Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Консультация «Соблюдение прав ребенка в детском саду»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Что делать, если нарушаются права ребенка в детском саду?
Государство гарантирует защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
При осуществлении деятельности в области образования ребенка, в том числе в дошкольном образовательном учреждении, не могут ущемляться права ребенка, например, на охрану его здоровья (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 9, ст.
10 Закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ; п. 1 ст. 24 Конвенции о правах ребенка).
- Если в дошкольном образовательном учреждении (детском саду) нарушают права вашего ребенка, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
- Шаг 1. Обратитесь к заведующему детским садом с жалобой (заявлением) о нарушении прав вашего ребенка
- Жалоба (заявление) составляется в свободной форме на имя заведующего детским садом.
Подать жалобу можно лично или направив по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Если вы подаете жалобу лично, рекомендуем составить ее в двух экземплярах: один экземпляр передайте в детский сад, а на втором попросите поставить отметку о принятии у вас жалобы. Обязательно сохраните второй экземпляр жалобы с отметкой о принятии или почтовое уведомление.
Шаг 2. Обжалуйте ответ заведующего детским садом в уполномоченный орган
Если вы не согласны с ответом заведующего детским садом или не получили от него ответ, подайте жалобу (заявление) в уполномоченный орган.
Жалоба (заявление) должна содержать, в частности (ст. 7 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ):
1) наименование органа, в который подается жалоба, либо Ф.И.О. соответствующего должностного лица, либо его должность;
2) адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес;
3) ваши Ф.И.О.;
- 4) изложение сути жалобы (описание особенностей нарушения прав ребенка);
- 5) просьбу провести проверку и принять меры к устранению нарушений прав ребенка;
- 6) вашу личную подпись и дату.
- По возможности приложите к жалобе доказательства нарушения прав ребенка (документы, фото- и видеоматериалы, свидетельские показания).
Следует также учитывать, что нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод детей в дошкольном образовательном учреждении (в том числе права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья) либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на соответствующих должностных лиц и на само учреждение (ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ; пп. 9 п. 1 ст. 34 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка
Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.
Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.
За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.
Как отслеживать позицию ребёнка при распределении в детский сад
Порядок проверки статуса заявления зависит от порядка его первоначальной подачи. Удобнее всего отслеживать статус заявления через сайт Госуслуги: после регистрации и принятия отдельных решений статус меняется в личном кабинете заявителя, и приходят соответствующие уведомления. Здесь же вы можете увидеть, какой в очереди ваш ребенок, у кого есть льготы и когда подойдет ваша очередь. Вы здесь же увидите нулевой статус, что будет обозначать право на получение путевки в заявленное учебное заведение или отказ по причине отсутствия мест.
При личной подаче заявления также допускается оформить заявление на отслеживание статуса через Госуслуги.
После его регистрации вам будет предоставлен доступ к тем же функциям по распределению мест в очереди в режиме онлайн, а также внести необходимые корректировки в случае изменения жизненных обстоятельств.
Основные права ребенка в детском саду
Перечень основных прав обозначен в Конвенции РФ по правам ребенка, о защите прав свидетельствуют также и другие законы.
Ребенок в ДОУ имеет право:
- Играть в любимые игры, времени на них у малышей должно быть в достатке, образование творческое развитие важны для ребенка, но заниматься тем, чем он хочет, хотя бы несколько часов в день, не должен никто запрещать.
- Развивать творческие способности. Развитие в саду заключается в проведении разного рода развивающих занятий для развития мышления, логики, речи. Ребенок должен развиваться всесторонне без ущемления каких — либо его прав, а это –задача педагогов и воспитателей.
- Получать медицинскую помощь. Нуждающимся в помощи детям в ДОУ она должна быть оказана без промедлений, эффективно и в полном объеме, для этого в садике обязательно должен присутствовать постоянно врач, или медсестра.
- Быть защищенным от жестокого обращения с ним, разного рода насилия. Недопустимо не только сексуальное, физическое насилие в открытой форме, но и эмоциональное. Крики, ругань, оскорбления и унижения детей считаются нарушениями их прав, которые должны наказываться. Это не педагогично, воспитатели просто не имеют права себя так вести.
- Удовлетворять свои нужды, ребенок имеет право ходить в туалет, пользоваться только чистыми в саду полотенцами, безопасными игрушками.
- Полноценно питаться. Подрастающее поколение, как никто другой, нуждается в полноценном здоровом питании. Ни в коем случае нельзя давать малышам испорченные каши, прокисшие супы, это тоже своего рода нарушение прав беззащитных детей, которые бессильны перед порой грозными и нерадивыми педагогами,при отсутствии родителей.
