Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прохождение испытания на госслужбе с 2020 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прямую оценку профессиональных качеств служащего дает его непосредственный руководитель. Это оформляется в виде заключения. Решение о возможности присвоения служащему классного чина, а также оценку его профессиональных и деловых качеств дает специальная комиссия. Она создается из действующих гражданских служащих, которые имеют достаточный опыт и знания в области. При прохождении аттестации госслужащий должен ответить на определенный перечень вопросов, касающихся государственной службы.
Непосредственный руководитель либо его заместитель не позднее чем за 14 рабочих дней до окончания срока испытания готовит отзыв (проект отзыва) о результатах испытания гражданского служащего и не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока испытания передает этот документ в кадровую службу. Форма такого отзыва установлена приложением 2 к Методике.
В отзыве дается оценка соответствия служащего замещаемой должности гражданской службы, делается вывод о результате испытания и отражаются замечания непосредственного руководителя по подготовленным служащим проектам документов.
К отзыву прилагается таблица (если в рамках электронного делопроизводства не используется система автоматического учета поручений). А если в период испытания в отношении служащего осуществлялось наставничество, к отзыву также прилагается отзыв о результатах наставничества.
Таблица содержит следующие графы:
Дата (период) выполнения поручения |
Основные поручения |
Отметка о выполнении (выполнено, выполнено с замечаниями, не выполнено – указать нужное) |
Комментарии (при наличии) непосредственного руководителя |
В перечисленных ниже случаях испытательный срок не может быть назначен:
- для госслужащих, которым на законодательном уровне дана гарантия сохранения рабочего места (матери, на попечении которых имеется ребенок до полутора лет, беременные);
- новоприбывшие с соответствующими условиям работы квалификацией и опытом, которые получили место благодаря сокращению предыдущей должности;
- лица, окончившие среднее специальное или высшее учебное заведение по подготовке к государственной службе;
- служащие, претендующие на временное замещение руководящей или второстепенной должности.
В перечисленных ниже случаях испытательный срок не может быть назначен:
- для госслужащих, которым на законодательном уровне дана гарантия сохранения рабочего места (матери, на попечении которых имеется ребенок до полутора лет, беременные);
- новоприбывшие с соответствующими условиям работы квалификацией и опытом, которые получили место благодаря сокращению предыдущей должности;
- лица, окончившие среднее специальное или высшее учебное заведение по подготовке к государственной службе;
- служащие, претендующие на временное замещение руководящей или второстепенной должности.
Законодательные акты по теме
В таблице рассмотрены законодательные акты по теме:
ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ |
Об испытательном сроке на государственной службе |
ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ |
Причины, по которым служащий может быть признан негодным к несению госслужбы на занимаемой должности |
Испытательный срок на госслужбе не устанавливается для следующей категории граждан:
- Для беременных женщин;
- Для граждан окончивших учебные заведения и впервые поступающих на госслужбу в соответствии с договором об обязательном трудоустройстве;
- Для должностей «руководители» и «помощники», которые принимаются на службу на определенный срок;
- Для служащих, переведенных с одной должности на другую, в связи с сокращением штата;
Чуть менее чем полгода назад при трудоустройстве прошла по конкурсу на замещение должности главного специалиста на госслужбу в Спб. Была назначена приказом.
Мне назначили испытательный срок в полгода с присвоения классного чина по его успешном окончании. Тогда я не придала этому значения. Но сегодня вынуждена озадачиться этим вопросом.
В 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Для работников, впервые поступающих на государственную гражданскую службу, будут назначать испытательный срок от одного месяца до одного года.
Длительность испытания будет зависеть от должности, на которую претендует соискатель.
Испытательный срок смогут устанавливать представители нанимателя в случае, если кандидата выбирают на позиции, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом или Правительством РФ.
Ошибки представителя нанимателя при увольнении служащего
При увольнении в связи с изменением существенных условий служебного контракта работодатели допускают немало ошибок. На примере судебных решений рассмотрим основные из них.
Несоблюдение процедуры увольнения, в частности не предлагается иная должность гражданской службы, отсутствует письменный отказ служащего от замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
И. состоял на государственной гражданской службе в Баренцево-Балтийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, на должности старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов. Приказом руководителя И. освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ в связи с несогласием на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
Суд установил, что приказом руководителя был изменен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы с 90% до 60%. И. с приказом был ознакомлен и подписал дополнительное соглашение, которым оформлено изменение условий служебного контракта в части размера ежемесячной надбавки, выразив несогласие с указанными документами.
При этом от замещения должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта И. письменно не отказался. После подписания приказа и дополнительного соглашения И. продолжал нести службу до момента его увольнения более пяти месяцев.
