Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создание, регистрация и ликвидация предприятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы вся процедура прошла совершенно честно без ущемления чьих-либо интересов, а также для соответствия всем требованиям, учредители общества назначают ответственное юридическое лицо. Это может быть один из работников фирмы или наёмный сотрудник. Как правило, выбирают второй вариант, поскольку эти люди обладают достаточными знаниями для проведения ликвидационной деятельности, а также соблюдают полную субъективность. Он работает в содружестве с комиссией. Основная его задача в том, чтобы распоряжаться всей собственностью юрлица, но при этом не владеть ей. То есть, как многие переживают, продать или доверить кому-либо недвижимость, активы, ликвидатор не может.
Причины для ликвидации
Все их можно разделить на добровольные и принудительные. К первым следует отнести:
- Отсутствие достаточной прибыли. Бизнес попросту становится нерентабельным.
- Баланс фирмы выходит в ноль. Но при этом компанию не освобождают от налогов, заработных плат работникам и прочих обязательных выплат.
- Проблемы личного или рабочего характера между двумя или более учредителями, разногласия.
- Новшества, которые несовместимы с текущей формой деятельности, реорганизация предприятия.
- Просто нет желания заниматься тем же делом.
- Истечение периода действия лицензии или аренды помещения, оборудования.
Важный нюанс: все учредители должны добровольно согласиться на закрытие бизнеса, вне зависимости от того, что стало побуждением к этому.
Единственной возможностью принудительно ликвидировать ООО является решение суда. Причинами для ликвидации могут стать:
- Нарушение закона либо при ведении каких-либо операций, либо при открытии дела.
- Отсутствие лицензии, сертификатов, которые позволяют определенный вид деятельности.
- Дело, инициированное налоговой службой, на основании отказа от выплаты налогов и сведения отчетности.
Способы ликвидации ООО
Выделим 4 основные возможности, каждая из них обладает своими достоинствами и недостатками:
- Банкротство. Это идеальный вариант для тех, кто имеет множество долгов перед государственными органами и кредиторами. Процедура может занимать от 6 месяцев до года, в зависимости от того, какие будут действия — продажа имущества с аукциона и пр. Основным недостатком данной методики, по мнению многих участников ООО, является дороговизна. На услуги финансового управляющего, публикации и прочие издержки уйдет порядка 250 тысяч рублей. К тому же всегда остается возможность, что юридическое лицо приведут к субсидиарной ответственности.
- Сама ликвидация. Это достаточно долгая процедура со множеством этапов, но отличный вариант именно для тех, кто был ответственным руководителем, хорошо вел отчетность, платил все налоги, а еще лучше — не имеет долгов. Основной минус, в отличе от банкротства, это то, что в обязательном порядке будет проводиться выездная налоговая проверка. Но на практике налоговики иногда не выезжают к небольшим компаниям, поскольку они сильно загружены.
- Альтернативная ликвидация. Фирма прекращает работать только формально, на бумаге. Считается, что таким способом можно избежать тщательного анализа бухгалтерии от ФНС. В процессе участвуют подставные лица, номинальные директора. Им, кстати, придется заплатить приличную сумму. Но на самом деле большинство таких противозаконных уловок заканчивается трагично и с печальными последствиями.
- Просто бросить все дела. В теории можно добиться своего. Через 2 года налоговая служба подаст прошение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ, видя нулевые балансы. Но это возможно только при полном отсутствии долгов. Если есть материальная ответственность перед кредиторами и контрагентами, то они могут или инициировать процедуру банкротства с распродажей всего имущества, или призвать юридическое лицо к субсидиарной ответственности, что еще сложнее. Данная процедура (ее преимущество в том, что она полностью бесплатна) подойдет только для тех бизнесменов, которые больше не хотят в будущем оформлять предприятие на свое имя.
Таким образом, из всех легальных и незаконных способов лучше всего подходят первые два.
Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
Порядок государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представлен в ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Причины прекращения деятельности индивидуальными предпринимателями:
- убыточность деятельности или невысокая прибыльность;
- расширение бизнеса, необходимость иной формы деятельности, например общества с ограниченной ответственностью (ООО);
- прекращение действия документов на право осуществления коммерческой деятельности физическим лицом;
- смерть физического лица или его переезд за пределы Российской Федерации с потерей гражданства и др.
Порядок создания и упразднения
Реорганизация может проводиться по личной инициативе или принудительно. Принудительное упразднение реализуется по решению суда или уполномоченных государственных органов. Порядок создания реорганизации начинается с собрания, на котором принимается решение о реорганизации, утверждает передаточный акт, определяется разделительный баланс, при необходимости устанавливается порядок передачи прав.
Реорганизация предприятия включает в себя пять различных способов, кратко их можно описать так:
- объединение двух, трех, четырех юридических лиц в одно. Все организации, которые входят с состав новой, считаются прекратившими существование, а новая становится правопреемником всех вошедших в ее число компаний;
- одна или несколько компаний включаются в состав другой организации, которая становится правопреемником и владельцем активов присоединенных организаций. Присоединенные организации прекращают существование;
- из одного юридического лица выделяется два или более. Правопреемником могут стать все организации, а может только одна — это оговаривается в договоре о реорганизации. Причем разделенная компания перестает существовать;
- единственный вид реорганизации, при котором не происходит прекращения существования организации. Из одного юридического лица выделяется еще одно или более, причем каждое из них продолжает существовать;
- вместо одного юридического лица появляется другое, старое прекращает свое существование, а новое становится его правопреемником. Количественных изменений не происходит.
Что предусматривает экономика компании?
Нередко отсутствие грамотного юридического сопровождения приводит к тому, что экономика компании находится в плачевном состоянии, а сама фирма становится неплатежеспособной. В таком случае единственным выходом может оказаться банкротство предприятия.
Согласно российскому законодательству, банкротство равнозначно понятию несостоятельность. Несостоятельность же плотно связана с неплатежеспособностью — невозможностью расплачиваться по платежным обязательствам в течение трех или более месяцев с момента, когда данные обязательства должны были быть исполнены. Арбитражный суд назначает специальную комиссию и арбитражного управляющего компанией, который решает, можно ли провести антикризисное управление, или начинает процедуру банкротства.
В процессе банкротства имущество компании продается, чтобы вырученные средства могли быть использованы для выплаты кредитных задолженностей и платежных обязательств. Сначала выплачиваются обязательные платежи, например, заработная плата сотрудников, затем — все прочие. Завершающий этап банкротства компании заключается в прекращении коммерческой деятельности, исключении предприятия из ЕГРЮЛ, аннулировании сертификатов, лицензий и другой документации.
Создание юридического лица
В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет три способа образования юридических лиц.
1. Распорядительный способ. Предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления. Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. В настоящее время в таком порядке образуются воинские части, суды, органы внутренних дел, правительства и министерства субъектов РФ и др.
Что такое реорганизация
Фактически, это преобразование предприятия в новое, которое становится правопреемником, то есть принимает все права и обязанности старой компании. В ходе процедуры меняется организационно-правовая форма организации или создается новая компания.
Иногда реорганизацию путают с ликвидацией. Сходства действительно есть: после завершения реорганизации юридическое лицо исключают из Государственного Реестра, как при ликвидации. Но если компания ликвидируется, то она полностью прекращает работу. А при реорганизации на базе старой компании появляется новая или организация меняет профиль.
Реорганизация бывает добровольной и принудительной. В первом случае решение о проведении процедуры принимает руководство. Во втором – надзорные органы, например суд. Часто требования о реорганизации предъявляют крупным компаниям, которые нарушают закон о конкуренции.
В период перехода экономики к рыночной системе появляется потребность в переосмыслении форм и методов ведения экономики предприятия. При этом возникает множество вопросов и проблем, требующих решения: как создавать новую компанию или фирму, как должна работать экономика предприятия, от чего зависит эффективность ее ведения, что следует предпринимать для большей результативности деятельности предприятия.
