- Коммерческое право

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение санитарного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.

Разъяснения и рекомендации Роспотребнадзора

Для профилактики коронавирусной инфекции на рабочих местах и организации работы в условиях распространения COVID-19 Роспотребнадзор разработал ряд рекомендаций общего характера (письма от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15, от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24, от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 и др.).

Для отдельных сфер есть свои рекомендации, например:

  • для образовательных организаций (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24);
  • предприятий общепита и торговли (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7515-2020-24);
  • работы вахтовым методом (МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 № 02/8480-2020-24);
  • салонов красоты и парикмахерских (МР 3.1/2.2.0173/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24);
  • киноиндустрии (МР 3.1/2.1.0178/2-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.05.2020).

Прежде всего, такие документы адресованы работодателям и работникам соответствующих организаций. В частности, в письмах содержатся рекомендации:

  • по контролю температуры у сотрудников;
  • обеспечению их масками, перчатками, антисептиками;
  • соблюдению социальной дистанции;
  • дезинфекции помещений и оборудования;
  • своевременной изоляции лиц с симптомами инфекционного заболевания;
  • информированию работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.

Письма Роспотребнадзора по своей юридической природе нормативными правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер. Минэкономразвития России даже в свое время направляло в ведомство письмо (от 21.05.2020 № 16169-АХ/Д26и), в котором предлагало дополнительно…

Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований

Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также должностные лица, обязанные соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, при их нарушении, могут быть подвергнуты административному наказанию. Общая норма об ответственности за несоблюдение санитарных требований или невыполнение обязательных норм содержится в ст. 6.3. КоАП РФ. Статья предусматривает наказание в виде предупреждения, штрафа или приостановления деятельности до 90 суток. Срок приостановления деятельности может быть уменьшен после устранения нарушений, из-за которых, собственно, лицо и было привлечено к ответственности.

Для отдельных видов правонарушений, связанных с повышенной угрозой здоровью человека, законодателем разработаны специальные нормы. К ним относятся нарушения обязательных требований:

  • эксплуатации жилых помещений, сооружений и транспорта;
  • к питьевой воде;
  • к условиям воспитания, обучения, оздоровления детей.

При рассмотрении административных дел лицам, нарушившим санитарные нормы, важно помнить, что наличие только вины не является поводом для привлечения к ответственности. Лицо подвергается административному наказанию в том случае, если у него имелась фактическая и юридическая возможность избежать правонарушения.

Когда дисциплинарные взыскания являются адекватным наказанием

По закону рассматриваемый вид взыскания разрешается налагать на сотрудника исключительно в ситуации, если последний совершает дисциплинарный проступок. Проще говоря, это целесообразно, лишь когда работник либо совсем игнорирует возложенные на него обязанности или исполняет не в полной мере.

Какие дисциплинарные взыскания имеет право применить работодатель к сотруднику

В перечень таких деяний входят в общих случаях следующие:

  • прогулы, то есть неоправданное отсутствие служащего на работе более 4-х часов (причем подряд!);
  • неисполнение обязанностей, перечисленных либо в трудовом соглашении или же в должностной инструкции;
  • отказ от обязательных действий.

Перечень последних приводится в:

  • том же трудовом договоре;
  • внутренних регуляторных актах, действующих на предприятии;
  • должностных инструкциях.

Самыми распространенными санитарными нарушениями следует считать:

  • непрохождение медицинского освидетельствования;
  • игнорирование правила требующего от персонала ношения спецодежды.

В перечне общих взысканий, налагающихся на сотрудников, числятся следующие:

  • выговор;
  • предупреждение;
  • увольнение.

Кроме того, дисциплинарная ответственность может заключаться и в:

  • отстранении от работы;
  • снятии с должности.

Впрочем, в некоторых случаях допустимо практиковать такого рода взыскание и за действия, не имеющие отношения к трудовой дисциплине, но рассматриваемые в Административном или Уголовном кодексах.

