Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое положение лиц без гражданства в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с данным правом каждый человек, преследуемый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конституций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеждения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не могут претендовать на убежище также лица, совершившие уголовное преступление (убийство, террористические акты, выступления в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).
Право на политическое убежище. Экстрадиция
Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Предоставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.
С предоставлением политического убежища тесно связан вопрос об экстрадиции, т.е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстрадиции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин данного государства или иностранец), укрывается в другом государстве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется требование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран выдача своих граждан конституционно запрещена. В России Конституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин РФ не может быть… выдан другому государству». Не допускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело — выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона или международного договора России. РФ имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болгарией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы содержатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, которое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступности»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные гарантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом преступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоятельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.
Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор вынесен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным законом, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская конвенция о правовой помощи (тоже с оговорками).
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного обжалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу выдаваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при определенных условиях отказ иностранному государству в выдаче осужденного для отбывания наказания в этом государстве.
Права лиц без гражданства
На основании закона «О миграционном учете», лицо без гражданства имеют права российских граждан, но не имеют доступные им привилегии. Они имеют право на труд, отдых, защиту своей жизни и своего здоровья, на получение образования, на свободу перемещения, на защиту собственных интересов и р. права. Но предоставляются такие права только в теории. Например, апатрид не может рассчитывать на прием у врача без документов и страхового полиса. В 2012 году апатриды получили право на бесплатную медицину и получение медполиса.
Важно! Лицу, не имеющему гражданскую принадлежность к какой либо стране в трудоустройстве будет отказано в связи с отсутствием у него документов. Выход у него будет только один – неофициальное трудоустройство. Но если апатрид имеет уникальные знания по определенной профессии, то работодатель может принять его на работу.
Граждане России за рубежом
В ст. 27 Конституции РФ закреплено право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Пребывая за границей, российские граждане находятся под защитой и покровительством своего государства. В ст. 61 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
В соответствии с Положением о Посольстве Российской Федерации 1996 г. (в ред. 2012 г.) к основным задачам и функциям посольства отнесены: защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан с учетом законодательства государства пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками, организация в установленном порядке действий загранучреждений Российской Федерации и российских граждан в государстве пребывания в условиях чрезвычайных ситуаций и руководство их действиями.
Деятельность консульских учреждений по защите за границей прав и интересов Российской Федерации, российских граждан и юридических лиц осуществляется на основе консульских конвенций, других международных договоров РФ и иных правовых актов РФ.
Опека и попечительство
Коллизионные нормы об опеке и попечительстве впервые получили закрепление в ГК РФ в 2002 г., до этого они были включены в КоБС РФ, так как материально-правовое регулирование опеки и попечительства до вступления в силу части первой ГК РФ в 1994 г. осуществлялось на основе семейного законодательства.
Следует отметить, что в большинстве стран мира семейное право не является самостоятельной отраслью права и, соответственно, гражданские отношения с иностранным элементом, охватывая семейные отношения, регулируются гражданским законодательством либо специальными законодательными актами по международному частному праву.
Опека устанавливается над полностью недееспособными лицами, а попечительство — над ограниченно или частично дееспособными лицами в целях защиты их прав и интересов.
При выборе применимого права к установлению и отмене опеки и попечительства основной коллизионной привязкой является личный закон лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство.
Согласно п. 1 ст. 1199 ГК РФ опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство. Аналогично осуществляется выбор применимого права к установлению и отмене опеки либо попечительства во многих государствах — в Армении, Белоруссии, Польше, Австрии, Венгрии, Италии, Тунисе, Объединенных Арабских Эмиратах и др.
В законодательстве ряда стран привязка к личному закону уточнена, и выбор применимого права осуществляется следующим образом: на основе права страны гражданства недееспособного или ограниченно дееспособного лица — в Германии, Греции, Испании, Южной Корее, Японии, Чехии, Турции; на основе права страны места жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, — в Венесуэле, Перу и др. Используется и коллизионная привязка к праву страны суда — в Киргизии, Узбекистане, Лихтенштейне.
Согласно п. 2 ст. 1199 ГК РФ обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем).
Аналогичные специальные нормы относительно обязанности опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) закреплены в законодательстве многих стран СНГ — в Армении, Белоруссии, Киргизии, Узбекистане, — а также в Чехии, Венгрии и др. Отсылка к личному закону отражает необходимость применять право страны, с которой иностранное лицо, назначаемое опекуном или попечителем, имеет наиболее тесную связь.