Решение этих вопросы происходит на основе метода проб и ошибок, что в настоящих условиях дорого обходится не только предприятию, но и обществу в целом. Основной причиной этого является неумение и незнание руководителями предприятий форм и методов работы в условиях рыночной системы хозяйствования. В экономически развитых странах имеется большой опыт решения подобных вопросов. Однако он не всегда может быть применен в Российской Федерации. Необходима его адаптация с учетом традиций и менталитета российских предпринимателей.
Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Ликвидация юридического лица, так же как и его возникновение, ведет к серьезным правовым последствиям, ибо при ликвидации организации исчезает субъект права. Поэтому общество не может мириться с бесконтрольным появлением и исчезновением юридических лиц, и государство не только вправе, но обязано осуществлять такой контроль с помощью различных правовых механизмов, в том числе с помощью гражданского законодательства.
Порядок создания и прекращения деятельности предприятий, а также проблемы, возникающие при этом весьма актуальны для современной российской действительности. Данная курсовая работа представляет собой попытку раскрыть эти аспекты деятельности предприятий.
В первой главе рассматриваются
Для того чтобы раскрыть тему, необходимо сначала дать определение объекту изучения данной курсовой работы – предприятию.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли1.
Из определения следует, что предприятия становятся основной ячейкой, где происходит рыночная трансформация экономики. Именно в этом заключены суть и характер изменений и развития экономической системы в целом.
Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства2.
Административная и
Основными характерными чертами предприятия являются производственно-техни еское единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.
Гражданский Кодекс РФ рассматривает предприятие как единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для
В качестве предприятия может выступать и имущественный комплекс, принадлежащий индивидуальному
Реорганизация юридических лиц
В процессе хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость в изменении выбранной ранее организационно-правовой формы предприятия либо в проведении иных преобразований, затрагивающих объем правоспособности субъекта и влияющих на его взаимоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности.
Такое изменение осуществляется путем реорганизации, т. е. изменения правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обязанностей изменяется либо переходит к другим лицам (правопреемникам).
Реорганизация может проходить добровольно, т. е. на основании решения органов управления, и принудительно, т. е. по решению уполномоченного государственного органа (например, антимонопольного) или по решению суда.
Законодательство предусматривает пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. Все ранее действующие организации прекращают свое существование. Вновь созданная организация становится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц.
Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Присоединяющее юридическое лицо увеличивает свои активы за счет имущества присоединяемого и становится его право пр еемником.
Разделение предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятельность разделяемой организации прекращается. Вопрос о правопреемстве в данном случае решается на основании договора между вновь созданными лицами. Как правило, правопреемником становится одна из созданных организаций.
Выделение — единственный способ реорганизации, при котором не происходит прекращения ранее существовавшего субъекта. Образуется еще одно юридическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон.
При преобразовании ранее существовавшая организация прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-правовой форме.
Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. На регистрацию в зависимости от способа реорганизации представляется передаточный акт или разделительный баланс. Этот документ должен быть утвержден учредителями юридического лица либо органом, принявшим решение о реорганизации. Кроме того, в нем должны содержаться сведения о правопреемнике по всем обязательствам реорганизованного лица.
Ликвидация юридических лиц Ликвидация — такой способ прекращения юридического лица, при котором правопреемство не возникает. Ликвидация также может производиться в добровольном и принудительном порядке. Гражданское законодательство содержит примерный перечень оснований ликвидации юридических лиц. К ним относятся: истечение срока, на который создавалась организация; достижение целей, поставленных в учредительных документах; признание недействительной регистрации юридического лица.
Принудительная ликвидация осуществляется в судебном порядке по требованию уполномоченных государственных органов, на основании нарушения положений учредительных документов, осуществления деятельности без лицензии, грубого нарушения законодательства, несостоятельности (банкротства) юридического лица и т. п.
Порядок реорганизации и ликвидации юридического лица
Деятельность предприятия прекращается с момента его реорганизации или ликвидации.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Различают несколько форм реорганизации:
• Выделение по решению его учредителей, либо органа юридического уполномоченного на том учредительными документами.