Представитель нанимателя указывал: до принятия решения об увольнении И. у него фактически имелся отказ И. от предложенной должности, так как он отказался подписывать дополнительное соглашение, о чем составили акт, в котором были отражены устно высказанные И. мотивы отказа от подписания дополнительного соглашения. Кроме этого, представитель нанимателя для увольнения неправильно применил п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ – увольнение в иных случаях, предусмотренных Законом № 79‑ФЗ и другими федеральными законами, поскольку считал, что увольнение И. происходило по инициативе представителя нанимателя и по основаниям п. 3 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ, в связи с тем, что отсутствовал письменный отказ И. от замещения должности гражданской службы.
Но суд признал увольнение И. по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ незаконным и вот почему. В первую очередь, представитель нанимателя не располагал отказом И. от замещения должности гражданской службы в связи с изменениями существенных условий контракта, поэтому оснований для освобождения И. от замещаемой им должности и увольнения по ст. 29 Закона № 79‑ФЗ не было. Само по себе несогласие с причинами изменения существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя не означает несогласие на замещение должности на измененных условиях, его нельзя признать таковым.
Кроме того, ответчиком не соблюдены положения ч. 4 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ: не предложена И. иная должность гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и не получен письменный отказ от предложенной для замещения должности, дающий основание к увольнению гражданского служащего на основании ст. 29 Закона № 79‑ФЗ по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ.
При этом наличие вакансий на дату увольнения истца судом установлено. В результате приказ об увольнении отменили, а И. восстановили на работе. Кассационной коллегией данное решение было оставлено без изменения (Кассационное определение Мурманского областного суда от 15.02.2012 по делу № 33‑411‑2012).
Предположим, что представитель нанимателя все действия, необходимые для увольнения, произвел: направил уведомление, предложил другую должность, получил отказ… но нарушил сроки, установленные ст. 29 Закона № 79‑ФЗ, в частности двухмесячный срок уведомления. В этом случае последствия для служащего могут быть другими, возможно, восстанавливать на службе его не потребуется.
Г. работала в МИФНС, но из‑за реорганизации, которая послужила причиной изменения существенного условия служебного контракта (наименования должности), и отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с этим изменением была уволена по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ. Г. посчитала увольнение незаконным и обратилась в суд, требуя восстановить ее на работе в прежней должности и выдать ей заработную плату за время вынужденного прогула.
В результате рассмотрения обстоятельств дела суд установил, что увольнение произведено на законных основаниях, но нарушен срок уведомления Г. об изменении существенных условий контракта – уведомление сделано менее чем за два месяца. В итоге суд возложил на МИФНС обязанность изменить дату увольнения Г. и выплатить ей заработок за это время (Определение Свердловского областного суда от 07.06.2012 по делу № 33-6618/2012).
При изменении существенных условий служебного контракта изменяются и должностные обязанности.
Р. был назначен на должность государственной гражданской службы, а именно должность начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Курагинском районе (далее – Управление) – главного государственного санитарного врача по Курагинскому району.
Управление послало истцу уведомление о том, что его должность будет упразднена, и при этом предложило должность главного специалиста-эксперта в Минусинске. Основанием для направления указанного уведомления послужили производимые организационно-штатные мероприятия. Р. от предложенной должности отказался, после чего был уволен по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ.
Исковые требования о признании приказа незаконным были судом удовлетворены, поскольку согласно должностным регламентам должность начальника территориального отдела отнесена к группе должностей государственной гражданской службы категории «руководители», должностные обязанности которых связаны с организационно-распорядительными полномочиями, полномочиями по контролю за деятельностью отдела и его служащих, а должность «главный специалист-эксперт» отнесена к категории «специалисты», должностные обязанности которых связаны с непосредственным контролем за исполнением требований санитарно-эпидемиологического законодательства юридическими и физическими лицами при проведении соответствующих проверок.
Таким образом, при предложении Р. должности главного специалиста-эксперта работодатель в одностороннем порядке принял решение не только об изменении существенных условий служебного контракта, но и об изменении должностных обязанностей, что является нарушением требований ст. 29 Закона № 79‑ФЗ.
Кроме этого, из штатных расписаний Управления следовало, что было произведено фактическое сокращение должности начальника Управления. С решением суда в данной части апелляционная инстанция согласилась (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 01.09.2014 по делу № 33‑8498, А-9).
Подмена основанием увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ других оснований увольнения.
