Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые категории прав в Казахстане на 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг и превышает чистую массу тягача (без нагрузки); транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, общей РММ автопоезда более 3.5 тонн.
Замена прав Украины на российские
Если лицо имеет водительское удостоверение, выданное в Украине, то его можно поменять на российское в течение любого срока. Главное условие в 2022 году — легальное пребывание в стране. Оно доказывается обладанием:
- визой либо миграционной картой;
- видом на жительство;
- разрешением на временное проживание.
В течение периодов, установленных каждым из этих документов, лицо может проживать в России и использовать удостоверение Украины. Если же заявитель сменил гражданство на российское, то длительность пользования лицензией на вождение не ограничена.
Таким образом, для смены иностранных прав на российские понадобится:
- Удостовериться, что ВУ соответствует международным нормам.
- Обратиться в любое МРЭО ГИБДД с необходимым пакетом документов. В качестве удостоверения личности используется копия вида на жительство, свидетельство о регистрации для временного проживания либо паспорт РФ.
- Дождаться назначенной даты экзамена и сдать его.
Категории водительских прав: расшифровка
Категория | Тип транспортного средства и условия |
---|---|
A | Мотоциклы
Требование к получению: возраст от 18 лет |
A1 | мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды: — максимальной скоростью более 50 км в час; — рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. сантиметров; — максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт. Требование к получению: возраст от 16 лет |
Нужно ли проходить курсы?
Если водитель уже окончил автошколу, даже зарубежную, то переподготовка не требуется. Однако вы должны сдать экзамен в ГИБДД. В России действуют свои правила дорожного движения, которые необходимо знать и строго соблюдать.
Однако граждане Казахстана, которые никогда не получали водительских прав, должны пройти курс обучения. Для этого достаточно выбрать учебное заведение, имеющее государственную лицензию. Стоимость уроков составляет от 15 000 до 40 000 рублей в зависимости от региона.
Самые высокие показатели наблюдаются в Москве, Санкт-Петербурге и северных регионах.
После обучения проводятся внутренние экзамены — теоретические и практические. Если стажеры успешно сдают эти экзамены, они могут сдавать экзамены в ГИБДД. Как правило, теоретический экзамен они могут сдать в дорожном департаменте, а экзамен по вождению — в школе, где они учатся.
В городе вы должны ездить с инспектором, который устанавливает маршрут.
Категории и подкатегории водительских прав в 2022 году
Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:
подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.
Согласно правилам, вы учитесь самостоятельно, а уж как – это решать вам. Наиболее распространённый вариант – платное обучение в частной автошколе, которое включает в себя теорию и практику. Цены варьируются в зависимости от региона.
Можно ли сдать на права без автошколы в Казахстане?
Заместитель министра внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев рассказал о нововведениях — У казахстанцев появится возможность сдать экзамен на получение водительских прав без прохождения обучения в автошколах, сообщил заместитель министра внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев. «Например, вы можете правила дорожного движения изучить у себя дома, затем сдать тесты.
- Практическая часть — во всех спецЦОНах есть специальные автомобили, которые оборудованы видеокамерами и специальной компьютерной техникой, фиксирующей ваши нарушения.
- Если вы без нарушений прошли, то на категорию «А» и «В» можете получить водительское удостоверение, не проходя обучение в специальных автошколах Это сейчас вводится, в апреле буквально мы это опубликуем», — сообщил Ерлан Тургумбаев на встрече с представителями СМИ в Астане, пишет ИА Новости-Казахстан.
Он также проинформировал, что в рамках законопроекта по вопросам дорожного движения, который находится на рассмотрении в мажилисе, прорабатывается вопрос по исключению из закона «О дорожном движении» нормы, обязывающей граждан после истечения срока действия водительского удостоверения сдавать теоретический экзамен на знание ПДД.
«МВД на сегодня также готово приступить к выдаче и замене водительского удостоверения вне зависимости от места регистрации гражданина в спецЦОНах Астаны, Алматы, Караганды, Костаная и Павлодара, где имеется доступ к республиканским учетам психо- и наркодиспансеров», — добавил замминистра внутренних дел.