Родители же, в свою очередь, должны соблюдать установленный детским садом распорядок дня, приводить по утрам детей без опозданий, приносить запасную чистую одежду, быть вежливыми с воспитателями и педагогами. Недоразумений стает гораздо меньше.
Типы конфликтных ситуаций в ДОУ
Конфликтные ситуации в ДОУ можно разделить на несколько типов: конфликты между членами педколлектива, воспитателей и родителей, между родителями, между детьми. Рассмотрим основные причины их возникновения.
Когда речь идет о возникновении конфликтов между педагогами, то наиболее распространенными причинами являются отсутствие материального и морального удовлетворения от труда.
Тест поможет оценить стрессоустойчивость сотрудников ДОО и создать благоприятную обстановку. Протестируйте себя и предложите пройти опрос работникам
К таким причинами можно отнести следующие:
• Взаимное влияние воспитателей и вспомогательного персонала, когда результаты работы одних обуславливают эффективность работы других. Например, несвоевременное выполнение обязанностей помощника воспитателя может отрицательно сказаться на режимных моментах в ДОУ.
• Перенесение проблем, которые должны решаться с руководством на горизонтальный уровень отношений, например, нехватка оборудования.
• Неверное или нечеткое определение обязанностей в коллективе.
Нередко возникают конфликтные ситуации между воспитателем и родителями. Например, ребенок сложно адаптируется к новым условиям при поступлении в детский сад, капризничает, а родители требуют от педагога повышенного внимания к малышу. В некоторых случаях коммуникация между воспитателем и родителем усложняется по личным причинам.
Такие конфликтные ситуации условно можно разделить на две группы: воспитатель ведет себя некорректно или родители предъявляют повышенные требования к его работе. В первом случае следует проанализировать положение и попытаться найти общий язык с педагогом. Возможно, стоит обратиться к членам семьи, чтобы они попытались сгладить конфликт. Также следует узнать, сталкиваются ли другие родители с такими же проблемами. Если решение найти не удается, то следует обращаться к руководству детского сада.
Случается, что родители требуют особенного отношения к своему ребенку или внимания, который педагог государственного детсада просто не может дать. Не стоит забывать, что в группе находится около 30 детей, и каждый нуждается в индивидуальном подходе. В этом случае стоит подумать, как получить желаемое, отдав ребенка в частные детские сады или студии.
Одной из часто встречающихся причин возникновения конфликтов в ДОУ служит недопонимание между родителями. Оно может возникать организационных моментов или когда в конфликт вступают дети. Очень важно не переносить собственные размолвки на детей, не поощрять их ссоры друг с другом. Всегда нужно стараться услышать другую сторону и максимально корректно и понятно донести свою точку зрения на ситуацию.
Обе стороны конфликта должны понимать, что скорее всего его решение требует компромисса. Если произошел конфликт между детьми, то следует выслушать их, желательно в присутствии воспитателя, и разобраться в проблеме. Не всегда то, что рассказывает ребенок оказывается правдой. Если же с родителями не удается достичь мира, то стоит обозначить рамки общения, при которых дети не будут страдать.
Обязательного решения требует конфликтная ситуация в детском саду между детьми. Конечно, речь идет о конфликте, который затянулся или часто повторяется. Дети ссорятся и мирятся много раз на день, забывая об этом. Поэтому несвоевременное вмешательство взрослых может создать настоящий длительный конфликт.
Если же дети постоянно попадают в одни и те же ситуации, то им стоит показать, как можно выходить из конфликта. Это служит хорошей тренировкой умения слушать оппонента, учитывать интересы других, уступать и искать компромиссы. Конфликты и их решения является обязательным атрибутом социализации детей, и родителям следует помогать в этом своему ребенку. Также важно понимать и поддерживать своего малыша, которому очень важна любовь и забота родителей.
Однако в ходе изучения судебной практики нередко выявляются нарушения, связанные, например, с рассмотрением дел об определении места жительства ребенка в случае раздельного проживания его родителей, когда мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, с кем он хочет проживать, не учитывается.
Так, одним из судов Пермского края было вынесено решение об определении места жительства двенадцатилетнего подростка, при этом мнение самого ребенка не учитывалось ни органами опеки и попечительства, ни судом, а само решение судом никак не было мотивировано.
Также, судебная практика говорит о случаях, когда суд не учитывает мнение ребенка, когда родители в суде заключают мировое соглашение о месте жительства ребенка, тем самым нарушая требования ст. 57 СК РФ.
