену — рынок расценивает его как человеческий капитал. Такую государственную политику назовем деколлективизацией в противовес варварской кровавой коллективизации, которой большевики изнасиловали Россию в прошлом веке. Деколлективизация — это массовая регистрация за государственный счет прав на землю и недвижимость, которые по внешним признакам являются собственностью, но не обладают юридическим статусом.
Частная собственность и местное самоуправление
Главная проблема местного самоуправления в России — недостаток финансирования. Опыт стран, где налогообложение недвижимости существует столетиями, основным источником пополнения местных бюджетов являются налоги на землю и недвижимость: поимущественный — в США и Японии; поземельный — в Германии и Франции; земельный налог со строений и налог на жилище — во Франции; налог на недвижимое имущество и налог на приращение стоимости участков — в городах Испании. Чем больше собственников земли и недвижимости на ней, тем стабильнее пополняется местный бюджет.
В европейских странах кадастровая или оценочная стоимость земельных участков как база налогообложения устанавливается ниже средней рыночной цены земли; считается, что высокие налоги препятствуют эффективному ее использованию и росту капиталовложений. И эта стоимость пересматривается каждые 3–5 лет.
В США оценочная стоимость участков используется для повышения интенсивности использования земли. Оценочная стоимость публикуется в бюллетенях, и каждый может самостоятельно рассчитать свой налог. Ставки земельных налогов в жилой зоне достигают 1 % рыночной стоимости земли, для сельскохозяйственной земли — 0,5–0,7 %. Ставки зависят также от районирования: коммерческая застройка и удобные участки оцениваются выше, чем застройка социальным жильем и публичные зоны. Налог на недвижимость платят не только собственники, но и получившие недвижимость в аренду от муниципалитета, в том числе в социальную аренду.
Льготы по земельному и имущественному налогам определяются, как правило, прямыми нормами местных законов. В США тот, кто берет участок земли под сельское хозяйство, получает льготу на 20 лет. При изменении целевого назначения земли льгота немедленно возвращается государству, а улучшение качества земли автоматически приводит к льготному налогообложению на период, определенный законом. Льготы получают и те, кто не нарушает экологические стандарты; засоряющие же окружающую среду, напротив, платят повышенные ставки. Величина земельного налога зависит также от того, как используется земля: незастроенная часть участка облагается ниже, чем застроенная. Поэтому вокруг европейских и американских торговых центров есть парковки для машин, а у нас их практически нет, ибо наше налоговое законодательство не соизволит опускаться до таких подробностей.
Налогами облагаются операции с землей и недвижимостью. Их платят при переходе прав собственности от одного собственника к другому. В Западной Европе они составляют 2–4 % суммы сделки, а в Восточной Европе в переходный период, сразу после приватизации земли, достигали 10–12 %.
Что нужно сделать у нас, чтобы использовать европейский опыт? Многое, но прежде всего — радикально облегчить процедуру перевода земли из категории земель сельхозназначения в земли поселений. Не только потому, что трудности с переводом — главный источник коррупционных доходов местных чиновников, но и потому, что облегченный перевод резко расширит налогооблагаемую базу местного самоуправления. А ведь именно из финансово самостоятельного местного самоуправления только и может вырасти подлинная демократия в России.
Случаи, когда возможна выплата компенсации
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
Если земля с домом находится на территории садового товарищества (СНТ), то для начала необходимо обратиться к его председателю. Возможно, через него получится узнать адрес и кадастровые номера.
Новые нормы позволят подтвердить право собственности даже в случае, если у гражданина нет на руках всех правоустанавливающих документов.»Проблема — в отсутствии необходимых документов как на сами жилые дома, так и на земельные участки под ними и, соответственно, в невозможности оформить одно без другого.
Это недопустимо, так как земля – ценный для государства ресурс, который должен осваиваться максимально эффективно. Признаки невостребованных земельных участков и правила их освоения прописаны в законодательстве.
Земля получена после 2001 года
Если земля находится в пользовании после 30 октября 2001 года, она может быть передана в выкуп. Выкупная цена определяется как процент от стоимости недр. Процент варьируется в зависимости от региона.
Бесплатно землю получают только группы, имеющие право на государственные субсидии. К ним относятся следующие группы.
- ;
- семьи, имеющие инвалидов или детей-инвалидов; и
- Герои Советского Союза, кавалеры ордена Трудовой Славы, герои России — все получат льготы, независимо от их материального положения.
- Другие категории, определенные региональным законодательством.
Земля предоставляется вышеуказанным лицам и всем остальным гражданам.