В законодательстве большинства государств нет специальной коллизионной нормы, устанавливающей, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным. В Российской Федерации такая специальная норма впервые получила закрепление в п. 3 ст. 1199 ГК РФ. Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.
Следует отметить, что закон не связывает непосредственно выбор права, регулирующего отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, с личным законом одного из участников отношений, как это предусмотрено в п. п. 1 и 2 ст. 1199 ГК РФ. Вместе с тем, учитывая, что опека (попечительство) устанавливается в России по личному закону несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченного в дееспособности совершеннолетнего лица, который в опеке (попечительстве) нуждается, можно сделать вывод, что лицо, в отношении которого устанавливается опека (попечительство), должно быть или российским гражданином, или иметь в России место жительства.
Подобные нормы, устанавливающие, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, закреплены в законодательстве Армении, Белоруссии, Австрии, Венгрии, Чехии, Киргизии, Узбекистана.
Так, в соответствии с п. 3 § 48 Указа Венгрии 1979 г. N 13 «О международном частном праве» «правоотношения между опекуном и опекаемым, включая также обязанности опекуна по управлению имуществом и представлению отчетов, регулируются правом государства, орган власти которого назначил опекуна; если, однако, опекаемый проживает в Венгрии, применяется венгерское право при условии, что оно более благоприятно для опекаемого».
Согласно § 30 Закона Чехословакии 1963 г. «О международном частном праве и процессе» «правоотношения между опекуном и несовершеннолетним регулируются правом государства, в котором находится суд или орган, назначивший опекуна».
Вопросы опеки и попечительства регулируются нормами Минской конвенции 1993 г. (ст. ст. 33, 34), Кишиневской конвенции 2002 г. (ст. 36) и многих двусторонних международных договоров России о правовой помощи. Практически все международные договоры по вопросам опеки и попечительства исходят из привязки к праву страны гражданства физических лиц участников правоотношения.
Установление или отмена опеки и попечительства производится по законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.
Обязанность принять опекунство или попечительство устанавливается законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, назначаемое опекуном или попечителем.
Таким образом, если решение об установлении опеки (попечительства) принимается в России и опекуном (попечителем) назначается иностранный гражданин, то в соответствии с договором о правовой помощи (к примеру, с Болгарией, Венгрией, Кубой, Монголией, Польшей, Чехией, Словакией) вопрос об обязанности принять опеку или попечительство будет решаться на основе права страны гражданства этого лица. Указанные международные договоры содержат ограничение относительно опекуна или попечителя, в силу которого опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной договаривающейся стороны, может быть назначен гражданин другой договаривающейся стороны, если он проживает на территории страны, где будет осуществляться опека или попечительство.
Привязка к стране гражданства лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство, определяет и компетенцию органов, правомочных устанавливать опеку и попечительство. Вместе с тем большинство международных договоров о правовой помощи допускают возможность передачи полномочий компетентному органу другого договаривающегося государства, если недееспособное или ограниченно дееспособное лицо имеет постоянное местожительство, местопребывание или имущество на территории последнего. В таких случаях орган, который принял на себя осуществление мер по опеке и попечительству, действует в соответствии со своим национальным законодательством.
Права, обязанности и ответственность
Возможности апатридов при нахождении в Российской Федерации отличаются от возможностей обычных жителей. Правовой статус лиц без гражданства разрешает передвигаться по стране в целях путешествия или бизнеса. С официальной работой могут возникнуть трудности, а вести свое дело можно без запретов. Согласно законам, регулирующим поведение иностранцев, люди без гражданства (сокращенно – ЛБГ) не имеют права участия в выборах, но могут претендовать на бесплатное обучение в школах.
Хоть и возможности апатридов не сильно отличаются от обычных граждан, ЛБГ имеют свои обязанности:
- выплата налогов и сборов за жилищно-коммунальные услуги;
- соблюдение законодательства РФ;
- принятие культуры и истории России, а также сохранение экологии;
- обязательная временная регистрация на месте пребывания;
- уезд из страны после окончания действия миграционной визы или после двух недель с момента РВП/ВНЖ;
- принятие интересов российских граждан.
При нарушении Конституции РФ ЛБГ могут депортировать с территории страны без права на повторное посещение. В случае тяжелых правонарушений людям грозит уголовный срок. Судебное дело у ЛБГ рассматривает специальная миграционная судебная инстанция.
Причины утраты гражданства
Человек теряет свое подданство в результате следующих причин:
- Лишение гражданства. Правительство может лишить человека гражданства только по особому поводу. По статистике, наиболее распространено лишение прав гражданина из-за разоблачения фиктивного брака, использовавшегося в корыстных целях.