Права ребенка согласно конституции РФ
Когда малыш рождается на территории России он сразу становиться гражданином этой страны. При этом, совершенно неважно какой у него пол, рас, вероисповедание родителей и т.д.
Ребенком считаются лица, которые не достигли 18-летнего возраста. В этот промежуток времени они имеют неукоснительное право:
- Вырасти свободной и здоровой личностью.
- Жить с мамой и папой.
- Сохранить собственное «я», включая имя, гражданство и т.д.
- На свободу вероисповедание – ребенок самостоятельно может выбрать то течение, которое ему ближе.
- На защиту от эксплуатации, шантажа, манипулирования, рабства, насилия и т.д.
- На содействие со стороны государства при утере родителей или опекунов.
- На достойный уровень жизни согласно индивидуальным особенностям.
- На защиту трудовой деятельности.
- На защиту от жёсткого обращения.
- На получение образования.
Это лишь небольшая часть тех прав, которая сохраняет для ребенка действующая «Конституция». Чтобы они исправно выполнялись, существует большое количество надзорных органов и общепринятые нормы. Если родители, опекуны или близкий к ребенку человек их нарушает, ответственность не заставит себя ждать. На территории России очень жесткое законодательство, которое касается нарушение прав и свобод детей.
Кстати, до 18 живые опекуны или родители обязаны обеспечить выполнение всех норм и прав ребенка. В случае их нарушения они должны сообщить об этом в компетентные органы, в противном случае, они рискую попасть под ответственность за соучастие.
Сегодня можно привести в качестве сравнения несколько жизненных ситуаций, когда происходит нарушение прав ребенка. Например:
- Первое, что можно выделить это не всегда адекватные меры воспитания. Детей бьют, унижают и насилуют. Родители не всегда замечают за собственными действиями преступный характера, однако даже словесное насилие приводит к получению психологической травмы у ребенка. В конечном итоге, происходит нарушение сразу двух пунктов Конституции: «права на то, чтобы вырасти здоровым», «право на сохранение свободы, чести и т.д.».
- Самое распространение явление – это непонимание родителей и детей в вопросе религии. Для многих национальностей — это скорее вопрос традиции, однако даже многовековой канон не может противоречить действующему законодательству, которое равно для всех.
Куда может обратиться ребенок если нарушаются его права
Обеспечением защит прав и интересов детей занимается отдельная структура. Ее эффективность была неоднократно доказана. Сегодня можно сказать, что существует целый институт прав детей, который включает в себя соблюдение Федерального Законодательства, Уголовного и Гражданского.
Первое куда может обратиться ребенок – комитет попечительства, органы опеки. Комитет обязан:
- Защищать несовершеннолетних граждан.
- Осуществлять надзор за деятельностью опекунов или родителей.
- Сохранить контроль над имуществом и средствах ребенка.
Дополнительно стоит выделить категории детей. Ведь именно от его возрастного статуса зависит многое. Например, до 14 лет ребенок считается полностью зависящим от своего опекуна, родителя, от учреждения, где он находится. С 14 до 18 лет он считается просто малолетним, однако весомая сила в руках уже есть. Как минимум в этом возрасте ребенок имеет право пожаловаться в отделение полиции, или самостоятельно написать заявление в органы опеки.
Более того, с достижением 14 летнего возраста, согласно п. 2 ст. 56 СК РФ, ребенок может призвать к ответственности обидчика в суде. Никаких пошлин за подачу не выплачивается, защитник предоставляется от государства бесплатно.
Более того, если речь идет о угрозе жизни или здоровья, ребенок в любом возрасте имеет право обратиться в ближайшее отделение полиции. Сотрудники обязаны вызвать на место психолога и других специалистов, которые помогут разобраться с ситуацией.
По факту, выделить какие-то отдельные структуры нельзя. Все государственные организации обязаны среагировать, если жизни ребенка что-то угрожает. В качестве примера можно выделить несколько жизненных ситуаций:
- Ребенка унижают в школе – в первую очередь необходимо обратиться к классному руководителю. Если проблема не была решена, то к директору. Если и он отказался ее решать, можно смело писать заявление в полицию по факту хулиганства (ведь травля всегда сопровождается порчей личных вещей и т.д.). Не стоит бояться говорить о проблеме, ведь если взрослые не реагируют на происходящее, помочь смогут только вышестоящие органы.
- Ребенка бьют дома – первый человек, которому можно открыться это школьный психолог. Именно он обязан обеспечить ребенку безопасность до тех пор, пока на место не приедут все необходимые организации. Когда речь идет о насилии в семье, то на место как минимум должны быть вызваны сотрудники полиции.
