Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто и почему попадает в реестр ненадежных поставщиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Полномочием по ведению РНП, внесением в него какой-либо информации, удалением информации наделена непосредственно Федеральная антимонопольная служба в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и в соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.
Особенности ведения РНП по Закону № 223-ФЗ
С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.
Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в РНП об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.
В рамках Закона № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по Закону № 223-ФЗ, так и в реестре по Закону № 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них.
Включение сведений о лице в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, что предполагает необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в РНП, не должен ограничиваться лишь формальной констатацией факта принятия судом решения о расторжении договора7.
Какие есть основания для включения в черные списки поставщиков?
Законодательство указывает, что для признания нарушения обязательна умышленность деяния. Действия, попадающие в списки нарушений, но которые были совершены неумышленно, могут быть оперативно исправлены до применения карающей меры. Это также относится к действиям, которые заказчик или представитель совершили по неосторожности, либо по не зависящим от них причинам.
Перечислим частые нарушения, за которые ФАС имеет право занести участников торгов в РНП:
- Если участник торгов одержал победу в торге, но в дальнейшем отказался от подписания контракта
- Если по результатам победы в закупке был подписан контракт на поставку, но исполнитель уклонился от своих обязанностей и не выполнил договорные условия
- Если победивший участник предоставил ложную или недостоверную информацию о себе, либо о предоставляемом товаре или услуге
- Если плательщик не выполнил денежное обеспечение предстоящей сделки, предусмотренное законодательством , то есть не внес обеспечение исполнения контракта
Что делать если попал в списки недобросовестных поставщиков?
Реагировать на возможное включение в РНП нужно максимально быстро. Предотвратить внесение в списки проще, чем выходить из них. Что сделать, если компания все же попала в РНП, а в ближайшем времени пройдут выгодные тендеры, в которых обязательно нужно участвовать?
Законодательство России отводит 3 месяца недобросовестному поставщику, попавшему в реестр, на обжалование этого действия в органах, ведущих процесс. Основа линии защиты находится в доказательстве отсутствия умысла правонарушения либо невозможности избежать его. Например, заказчик предоставил техническую документацию с ошибками, которые не позволили корректно составить проект. Либо вышли законодательные изменения, которые повлияли на порядок выполнения будущих работ по контракту. Есть много прецедентов, когда ФАС вникала в суть возникших проблем исполнителя и вставала на его сторону, давая возможность для исправления ситуации.
Причин для выхода из сложившегося положения много. Это не только возможность участия в следующих аукционах. Иногда необходимо вернуть участнику торгов денежное обеспечение сделки, сумма которого может быть весьма внушительной.
Сроки направления сведений в РНП.
Порядок подачи сведений в ФАС прописан в Правилах. И первым делом считаем необходимым обозначить сроки, в которые автономное учреждение должно направлять информацию и сведения в ФАС о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе). Для наглядности представим их в таблице.
Случай |
Срок подачи сведений |
---|---|
Уклонение от заключения договора победителя закупки |
Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора |
Уклонение участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор) |
Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора |
Уклонение от заключения договора: |
Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора |
– единственного участника, подавшего заявку на участие в закупке; |
|
– единственного участника закупки, признанного таковым; |
|
– участника закупки, единственного участвующего во всех этапах закупки |
|
Расторжение договора по решению суда |
Не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора |
Практика по включению заказчиками организаций в РНП.
Нормативными актами вроде бы установлены четкая процедура и перечень сведений и информации, предоставляемых заказчиками для включения в РНП недобросовестных победителей и участников закупок, однако на практике не все так просто.
Во-первых, как мы уже говорили, включение участника или победителя закупки в РНП может быть оспорено в суде. И эти споры не редкость. Конечно, чаще всего заказчики участвуют в них в качестве третьих лиц, ведь решение о включении или невключении в РНП принимает ФАС, но тем не менее им нужно знать, почему решение о включении в реестр признают незаконным и на что обратить внимание.
Например, АС ВВО рассматривалось дело об оспаривании решения ФАС о включении ООО в РНП. По мнению заказчика, ООО уклонилось от заключения договора, поскольку согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 03.12.2014 (размещен в ЕИС 04.12.2014) ООО не направило в срок, установленный положением о закупке и закупочной документацией, подписанный договор в адрес заказчика.