Помимо общих видов наказаний, есть и специальные – они налагаются в соответствии с законодательством либо положениями, относящимися к конкретному виду службы. При этом работодателю категорически запрещается использовать санкции, не приведенные нормативными документами. Нарушивших это требование ждет кара, предусмотренная в Административном кодексе (статья 5.27).

Подписан закон, устанавливающий административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон принят Государственной Думой 31 марта 2020 года и одобрен Советом Федерации 31 марта 2020 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом статья 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется частью 2, устанавливающей административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а равно за невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Кроме того, названная статья дополняется частью 3, устанавливающей повышенную административную ответственность за те же действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Статья 13.15 Кодекса дополняется частью 10 1 , предусматривающей административную ответственность за распространение в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, а также частью 10 2 , предусматривающей административную ответственность за распространение в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Статья 14.4 2 Кодекса дополняется частью 4, предусматривающей административную ответственность за реализацию либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части, касающейся установления предельных размеров оптовых надбавок или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на указанные лекарственные препараты.

Глава 20 Кодекса дополняется статьей 20.6 1 , устанавливающей административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. При этом указанные действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу либо совершенные повторно, влекут повышенную административную ответственность.

В статье 20.16 Кодекса уточняются положения, устанавливающие административную ответственность за осуществление частной охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) либо оказание охранных услуг лицом, не имеющим правового статуса частного охранника, а также за осуществление частной детективной (сыскной) деятельности без специального разрешения (лицензии).

Читайте также:  Единый реестр жилья военнослужащих

Кроме того, Федеральным законом устанавливается подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3, частью 4 статьи 14.4 2 , статьей 20.6 1 Кодекса, а также определяются должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об указанных административных правонарушениях.

Установлено, что должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6 1 Кодекса. Перечень таких должностных лиц утверждается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, на период до 31 декабря 2020 года правом составлять протоколы об указанных административных правонарушениях наделяются должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

  1. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. N 2446-1 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 15. Ст. 769. (в посл. ред. Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 103-ФЗ).
  2. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учеб. / Под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2008.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО «Издательство «Оникс»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2007.
  4. Рустемова Г.Р. Проблемы совершенствования борьбы с преступлениями в сфере медицинского обслуживания населения: Дис. … д-ра юрид. наук. Алматы, 2003.
  5. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учеб. / под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2008.
  6. Российское уголовное право. В 2-х т. Т. 2. Особенная часть: Учебник / Под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., проф. Э.Ф. Побегайло. М.: Илекса, 2008.
  7. Шарапов Р.Д. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: Научно-практическое пособие. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2002.
  8. Ряднев В.Ю. Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2004.
  9. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. N 14. Ст. 1650. (в посл. ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ).
  10. См.: Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / Науч. ред. и предисл. академика В.Н. Кудрявцева. М.: Издательский дом «Городец», 2007.
  11. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. N 14. Ст. 1650. (в посл. ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ).
  12. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2000. N 31. Ст. 3295. (в посл. ред. Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569).
  13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2009 г. N 43 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1.2521-09» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1.2521-09 «Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации») // СПС «КонсультантПлюс».
  14. См.: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 марта 2009 г. N 18 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2492-09» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2492-09 «Профилактика чумы») // СПС «КонсультантПлюс»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 30 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1275.03» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1275.03 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.07.2003. N 30; и др.
  15. Рустемова Г.Р. Указ. соч. / Под общ. ред. д.ю.н. М.П. Журавлева и к.ю.н. С.И. Никулина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007.
  16. Шарапов Р.Д. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: Научно-практическое пособие. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2002.
  17. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО «Издательство «Оникс»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2007.
  18. См.: Многотомное руководство по внутренним болезням. Т. 10. М., 1963; Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 31. М., 1955.

Санитарные правонарушения

Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:

Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.

Лица совершившие санитарное правонарушение, в соответствии с действующим национальным законодательством могут быть привлечены к трем видам юридической ответственности:

  • Уголовная ответственность, как реакция на наиболее общественно-опасные противоправные деяния в рассматриваемой сфере;
  • Административная ответственность, наступающая ввиду совершения общественно-вредных санитарные правонарушений;
  • Дисциплинарная ответственность, налагаемая на уполномоченных должностных лиц, в рамках существующих трудовых или служебных отношений.

