Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования от ФНС: какие бывают и как на них отвечать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Состав документов, который может быть запрошен непосредственно у налогоплательщика, в рамках камеральных проверок ограничен (ст.88 НК РФ). В основном это документы, подтверждающие право на применение льгот или правомерность возмещения, либо возврата НДС.
Требования в рамках «встречных проверок».
Однако данные ограничения могут быть легко инспектором преодолены.
Если документы, связанные с деятельностью налогоплательщика нельзя истребовать при камеральной проверке у самого налогоплательщика, то почему бы не запросить интересуемые инспектора документы в рамках «встречной» проверки каждого из контрагентов налогоплательщика. Получается, что инспектор запрашивает документы не в отношении самого налогоплательщика, а имеющиеся у него документы в отношении всех его контрагентов. Фактически же проверяется сам налогоплательщик. Формально такие требование законны и оспорить их в суде в подавляющем большинстве случаев не удается.
Важным нюансом встречных поверок является то, что запрашиваемые при их проведении документы и информация должны быть связаны с проверяемым налогоплательщиком, то есть с вашим контрагентом, в отношении которого и проводится проверка.
Эта связь не обязательно должна быть прямой.
В ситуации, когда у вас запрашивают документы по взаимоотношениям с вашим контрагентом, но при этом проверяют третье лицо (которое вы можете и не знать), такое требование будет законным, если ваш контрагент является звеном в цепочке поставщиков (покупателей), ведущей к проверяемому третьему лицу.
Или, например, у вас может быть запрошена информация о том, как вы отразили операцию с контрагентом в своем бухгалтерском учете. Связь данной информации с проверяемым налогоплательщиком (вашим контрагентом) неочевидна, однако суды признают истребование такой информации правомерной.
Можно ли как-то охладить пыл проверяющих, если их налицо явное злоупотребление правом на истребование информации?
Вполне рабочим инструментом показывает себя жалоба в вышестоящий налоговый орган на неправомерные действия налогового инспектора.
Подобные жалобы значительно снизят количество заведомо не соответствующих закону требований.
Что касается недобросовестного поведения самих налогоплательщиков, когда инспектор ошибся в номере договора или написал наименование контрагента с маленькой буквы или цифрой в ИНН, не стоит хитрить и отвечать, что с таким контрагентом взаимоотношений не было. В итоге такой ответ может быть трактован не в вашу пользу. В случае спора инспекция обязательно обратит внимание суда на то, что документы запрашивали, а вы ответили, что со спорным контрагентом не работали. В момент спора вы уже можете и не вспомнить, почему отказывали в представлении документов по данному контрагенту.
В каких случаях налоговая направляет требования
Полномочия установлены НК РФ:
Ситуация |
Что просит ИФНС |
Камеральная/выездная налоговая проверка |
Если есть неточности в декларациях или расхождения с данными ФНС, инспектор потребует пояснения либо документы |
Встречная проверка контрагента |
Может поступить запрос документации или сведений по контрагенту, которого проверяют (накладные, акты) |
Проверка сделок (не в рамках контрольного мероприятия) |
Данные по крупным и подозрительным сделкам |
Как правильно ответить на требование ФНС
На требование о предоставлении пояснений необходимо ответить письменно. Кроме того, нужно зафиксировать, что ответ передан в налоговую, квитанцией оператора электронного документооборота или подписью и штампом инспектора. К пояснениям можно приложить подтверждающие документы, но это необязательно.
Если требование поступило во время камеральной проверки декларации по НДС, то пояснения передаются в электронном виде по утверждённому ФНС формату. В других случаях пояснения можно составить в свободной форме и передать в инспекцию лично, по почте или электронно. Это относится и к требованию налоговой представить документы.
В ответ на требование налоговой о предоставлении документов обычно подаются копии документов, заверенные налогоплательщиком.