В каких случаях заключается срочный служебный контракт
Срочный контракт на термин от одного до пяти лет заключается в случаях замещения отдельных должностей государственной гражданской службы по следующим направлениям:
- категории «руководители», «помощники (советники)»;
- на период отсутствия государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность;
- после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы;
- в дипломатических представительствах, консульских учреждениях РФ, находящихся за пределами России;
- в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач, функций;
- на период временного отсутствия государственного гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
- замещение должности, по которой ч. 14 ст. 50 Закона № 79-ФЗ установлен особый порядок оплаты труда;
- другие случаи, предусмотренные Законом № 79-ФЗ, другими нормативными актами.
С государственным гражданским служащим по достижению им 60-ти лет перезаключается срочный служебный контракт на 5 лет. Граничный возраст в данном случае составляет 70 лет.
Как оформить продление срочного контракта?
Порядок продления срочного служебного контракта несколько отличается от порядка продления срока трудового договора. Так, если в соответствии с трудовым законодательством сначала оформляется письменное соглашение к трудовому договору, а на основании соглашения издается приказ, то на госслужбе сначала решение принимает представитель нанимателя и только потом заключается соглашение или новый срочный служебный контракт. При этом, если представитель нанимателя желает продлить контракт со служащим, нужно запросить согласие самого служащего – направить ему уведомление. (Отметим, что ч. 1 ст. 35 Закона № 79-ФЗ предусмотрена обязанность представителя нанимателя уведомить гражданского служащего об окончании срока действия служебного контракта не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее.)
В том же уведомлении можно предложить служащему продлить контракт на следующий срок. Приведем примерный образец.
Изменение условий прохождения государственной службы и служебного контракта. В силу ст. 30 Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя вправе: Закон N 79ФЗ не предусматривает гарантий гражданским служащим, переведенным по состоянию здоровья на нижеоплачиваемую гражданскую должность.
В связи с этим к таким служащим должны применяться правила ст. 182 Трудового Кодекса Российской Федерации.
О конфликте интересов на госслужбе. Решение комиссии должно быть получено руководителем учреждения, а затем и гражданским служащим в письменной форме, и приобщено к личному делу служащего, поскольку это напрямую связано с представлением впоследствии декларации о доходах за отчетный период.
При этом в трудовом договоре обязательно делается ссылка на наличие испытательного .
В то время пока госслужащий будет выдерживать испытательный срок он должен изучить и в полном объеме обладать навыками и знаниями, которые ему необходимы для исполнения государственных задач . Article is devoted the analysis of legal regulation of public service, from the point of view of social protection of civil servants. Вопрос: Я впервые поступаю на государственную гражданскую службу.
В отделе кадров мне сказали, что я буду принят на работу с условием об испытательном сроке. Правомерны ли такие действия? Отвечает помощник Курчатовского межрайонного прокурора Красникова А.В.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 509-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон
. В Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79 — ФЗ
внесены изменения, касающиеся установления срока для граждан, поступающих на гражданскую службу.
Ранее предусматривалось, что испытание гражданского служащего может быть установлено на срок от трех месяцев до одного года. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ Согласно ст.28 Трудового кодекса РБ (далее — ТК) с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе трудовой договор может быть заключен с условием предварительного испытания.
Предварительное испытание при приеме на работу не является обязательным условием трудового договора, без которого трудовой договор не может быть действительным. Испытательный срок для госслужащего и муниципального служащего, избранного по конкурсу Статья: Конкурс на замещение вакантной должности как основание заключения трудового договора с госслужащими (Давыдова Е.В.) (
, 2012, N 3) Нужно ли устанавливать испытательный срок государственному гражданскому или муниципальному служащему, заключившему трудовой договор (контракт) в результате избрания по конкурсу?
- Граждане, которые получили средне-специальное образование в рамках программы подготовки госслужащих или высшее
- Служащие, которые были назначены на новую должность в связи с сокращением предыдущей, при условии соответствия его квалификации и опыта работы новой должности.
- Для всех служащих, которым гарантировано законодательством сохранность рабочего места (например, беременные женщины или женщинам, имеющими детей до 1,5 года).
- Лица, заступающие на позиции «руководитель» и «помощник» временно.
Испытательный срок на госслужбе: увольнение на испытательном сроке с госслужбы
В данной статье мы рассмотрим испытательный срок на госслужбе. Узнаем, в каких случаях устанавливается испытательный срок. Разберемся, когда не устанавливается испытательный срок. Поговорим о типичных ошибках.
В большинстве случаев назначение на госслужбу происходит на основании прохождения конкурса, однако его итоги не гарантируют претенденту на должность принятие его на службу. По завершении отбора кандидат должен также успешно пройти испытательный срок, а затем – аттестацию. За экзаменом последует повышение квалификации и переподготовка.
Во время проверки новоприбывшего может выясниться, что кандидат не удовлетворяет каким-либо требованиям или не обладает достаточными профессиональными навыками для того, чтобы занять желаемую должность. В таком случае он будет уволен с госслужбы. Госслужащий может также принять самостоятельное решение уволиться еще до окончания испытаний.
При поступлении на госслужбу с гражданином заключают контракт.
В тексте самого контракта и в акте о назначении его на какую-либо должность прописывается пункт об обязательном прохождении испытательного срока, в ходе которого будет определено соответствие занимаемой должности.
Испытательный срок и прием на работу
Испытательный срок – это период времени, когда работодатель оценивает сотрудника, как пригодного для дальнейшей работы. Какова продолжительность испытательного срока? На кого испытательный срок не распространяется? Какие могут быть причины продления испытательного срока?
Каждый работодатель перед тем, как начинать с сотрудником трудовые отношения, имеет право установить испытательный срок. Статья 70 устанавливает, что испытательный срок не может быть больше чем 3 месяца, но для отдельных лиц это значение может меняться. Например, для руководителей, их заместителей, для главных бухгалтеров, для различного рода руководителей – срок может устанавливаться до 6-ти месяцев.
Для сотрудников, которые заключают трудовой договор на срок от 2-х до 6-ти месяцев – испытательный срок не может превышать 2-х недель. Для госслужащих, испытательный срок может устанавливаться на срок до 1 года. А если работник с работодателем заключают трудовой договор на срок, не превышающий 2 месяца, то испытательный срок отсутствует.
Если в трудовом договоре не указано, что сотрудник должен пройти испытательный срок – значит, испытательный срок отсутствует. Если трудовой договор не заключен, а стороны договорились о сотрудничестве в устной форме, то соглашение о назначении испытательного срока может быть прописано в отдельном договоре. Если работодатель отказывается принимать сотрудника на работу, он обязан указать причину своего отказа.
Как проходит испытательный срок
Прохождение испытательного срока обычно никак не отличается от обычного исполнения трудовых обязанностей. В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов. Это значит, что ограничивать права работника в этот период нельзя. Отметим, что при этом сотрудник не освобождается от своих прямых обязанностей. За их невыполнение, его могут привлечь к ответственности. Например, сделать выговор или замечание. А в отдельных случаях допускается увольнение работника. Принимая сотрудника на работу (до подписания трудового договора), работодатель должен ознакомить его с правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами, которые напрямую связаны с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Подробности прохождения испытательного срока можно указать в специальном документе. Туда могут войти: график освоения обучения, закрепление наставника, критерии определения успешного прохождения и прочее.
В соответствие с положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» испытание устанавливается для лиц принимаемых на гражданскую службу для проверки их соответствия замещаемой должности.
Продолжительность испытательного периода для гражданских служащих несколько отличается от установленной Трудовым Кодексом РФ для обычных работников и может составлять от 1 месяца до 1 года (в отдельных случаях от 1 до 6 месяцев). Срок испытания исчисляется с момента назначения госслужащего служащего на должность. В срок испытательного период не включаются периоды, в которых госслужащий не исполнял свои должностные обязанности (например, период временной нетрудоспособности, учебный отпуск и т.п.).
Перечень лиц, в отношении которых проводится испытание, а так категории лиц, освобождаемых от него, определяется действующим законодательством РФ.
Испытательный срок для госслужащих
В Российской Федерации регулирование сферы трудовых взаимоотношений обеспечивается государством в большинстве аспектов трудовой деятельности. В том числе нормативы трудового законодательства рассматривают и такое понятие, как испытательный срок. Однако Трудовой кодекс устанавливает лишь общие нормативы, параллельно действуют и другие нормативно-правовые акты. В частности, испытательный срок для госслужащих имеет отличные механизмы правового регулирования по сравнению с лицами, работающими вне государственной сферы. Данный вопрос регламентирует:
- Ст.57 ТК РФ требует в обязательном порядке фиксировать сведения о наличии испытательного срока государственного гражданского служащего, а также время его продолжительности.
- Ст.70 ТК РФ устанавливает основные принципы правового регулирования испытательного срока в общих случаях, а также ограничения по возможности его применения к некоторым категориям трудящихся.
- Ст.71 ТК РФ регламентирует порядок определения прохождения соискателем испытания и иные аспекты, связанные с возможным увольнением сотрудника во время этого периода.
- ФЗ №79 от 27.07.2004 обеспечивает правовое регулирование непосредственно государственной службы и особенности работы на ней в различных аспектах, в том числе и касательно установления испытательного срока.
Непосредственно нормативы иных Федеральных законов могут влиять на трудовые взаимоотношения только в тех случаях, когда это прямо допускается текстом Трудового кодекса. В случае с продолжительностью испытательного срока — такое указание в тексте ст.70 ТК РФ присутствует.