Куда жаловаться на нарушение санитарно-гигиенических норм?

Если вы стали свидетелем нарушения санитарных правил, можно обратится любым доступным способом в федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор.

Обращаться за защитой своих прав можно в любой орган государственной власти, но именно Роспотребнадзор является здесь профильной инстанцией.

При наличии признаков уголовной ответственности материал и информация должностными лицами Роспотребнадзора будут направлены в полицию. Решения о привлечении к административной ответственности принимаются в этом ведомстве самостоятельно.

Роспотребнадзор же является контролирующим и надзорным органом за соблюдением санитарных правил и нормативов (СанПиН). Санитарное благополучие в обществе и здоровье человека является важнейшим аспектом его существования.

Если вы оказались в роли нарушителя санитарных правил и нормативов, либо пострадали от действий нарушителей, в любом случае вам не помешает консультация профессионального юриста.

Взыскание за нарушение санитарного законодательства — виды, правовые нормы

Российское правовое поле предусматривает значительные санкции за нарушение санитарного законодательства. Поэтому следует изначально определить меры ответственности за совершение подобных проступков и преступлений. Так, виды взысканий за нарушение санитарного законодательства могут быть следующими:

  • Дисциплинарное взыскание за санитарное правонарушение налагается непосредственно на виновного в его совершении сотрудника предприятия. При этом законодательство строго определяет перечень допустимых дисциплинарных взысканий в нормативах Трудового кодекса.
  • Административное взыскание может налагаться как на отдельного сотрудника, так и на предприятие в целом, и чаще всего оно выражается в виде непосредственно денежного административного штрафа.
  • Уголовное взыскание предполагает исключительно применение его к определенным виновным в нарушении санитарного законодательства физическим лицам и не применяется к предприятиям.
  • Гражданско-правовая ответственность затрагивает вопросы возмещения ущерба, нанесенного пострадавшим лицам из-за санитарного нарушения.

Процедура наложения взыскания

Ответим коротко на наиболее распространенные вопросы относительно порядка привлечения к административной ответственности.

Каким законом предусмотрена ответственность за санитарные правонарушения?

Кодексом об административных правонарушениях, в нем перечислен все составы административных правонарушений и наказания за них, санитарным посвящена часть норм в главе 6.

С какого возраста можно привлечь граждан за санитарные правонарушения?

В этом случае действуют общие положения Кодекса. С 16 лет, это установлено в ст. 2.3 КоАП РФ. Гражданина в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобожден от ответственности по особому решению комиссии по делам несовершеннолетних на основании конкретных обстоятельств с применением соответствующих мер воздействия. За детей возрастом меньше 16 лет отвечают их родители.

Какие предусмотрены для данной группы правонарушений смягчающие обстоятельства? Здесь также законом не установлено каких-либо особых норм для главы 6 и действуют общие правила. К обстоятельствам, смягчающим ответственность за санитарные правонарушения, относится в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ:

  • раскаяние допустившего нарушение лица;
  • «явка с повинной», то есть, сообщение о нарушении в уполномоченные органы, до его обнаружения ими;
  • принятие действий для предотвращения вредных последствий;
  • добровольное прекращение самих действий;
  • оказание содействия в раскрытии деталей правонарушения и установлении его фактической стороны;
  • возмещение вреда;
  • устранение нарушения до вынесения постановления о привлечении к ответственности;
  • признаки, характеризующие личность нарушителя: несовершеннолетие, беременность женщины или наличие у нее маленького ребенка на воспитании.

Кем налагается дисциплинарное взыскание?

Главным санитарным врачом или его заместителем на основании ст. 51 ФЗ-52.

Каков срок добровольной уплаты штрафа за санитарное правонарушение?

Правонарушителю дается два месяца на уплату согласно ст. 32.2 КоАП РФ (но только со дня вступления в силу этого документа, что происходит в течение 10 дней с момента его внесения), в случае уклонения от исполнения этой обязанности по ст. 20.25 будет применена санкция в двойном размере.