На каждой копии должно быть написано «копия верна», дата, должность, подпись и расшифровка подписи того, у кого есть право заверять документы. Документы ИП может заверять сам предприниматель, ООО — руководитель фирмы. Они могут передавать своё право подписи по доверенности.
Документы надо передавать по описи, чтобы подтвердить, что налогоплательщик выполнил своё обязательство. При личной передаче документов в налоговую в описи должен расписаться сотрудник инспекции.При отправке почтой опись подписывает оператор почтовой связи. При передаче в электронном виде по ТКС оператор ЭДО формирует электронную квитанцию.
Через ЭДО можно отправить электронные документы — те, что изначально были в электронном виде и подписаны электронной подписью, или сканы бумажных документов, заверенные ЭП.
Виды налоговых требований
Налоговые инспекторы рассылают требования при камеральных, выездных проверках и других контрольных мероприятиях. Запрашивать документы и информацию они могут не только о вашем предприятии, но и о контрагентах.
Когда требование считается полученным
Когда инспекторы проводят проверку на территории налогоплательщика, требование вручают лично руководителю или его представителю, под роспись. Срок, в течение которого нужно ответить, отсчитывают со следующего дня.
В остальных случаях есть нюансы:
- Требование отправили по почте заказным письмом. Оно автоматически считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки (по штемпелю на конверте), а срок исполнения начинает течь с седьмого рабочего дня. Неважно даже, что на самом деле письмо вы могли не получить.
- Требование направили по ТКС через оператора ЭДО. Электронное письмо нужно открыть, затем подписать и отправить в налоговую квитанцию о его приёме. Так вы подтверждаете, что получили требование. Дата получения — та, которая указана в квитанции о приёме. Отсчёт срока начнётся со следующего дня. Если вы не обязаны сдавать отчётность исключительно в электронном виде, но пользуетесь ЭДО, можете вообще не открывать требование, присланное по ТКС. Наказания за это не будет. Не дождавшись от вас квитанции о приёме, ИФНС отправит бумажное требование заказным письмом. Но если вы относитесь к тем, кто должен отчитываться строго в электронной форме, нужно подтвердить получение не позднее чем на шестой рабочий день после отправки, иначе вам могут заблокировать расчётный счёт.
- Требование прислали через личный кабинет ИП или юрлица. Считается полученным в день, когда оно там появилось. Отсчёт срока — со следующего дня.
Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений по страховым взносам
Если у налоговой при проведении проверки возникли расхождения или выявлены неточности, то она будет требовать пояснения по страховым взносом. Но, как правило, этот запрос не всегда значит, что в расчетах действительно выявлены нарушения. У инспектора просто могут возникнуть сомнения. Поэтому бояться таких запросов не стоит. Очень часто требование направляют, если выявлено снижение начисленных взносов по сравнению с предыдущим годом.
При получении требования надо обязательно ответить. Определенной формы ответа законодателем не установлено. Но следует придерживаться правил делового оборота. Ответ готовится в двух экземплярах на бланке организации, за подписью директора.
Структура стандартная:
- Название и адрес налоговой
- Сведения об организации
- Данные о требовании (номер, дата, о чем оно)
- Изложить причины
- Перечень прилагаемых документов
В каких ситуациях выдвигается требование о представлении документов в налоговую?
По закону выдвигать соответствующие требования налоговая может только при наличии оснований. Перечень проверок, которые проводит ФНС, закреплен в пункте 1 статьи 87 НК РФ.
Обратите внимание: Выделяют камеральные и выездные проверки. Первые организовывают по месту нахождения ФНС на основании представленных налогоплательщиком материалов и документов, которые присутствуют в наличии у уполномоченного органа. Камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев после получения документации от лица, уплачивающего налоги. Продлевать или приостанавливать срок нельзя.
Основанием для проведения камеральной проверки и истребования документов считаются:
- организация хочет воспользоваться льготами, установленными налоговым законодательством;
- компания хочет вернуться к уплате НДС;
- организация производит платежи по налогам в связи с использованием природных ресурсов;
- необходимо разрешить вопросы, касающиеся налогового контроля.
Отправить запрос на иных основаниях налоговый орган не имеет права. Выездная проверка проводится непосредственно на территории налогоплательщика. Срок подобной проверки не превышает 2 месяца. Однако период может быть продлен до 4 месяцев, если имеют место объективные причины. В исключительных случаях допустимы пролонгации периода до полугода. Если выездная налоговая проверка приостановлена, по закону нельзя запрашивать документы или выдвигать требование об их предоставлении. Иные действия считаются нарушением норм законодательства.
Все ли запрашиваемые документы необходимо представлять
За налогоплательщиком закрепляется право не представлять налоговые документы, когда должностные лица в представленной декларации не обнаружили ошибок или несоответствий.
При наличии таких обстоятельств привлечение лица к мерам взыскания, установленным для таких случаев, не допускается. Это подтверждается и практикой судебных органов.
Внимание! Допускается не представлять материалы, которые ранее уже передавались в налоговый орган для рассмотрения, об этом свидетельствует п. 5 ст. 93 НК РФ.
В соответствии с Постановлением Верховного суда РФ от 09.07.2014 г. № 46-АД14-15 налогоплательщик может не передавать штатное расписание, личные карточки и иную кадровую документацию.
Существует перечень случаев, в которых налоговый орган при проведении проверки имеет право запросить сведения:
- когда в декларации содержится требование о возмещении НДС. Это не любой вид налоговых вычетов. На основании п. 25 Постановления ВАС № 57 возмещением НДС является превышение заявленных вычетов над суммой налога к уплате;
- когда в декларации заявляется право на получении льготы. Льготой считаются послабления, предусмотренные налоговым законодательством для определенной категории лиц;
- когда подается уточненная налоговая декларация через два года после обращения с первой декларацией;
- когда должностные лица в представленной декларации обнаружили ошибки или несоответствия.
Как составить сопроводительное письмо
-
В левом верхнем углу документа проставляют его номер и дату составления, ниже прописывают номер и дату запроса налоговой службы, в ответ на который было отправлено письмо.
-
В правом верхнем углу указывают полное наименование отделения ИФНС, его адрес, Ф.И.О. сотрудника налоговой, которому адресовано письменное пояснение.
-
Затем прописывают заголовок документа (к примеру, «О направлении документов»).
-
В тексте письма указывают причину, по которой оно было отправлено в ИФНС.
-
Далее следует привести перечень документации, подлежащей отправке.
-
В заключительной части указывают должность и Ф.И.О. ответственного должностного лица.
Требование о представлении документов: как и в какие сроки налогоплательщик должен его исполнить
Согласно статье 93 НК РФ, инспекция вправе истребовать у налогоплательщика документы во время проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
В рамках камеральной проверки ИФНС может включить в требование не любые документы, а только те, которые упомянуты в статье 88 НК РФ. К ним, в частности, относятся:
- при применении налоговых льгот — документы, подтверждающие данные льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
- при подаче декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС, — документы, подтверждающие право на вычеты по налогу на добавленную стоимость (п. 8 ст. 88 НК РФ);
- при обнаружении противоречий между данными, указанными в декларации по НДС и в отчетности контрагентов, либо в различных полях одной и той же декларации по НДС, либо в декларации по НДС и в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, — счета-фактуры, «первичка» и иные документы, относящиеся к противоречивым сведениям (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
- при подаче уточненной декларации спустя два года после истечения срока сдачи отчетности, если в «уточненке» заявлено уменьшение налога к уплате или увеличение убытка по сравнению с показателями первичной декларацией, — документы, подтверждающие изменения первоначальных данных, и регистры налогового учета, где отражены показатели до и после изменений (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
- при подаче расчета по страховым взносам — документы, подтверждающие обоснованность отражения необлагаемых сумм и применения пониженных тарифов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ).
Когда ИФНС вправе требовать документы и какие
ИФНС может запросить пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Право на истребование документов дано ИФНС статьей 93 НК РФ. Случаи, когда налоговый орган уполномочен истребовать документы в рамках камералки, регламентированы пунктом 8 статьи 88 НК.
Конституционный Суд РФ в свое время указал налоговикам, то Налоговый кодекс исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля.
Налоговый контроль не должен превращаться из инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, а также чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Это, в свою очередь, не соответствует Конституции РФ.
Верховный суд РФ в Определениях от 14.03.2019 № 301-КГ18-20421 и от 28.02.2020 № 309-ЭС19-21200 указал, что удобство налогового администрирования не может служить основанием для ограничения прав налогоплательщиков.
О том, что права ФНС по запрашиваемой информации ограничены говорится и в постановлении ВС РФ от 09.07.2014 № 46-АД14-15. В письме ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309, налоговики сами же соглашались с тем, они не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ.
Несмотря на решения Высших Судов, Минфин в своих письмах неоднократно подчеркивал, что налоговые инспекторы в рамках камералки вправе требовать не только документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, но иные документы и вне проверки. Например, письмо Минфина от 09.02.2021 № 03-02-11/8341.
Судебная практика по этому вопросу серьезно разнится. В более ранних делах суды поддерживали налогоплательщиков. Дела последних говорят об обратном.
Хотя, есть недавние решения судов в поддержку налогоплательщика, в которых судьи соглашаются с тем, что требования ИФНС выходят за пределы норм НК РФ: АС СЗО от 18.01.2021 № Ф07-15509/2020; Постановление АС УО от 22.06.2020 № Ф09-1131/20.
Так, в решении ФАС МО от 13.02.2014 № Ф05-43/14 судьи постановили, что иные документы, содержащие информацию о показателях хозяйственной деятельности организации, которые могут быть использованы инспекторами при проведении проверки данного плательщика, подлежат представлению при их истребовании инспекцией.
Пояснение в налоговую о расхождениях в декларациях
Надзорные структуры проверяют все декларации с использованием автоматических программ, и они очень быстро могут найти несоответствие сведений в одной декларации (к примеру, по НДС) со сведениями другой (к примеру, по налогу на прибыль) или с отчетом бухгалтерии. В этом случае инспекция вынуждена обратиться к плательщику с требованием объяснения причины несовпадения показателей (например, выручки).
Учитывая, что бухгалтерский учет в учреждениях ведется не в таком порядке, как учет в надзорной службе, объяснить выявленные несовпадения не сложно. Например, налоговые данные по НДС могут не совпадать с размером прибыли, так как существуют доходы вне реализации, не облагаемые НДС (штрафы, дивиденды, курсовые расхождения). Это обстоятельство может оказаться причиной разночтений, о чем и нужно написать в ответе на запрос. (ст. 250 НК РФ).
Как оформить документы перед отправкой в ИФНС
Налоговый Кодекс РФ не закрепляет дополнительных обязательных требований, которые предъявляются к документам, передающимся по запросу налогового органа. Единственное требование – заверение в установленном порядке при необходимости.
По общей практике, количество запрошенных налоговым органом документов зачастую составляет несколько тысяч или сотен документов. Это очень трудоемкий и обычно бессмысленный процесс.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
В связи с этим сложилось правило, в соответствии с которым заверять сотни документов не требуется. Однотипные документы складываются в одну папку, прошиваются и нумеруются. Далее к этой папке составляется опись. На начальных листах сотрудник указывает реестр документов, которые передаются в орган.
После этого скрепляются нити документов на последнем листе. Должностное лицо ставит печать организации и свою подпись. Последний лист должен содержать информацию о том, сколько листов вложено и скреплено. После осуществления этой процедуры внесение новых документов в папку не допускается.