Также Ерлан Тургумбаев рассказал, что сумму штрафов за нарушения правил дорожного движения снижать не планируется. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник.
Какие водительские удостоверения действуют в Казахстане?
- А, А1 – двухколёсные мотоциклы;
- В – автомобили с разрешённой максимальной массой не более 3 500 кг и числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышающим 8, способные по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч;
- ВЕ – автомобили с разрешённой максимальной массой не более 3 500 кг и числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 8, способные по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешённая максимальная масса состава транспортных средств превышает 3 500 кг;
- В1 – трициклы и квадроциклы;
- С, С1 – грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой свыше 3 500 кг;
- СЕ, С1Е – грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой свыше 3 500 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более одного метра, или полуприцепом;
- D – автобусы с вместимостью не менее 28 сидячих мест и длиной не менее семи метров;
- D1 – автобусы с вместимостью не более 28 сидячих мест и длиной не более семи метров;
- DE, D1E – сочленённые автобусы или автобусы с вместимостью не менее 28 сидячих мест и длиной не менее семи метров с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не менее тонны;
- Tm – трамваи;
- Tb – троллейбусы.
Водительские права могут быть выданы достигшим следующего возраста лицам:
- транспортными средствами подкатегории «AI» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами категорий «А», «В» и подкатегорий «B1», «C1» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами категорий «С» и подкатегории «D1» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее трех лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «С1», не менее одного года;
- транспортными средствами категорий «D», «Тm» и «Tb» — лицам, достигшим двадцатипятилетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «D1», не менее трех лет;
- составами транспортных средств категорий «BE», «СЕ», «DE» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «В», «С» или «D» в течение не менее двенадцати месяцев;
- составами транспортных средств подкатегорий «С1E», «D1E» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «С», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее двенадцати месяцев;
Так же национальное водительское удостоверение могут получит иностранные граждане и лица без гражданства имеющие регистрацию по постоянному месту жительства в Республике Казахстан.
Новый образец водительского удостоверения вступил в силу 03 марта 2015 года и имеет следующие виды категории:
- «А», «A1» — на двухколесных мотоциклах;
- «В» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч;
- «B1» — на трициклах либо квадроциклах;
- «С», «C1» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3 500 кг;
- «D» — на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м;
- «D1» — на автобусах, вместимость которых не более 28 сидячих мест и длина не более 7,0 м;
- «BE» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3 500 кг;
- «СЕ», «C1E» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3 500 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м, или полуприцепом;
- «DE», «D1E» — на сочлененных автобусах или автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1 000 кг.;
- «Tm» — на трамвае;
- «Tb» — на троллейбусе.
До сдачи экзамена будущим водителям в первую очередь необходимо пройти медицинский осмотр, и затем получить справку о состоянии здоровья формы 073-у. Для этого необходимо обратиться в медицинское учреждение (частное или государственное) или филиалы «НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», где предоставляют услуги медицинские работники.
Категории транспортных средств
После прохождения медосмотра можно приступать к сдаче экзамена. К экзамену допускаются лица, имеющие постоянную регистрацию по месту жительства или временную – не менее 6 месяцев.
Экзамен по теории проходит в виде теста на компьютерах. Он включает в себя 40 вопросов. Тестирование занимает 40 минут. На один вопрос выделяется всего минута.
По данным на январь 2021 года, в Казахстане с разрешением на постоянное жительство на учете состоят 141 622 иностранца, 7 049 человек без гражданства и 504 беженца.
Чтобы оформить новые права, следует подать заявку на портале «электронного правительства». Процесс получения удостоверения в этом случае будет очень простым. На портале нужно будет зарегистрироваться или войти в свой личный кабинет. После этого понадобится заполнить все обязательные поля и прикрепить фото и отсканированный образец подписи.
Практический экзамен оценивается по следующей системе: положительная оценка – «Сдал», отрицательная – «Не сдал».