В некоторых случаях, предусмотренных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава других юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, либо по решению суда. (например, в случае борьбы с монополиями) – антимонопольный комитет.
• Преобразование – это изменение организационно-правовой формы предприятия. Права и обязанности реорганизованного юридического лица (право приемства) переходит к новому лицу на основании передаточного акта.
• Слияние предприятий приводит к образованию нового предприятия, т.е. юридического лица, также на основании передаточного акта.
• При присоединении одного юридического лица к другому права и обязанности присоединенного предприятия переходят к последнему на основании передаточного акта. Первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи о прекращении деятельности присоединенного лица.
• Выделение – это выход из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, к которым права и обязанности переходят в соответствии с разделительным балансом (без прекращения последнего).
• Разделение юридического лица происходит также на основании разделительного баланса. В соответствии с ним права и обязанности реорганизуемого предприятия переходят к вновь возникшим юридическим лицам (при этом реорганизуемое предприятие прекращает свою деятельность).
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о праве приемствия по всем обязательствам реорганизации юридического лица по отношению всех должников и кредиторов.
Ликвидация юридического лица, в отличие от реорганизации, влечет за собой прекращение его прав и обязанностей юридического лица без перехода к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно и в обычном порядке.
Принудительно по решению суда предприятие ликвидируется в следующих случаях:
• При осуществлении деятельности без лицензии;
• При осуществлении деятельности, запрещенной законом;
• При неоднократном и грубом нарушении закона и других правовых актов;
• Вследствие признания его несостоятельным (т.е., банкротом).
В обычном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано в связи со следующими причинами:
• В связи с истечением срока, на который оно создавалось;
• В связи с достижением цели создания;
•В случае признания судом недействительной его регистрации.
Обязанности по проведению процедуры ликвидации юридического лица возлагаются на его учредителей, либо орган, уполномоченный на том учредительными документами.
Решение о ликвидации предприятия незамедлительно доводится до регистрирующего органа, по согласованию с которым назначается ликвидационная комиссия.
Процедура ликвидации юридического лица проводится в следующем порядке ликвидационной комиссией:
1 этап: в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, помещается информация о ликвидации, порядке и сроках подачи требований кредиторам (не менее 2х месяцев).
2 этап: по окончании этого срока составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечень требований кредиторов, а также результаты их рассмотрения.
3 этап: удовлетворение требований кредиторов в порядке, предусмотренном законодательством в соответствии с промежуточным ликвидационном балансом.
Порядок удовлетворения требований кредиторов:
В первую очередь удовлетворяются требования граждан за причиненный вред их жизни или здоровью.
Во вторую очередь производятся выплаты (расчеты по выплате) выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, расчеты по выплате вознаграждений авторам по результатам интеллектуальной деятельности.
Порядок создания и ликвидации предприятий
МОДУЛЬ 1.3. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Создание нового предприятия начинается с принятия соответствующего решения. Решение о создании предприятия принимает владелец капитала.
Если капитал одного лица недостаточен, осуществляется поиск партнеров по бизнесу.
С момента принятия решения о создании предприятия возникает необходимость выполнения ряда условий, определяемых законодательством.
Первым шагом является собрание учредителей, на котором определяется круг юридических и физических лиц, входящих в их состав. Собрание учредителей утверждает устав предприятия, где указывается наименование, юридический адрес предприятия, определяется организационно-правовая форма, основные цели деятельности, указывается величина уставного капитала, права и обязанности учредителей, структура фирмы и порядок управления ее деятельностью, порядок ликвидации.
Создание юридического лица
Юридические лица создаются по воле их учредителей (одного или нескольких), однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания.
Способы создания юридических лиц:
- Явочно-нормативный способ – учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации юридического лица при отсутствии каких-либо нарушений.
- Разрешительный способ – учредители должны получить предварительное разрешение от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица
Особенности финансов унитарных предприятий
Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.
Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.
Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.
Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.
Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.
Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.
Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.
По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.
Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:
- — внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
- — развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
- — строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
- — проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.
Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.
Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.
Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.