- Разгром страны. Ликвидация страны может привести к потере гражданства проживающих лиц. Утрата также происходит в результате приобретения независимости, завоевания или раздела территории.
- Намеренное лишение. Утрата прав происходит из-за религиозных и политических взглядов.
После утраты необходимо переехать в страну и попытаться получить подданство, так как безгражданство нежелательно.
Причины утраты гражданства
Лица без гражданства — это люди, которые с самого рождения или в более старшем возрасте утратили принадлежность к тому или иному государству. У такой ситуации может быть несколько причин:
- Человек с рождения становится апатридом, если появился на свет в семье родителей, не имеющих гражданства. При этом должно соблюдаться условие, что в стране не предусмотрено автоматического получения гражданства по месту рождения. Что касается Российской Федерации, здесь ребенок апатрида становится гражданином без каких-либо дополнительных процедур.
- Добровольный и сознательный отказ от гражданственной принадлежности к стране. После подачи заявления и завершения соответствующей процедуры (если она предусмотрена законодательством), человек сдает паспорт в миграционные органы и автоматически становится апатридом. Как правило, это временная ситуация. Обычно такая процедура предшествует принятию гражданства другого государства.
- Принудительное лишение гражданства возможно, если служба безопасности государства сочла нахождение лица на его территории потенциально опасным. Как правило, за этой процедурой следует выдворение человека за пределы страны. Также это может быть связано с политическими преследованиями.
- Обнаружение фиктивности юридических процедур. Например, было выяснено, что лицо вступило в ложный брак с целью получения определенного статуса в государстве. Или человек находится в стране на основании поддельного удостоверения личности. Это влечет за собой лишение гражданства.
- Исчезновение самого государства как такового. Например, после распада СССР все его граждане автоматически лишились гражданства. Фактически они были апатридами до тех пор, пока не заменили свой советский паспорт на удостоверение личности нового государства. Интересно, что и на сегодняшний день есть люди, не заменившие советский паспорт на новый.
- Сознательное нежелание иметь какое-либо гражданство. Это может быть связано с религиозными, политическими или какими-то другими убеждениями и мотивами.
Каждое государство самостоятельно устанавливает правовой статус иностранцев, находящихся на его территории, и, естественно, он в различных государствах отличается по своему объему. Между тем такой правовой статус имеет в большинстве государств общие черты:
- для иностранцев установлен разрешительный порядок въезда на территорию государства — через визу;
- иностранцы не пользуются избирательным правом, не могут занимать государственные должности;
- на иностранцев не распространяются обязанности нести воинские повинности в государстве пребывания;
- иностранцы ограничены в некоторых трудовых правах;
- для приобретения гражданства установлено множество цензов.
Нормы международного права, касающиеся иностранцев, включены в Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г.
Они сводятся к следующему:
- любое государство имеет право устанавливать правовой режим иностранных граждан, учитывая при этом свои международные обязательства в области прав человека;
- иностранцы обязаны соблюдать законы государства, в котором они находятся, а за их нарушение несут ответственность наравне с гражданами этого государства;
- в соответствии с национальным законодательством и с учетом обязательств государства по международному праву иностранцы пользуются соответствующим объемом прав и свобод;
- недопустимы массовые высылки иностранцев, законно находящихся на территории данной страны;
- индивидуальная высылка возможна только во исполнение
решения, вынесенного в соответствии с законом; - иностранец имеет право на защиту государства своего
гражданства; - запрещается дискриминация иностранцев по признакам
расы, пола, языка, вероисповедания и пр.
Легализация человека без гражданства в России
Процесс легализации апатридов состоит из нескольких этапов.
Первый этап — подтверждение личности. Если у кандидата нет нужных документов, то следует просить о процедуре установления личности. Для этого человек должен обратиться в ближайшее отделение Управления по вопросам миграции МВД России. Нужно будет предоставить заявление и все имеющиеся бумаги с любыми личными данными (документ об образовании, свидетельство о браке, недействительный паспорт, водительское удостоверение и пр.). Также потребуются:
- свидетельство о рождении кандидата;
- паспорта родителей;
- справка о регистрации в РФ либо листок убытия с территории иностранного государства;
- автобиография апатрида.
За подтверждение личности необходимо будет заплатить госпошлину.
Следующий этап — оформление разрешения на временное пребывание в стране (РВП) и дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев). Именно РВП позволяет апатридам пользоваться благами наравне с гражданами страны: оформлять медицинский полис, трудоустраиваться, получать образование. Каждый год правительством РФ устанавливаются квоты на выдачу этого документа, а количество желающих сильно превышает их, поэтому, к сожалению, не все успевают получить разрешение. Для ходатайства о выдаче РВП апатриду необходимо явиться в Федеральную миграционную службу и написать соответствующее заявление. При подаче документов на РВП взимается пошлина размером 1600 рублей.