Что делать если дома издеваются над детьми
Формально подать на родителей в суд вряд ли получится. Придется обойти огромное количество организаций, чтобы собрать все необходимые справки. С учетом того, что ребенок полноценно не несет за себя и свои действия ответственности до 18 лет – сделать это будет практически невозможно.
Первое, о чем стоит помнить, если дома избивают, насилуют или унижают – нужно обратиться в органы опеки и попечительства. На деле, эта структура работает эффективно, но не всегда своевременно. Все зависит от региона, поэтому если, организация по защите прав ребенка – не реагирует, можно смело обратиться в полицию или прокуратуру.
Сделать это может сам ребенок, однако быстрее всего – позвонить по телефону горячей линии, который был указан выше. В этом случае, на место прибудут абсолютно все: от скорой до местной администрации.
Также очень важно помнить о статье ст. 77 Семейного Кодекса. Если в действиях родителей действительно будут нарушения, их права будут приостановлены или вовсе отобраны. Можно выделить несколько ситуаций, когда производится приостановка прав:
- Родители всячески уклоняются от своих обязанностей. Не посещают учебное заведение, оставляют ребенка одного и т.д.
- Отказываются ребенка забирать из больницы, детского сада, школы.
- Злоупотребляют своими правами. Это может отражаться даже в манипулировании ребенком ради собственной выгоды. Например, ребенка заставляют воровать, попрошайничать и т.д.
- Жестоко обращаются с детьми, включая домашних питомцев. Сюда же можно отнести покушение на половую неприкосновенность, которая охватывает все возраста.
- Родители больны наркоманией или алкоголизмом.
- Родитель совершил преступление против своего же ребенка или другого члена семьи.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобу несовершеннолетнего жителя Санкт-Петербурга по поводу жестокого обращения с ним. История случилась еще в 2005 году, но до сих пор мама ребенка не уступила системе: она бьется за то, чтобы виновные ответили по закону. Система тоже не уступает: следствие не видит никакого особенно жестокого обращения с ребенком.
Маленький петербуржец В. любил свой садик. Он ходил сюда еще в ясельную группу. Но в 2005 году все изменилось. Мальчик перешел в среднюю группу, туда поступили на работу две новых воспитательницы: 20-летняя выпускница педагогического училища и ее приезжая приятельница, мама двух детей.
«Тот день я запомнила – было 7 ноября 2005 года, праздник, – вспоминает Ольга, мама мальчика. – Муж отвел сына в сад. Воспитательница тут же осмотрела ему глаза: она сказала, что один мальчик пришел с коньюктивитом. У нашего сына было все в порядке. А вечером, когда я пришла за сыном, он встретил меня иначе. Обычно выбегал радостно, а тут сидел и моргал. У него беспрестанно дергались веки. На виске был какой-то синяк». Оказалось, что всем детям в группе закапали в глаза альбуцид – без уведомления и согласия родителей. «Ни воспитатель, ни медсестра без согласия врача не имеют права это делать, к тому же у нашего сына аллергия!» – говорит Ольга.
Родители в тот же вечер поехали к окулисту, но врач заметила, что ее помощь уже опоздала – нужен невролог: у ребенка дергалось веко, угол рта. К врачу мы обратились, малыш продолжал ходить в садик: мы проконсультировались в эти дни у невролога, и она сказала, что не нужно забирать ребенка из садика. Врач заметила, что у ребенка стресс, и не советовала вырывать его из привычной среды. Мы же не знали, что происходит в саду. Воспитатели нам улыбались. А он плакал, и поникший шел в сад», – рассказывает мама 4,5-летнего В.
А дальше события начали нарастать, как снежный ком. Мама позвонила медсестре в садик, но получила лишь гневную отповедь: сами, мол, следите за своим ребенком. Тогда женщина написала жалобу в СЭС и в Департамент образования. Нет, сначала-то Ольга сходила туда на устную беседу, но толку не было: «Мне инспектор сказала: да я вообще могу сказать, что я вас тут не видела». В жалобе мама мальчика попросила разобраться с ситуацией, почему в детском саду без предупреждения родителей могут закапать антибиотик, и почему при таких последствиях никто не понес ответственности, и попросила перевести ребенка в другой детский сад – тому были и медицинские основания: у В. патология почек. Департамент дал мальчику место в другом садике.
«Когда он пошел в другой, оздоровительный садик, я две недели ходила туда с ним. Он меня никуда не отпускал, чтобы я была в поле зрения. Он и в комнате дома уже один не оставался. А раньше такого не было, всегда был смелый мальчишка», – говорит Ольга.