В 2019 году в Казахстане отменили обязательное прохождение курсов в автошколах. Сегодня если у человека имеются необходимые навыки, он может сдать экзамен в СпецЦОНе. Если сдача окажется успешной, ему будут выданы водительские права.
В 2021 году утверждено пять основных групп:
- А – мототранспорт;
- В – легковые автомобили;
- С – грузовые авто;
- D – автомобильный транспорт для перевозки пассажиров;
- М – мопеды и прочие транспортные средства, имеющие небольшую мощность.
Любому человеку, который решил сесть за руль автомобиля, для начала необходимо изучить теорию и практику вождения. Правительство Казахстана ежегодно упрощает процедура оформления прав.
Медицинское освидетельствование и получение справки 073/у
Обязательным условием для получения прав в Казахстане является прохождение медицинского осмотра, по результатам которого вам будет выдана справка 073/у (ранее 083/у). Данный документ необходим для подтверждения физической способности управлять автомобилем и отсутствия отклонений, способных повлиять на адекватность управления транспортным средством.
Важно! Перед тем как идти в мед организацию за прохождением медосмотра, необходимо получить справки из наркологии и психиатрии.
Как получить услугу в медицинских организациях (необходимые документы):
- Документ, удостоверяющий личность (требуется для идентификации личности).
- Результаты медицинского осмотра, в соответствии с правилами проведения медицинского осмотра лиц, претендующих на получение права управления транспортными средствами.
- Документ, подтверждающий оплату за оказание государственной услуги.
Каких врачей необходимо пройти:
- Терапевт-профпатолог
- Невропатолог
- Хирург
- Отоларинголог
- Офтальмолог
- Флюорография
- Электрокардиография
- Клинический анализ крови с лейкоцитарной формулой (ОАК)
Кого обязали получить российское водительское удостоверение
В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что он принимается с целью обязать всех водителей, постоянно проживающих в России, заменить иностранные права на отечественные. Это касается трех категорий водителей.
- Граждан России, получивших права за границей.
- Новых граждан России, недавно получивших гражданство
- Иностранцев, получивших вид на жительство в России.
Исключение сделано для следующих групп.
- Граждан Республики Беларусь с национальными водительскими удостоверениями.
- Граждан России с водительскими удостоверениями Республики Беларусь.
- Сотрудников дипломатических миссий, аккредитованных при Министерстве иностранных дел России международных организаций и членов их семей — им российские права выдадут автоматически.
Пробный экзамен в автошколе
По окончании обучения слушатели сдают в родной автошколе пробный экзамен, состоящий из двух частей: теоретической и практической. По теории студентам предлагают ответить на 40 вопросов по пройденному курсу. Допустимое количество ошибок, которое предполагает успешную сдачу, равно 8.
Экзамен по вождению заключается в управлении машиной на полигоне (выполнение ряда упражнений) и на улице города. После успешной сдачи пробных экзаменов слушатель получает Свидетельство об окончании курсов и личную карточку, ему также возвращают форму 073/у.
Теперь у счастливого обладателя пакета документов есть право обратиться в автоЦОН и сдать экзамен на права категории «В». Свидетельство об окончании автошколы действительно в течение 2 лет, до получения водительского удостоверения. С момента, как Вы получите права, Свидетельство об окончании будет бессрочным. Эта норма вступила в действие с 2013 года.
С 2024 года в Казахстане вступают в силу ряд изменений и новаций, касающихся водительских прав. Нововведения направлены на повышение безопасности дорожного движения и улучшение качества дорог.
- Введение обязательной медицинской комиссии для всех водителей. Теперь перед получением и обновлением водительского удостоверения необходимо пройти осмотр и получить заключение врача о готовности к управлению транспортным средством.
- Ужесточение наказаний за нарушение ПДД. За серьезные нарушения, такие как превышение скорости, пересечение двойной сплошной линии или управление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, предусмотрены значительные штрафы и лишение водительских прав на длительный срок.
- Внедрение системы электронных штрафов. Теперь нарушения ПДД будут фиксироваться автоматически с помощью камер наблюдения, а водителям будет высылаться соответствующее уведомление с указанием суммы штрафа. Это позволит сократить число нарушений, а также улучшить прозрачность контроля за соблюдением правил дорожного движения.