Правовой статус лиц без гражданства
ЛБГ в Российской Федерации, согласно 109-ФЗ РФ, имеют те же права, что и иностранцы:
- Равенство перед законами РФ.
- Трудоустройство оформления вида на жительство.
- Здравозранение, пособия, пенсия, образование и т. д.
- Защита профсоюзов, общественных организаций.
- Свобода совести, неприкосновенность личности, собственности, жилья.
- Возможность передвижения по территории РФ, выбор места проживания, кроме въезда в особые зоны, такие как военные городки и поселения.
У апатрида отсутствуют:
- Право избирать и быть избранным.
- Разрешение занимать государственные посты и должности.
- Право (или обязанность) служить в армии, силовых структурах.
- Право иметь доступ к государственной тайне.
Отказ в правовом статусе
Статус лица без гражданства должен быть определен в течение трех месяцев с момента прибытия на территорию Российской Федерации. Обратившись в органы миграционной службы, лицо может получить отказ в постановке на учет. Для этого может быть три основных причины:
- если сотрудники миграционной службы усмотрят в апатриде угрозу государственной безопасности или каким-то отдельным лицам;
- если ранее апатрид уже подвергался депортации из страны, в которой хочет получить определенный статус;
- если человек имеет открытую или непогашенную судимость.
Иностранцы и апатриды: одно и то же?
Законодательные акты, в которых прописаны права и должные, безусловные для выполнения действия (обязанности) апатридов, в каждой стране имеют свою специфику. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ практически однозначен, но есть несколько моментов, которые их отличают:
- апатридам не предоставляют покровительство в диппредставительстве;
- иностранец всегда находится в правовом поле страны, где он пребывает на определенный момент и своей официальной родины. Апатрид же состоит только в компетенции страны местопребывания;
- иностранец имеет паспорт, а апатрид не может документально доказать свою взаимосвязь с государством.
Правовой статус ЛБГ в России
В целях регулирования правового статуса апатридов на территории России, ФЗ № 115 «О правовом положении иностранцев в РФ» приравнивает их к иностранным гражданам. Поэтому признание лицом без гражданства на территории РФ предоставляет такому человеку полный объем правомочий, гарантированных законом для граждан других государств. Проще говоря, иностранцы и ЛБГ по российскому законодательству равны, что разрушает стереотип о том, что лица без гражданства – это бесправные субъекты, лишенные возможности реализовать свои свободы.
В России апатридам гарантирован легальный статус, что значит: лицо без гражданства может законно не только временно пребывать, но и постоянно проживать на территории РФ. Обязательное условие для этого – получение соответствующего статуса и подтверждающего его документа (визы, разрешения на временное пребывание или вида на жительство). Более того, после прохождения всех этапов легализации, включающих длительное проживание, сдачу теста на знание языка и ряд других аспектов, тот, кто считается апатридом, может оформить российское гражданство.
Рекомендуем узнать все подробности о совокупности факторов, которые представляют административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации
- Въезд возможен после получения визового разрешения.
- Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
- Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
- В январе 2022 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
- При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
- После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.
Далее в видео про то, как изменились правила въезда на территорию РФ:
https://youtu.be/s2Pn2OFD9mA
Если иностранный гражданин на территории России пребывает временно, то его присутствие в стране ограничивается тремя месяцами, за исключением следующих ситуаций:
- виза продлена или получена новая;
- получен патент на трудоустройство;
- иностранец подал документы на получение статуса человека, проживающего временно, или вида на жительство;
- иностранец поступает в учебное заведение.
Трехмесячный срок пребывания в стране сокращается, если:
- Произошел подлог или подделка документов, когда оформлялось разрешение на въезд.
- В течение прошлых трех лет иностранец более двух раз получал административные штрафы или попадал в поле зрения правоохранительных органов (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения).
- При предыдущем въезде виза была просрочена без уважительных причин.
- Иностранца депортируют на государственном уровне (например, по причине выявления шпионажа).
- Иностранца экстрадируют на территорию страны, где им было совершено преступление.
- Не оформлен полис добровольного страхования.
- При пересечении границы не предоставлено свидетельство о наличии у иностранца денежных средств, достаточных для жизнедеятельности в РФ.
- Гражданин другой страны находится в списке нон грата и ему запрещен въезд в Россию.
- В предыдущий приезд иноземец не заплатил пошлины или не компенсировал затраты на его выдворение из страны.