Суд, рассматривая дело, выяснил, что заказчик направил скан-копию договора 02.12.2014, то есть до подведения итогов закупки, что уже является нарушением требований закупочной документации и положения о закупке. Вместе с тем судом установлено, что 13.12.2014 заказчик направил ООО почтовым отправлением договор поставки, который получен обществом 24.12.2014. Согласно положению о закупке договор должен быть подписан в течение пять рабочих дней с момента получения договора, то есть у ООО был срок до 31.12.2014. Однако заказчик направил сведении в ФАС о включении ООО в РНП до истечения этого срока – 18.12.2014. Соответственно, ФАС приняла необоснованное решение о включении ООО в реестр и суд отменил его (Постановление АС ВВО от 24.12.2015 № Ф01-5487/2015).
При отправке сведений в реестр в случаях, когда были нарушены существенные условия договора, нужно учитывать, что до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ. Из данной статьи следует, что предварительно необходимо получить соглашение о расторжении контракта либо дождаться срока, в течении которого сторона договорных отношений не отвечает на предложение, что является основанием для передачи материалов в суд. Если в договоре не указан срок, в течении которого сторона обязана ответить на предложение о расторжении договора, то заказчик руководствуется 30-дневным сроком согласно ГК РФ. Сведения включаются в реестр только после вступления судебного решения в законную силу.
Кому же грозит РНП? Законом 44-ФЗ установлен ограниченный перечень нарушений, за которые поставщик может быть внесен в РНП:
— Непредставление заказчику документа об оплате обеспечения контракта в установленный регламентом срок.
— Неподписание проекта контракта участником в установленный регламентом срок.
— отказ от исполнения контракта, либо исполнение его с существенными нарушениями, заставившее заказчика, расторгнуть контракт в одностороннем порядке и обратиться в арбитражный суд.
— расторжение контракта по решению суда.
Законом 223-ФЗ установлен схожий перечень нарушений, за которые поставщик может быть внесен в РНП. Отличие только в одном: заказчик не наделен правом одностороннего расторжения контракта.
Также упомянем о реестре недобросовестных подрядных организаций (РНПО), предусмотренном ПП-615 и действующем с 2016 г. В него может угодить подрядная организация, уклонившаяся от заключения контракта или не выполняющая его условия. Срок нахождения в РНПО – тоже 2 года.
Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков
Типичная ситуация: компания принимает участие в закупках и побеждает. Она готова выполнить все обязательства по контракту, но возникают некоторые обстоятельства, препятствующие соблюдению необходимых условий. Заказчик трактует такое поведение как уклонение от подписания контракта. Поэтому он направляет информацию об участнике в федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Стоит отметить, что уклонение не всегда имеет под собой намерение. Бывает, что контракт не подписывается по техническим причинам — например, из-за перебоев с интернетом или в связи с профилактическими работами в ЕИС. Но в любом случае уважительную причину, по которой не удалось выполнить обязательство, придется доказать.
Бывает и так, что с момента подачи заявки до этапа выигрыша уходит время, становится очевидно, что контракт уже нерентабелен для исполнителя, то есть выполнять его невыгодно. Поэтому, несмотря на последствия, он принимает решение «уклониться» от подписания контракта.
И все же есть несколько базовых правил, о которых стоит помнить, чтобы избежать попадания в РНП.
Как избежать попадания в РНП
Проверяя репутацию партнеров, с которыми вы вступаете в сотрудничество, важно не забывать о собственной. Чтобы избежать реестра недобросовестных участников закупок, руководствуйтесь следующими принципами:
- Подавайте заявку на участие, если твердо уверены в своих силах. Убедитесь в том, что у вас достаточно ресурсов для исполнения всех обязательств.
- Проверьте, нет ли на предприятии неисправностей. Проверьте оборудование, состояние транспорта, компьютеры и т.д.
- Отслеживайте сроки. Вы должны подписать соглашение за пять дней после того, как его разместит заказчик.
- Если вы нарушили сроки, не паникуйте. Мы уже выяснили, что в список не вносят без весомой причины. Свяжитесь с заказчиком и обратитесь к специалистам, которые помогут подготовить аргументы для ФАС.
- Старайтесь исправно выполнять условия контракта. Если вы понимаете, что это скоро станет невозможным, обсудите это с заказчиком. Возможно, у вас получится прекратить сотрудничество по взаимному согласию. Тогда в реестр не внесут.
- Если ФАС все же назначил заседание, подготовьте все доказательства того, что у вас не было намерений обманывать заказчика. А лучше представьте подтверждение того, что вы готовились к сделке и намеревались ее исполнить — наняли сотрудников, закупили транспорт и т.д.
- Если антимонопольная служба вынесла решение не в вашу пользу, это еще не повод отчаиваться. Обратитесь к специалистам и подавайте заявление в суд.
Внесение в РНП – приговор на 2 года?