- Введение обязательного обучения по безопасности дорожного движения для школьников. Все учащиеся старших классов будут проходить специальные уроки и тренинги, направленные на формирование правильных навыков и знаний о безопасности на дороге. Это поможет снизить число детских ДТП и произойдет смена поколений на более осознанных и ответственных водителей в будущем.
Такие изменения и новации в правилах дорожного движения направлены на создание более безопасной и дружественной среды для всех участников дорожного движения в Казахстане. Их цель — снижение числа ДТП и сохранение здоровья и жизни людей.
Изменения в системе штрафов
В 2024 году в Казахстане произойдут существенные изменения в системе штрафов для нарушений Правил дорожного движения. Эти изменения направлены на более жесткое наказание водителей и повышение безопасности на дорогах.
Одним из главных изменений будет увеличение размеров штрафов. За многие виды нарушений, которые раньше карались небольшими суммами, теперь предусмотрены более серьезные штрафы. Например, за превышение скорости на 20 и более километров в час в пределах населенного пункта водителя ожидает штраф в размере от 30 до 50 МРП (месячный расчетный показатель). За превышение скорости на 50 и более километров в час вне населенного пункта полагается штраф в размере от 70 до 100 МРП.
Также введены новые виды штрафов, которых ранее не существовало. Например, водителям, позволяющим себе управлять автомобилем в нетрезвом состоянии или в состоянии опьянения, теперь предусмотрена административная ответственность. За такое нарушение автомобилист может быть оштрафован на сумму от 100 до 200 МРП и лишен водительских прав на срок от полугода до двух лет.
Кроме того, взыскание штрафов будет производиться в более жесткой форме. В случае неуплаты штрафа в установленные сроки, сумма штрафа может быть возмещена взысканием судебных расходов, исполнительных сборов и дополнительных штрафов за просрочку. Также возможно наложение административного противоречия на автомобиль, что запретит его эксплуатацию до полного погашения задолженности.
Обращаем внимание, что новые правила водительских прав и системы штрафов вступают в силу с 1 января 2024 года. Водителям необходимо быть внимательными и соблюдать все нововведения для избежания штрафных санкций. Помните, что соблюдение Правил дорожного движения — это залог вашей безопасности и безопасности других участников дорожного движения.
Движение в жилых зонах
Предусматривается, что в жилой зоне пешеходы двигаются как по тротуарам, так и по проезжей части дороги. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако их движение не должно создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
Вместе с тем в жилой зоне запрещается:
- сквозное движение транспортных средств;
- движение транспортных средств вне проезжей части дороги;
- учебная езда;
- стоянка с работающим двигателем;
- стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3500 кг, автобусов вне специально выделенных и обозначенных знаками или разметкой мест;
- подавать звуковой сигнал, включать громкую музыку;
- стоянка на тротуарах, газонах, детских и спортивных площадках.
Увеличение размера штрафов
В 2024 году в Казахстане ожидается увеличение размера штрафов за нарушения Правил дорожного движения. Данная мера принимается с целью повышения дисциплины на дорогах и снижения количества нарушений.
Изменения в размере штрафов могут затронуть различные категории нарушений, включая превышение скорости, проезд на красный свет, невыполнение требований к детской перевозке и другие.
Например, за превышение скорости на определенное количество километров в час в пределах установленных ограничений водителям может быть наложен штраф в размере от 10 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в зависимости от степени превышения скорости.
Для сравнения, в настоящее время штраф за превышение скорости составляет от 5 до 20 МРОТ. Таким образом, увеличение размера финансовой санкции позволит сделать этот вид нарушения более значимым и, возможно, уменьшить его количество.
Конкретные изменения в размере штрафов будут установлены государственными органами и вступят в силу согласно законодательству Казахстана.
Важно отметить, что размер штрафов является одним из механизмов воздействия на водителей, однако наряду с ним необходимо также проводить различные меры по образовательной работе и повышению осведомленности автолюбителей о правилах дорожного движения.
Таким образом, увеличение размера штрафов в 2024 году будет одним из важных изменений для автолюбителей в Казахстане, что поможет улучшить безопасность на дорогах и снизить количество нарушений ПДД.
Штрафы за нарушения ПДД
Согласно последним изменениям ПДД в РК 2024 года, суммы штрафов за нарушения Правил Дорожного Движения (ПДД) были пересмотрены и увеличены. Теперь автолюбителей ожидают более строгие наказания за нарушения на дорогах.
Основные изменения включают следующие нарушения и соответствующие штрафы:
- Превышение скорости: за превышение разрешенной скорости на 20-40 км/ч – штраф до 20 МРП (месячный расчетный параметр), за превышение на 40-60 км/ч – штраф до 40 МРП, а за превышение на 60 км/ч и более – лишение прав на 6 месяцев и штраф до 120 МРП.
- Пересечение сплошной линии разметки: за нарушение правил пересечения сплошной линии разметки вне населенного пункта – штраф до 40 МРП, а в населенном пункте – штраф до 20 МРП.
- Неправильное обгон: за нарушение правил обгона, таких как обгон в зоне запрещения, на нерегулируемом перекрестке или на подъезде к пешеходному переходу, предусматривается штраф до 40 МРП.
- Нарушение правил остановки и стоянки: за стоянку в зоне ограниченной видимости, на пешеходном переходе или тротуаре, штраф может составлять до 30 МРП.
Кроме того, пользуясь мобильным телефоном во время вождения без использования hands-free также является нарушением ПДД и может повлечь за собой штраф в размере до 10 МРП.
Важно отметить, что данные штрафы являются максимальными, и их размер может быть изменен в зависимости от ряда факторов, таких как степень вины, уровень опасности нарушения, наличие повреждений или пострадавших и т.д.
Ознакомьтесь с пересмотренными штрафами и будьте внимательны на дорогах, соблюдайте Правила Дорожного Движения и безопасность свою и других участников движения.
Категории водительских прав
В Республике Казахстан действует разделение прав на управление транспортными средствами на 5 категорий:
- категория «А» — мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
- категория «В» — автомобили, полная масса которых не превышает 3500 кг и предусмотрено число пассажиров не более 8;
- категория «С» — грузовые автомобили, полная масса которых превышает 3500 кг;
- категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя;
- категория «Е» — составы транспортных средств с тягачом, другими словами грузовые автомобили с прицепом.
Водителю трамвая разрешается управлять только трамваем, водителю троллейбуса — только троллейбусом.
К автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров, относятся автобусы всех классов и автофургоны, переоборудованные для перевозки людей и изготовленные в условиях заводов изготовителей в серийном порядке, соответствующей вместимости, а также оборудованные грузовые автомобили, имеющие более восьми мест для сидения, помимо сидения водителя.
Водителям транспортных средств категорий «В», «С» или «Д» предоставляется право на управление ими также и при наличии прицепа, полная масса которого не превышает 750 кг. Для управления транспортными средствами категорий «С» и «Д» с прицепами, полная масса которых более 750 кг, а также сочлененными автобусами, троллейбусами водитель должен иметь в водительском удостоверении разрешающую отметку и в категории «Е».
Требования к участникам дорожного движения
Водитель автотранспортного средства, участвующий в дорожном движении (ДД) на территории Казахстана, обязан соблюдать предъявляемые к нему требования, в числе которых:
- знание и соблюдение ПДД, а также положений Закона о внесении изменений в ПДД;
- строгое соблюдение требований сигналов регулировщика и светофоров, дорожной разметки и знаков, используемых для регулирования ДД, световой и звуковой сигнализации, которая применяется в ходе дорожных работ, а также звуковых и световых сигналов автотранспорта специальных и оперативных служб;
- участник движения не должен своим поведением причинять вреда остальным водителям, а также их транспортным средствам, обязан обеспечивать безопасность ДД;
- содействовать поддержанию в надлежащем состоянии дорожного покрытия, знаков, светофоров и других технических средств регулировки ДД.