Виды взысканий за санитарные нарушения

Вообще в арсенале контролирующих органов по КоАП есть выбор средств наказания: предупреждение, арест, лишение спецправа или дисквалификация, приостановление деятельности. Но они устанавливаются санкциями конкретных статей. Самая распространенная мера по нормам главы 6 – это штраф.

Норма КоАП РФ Санкция, размер, штраф в рублях
6.3 Нарушение отраслевого законодательства, невыполнение СанПиН, гигиенических норм, уклонение от обязательных мероприятий Предупреждение или штраф:

граждане — от 100 до 500

должностные лица — от 500 до 1000;

ИП — от 500 до 1000, либо приостановление деятельности на срок 90 суток;

юрлица — от 10 до 20 тысяч, либо также приостановление деятельности на срок 90 суток

6.4 Нарушение соответствующих требований при эксплуатации жилых и общественных зданий, а также транспорта Штраф и приостановление деятельности

Граждане — от 500 до 1000,

должностные лица от 1000 до 2000,

ИП от 1000 до 2000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток,

юрлица от 10 000 до 20 000 или приостановление деятельности на тот же срок

6.5 Нарушение требований к воде Граждане — от 1000 до 1500

Должностные лица — от 2000 до 3000

ИП — от 2000 до 3000, приостановление деятельности до 90 суток

Юрлица — от 20000 до 30000, либо приостановление деятельности на тот же срок

6.6 Нарушение требований к организации питания в соответствующих заведениях Граждане — от 1000 до 1500

Должностные лица — от 5000 до 10000

ИП — от 5000 до 10000, приостановление деятельности до 90 суток

Юрлица — от 30000 до 50000, либо приостановление деятельности на тот же срок

6.7 Нарушение требований при организации отдыха детей их обучения и воспитания Должностные лица — от 3000 до 7000

Юрлица — от 30000 до 70000

Повторное нарушение

Должностные лица — от 10000 до 15000

Юрлица — от 100000 до 150000 либо приостановление деятельности до 90 суток

Читайте также:  Основания для переквалификации преступления и статьи в уголовном деле

Таким образом, помимо штрафа может быть вынесено предупреждение по ст. 6.3 КоАП РФ, также возможно применение приостановление деятельности.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей

В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Общие положения о гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей установлены ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Так, продавец (изготовитель, исполнитель) за допущенное нарушение прав потребителя несет следующую ответственность:
• уплату неустойки (пени);
• возмещение убытков потребителя в полном объеме;
• исполнение обязательства перед потребителем, даже после возмещения ему всех убытков.
Также возможно возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) законодательства в сфере защиты прав потребителя.
Административная ответственность за нарушение прав потребителей установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Согласно ч. 1 ст. 14,4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1000-1500 рублей; на юридических лиц — 20—30 тыс. рублей.
В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ, обман потребителей [обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман] влечет наложение административного штрафа на граждан и на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублен; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей.
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (статьи 14.1, 14.2, 14.5-14.7, 14.15, 14.16, 19.5. 19.14).
Уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена ст. 238 УК РФ.
Так, производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказываются:
• штрафом в размере до 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• ограничением свободы на срок до 3 лет:
• лишением свободы на срок до 10 лет (со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового).
Также за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена уголовная ответственность и в других статьях УК РФ (ст. 171.1; ч. 1 ст. 180).
Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, а также защита прав потребителей на потребительском рынке во многом зависят от тесного взаимодействия Роспотребнадзора с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путём разработки и реализации региональных комплексных программ по охране здоровья населения, межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, совместной подготовкой приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д.

Каким законом предусмотрена ответственность?

Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.

Основополагающим же документом в данной сфере является федеральный закон №52 ФЗ от 30.09.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данный нормативный акт рассматривает все аспекты деятельности в обозначенной нами сфере и в том числе определяет виды и степень ответственности за несоблюдение санитарного законодательства.

Если уж пришли — проверят всё?

