Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Импорт из стран ЕАЭС — разбираемся с налогами и пошлинами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если импортер работает на ОСНО и не освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, то уплаченную при ввозе из стран ЕАЭС сумму НДС он имеет право принять к вычету (п. 26 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС, п. 2 ст. 171 НК РФ). И вот здесь возникает спорный момент относительно того, когда именно у импортера возникает право на вычет «ввозного» НДС.
Если обратиться к ст.ст. 171 и 172 НК РФ, то из них следует, что вычет «ввозного» НДС возможен после принятия товаров к учету и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Дополнительных условий для принятия НДС к вычету НК РФ не содержит.
Вместе с тем, в подп. «е» п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, сказано, что «при ввозе на территорию Российской Федерации с территории государства − члена Евразийского экономического союза товаров… в графе 3 книги покупок указываются номер и дата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате налога на добавленную стоимость». Таким образом, если, допустим, «ввозной» налог был уплачен импортером в марте, а отметка на заявлении была проставлена налоговиками в апреле, то применить вычет в I квартале не получится. К такому выводу приходят и чиновники (письмо Минфина РФ от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180).
Что касается судебной практики, то она неоднозначна. Встречаются судебные решения, подтверждающие данный вывод (определение Верховного Суда РФ от 21.10.2021 № 310-ЭС21-14054, постановления Арбитражного суда Московского округа от 29.01.2018 № Ф05-20236/2017, Поволжского округа от 24.09.2020 № Ф06-65608/2020 по делу № А57-28419/2019). Но также имеются решения с противоположными выводами (постановления ФАС Московского округа от 25.07.2011 № КА-А41/7408-11 и ФАС Центрального округа от 14.02.2012 № А62-2431/2011, Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 по делу № А41-15255/12).
Учитывая, что более поздняя судебная практика (тем более на уровне Верховного суда РФ) складывается не в пользу компаний, считаем, что безопаснее отражать вычет «ввозного» НДС в квартале проставления налоговиками соответствующей отметки в заявлении.
При этом суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государств − членов ЕАЭС, могут быть заявлены к вычету в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет данных товаров. Данный вывод подтвержден и в официальных разъяснениях ведомств (п. 1.1 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 15.02.2017 № 03-07-13/1/8409). Трехлетний срок начинает отсчитываться с момента, когда товары были приняты к учету. Последним кварталом для заявления вычета будет тот, в котором истечет этот трехлетний срок (письмо Минфина России от 12.05.2015 № 03-07-11/27161).
Порядок подтверждения
Для того чтобы собрать весь пакет документов, у экспортера есть 180 календарных дней с даты отгрузки. Это правило установлено в пункте 5 Протокола о взимании косвенных налогов. Если в установленный срок документы не будут поданы в ИФНС, придется платить обычный НДС по ставке 18 или 10%. Его следует начислить в том периоде, в котором состоялась экспортная операция. Начиная со 181-го дня после отгрузки, при неподтверждении нулевой ставки и неуплате налога будут начисляться пени.
Бывает, что документы все же удается собрать, хоть и с опозданием. В этом случае уплаченный НДС может быть зачтен или возвращен по правилам статьи 78 НК РФ.
Но если подтвердить нулевую ставку никакой возможности нет, стоит знать — уплаченный НДС можно списать на расходы по налогу на прибыль. Это право подтверждено ФНС в письме от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфином в письмах от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045 и от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961. Объяснение простое: в этом случае налог не был предъявлен покупателю, а оплачивался поставщиком из собственных средств, поэтому запрет из пункта 19 статьи 270 НК РФ не действует.
Поставка товаров в страны ЕАЭС
При экспорте товаров из России на территорию государства – члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Это следует из пункта 3 раздела II Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол). Но обоснованность применения нулевой ставки НДС необходимо подтвердить, собрав необходимый пакет документов. Перечень этих документов содержится в пункте 4 раздела II Протокола. Перечислим эти документы:
- договор на поставку товаров, заключенный с контрагентом из ЕАЭС;
- транспортные (товаросопроводительные) документы;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное вашим иностранным покупателем.
Вкратце рассмотрим особенности представления каждого документа.