Почему такое отношение к правам детей?
Юрист Ольга Садовская отмечает, что пример мальчика В. прекрасно характеризует нынешнее состояние правоохранительной системы и вообще общества, когда права детей почему-то легко попираются и совсем не защищаются. Воспитатели позволяют себе бесцеремонно обращаться с малышами, в школах учеников могут унизить, оскорбить и даже дойти до телесных наказаний. Полицейские не знают, что делать с такими «преступлениями» – да, такие случаи часто для стражей порядка воспринимаются как что-то не особо серьезное, как «правонарушение в кавычках», ведь следователи на протяжении восьми лет не знают, как подступиться к случаю мальчика В.
Кстати говоря, Ольга обращалась и к самым, казалось бы, важным людям в цепочке защиты прав детей. К уполномоченным по правам ребенка. Ольге помог предыдущий уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Игорь Михайлов, благодаря его участию было отменено несколько незаконных постановлений прокуратуры. Но затем Михайлова сменила Светлана Агапитова, а потом Ольга записалась на прием к Астахову.
Ей посочувствовали, но реальной помощи, как говорит Ольга, оказано так и не было. «Если мне нужно сочувствие, я могу выйти к бабушкам у подъезда. Я не восприняла этот институт серьезно. Я приглашала их посидеть просто хотя бы на заседание суда. Трижды звала их. Но они не приходили, ссылаясь на дела», – огорчается Ольга.
«В жалобе, которая была направлена в Европейский суд по правам человека, защита В. указывает на нарушение статей 3 и 13 Европейской конвенции о защите прав человека – на жестокое обращение и на отсутствие эффективного расследования. Сейчас жалоба коммуницирована. К лету можно ждать решения по ней», – поясняет Ольга Садовская, юрист «Комитета против пыток», представляющий интересы Ольги.
Виктор, супруг Ольги, не работает: в семье решили, что теперь работать будет жена, новоиспеченный юрист. А муж будет сидеть дома с сыном. «Сына теперь невозможно оставить одного – в помещении. На улице-то он спокойно играет сам. В закрытом же помещении у ребенка наступает паника», – говорит Ольга.
Мальчику В. сейчас 13 лет.
Ситуация первая. Родители через суд требуют принять в сад больного ребенка
В детском саду (ИП, работает как уход за детьми) ребенку во время тихого часа стало плохо, эпилептический припадок. Сотрудники сработали правильно: вызвали скорую помощь, родителей. Мама уверяла, что это впервые. Сначала собирались обследоваться, но все-таки пришли опять в сад. Воспитатель сказала, что такую ответственность на себя взять не может. Руководитель решила этому ребенку отказать.
Мама не возражала, но тут вмешался дедушка, который заявил, что отказывать не имеют права. Написал жалобу в Роспотребнадзор, а потом подал на ИП в суд. Защищал предпринимателя, к сожалению, не наш юрист. Дело в первой инстанции было проиграно.
Решение суда: выплатить 60 000 рублей истцу — отсутствие в саду в течение 2 месяцев плюс моральный ущерб (хотя в сад ребенок не ходил и сад, естественно, не оплачивали). Были, к сожалению, косяки юриста в том, как она вела дело, но самое основное – это ошибка самого предпринимателя при составлении договора.
Примеры нарушения прав в ДОУ
Существует несколько довольно типичных ситуаций нарушения прав ребенка при поступлении в детский сад. Например:
- ДОУ отказывает ребенку в возможности занять вакантное место из-за отсутствия необходимых прививок. Родители имеют право принимать самостоятельное решение в отношении здоровья своего ребенка, в частности, его прививания;
- ДОУ отказывает ребенку в поступлении из-за отсутствия прописки по месту жительства. Ребенок может поступить в детский сад даже на основании договора аренды квартиры в районе ДОУ. Ему не имеют право отказать в возможности посещать детское учреждение.
Отметим также возможные ситуации нарушения прав в ДОУ:
- грубое насильственное отношение воспитателя к ребенку, а также сарказм или крик в его сторону является одним из самых главных нарушений прав маленького гражданина. Педагог должен быть готов к разному поведению ребенка, должен быть подготовлен и иметь стремление работать с таким ребенком;
- недостаточное оснащение сада или несоответствие питания государственным нормам. Детский сад должен представлять предметы, которые понадобятся ребенку для удовлетворения своих бытовых нужд. Помещение должно быть чистым и безопасным;
- безразличие воспитателя к детям является неприемлемым. Дети должны быть под присмотром как на прогулке, так и в группе детского учреждения.