Нет-нет, все ваши тайны раскрывать не будут. Вы же впускаете в помещение чиновников, которые должны действовать по закону. У любых проверок есть ограничения, и они прописаны в ст. 15 294-ФЗ.

Инспекторы не должны:

— Превышать полномочия. Роспотребнадзор не проверяет трудовые отношения и уплату налогов. Про медкнижки спросят, а про зарплату меньше МРОТ — нет.

Читайте также:  Постановка недвижимости на кадастровый учет

— Выходить за рамки предмета проверки. В распоряжении прописано, что проверяют состояние помещения и производственные процессы, значит, про возвраты денег потребителям речи не будет.

— Нарушать сроки проверки. Максимум — 20 дней по п. 1 ст 13 294-ФЗ (для проверки небольшого бизнеса столько и не нужно).

— Забирать оригиналы документов и компьютеры. При административных проверках это возможно, только если инспекторы пришли с полицией — ст. 13 и п.1. ст. 15 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Во время проверки следите, чтобы инспекторы не нарушали закон. По возможности фиксируйте процесс на видеокамеру: всякое бывает, вдруг будут искать доказательства нарушений в ваших личных вещах. Если будут просить взятку — можете обратиться в управление экономической безопасности и противодействия коррупции или в прокуратуру.

Сколько времени дается на уплату штрафа

Наиболее известным и распространенным показанием сегодня считается штраф. Именно к нему прибегают специалисты вышеуказанного органа, если нарушение не имеет слишком серьезных последствий. Вся подробная информация о сумме штрафа, подлежащего к уплате, и о периоде, в течение которого виновное лицо обязано его уплатить, должна присутствовать в выписанном постановлении.

Важно! Согласно КоАП РФ, штрафная сумма должна быть уплачена виновным лицом в течение шестидесяти суток с момента вступления постановления в законную силу. В отдельных ситуациях предусмотрена отсрочка платежа.

Если деньги по штрафу не поступили, то виновное лицо также может быть привлечено к ответственности, и размер штрафа будет удвоен. Когда у нарушителя нет возможности внести нужную сумму, его могут приговорить к выполнению обязательных работ или к аресту на 15 суток.

Процедура наложения взыскания

Ответим коротко на наиболее распространенные вопросы относительно порядка привлечения к административной ответственности.

Каким законом предусмотрена ответственность за санитарные правонарушения?

Кодексом об административных правонарушениях, в нем перечислен все составы административных правонарушений и наказания за них, санитарным посвящена часть норм в главе 6.

С какого возраста можно привлечь граждан за санитарные правонарушения?

В этом случае действуют общие положения Кодекса. С 16 лет, это установлено в ст. 2.3 КоАП РФ. Гражданина в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобожден от ответственности по особому решению комиссии по делам несовершеннолетних на основании конкретных обстоятельств с применением соответствующих мер воздействия. За детей возрастом меньше 16 лет отвечают их родители.

Какие предусмотрены для данной группы правонарушений смягчающие обстоятельства? Здесь также законом не установлено каких-либо особых норм для главы 6 и действуют общие правила. К обстоятельствам, смягчающим ответственность за санитарные правонарушения, относится в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ:

  • раскаяние допустившего нарушение лица;
  • «явка с повинной», то есть, сообщение о нарушении в уполномоченные органы, до его обнаружения ими;
  • принятие действий для предотвращения вредных последствий;
  • добровольное прекращение самих действий;
  • оказание содействия в раскрытии деталей правонарушения и установлении его фактической стороны;
  • возмещение вреда;
  • устранение нарушения до вынесения постановления о привлечении к ответственности;
  • признаки, характеризующие личность нарушителя: несовершеннолетие, беременность женщины или наличие у нее маленького ребенка на воспитании.

Кем налагается дисциплинарное взыскание?

Главным санитарным врачом или его заместителем на основании ст. 51 ФЗ-52.

Каков срок добровольной уплаты штрафа за санитарное правонарушение?