В отношении договора обычно вопросов не возникает. Хотим только заметить, что если договор заключен с индивидуальным предпринимателем, проживающим в государстве, входящим в ЕАЭС, то проблем с подтверждением нулевой ставки возникнуть не должно. И чиновники это подтверждают (Письмо Минфина РФ от 26.10.2015 № 03-07-13/1/61251). Проблем не возникнет и в том случае, если договор заключен с филиалом российской компании, осуществляющим деятельность на территории государства-члена ЕАЭС (Письмо Минфина РФ от 04.09.2015 № 03-07-13/1/51100). Но если товары экспортируются в собственный филиал, расположенный за пределами России, то такая передача не должна в принципе облагаться НДС (Письма Минфина РФ от 15.10.2015 № 03-07-08/59083, от 24.08.2015 № 03-07-13/1/48565). Поэтому подтверждать нулевую ставку НДС и собирать пакет документов не нужно.
Что касается транспортных документов, то не всегда они могут быть в наличии у экспортера. Например, если вывоз товара со склада поставщика осуществляется собственным транспортом контрагента из ЕАЭС. Означает ли это, что у поставщика-экспортера в данном случае возникнут проблемы с подтверждением нулевой ставки?
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 марта 2020 г. N 03-07-14/17734 О применении НДС при ввозе на территорию РФ из Республики Армения лома и отходов, содержащих драгоценные металлы
Вопрос: ООО просит дать разъяснение по вопросу применения статей 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
ООО (покупатель) собирается заключить договор с физическим лицом (поставщик), проживающим на территории Республики Армения, о поставке лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению, поименован в ст. 150 НК РФ.
Лом и отходы драгоценных металлов в данной статье не упоминаются.
На основании пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов драгоценных металлов.
Принципы взимания косвенных налогов во взаимной торговле товарами между странами, входящими в ЕАЭС (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика) установлены ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее — Договор). Так, взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. В соответствии с п. 6 ст. 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте товаров, которые в соответствии с законодательством государства-импортера (то есть Российской Федерации) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию.
Услуги и место реализации.
При обложении НДС услуг существенное значение имеет место реализации – от этого зависит применение нулевой ставки в отношениях хозяйствующих субъектов из разных стран. Разумеется, правила, установленные организаторами Таможенного союза, содержат в этом смысле определенные нюансы.
Так, например, обложение данным налогом услуг по проведению выставок зависит от цели данных выставок. Если они проводятся как рекламные, то надо учитывать ст. 1 и 3 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Протокол об услугах). Согласно им к рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме. Местом реализации рекламных услуг, оказываемых налогоплательщику государства – члена ТС, всегда признается территория этого государства.
В результате НДС при оказании таких услуг взимается в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства (Письмо Минфина России от 26.06.2012 № 03 07 15/68 [2] ).
А вот место реализации услуг по организации выставок в сфере культуры и искусства определяется по месту фактического проведения этих выставок (пп. 3 п. 1 ст. 3 Протокола об услугах). В статье 3 Протокола об услугах перечислены и другие виды работ и услуг, в отношении которых местом реализации признается территория государства – члена ТС.
Например, местом реализации опытно-конструкторских работ, выполняемых белорусской организацией для российской организации, признается территория РФ, и налогообложение этих работ осуществляется в соответствии с НК РФ. Согласно ст. 161 НК РФ в этом случае российская организация является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить НДС в бюджет РФ (Письмо Минфина России от 05.07.2013 № 03 07 13/1/26068).
Если услуги не приведены в пп. 1 – 4 п. 1 ст. 3 Протокола об услугах, то в соответствии с пп. 5 п. 1 данной статьи местом реализации работ (услуг) признается территория государства – члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого выполняются работы (оказываются услуги) [3] . В этом случае услуги объектом обложения НДС в РФ не являются (Письмо ФНС России от 31.05.2012 № ЕД-3-3/1939@ [4] ).
Совершенно верно. НДС при импорте из стран Таможенного союза рассчитывается по общей ставке (не по расчетной) к контрактной стоимости товара.
При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, которые изготовлены по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом расходы на транспортировку товаров налоговую базу по НДС не увеличивают, если только они не включены в стоимость импортируемых товаров. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, письма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-07-08/281.
Таким образом, импортный НДС начисляется «сверху».
Все организации и предприниматели, которые импортируют товары из стран – участниц Таможенного союза, обязаны платить НДС. Даже если применяют специальный налоговый режим или освобождены от этого налога (п. 13 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 145 НК РФ).
Однако, реализация произведенной из импортных материалов продукции на УСН и ЕНВД к уплате косвенного налога не приводят. В данном случае действуют уже положения Налогового кодекса РФ. А это значит, что общество реализует на спецрежимах продукцию без НДС и не теряет право на данный спецрежим.
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как платить НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза
Начисляя НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц , нужно руководствоваться и к Договору о Евразийском экономическом союзе.
А на официальном сайте ФНС России в разделе «Таможенный союз» можно посмотреть все международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза ().
Кто платит налог
Все организации и предприниматели, которые импортируют товары из , обязаны платить НДС. Даже если применяют специальный налоговый режим или ( приложения 18 к , НК РФ).
Не платят НДС при импорте лишь граждане, которые ввозят товары для личных нужд и целей, не связанных с предпринимательской деятельностью ().
Другое дело, что есть случаи, когда ввозимые товары налогом не облагаются. В частности, платить НДС не придется, если ввозят товары:
– в режиме свободной таможенной зоны и свободного склада;
– освобожденные от налогообложения. Их перечень приведен в Налогового кодекса РФ. Со временем организация может изменить цель использования ввезенного товара, в связи с которой она освобождалась от налогообложения. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях;
– при передаче в пределах одной организации (например, от одного структурного подразделения другому).
Главбух советует: в суде можно попытаться оспорить позицию налоговой службы и не платить НДС при ввозе товаров, поименованных в статье 149 Налогового кодекса РФ. Помогут следующие аргументы
При импорте товаров с территорий стран – участниц Таможенного союза руководствуйтесь и к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Устойчивой арбитражной практики по этой проблеме пока нет. Поэтому налоговые инспекции могут игнорировать решение окружного суда. Тем не менее доводы, на основании которых судьи вынесли свой вердикт, можно использовать для подготовки исковых заявлений в аналогичных спорах.
Ситуация: кто должен заплатить НДС при ввозе в Россию товаров из стран – участниц Таможенного союза по посредническому договору: посредник или импортер
При ввозе товаров из стран – участниц НДС должен заплатить импортер – собственник товаров.
Поясним. По действующим правилам при ввозе в Россию товаров из стран – участниц Таможенного союза по посредническим договорам НДС платит российская организация, к которой переходит право собственности на товары. Поэтому налог при ввозе товаров из Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии российская организация – импортер должна заплатить самостоятельно.
Это следует из положений пунктов , Приложения 18 к . Такие же разъяснения контролирующие ведомства давали и до заключения этого договора (письма и ).
Начисленную при ввозе сумму НДС нужно отразить в , форма которой утверждена . Посредники эту декларацию не составляют – ее тоже обязаны сдавать импортеры – собственники ввозимых товаров ( Порядка, утвержденного , приложения 18 к ). Сумма НДС, указанная в декларации по косвенным налогам, переносится в строку 160 раздела 3 общей декларации по НДС. После этого импортер – собственник ввозимых товаров может принять уплаченный налог к вычету.
Ситуация: нужно ли платить НДС при ввозе товара из страны – участницы Таможенного союза. Право собственности на товар к покупателю не перешло. Покупатель возвращает товар, поскольку условия сделки не исполнены
Нет, не нужно.
По действующим правилам при ввозе в Россию товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС платит импортер – собственник товаров. А собственником признается российская организация, к которой перешло право собственности на товары в соответствии с условиями договора (контракта). Об этом сказано в приложения 18 к .
Право собственности на товары у покупателя возникает с момента их передачи, если договором не предусмотрено иное (). Когда же особые условия в договоре прописаны (например, право собственности переходит после оплаты), то, пока они не выполнены, покупатель собственником товара не является. А значит, при таких обстоятельствах платить НДС при ввозе товара импортер не должен.
Поскольку возвращаемый товар на балансе покупателя не числился, то при возврате товаров продавцу реализации не происходит. А значит, не возникает и объект обложения НДС ().
Как платить налог
При импорте товаров на территорию России НДС платят в стране импортера, то есть это должен делать в России сам покупатель. Данное правило действует и для ввоза из стран – участниц (). приложения 18 к ). Перечислять НДС через инспекцию нужно:
- с товаров, которые изготовлены в странах – участницах Таможенного союза и ввозятся в Россию,
- с товаров, которые изготовлены в других странах и выпущены в свободное обращение на территории Таможенного союза.
НДС при импорте товаров из стран, входящих в ЕАЭС
Согласно договору о Евразийском экономическом союзе, подписанном в Астане 29 мая 2014 года, налоговой базой будет стоимость ввозимых товаров на дату принятия их на учет или наступления срока платежа по договору лизинга. Если ввозятся подакцизные товары, то к стоимости нужно прибавить сумму акциза.
Налоговую базу умножают на ставку налога и получают НДС к уплате.
Перечислить его нужно в течение 20 дней по истечении месяца ввоза товара. Например, если товар ввезли в августе 2018 года, то перечислить ввозной НДС нужно до 20 сентября 2018 года.
В этот же срок нужно сдать налоговую декларацию по НДС. Для этого используют форму отчета, утвержденную Приказом ФНС России № СА-7-3/765 от 27 сентября 2017г. Декларацию сдают все импортеры, включая тех, кто применяет специальные режимы налогообложения. Вместе с декларацией импортер сдает пакет документов, подтверждающих импорт.
При импорте товаров из стран ЕАЭС не действует требование сдавать декларацию НДС исключительно в электронном виде. Импортеры могут сдать бумажный вариант отчета, за исключением следующих случаев:
-
среднесписочная численность за прошлый год составила больше 100 человек;
-
организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков.
Подтверждение нулевой ставки при экспорте товара за пределы ЕАЭС или когда МНС может доначислить НДС по ставке 20%
Многие организации и ИП экспортируют товар за пределы ЕАЭС. Если с подтверждением нулевой ставки по НДС при экспорте в ЕАЭС все вполне понятно — в приложении 11 декларации по НДС указывается дата принятия заявления об уплате НДС МНС РБ, то при экспорте за пределы ЕАЭС в приложении 2 к декларации по НДС встречаются ошибки. Из нашей практики проверок мы достаточно часто сталкиваемся с неправильным заполнением приложения 2.
В связи с этим разберемся в данной статье, как подтверждать экспорт за пределы ЕАЭС, чтобы в последствии у налоговой инспекции не было оснований вместо примененной плательщиком ставки НДС 0% — доначислить НДС по ставке 20%. Со всеми вытекающими последствиями — перерасчетом вычетов по удельному весу и т.д.
НДС при экспорте товаров в рамках ЕАЭС
При экспорте грузов из России в страны ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Но право на ее применение следует подтвердить документально:
- копиями заявления о ввозе товаров от иностранного контрагента;
- договором на поставку продукции за рубеж (отсутствие транспортных документов согласно Письму Минфина РФ от 19.07.2012 №03-07-13/01-42 не противоречит законодательству и вместо них может использоваться товарная накладная по форме ТОРГ-12);
- транспортными и (или) товаросопроводительными документами.
В Протоколе о взимании косвенных налогов указывается и необходимость предоставления выписки из банка, подтверждающей поступление выручки от реализации экспортной продукции, однако, делается оговорка «если иное не закреплено в законодательстве», что, собственно, и есть в Налоговом Кодексе РФ. Данное мнение подтверждено Письмами Минфина РФ от 12.09.12 №03-07-13/21 и от 16.01.12 №03-07-15/03.
Указанные документы должны быть поданы в налоговый орган в течение 180 дней с момента отгрузки товаров. Но срок подачи указанных документов приурочен к дате подаче декларации по НДС, т.е. даже если срок в 180 дней истек, но ближайшая дата подачи документов по НДС еще не наступила, это не должно повлечь за собой правовых последствий.
- Порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из стран ЕАЭС.
- Документальное подтверждение операций по ввозу товаров.
- Принятия НДС к вычету российской стороной – спорные моменты.
С 2015 года действуют и применяются на практике положения Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС ) от 29.05.2014, заключенного между Российской Федерацией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией, которая присоединилась к ЕАЭС с 12.08.2015. Напомним, что ЕАЭС пришел на смену ранее действовавшему Таможенному союзу.
При этом порядок взимания НДС при взаимной торговле товарами между хозяйствующими субъектами государств-членов ЕАЭС регламентирован Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением №18 к вышеуказанному Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее – Протокол ).
Соответственно с 1 января 2015 года не применяются положения действующих ранее международных соглашений о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенных Россией с указанными государствами.
Проблемы воплощения идей
Уже сейчас возникает ряд организационных вопросов, с которыми столкнутся заинтересованные налогоплательщики. Согласно Решению Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), принятому 21 мая 2010 г., нормативно-правовые документы, регулирующие сотрудничество трех стран, должны вступить в силу с 1 июля 2010 г. В этот же день должен заработать и отдельный Таможенный кодекс для Казахстана, Беларуси и России. Но на момент выпуска июльского журнала «Расчет» указанный документ не был ратифицирован Республикой Беларусь. Несмотря на то что платформа для сотрудничества готовится «на троих», Беларусь несколько отстала от процесса вхождения в ТС.
Примечание. До сих пор нет определенности в вопросах создания и деятельности Таможенного союза, который вступил в силу полгода назад.
Согласно заявлениям Игоря Шувалова, первого вице-премьера РФ, на Петербургском международном экономическом форуме только 5 июля представители двух государств попытаются разрешить вопрос о дальнейшем развитии экономических отношений. Что же касается Казахстана, то в отношении этой страны положения нового Таможенного кодекса должны заработать с июля. Но и здесь без оговорок не обошлось. На том же экономическом форуме вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев заявил, что существующий таможенный контроль на границе Россия — Казахстан еще год останется неизменным.
Примечание. 5 июля представители России и Беларуси попытаются разрешить вопрос о дальнейшем развитии экономических отношений в рамках тройственного Таможенного союза.
Нет четкости в действиях на пути к сближению — нет и конкретики в документальном оформлении сделок, которые подпадут под новое таможенное регулирование. Так, форма декларации по НДС, которую необходимо будет представить российскому покупателю импортного товара в свою налоговую, пока не опубликована. А открытый перечень документов может привести к спорам с инспекторами в части необходимости и достаточности представляемых документов.
Бухгалтерам нашей страны не привыкать работать в неведении. Усугубляется ситуация тем, что международные отношения нет-нет да требуют более серьезной подготовки, начиная с согласования условий контракта с иностранным партнером и заканчивая оформлением всех необходимых для сделки документов. И как, интересно, внутри компании можно стремиться к четкому и законному учету операций, когда «в верхах» устные соглашения и обсуждения не успевают за уже изданными нормативно-правовыми трактатами? Остается разводить руками.
- Как заполнить отчет об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов и формы 2-ТП (отходы)?
- Что отразить в показатель строки «Среднесписочная численность» на титульном листе 4-ФСС и РСВ-1 за 2016 г.?
- Можно ли принимать расходы по отоплению помещения, ремонту гаражей и складов, если на балансе ООО все это не стоит?
- Необходимо ли нашей организации, будет составить и сдать форму статистической отчетности 2-ТП (отходы)?
НДС при импорте услуг
Налогообложение импортных услуг отличается от покупки импортных товаров.
Покупая услуги за границей, нужно помнить, что в некоторых случаях вы становитесь налоговым агентом, а именно когда местом оказания услуги является территория РФ (ст. 148 НК РФ). В этом случае НДС необходимо удержать из суммы, причитающейся иностранной организации.
НДС перечисляется в бюджет одновременно с переводом денег поставщику (п. 4 ст. 174 НК РФ).
НДС при импорте услуг (статус 02 «Налоговый агент») |
КБК (поле 104) |
НДС |
182 103 010 000 110 001 10 |
Как платить НДС при ввозе товаров
При импорте товаров из Белоруссии и Казахстана компания должна перечислить в бюджет (ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»). Налог нужно заплатить в налоговую инспекцию по месту учета компании (ст. 2 Протокола от 11 декабря 2009 года «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее — Протокол о порядке взимания косвенных налогов).
Такие правила действуют независимо от того, в какой стране произведены импортируемые товары — в Белоруссии, Казахстане или каком-то другом государстве (письмо Минфина России от 8 сентября 2010 г. № 03-07-08/260). То есть если из Республики Беларусь вы ввозите норвежские товары, то будут действовать правила уплаты НДС в рамках Таможенного союза.
Примечание. Если ваша компания на упрощенке
, как и на общем режиме, одинаково платят НДС при импорте товаров из Таможенного союза и сдают налоговикам специальную декларацию. Никакой разницы нет.
При этом платить налог должны организации не только на общей системе налогообложения, но и применяющие специальные налоговые режимы (п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов). В то же время есть перечень продукции, ввоз которой в Россию освобожден от НДС. Это, к примеру, технологическое оборудование. Полный перечень такой продукции приведен в статье 150 Налогового кодекса РФ.
Какие особенности учесть при расчете налога на прибыль
В налоговом учете расходы на товары, ввезенные из стран Таможенного союза, отражают по общим правилам. Поэтому расходы на доставку и другие затраты, связанные с приобретением товаров, учитывайте в их стоимости или отдельно в зависимости от учетной политики (ст. 320 НК РФ).
Но если компания рассчитывается с поставщиком в валюте, будут особенности. В этом случае стоимость товаров нужно пересчитать в рубли по курсу на дату перехода права собственности к компании согласно условиям договора. Если же компания перечислила поставщику аванс, стоимость товаров определяйте по курсу на дату предоплаты (письмо Минфина России от 13 мая 2010 г. № 03-03-06/1/328).
При комбинированной оплате (частично до поставки товара, частично после) стоимость товаров надо пересчитывать в рубли по двум разным курсам. Часть стоимости на дату аванса, другую часть — на дату перехода права собственности на товары.
Пример 2 : Как определить стоимость ввезенных товаров в налоговом учете
Компания ввозит товары из Казахстана. По условиям договора стоимость товаров составляет 35 000 евро. Право собственности на товары переходит к компании в момент их получения от поставщика. Организация перечисляет поставщику аванс в евро в размере 50 процентов стоимости товаров. Курс Банка России на момент уплаты аванса равен (условно) 47,2950 руб/EUR, на дату получения товаров — 47,5263 руб/EUR. Стоимость товаров в налоговом и бухгалтерском учете составляет 1 659 372,75 руб. ((35 000 EUR × 50% × 47,2950 руб/EUR) + (35 000 EUR x 50% x 47,5263 руб/EUR)).
Задолженность перед поставщиком можно переоценивать либо ежемесячно, либо ежеквартально (подп. 7 п. 4, п. 8 ст. 271, подп. 6 п. 7, п. 10 ст. 272 НК РФ). Выбранный вариант надо закрепить в учетной политике. Курсовые разницы нужно также определять на дату оплаты товаров.
Порядок бухучета при импорте товаров из стран Таможенного союза рассмотрен в статье «Бухгалтерские проводки для компаний, которые ввозят товары из стран Таможенного союза».
Октябрь 2014 г.
Порядок оплаты расходов на доставку
Компания, имеющая заинтересованность в ввозе товара, несет все предстоящие расходы по производимой доставке и растаможке. Цена за доставку учитывается в общей сумме стоимости товара, и если импортер осуществляет ввоз не самостоятельно, а через экспедиторскую службу, услуги которой также подлежат оплате, то стоимость такого импортного товара будет значительно больше.
Когда товар везут из таможни в конечный пункт назначения, то процентная ставка составляет 0%. Поэтому услуги экспедиторских компаний нужно тщательно проверять, особенно расчеты по перевозке, так как в них нередко встречаются ошибки, в том числе в .
Кстати, НДС может взиматься только в Российских рублях. Когда происходит оплата в иностранной валюте, она конвертируется по курсу валют и переводится в рубли для зачисления в госбюджет.
Налог можно принять к вычету
Действительно, сумму уплаченного «ввозного» налога можно принять к вычету, но для этого должны быть выполнены общие условия зачета налога:
- товары куплены для операций, облагаемых НДС (для перепродажи);
- товары приняты на учет, что подтверждается документально.
Есть еще ряд дополнительных требований. Обратимся к пункту 11 статьи 2 Протокола и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Из этих норм следует, что принять «ввозной» налог к вычету фирма вправе, если в дополнение к общим требованиям соблюдаются еще и такие условия:
- сумма налога перечислена в бюджет и отражена в специальной декларации по косвенным налогам;
- факт уплаты налога подтвержден соответствующими документами.
Бумаги, подтверждающие факт уплаты налога, — это выписка банка и заявление о ввозе товаров с отметкой налоговой инспекции. Реквизиты заявления о ввозе и платежного поручения на перечисление налога необходимо зафиксировать в книге покупок. Зачесть налог, уплаченный при ввозе товаров из стран Таможенного союза, импортер вправе не ранее того налогового периода, в котором все перечисленные условия будут выполнены.
Пример 2.
Оптовая компания ввозит обувь с территории Республики Беларусь. Фирма импортировала партию товаров стоимостью 1 500 000 руб.