Является ли положительное решение ФАС о внесении участника в РНП своеобразным приговором, закрывающим последнему возможность участия в государственных и муниципальных закупках? Вовсе нет. Этому есть несколько причин:
- Во-первых, решение ФАС можно обжаловать в суде. Как показывает практика, отмена решений ФАС судом происходит довольно часто. Это связано в первую очередь с тем, что суд рассматривает дело в масштабах общего законодательства РФ, в то время как ФАС действует в этом отношении более узко, ограничиваясь нормами законодательства о контрактной системе.
- Во-вторых, на практике процедура проверки и отстранения участника, находящегося в РНП, возложена на заказчика, но при этом – хоть это и не прописано явно в законодательстве — не являются его обязанностью. Наличие сведений об участнике в РНП – это лишь одна из причин, по которой заказчик может отклонить заявку. Известно немало случаев, когда контракты заключались с участниками, находящимися в РНП.
Правовые последствия для поставщиков
Реестр недобросовестных поставщиков стимулирует компании к добросовестному исполнению обязательств в рамках государственной закупки, ведь попадание в реестр исключает для поставщика возможность участия в закупках в течение 2 лет. Именно столько будут находиться сведения о компании в реестре. По окончании этого срока сведения из реестра недобросовестных поставщиков исключают (по ч. 9 ст. 104 44-ФЗ).
Отсутствие компании в реестре указывает на то, что компания ранее добросовестно исполняла свои обязательства или является новичком в сфере государственных закупок.
На основании 44-ФЗ заказчики вправе установить требование об отсутствии сведений о компании в реестре недобросовестных поставщиков в закупочной документации. Хотя данное требование не является обязательным, но практически все закупки проводятся с данным условием.
Так как в реестр передаются сведения не только о поставщике, но и об учредителях юрлица, то это исключает возможность учреждения нового общества собственниками для свободного участия в закупках.
Сведения о компании в реестре могут быть исключены досрочно, если поставщику удастся их обжаловать в суде или ФАС.
Что является основанием для включения сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков?
Согласно части 2 статьи 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:
- Уклонение участника закупки от заключения контракта;
- Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта;
- Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Для чего создан реестр?
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказов, а также заказов отдельных видов юридических лиц, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в приведенных правовых актах было предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков (Определение ВС РФ от 12.08.16 г. № 310-КГ16-5426).
Как указано в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.15 г. № 13АП-2095/2015, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, своего рода санкцией за допущенное нарушение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок отдельными видами юридических лиц.
Последствия включения в реестр недобросовестных поставщиков
Само название реестра уже говорит о том, что попадание в него негативно скажется на деятельности участника закупки. Согласно ч. 9 ст. 104 ФЗ-44 информация о поставщике включается в реестр на два года, а по истечение указанного срока подлежит исключению из него.
Формально закон не содержит каких-либо негативных последствий для компаний и предпринимателей, которые наступают при включении в РНП. Но в подавляющем большинстве случаев заказчики при формировании закупочной документации устанавливают вполне законное ограничение для участников закупки – это отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков. Проще говоря, если вы попали в РНП, то надеяться на победу в других закупочных процедурах не стоит, пока вы не будете исключены из этого реестра.
Кроме того, ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только саму компанию, которая попала в реестр, но и ее учредителей, руководителей.
Так, например, Арбитражный суд Уральского округа указал, что заказчик законно отстранил от участия в закупке предпринимателя, который является учредителем компании, попавшей в РНП (Постановление от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).
Обычным компаниям и предпринимателям также доступны сведения из РНП, которыми они вполне могут воспользоваться при выборе контрагента.
Основания и сроки включения в реестр
Как установлено в части 7 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения имеющихся фактов, тогда как согласно п. 13 Постановления № 1062 информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) вносится в реестр в течение 3 рабочих дней с даты вынесения уполномоченным органом соответствующего решения. В связи с этим возникает вопрос: а факт недобросовестности поставщика подтверждается (исключительно) решением ФАС России (его территориальным органом) либо иным способом?
Вместе с тем, как следует из пп. 6 и 7 приказа ФАС России № 267, сведения об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов, о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков на основании приказа руководителя ФАС России.
В рамках закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) вносятся уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней (п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211).
Однако обращаем особое внимание на то, что ни в Законе № 223-ФЗ, ни в Постановлении № 1211 не установлены порядок рассмотрения органами ФАС России информации об участнике закупки с позиции внесения в реестр недобросовестных поставщиков и право на участие представителей сторон, что предусмотрено по аналогии в п. 12 Постановления № 1062.
Отсутствует также в нормативно-правовых актах о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц норма, содержащая основание для внесения органами ФАС России информации об участнике закупок в соответствующий реестр (приказ, решение или иной документ уполномоченного органа).