Правонарушителю дается два месяца на уплату согласно ст. 32.2 КоАП РФ (но только со дня вступления в силу этого документа, что происходит в течение 10 дней с момента его внесения), в случае уклонения от исполнения этой обязанности по ст. 20.25 будет применена санкция в двойном размере.

Виды взысканий за санитарные нарушения

Вообще в арсенале контролирующих органов по КоАП есть выбор средств наказания: предупреждение, арест, лишение спецправа или дисквалификация, приостановление деятельности. Но они устанавливаются санкциями конкретных статей. Самая распространенная мера по нормам главы 6 – это штраф.

Норма КоАП РФ Санкция, размер, штраф в рублях
6.3 Нарушение отраслевого законодательства, невыполнение СанПиН, гигиенических норм, уклонение от обязательных мероприятий

Предупреждение или штраф:

граждане — от 100 до 500

должностные лица — от 500 до 1000;

ИП — от 500 до 1000, либо приостановление деятельности на срок 90 суток;

юрлица — от 10 до 20 тысяч, либо также приостановление деятельности на срок 90 суток

6.4 Нарушение соответствующих требований при эксплуатации жилых и общественных зданий, а также транспорта

Штраф и приостановление деятельности

Граждане — от 500 до 1000,

должностные лица от 1000 до 2000,

ИП от 1000 до 2000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток,

юрлица от 10 000 до 20 000 или приостановление деятельности на тот же срок

6.5 Нарушение требований к воде

Граждане — от 1000 до 1500

Должностные лица — от 2000 до 3000

ИП — от 2000 до 3000, приостановление деятельности до 90 суток

Юрлица — от 20000 до 30000, либо приостановление деятельности на тот же срок

6.6 Нарушение требований к организации питания в соответствующих заведениях

Граждане — от 1000 до 1500

Должностные лица — от 5000 до 10000

ИП — от 5000 до 10000, приостановление деятельности до 90 суток

Юрлица — от 30000 до 50000, либо приостановление деятельности на тот же срок

6.7 Нарушение требований при организации отдыха детей их обучения и воспитания

Должностные лица — от 3000 до 7000

Юрлица — от 30000 до 70000

Повторное нарушение

Должностные лица — от 10000 до 15000

Юрлица — от 100000 до 150000 либо приостановление деятельности до 90 суток

Таким образом, помимо штрафа может быть вынесено предупреждение по ст. 6.3 КоАП РФ, также возможно применение приостановление деятельности.

Меры ответственности за нарушение сан. норм

Санитарные правила – это не пустой звук. Лично я считаю, да и многие со мной согласятся, что соблюдение этих норм защищает наше здоровье от различных бактерий, вредных воздействий, исключает возникновение серьезных заболеваний.

Иногда люди совершают подобные нарушения по незнанию или по неосторожности, но есть и такие лица, которые нарушают закон умышлено, и в результате страдают люди. Виды ответственности могут быть разными.

У нас на предприятии к нескольким работникам была применена дисциплинарная ответственность, и им выписали строгий выговор, но никаких существенных последствий их деяние не имело, поэтому они отделались легким испугом.

При более серьезном нарушении и наказание будет намного строже. Давайте рассмотрим вопрос ответственности за санитарные правонарушения, их виды и меры наказания.

Сколько времени дается на уплату штрафа

Наиболее известным и распространенным показанием сегодня считается штраф. Именно к нему прибегают специалисты вышеуказанного органа, если нарушение не имеет слишком серьезных последствий. Вся подробная информация о сумме штрафа, подлежащего к уплате, и о периоде, в течение которого виновное лицо обязано его уплатить, должна присутствовать в выписанном постановлении.

Важно! Согласно КоАП РФ, штрафная сумма должна быть уплачена виновным лицом в течение шестидесяти суток с момента вступления постановления в законную силу. В отдельных ситуациях предусмотрена отсрочка платежа.

Если деньги по штрафу не поступили, то виновное лицо также может быть привлечено к ответственности, и размер штрафа будет удвоен. Когда у нарушителя нет возможности внести нужную сумму, его могут приговорить к выполнению обязательных работ или к аресту на 15 суток.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *